Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 21:13, задача
Менеджер по грузоперевозкам должен определить, какой вид транспорта – автомобильный или железнодорожный – выбрать для доставки комплектующих с завода, расположенного в городе Череповец, на предприятие окончательной сборки, размещенное в Нижнем Новгороде. Потребности производства составляют 150 комплектов в месяц. Цена комплекта – 50 тыс. рублей. Затраты на содержание запасов составляют 20% в год от их стоимости. Характеристики поставок железнодорожным и автомобильным видами транспорта приведены в таблице.
Задачи по логистике.
Задача 1. Менеджер по грузоперевозкам должен определить, какой вид транспорта – автомобильный или железнодорожный – выбрать для доставки комплектующих с завода, расположенного в городе Череповец, на предприятие окончательной сборки, размещенное в Нижнем Новгороде. Потребности производства составляют 150 комплектов в месяц. Цена комплекта – 50 тыс. рублей. Затраты на содержание запасов составляют 20% в год от их стоимости. Характеристики поставок железнодорожным и автомобильным видами транспорта приведены в таблице.
Вид транспорта |
Транспортный тариф, руб./комплект |
Размер поставки, комплектов |
Длительность поставки, дней |
Железнодорожный |
400 |
80 |
5 |
Автомобильный |
700 |
25 |
3 |
Решение.
Рассчитаем общие годовые затраты для
двух видов транспорта и выберем для доставки
комплектующих тот вид транспорта, по
которому общие затраты окажутся меньше.
Общие годовые затраты по видам транспорта
включают:
- затраты на транспортировку (транспортный
тариф * годовая потребность в комплектующих
изделиях);
- затраты на запасы
заводов комплектующих изделий (доля
годовых затрат на содержание запасов
* цена комплекта * средняя величина запасов);
- затраты на запасы
сборочного предприятия – соответствуют
запасам заводов производства комплектующих;
- затраты на запасы
в пути (затраты на содержание 1 комплекта
в день * размер поставки * длительность
поставки * количество поставок в году).
Средняя величина запасов может быть оценена
в половину максимального запаса. Если
размер поставки равен Q комплектов, то
максимальная величина запаса на заводе
комплектующих также равна Q. Эта же величина
составит максимальный запас и на сборочном
предприятии. Значит средняя величина
запасов = Q/2.
Количество поставок в году = годовая потребность
в комплектующих / размер поставки.
Сведем результаты расчетов в таблицу.
Вид затрат |
Железнодорожный транспорт, руб./год |
Автомобильный транспорт, руб./год |
Итого: |
1 766 575,34 |
1 657 945,21 |
Затраты на транспортировку |
400*150*12 = 720 000 |
700*150*12 = 1 260 000 |
Затраты на запасы заводов комплектующих изделий |
0,2*50000*80/2 = 400 000 |
0,2*50000*25/2 = 125 000 |
Затраты на запасы сборочного предприятия |
0,2*50000*80/2 = 400 000 |
0,2*50000*25/2 = 125 000 |
Затраты на запасы в пути |
(0,2*50000/365)*80*5*150*12/80 = 246 575,34 |
(0,2*50000/365)*25*3*150*12/25 = 147 945,21 |
Получили, что
годовые общие затраты на транспортировку
и содержание запасов меньше в
случае автомобильного транспорта по
сравнению с железнодорожным. Экономия
составит около 109 тыс. руб. в год.
Ответ: выгоднее доставлять комплектующие
автомобильным транспортом.
Задача 2. Принять решение по выбору
поставщика ТМЦ, если их поставляют на
предприятие три фирмы (А, Б и С), производящие
одинаковую продукцию, одинакового качества.
Характеристики фирм следующие:
- удаленность от предприятия: А – 236 км,
Б – 195 км, С – 221 км;
- разгрузка: А и С – механизированная,
Б – ручная;
- время выгрузки: при механизированной
разгрузке – 1 час 30 мин., при ручной –
4 часа 30 мин.;
- транспортный тариф: до 200 км – 0,9 тыс.руб./км,
от 200 до 300 км – 0,8 тыс.руб./км;
- часовая тарифная ставка рабочего, осуществляющего
разгрузку – 450 руб./час.
