География морского транспорта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 11:51, реферат

Краткое описание

Средства морского транспорта под влиянием научно-технического прогресса непрерывно совершенствуются: растет грузоподъемность судов, их скорость, безопасность, методы погрузки и разгрузки за счет контейнеров и других инноваций, специализация по составу перевозимых грузов и т.д. Поэтому тоннаж и грузоподъемность мирового флота увеличивались медленнее, чем его грузооборот: растущий объем работы морских перевозок обеспечивается все меньшими суммарными мощностями флота.

Вложенные файлы: 1 файл

0056 География морского транспорта.doc

— 585.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

География мирового морского транспорта

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Морской транспорт в наибольшей степени способствовал развитию процессов интернационализации  хозяйственной жизни стран и регионов мира. Это проявляется в его особой роли в кооперировании производства, которое получает все большее значение. Концентрация потоков различных грузов в портах обусловила создание крупных промышленных производств (нефтеперерабатывающих, металлургических и др.). Посредством морского транспорта осуществляется подавляющая часть перевозок межрегиональных торговых грузов. Само функционирование морского транспорта потребовало установления международных правил судоходства, его защиты и безопасности.

Морской транспорт - важнейшая  и неотъемлемая часть мировой транспортной системы, охватывающей и объединяющей разделенные морями и океанами части света. Его производительность существенно больше, чем у других видов транспорта. Грузоподъемность морских судов далеко превосходит возможности железнодорожных составов. Естественные морские пути не требуют особых затрат на их содержание. Количество людей, занятых на самих транспортных средствах, невелико. В результате себестоимость перевозок грузов морским транспортом была и остается одной из самых низких на транспорте.

Средства морского транспорта под влиянием научно-технического прогресса непрерывно совершенствуются: растет грузоподъемность судов, их скорость, безопасность, методы погрузки и разгрузки за счет контейнеров и других инноваций, специализация по составу перевозимых грузов и т.д. Поэтому тоннаж и грузоподъемность мирового флота увеличивались медленнее, чем его грузооборот: растущий объем работы морских перевозок обеспечивается все меньшими суммарными мощностями флота.

Морской транспорт - "грузовик" мирового значения. На его долю приходится все еще более 3/5 грузооборота всех видов транспорта. Несмотря на конкуренцию трубопроводного транспорта, количество перевозимых морем грузов и общий грузооборот продолжают расти. Это обусловлено увеличивающейся специализацией отдельных стран в сфере материального производства, особенно в добыче и поставках на экспорт топлива и других видов сырьевых товаров. Территориальный разрыв между производителями этих товаров и их потребителями достигает 8- 10 тыс. км.

Государства Мира имеют определенную специализацию и производят один вид продукции и затем обменивают его на товар другой страны т.к. морской транспорт соединяет континенты, он самый дешевый, имеет большую грузоподъемность в связи с этим он приобрел первостепенное значение. Самые большие флоты принадлежат – Либерии, России, США, Норвегии, Великобритании, Италии и Франции. Самый большой грузооборот у Японии – свыше 1 000 морских портов. Самые крупные порты – Роттердам и Нью-Йорк, в Японии и Сингапуре. Многие корабли плавают под флагом Либерии и Панамы (удобные флаги) из-за льгот предоставляемых этим государствам. Морской транспорт зависит от грузоподъемности судов. Раньше корабли загружали 50 т, а сейчас 500 тонн. Панамский и Суэцкий канал сократили путь кораблей на тысячи километров. От работы морских проливов (Ла-Манш) 70 кораблей, 3 корабля в час. Морским транспортом перевозят все: зерно, руду, нефть, уголь, минеральные удобрения. Но морской транспорт создает экологическую проблему.

Целью работы является изучение географии мирового морского транспорта, в связи с чем ставятся следующие задачи:

  1. Определение значения морского транспорта,
  2. Изучение состава и структуры мирового морского флота,
  3. Определение значения мировых транспортных перевозок,
  4. Изучение современного состояния морского транспорта.

 

 

 

 

  1. ЗНАЧЕНИЕ МИРОВОГО МОРСКОГО ТРАНСПОРТА

 

 

1.1 Мировой транспорт как часть мировой транспортной системы

 

 

Влияние транспорта на жизнь  отдельного государства разнообразно и многопланово. Транспорт способствует прогрессивным географическим и структурным сдвигам в размещении производства и населения, росту производительности труда, повышенного уровня жизни населения. Обеспечивая международное разделение труда, массовый туризм и культурный обмен, транспорт вызывает крупные изменения в мировой экономике, культуре и международных отношениях.