Решение задачи. Выбор поставщика будем осуществлять по критерию минимальности суммарных затрат, так как качество продукции одинаково, а другие данные нам не известны. По приведенным характеристикам фирм можно определить только затраты на транспортировку и затраты на разгрузку транспортного средства. Очень странно, что продукцию от поставщика Б можно выгрузить только вручную …
Определим затраты
на транспортировку. Они равны произведению транспортного тарифа
и расстояния до поставщика.
А: 0,8 тыс.руб./км * 236 км = 188 800 руб.
Б: 0,9 тыс.руб./км * 195 км = 175 500 руб.
С: 0,8 тыс.руб./км * 221 км = 176 800 руб.
Затраты на разгрузку
= время выгрузки * тарифная ставка рабочего.
А: 1,5 час. * 450 руб./час. = 675 руб.
Б: 4,5 час. * 450 руб./час. = 2 025 руб.
С: 1,5 час. * 450 руб./час. = 675 руб.
Занесем результаты расчетов в таблицу.
Критерий |
А |
Б |
С |
Суммарные затраты, руб. |
189 475 |
177 525 |
177 475 |
Затраты на транспортировку, руб. |
188 800 |
175 500 |
176 800 |
Затраты на разгрузку, руб. |
675 |
2 025 |
675 |
Как видно из
таблицы, минимальные суммарные
затраты соответствуют
Но лучше бы перейти на механизированную разгрузку и работать с поставщиком Б. Это будет дешевле.
Задача 3. Небольшой продовольственный
магазин продает свежие овощи и фрукты,
которые он закупает у местного фермера.
В сезон поспевания клубники спрос на
нее приближен к нормальному распределению
со средним значением 40 кварт в день и
стандартным отклонением 6 кварт в день.
Стоимость избыточного запаса – 35 центов
за кварту. Ежедневно магазин заказывает
49 кварт свежей клубники.
а) Каковы будут возможные убытки от нехватки
запасов (на одну кварту)?
б) Почему они находятся в разумных пределах?
Решение задачи
Оптимальный уровень запасов с учетом
изменяющегося спроса и ежедневного пополнения
запаса определяется по формуле:
Qo = d + z∙s,
где d – средний спрос
в день;
z – число стандартных
отклонений, определяемое уровнем обслуживания;
s – стандартное
отклонение спроса.
Магазин ежедневно заказывает Qo = 49 кварт клубники,
значит можно найти число стандартных
отклонений z.
z = (Qo – d)/s = (49
– 40)/6 = 1,5.
По таблице значений
функции стандартного нормального распределения найдем уровень обслуживания,
соответствующий найденному значению
z. Для z = 1,5 уровень обслуживания равен
93,32%. С другой стороны уровень обслуживания может
быть найден по формуле:
Уровень обслуживания
(SL) = Снехв/(Снехв + Сизбыт),
где Снехв – убытки
от нехватки запасов, на единицу запаса;
Сизбыт – издержки,
связанные с избыточным запасом, на единицу
запаса.
Выразим из последней формулы Снехв:
Снехв = SL∙Сизбыт/(1
– SL) = 0,9332∙35/(1 – 0,9332) = 489 центов за кварту.
Ответ
Т.о., возможные убытки от нехватки запасов составят 489 центов на одну кварту. Другими словами, это нереализованная прибыль за кварту клубники. Эти убытки значительно больше издержек, связанных с избыточным запасом. Магазину не выгодна ситуация с нехваткой товара. Именно поэтому магазин ежедневно заказывает 49 кварт свежей клубники, что превышает средний ежедневный спрос на нее.
Задача 4. Служба логистики мебельного предприятия было проведено исследование рынка лесоматериалов. В результате были отобраны три наиболее привлекательных поставщика.
Оценка поставщиков проводилась по 10-балльной шкале по семи критериям:
I – своевременность поставок;
II – качество поставляемого товара;
III – условия платежа (наличный, безналичный расчет, векселя и т.п.);
IV – финансовое состояние поставщика;
V – ценовой фактор;
VI – сохранность груза;
VII – возможность внеплановых поставок.
Результатом
отбора и веса частных
представлены в таблице
Критерий |
Удельный Вес критерия |
Поставщики
B
C | |||||||
I |
0,15 |
8 |
7 |
9 | |||||
II |
0,13 |
6 |
6 |
10 | |||||
III |
0,08 |
9 |
9 |
5 | |||||
IV |
0,15 |
7 |
8 |
6 | |||||
V |
0,20 |
8 |
7 |
8 | |||||
VI |
0,12 |
10 |
6 |
9 | |||||
VII |
0,17 |
7 |
8 |
7 |
Необходимо с помощью экспертного метода принять решение о заключении договора с одним из трех поставщиков.
Решение. Построим взвешенную оценку поставщиков в таблице.
Балльная оценка ni |
Взвешенная
оценка | ||||||
Критерий |
Удельный Вес критерия |
B |
C |
H |
B |
C |
H |
I |
0,15 |
7 |
8 |
8 |
1,2 |
1,05 |
1,35 |
II |
0,13 |
8 |
6 |
9 |
0,78 |
0,78 |
1,3 |
III |
0,08 |
6 |
9 |
8 |
0,72 |
0,72 |
0,4 |
IV |
0,15 |
9 |
7 |
6 |
1,05 |
1.2 |
0,9 |
V |
0,20 |
10 |
8 |
7 |
1,6 |
1,4 |
1,6 |
VI |
0,12 |
7 |
10 |
9 |
1,2 |
0,72 |
1,08 |
VII |
0,17 |
6 |
7 |
10 |
1,19 |
1,36 |
1,19 |
- |
- |
- |
- |
- |
7,74 |
7,23 |
7,82 |
Ответ.
Следует выбрать поставщика Н, так как он обладает наибольшей взвешенной оценкой.
Задача 5.
Специалисты отдела логистики ВАЗ определили, что для выполнения плана-графика производства им необходимо закупить 240000 передних фар (120000 правых и 120000 левых). Стоимость поставки одной фары в среднем 20 руб., цена одной фары-100 руб., стоимость содержания запасов на складе в среднем равна 5% их стоимости. Определите оптимальный размер заказа
Решение
EOQ=√(2•240'000•20/(100•0.05))
.
Задача 6
Имеются 2 фирмы (А и В), производящие одинаковую продукцию, одинакового качества. Обе фирмы известны и надежны. Недостаток фирмы А заключается в том, что она расположена от потребителя на 200 км дальше, чем фирма В (расстояние до фирмы А - 500 км , до фирмы В - 300 км ). С другой стороны, товар, поставляемый фирмой А пакетирован на поддоне и подлежит механизированной разгрузке. Фирма В поставляет товар в коробках, которые необходимо выгружать вручную. Тариф на перевозку груза на расстояние 500 км - 0,5 условных денежных единиц за километр (уде/км). При перевозке груза на расстояние 300 км тарифная ставка выше и составляет 0,7 уде/км.
Расчет совокупных расходов связанных с поставкой товаров
Наименование показателя |
Фирма А |
Фирма В |
Транспортные расходы |
0,5уде/км х 500км= =250уде |
0,7уде/км х 300км= =210уде |
Расходы на разгрузочные работы |
6уде/час х 0,5час= =3уде |
6уде/час х 10час= =60уде |
Всего расходов |
253 уде |
270 уде |
Время выгрузки пакетированного груза - 30 минут, непакетированного - 10 часов. Часовая ставка рабочего на участке разгрузки - 6 уде.
Если принять во внимание
лишь транспортные расходы, то предпочтение
следует отдать фирме В. Однако с
учетом стоимости погрузочно-
Ответ. Таким образом, при прочих равных условиях продукцию выгоднее закупать у поставщика А, поскольку это дает экономию в сумме 17 уде в расчете на одну поставку.