С помощью транспорта углубляется специализация и  расширяется кооперирование промышленного  и сельскохозяйственного производства в национальном и международном  масштабах, укрепляется экономическое  положение государства в целом.

Транспорт является основой  географического разделения труда. Объем и структура транспортных перевозок, как правило, отражают уровень  и структуру экономики, а география  транспортной сети и грузопотоков - размещение производительных сил. Транспорт и сам активно воздействует на это размещение, способствуя специализации и кооперированию предприятий, отраслей, районов и стран. Без него было бы невозможно преодоление территориального разрыва между производством и потреблением товаров и услуг, да и общение людей[2, c.56].

Все пути сообщения, транспортные предприятия и транспортные средства в совокупности образуют мировую транспортную сеть. Масштабы ее очень велики.

Таблица 1. Мировая транспортная сеть.

Виды путей  сообщения

Длина, тысяч  километров

 

1950 год

1980 год

1990 год

2000 год

Железные дороги

1320

1340

1248

1210

 в т.ч. электрофицированные 

60

125

164

193

Автодороги

15540

19700

22300

23600

 в т.ч. с твердым  покрытием

7645

12150

16000

20000

Судоходные реки и  каналы

560

525

540

544

Нефте- и продуктопроводы

175

395

520

600

Магистральные газопроводы

186

545

760

900

Воздушные пути

3300

5510

6900

7900


Все виды транспорта группируются не только по значению и уровню развития, но и по географическим сферам их применения. В этом случае выделяют сухопутный (наземный), водный и воздушный транспорт.

 

Таблица 2. Структура перевозок мировой транспортной системы.

Вид транспорта

Грузооборот, %

Пассажирооборот, %

 

1950 год

2000 год

1950 год

2000 год

Железнодорожный

30,8

16,0

25,6

11,2

Автомобильный

7,5

8,3

74,1

79,9

  в т.ч. легковой

-

-

56,8

60,1

Внутренний водный

5,6

2,7

0,6

0,4

Морской

51,9

62,1

0,8

0,3

Нефтяной трубопроводный

3,1

7,2

-

-

Газопроводный

1,1

3,6

-

-

Воздушный

0,1

0,1

1,2

8,2

Всего

6,88 трлн т·км

45,7 трлн т·км

2,5 трлн пасс·км

16,1 трлн пасс·км


 

Для наглядности построим диаграмму (рис. 1), характеризующую доля грузооборота морского транспорта в общем объёме транспорта.

 

Рисунок 1. Доля грузооборота морского транспорта на 2000 г.

 

 

1.2 История возникновения морского транспорта

 

 

Человек всегда стремился  в море. Оно влекло его своими тайнами, некоторые из которых не разгаданы до сих пор.

Первым плавающим средством  человека было бревно, обрубленное  от сучьев. Но на нем далеко не уплывешь - так человек додумался выдолбить бревно, сесть в него и грести веслами - вот отличный способ передвижения по воде. Однако сил постоянно грести не хватало, и вот появился парус, этот верный помошник в движении кораблю при попутном ветре. Так появились первые парусные суда, на севере называемые кочами. Но ветер - помошник ненадежный: весла еще долго оставались неотемлемой частью судов, как например, на триремах и дракарах (последняя картинка в верхнем ряду и первая во втором).

Позже, в средних веках наступила  эра Великих Географических открытий. Люди научились строить достаточно большие суда, способные выдержать дальние плавания. Первым таким путешествием через океан оказалось знаменитое плавние Колумба в 1492 году на трех каравеллах "Санта-Мария", "Пинта" и "Нинья", в результате которого был открыт новый материк - Америка, который, впрочем, сам открыватель до самой смерти считал Индией. Вторым крупным плаванием было путешествие Васко да Гамы вокруг Африки через Индийский океан до настоящей Индии. В 1513 году Бальбоа открыл новый, Южный, океан. Но где он начинается и как далеко простилается на юг никто не знал. В 1518 году португалец Фернан Магеллан предлагает проект достижения островов пряностей через запад испанскому правительству. 1519 год стал первым из четырех лет кругосветного плаванья для 265 человек, из которых на родину вернутся лишь 18. Глава экспедиции также погиб около Молуккских островов. Оставшуюся часть команды на одном уцелевшем из пяти вышедших из Испании корабле возглавил штурман Хуан Себастьян Элькано. Ему был дарован герб и пенсия, а заслуги Магеллана долго не признавались. Как и все открытия совершались из-за наживы, Френсис Дрейк, будучи пиратом и спасаясь от испанцев, открыл пролив, названный его именем в 1578 году.

Позже, через 190 лет в свое первое из трех плаваний отправился Джеймс Кук. Этот человек перекроил карту южного полушария, открыв Австралию, первый раз был послан английским правительством с формальной целью астрономических наблюдений и реальной - найти Terra Australis Incognita (Неизвестная Южная Земля). Попутно он установил, что Новая Зеландия - это два разных острова, исследовал восточное побережье нового материка - Австралии. Вторая экспедиция нацелена на исследование неведомого южного материка (ныне называющимся Антарктидой). Кук не смог пробиться через плавучие льды. Он пересек первым южный полярный круг. Он посчитал, что дальше на юг материка нет. Во время последней своей экспдиции Кук был убит на Гавайских островах. Существование Южного материка доказали Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен и Михаил Петрович Лазарев, которые в 1819-1820 годах достигли льдов Антарктиды на шлюпах "Восток" и "Мирный"[8, c. 63].

Эра Великих Географических открытий прошла под хлопот полощущихся парусов, и на смену этому традиционному  двигателю пришел новый - паровая  машина.

 

 

Первые пароходы были неуклюжи и не могли соревноваться  даже с каретой. Но машины все совершенствовались, и постепенно они начали выходить из рек в открытое море, сравнявшись по скорости с самыми быстрыми парусниками - чайными клипперами, способными за 100 дней пройти расстояние от Китая до Лондона вокруг мыса Доброй Надежды. Клиппера погубила эра пара - параходы везли груз с той-же скоростью, однако гораздо меньше зависели от ветра и погоды, чем парусники. В добавок, Суэцкий канал позволил с 1869 года сократить расстояние между Англией и Китаем на треть. Однако и сегодня парусники используются для обучения морских курсантов, например, четырехмачтовый барк "Товарищ"(последий во втором ряду парусников).

С середины XIX века по начало XX люди стремились к "самому-самому": в 1858 году был построен самый крупный  корабль XIX века - "Грейт-Истерн" (4 в ряду пароходов) водоизмещением 27400 тонн, самый быстрый паровой катер (5 в ряду пароходов), развивавший скорость в 50 км/ч - очень быструю по тем временам. В 1912 году погиб в первом же рейсе знаменитый "Титаник". Из его 2227 пассажиров спаслись лишь 705, в том числе и один из хозяев гиганта - Брюс Исмей. С этих пор на любом судне каждому пассажиру найдется место в шлюпке. Ко Второй Мировой войне появились новые виды двигателей: паровая турбина и дизельная установка, и пароходы постепенно сошли с мировой арены.

 

 

1.3 Экологические  проблемы, связанные с использованием морского транспорта

 

Проблемой от всех отраслей транспорта, и в частности от морского транспорта, является их негативое  воздействие на окружающую среду.

Несмотря на развитый научно-технический процесс, морские  и речные суда продолжают гибнуть в различных районах мирового океана, подвергая опасности жизни людей, грозя экологическими катастрофами. Из недавних сообщений: 1февраля 2006 г. в районе Севастополя сел на мель танкер "Южный". Та же участь постигла и турецкий сухогруз "Денизсан – 1", который около двух месяцев тому назад во время выхода из Днестровского лимана сел на мель. Совсем недавно в водах Черного моря российский сухогруз типа "река-море" разломался на две части при шторме недалеко от пролива Босфор при выходе из него. Не хватит места в этой работе, чтоб перечислить все трагедии, которые совершаются на наших глазах.

 

Рисунок 2. Карта нефтяного загрязнения

 

 

1.4 Динамика  объёмов  структура грузооборота

 

Во второй половине ХХ в. развитию морского транспорта способствовали формирование очень большого территориального разрыва между районами производства и потребления, увеличение зависимости  большинства экономически развитых стран от заморских поставок топлива и сырья, а также от сбыта своей продукции. Достаточно сказать, что в Великобритании и Японии морской транспорт обслуживает 98% всех внешнеторговых перевозок, в США — 90%. Неудивительно, что в целом в мире судоходство обеспечивает транспортными услугами примерно 80% международных экономических связей. По путям морской торговли ежегодно перевозят товары стоимостью более 1,5 млрд долл. А в суммарном мировом грузообороте доля морского транспорта составляет 62%[4, c. 56].

 

Таблица 3. Динамика грузооборота и объема перевозок морского транспорта во второй половине ХХ в.

Год

Грузооборот, млрд т•км

Объем перевозок, млн т

1950

3 570

550

1960

7 500

1 110

1970

18 145

2 480

1975

23 300

3 050

1980

32 160

3 650

1985

27 500

3 190

1990

28 100

4 000

1995

29 015

4 650

2000

31 000

5 100

Информация о работе География морского транспорта