История логистики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 17:06, реферат

Краткое описание

Объектом изучения новой научной и учебной дисциплины "логистика" являются материальные и связанные с ними информационные потоки. Актуальность дисциплины и резко возрастающий интерес к ее изучению обусловлены потенциальными возможностями повышения эффективности функционирования материалопроводящих систем, которые открывает использование логистического подхода. Логистика позволяет существенно сократить временной интервал между приобретением сырья и полуфабрикатов и поставкой готового продукта потребителю, способствует резкому сокращению материальных запасов.

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 88.88 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

 

Объектом изучения новой  научной и учебной дисциплины "логистика" являются материальные и связанные с ними информационные потоки. Актуальность дисциплины и резко возрастающий интерес к ее изучению обусловлены потенциальными возможностями повышения эффективности функционирования материалопроводящих систем, которые открывает использование логистического подхода. Логистика позволяет существенно сократить временной интервал между приобретением сырья и полуфабрикатов и поставкой готового продукта потребителю, способствует резкому сокращению материальных запасов.

Применение логистики  ускоряет процесс получения информации, повышает уровень сервиса. Деятельность в области логистики многогранна. Она включает управление транспортом, складским хозяйством, запасами, кадрами, организацию информационных систем, коммерческую деятельность и многое другое. Каждая из перечисленных функций глубоко изучена и описана в соответствующей отраслевой дисциплине. Принципиальная новизна логистического подхода — органичная взаимная связь, интеграция вышеперечисленных областей в единую материалопроводящую систему. Цель логистического подхода—сквозное управление материальными потоками. К концу 20 века логистическая наука выступает как дисциплина, включающая в себя закупочную или снабженческую логистику, логистику производственных процессов, сбытовую или распределительную логистику, транспортную логистику, информационную или компьютерную логистику и ряд других. Каждая из перечисленных областей деятельности человека достаточно изучена и описана в соответствующей литературе; новизна же самого логистического подхода заключается в интеграции перечисленных, а также и областей деятельности с целью достижения желаемого результата с минимальными затратами времени и ресурсов путем оптимального сквозного управления материальными и информационными потоками.

 

1 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЛОГИСТИКИ

 

Термин "логистика", известный  до недавнего времени лишь узкому кругу специалистов, получает сегодня  широкое распространение. Основная причина этого явления заключается  в том, что понятие начало использоваться в экономике. Появление термина  «логистика» в экономике нельзя назвать случайным. В течение веков это слово использовалось в различных областях: военном искусстве, практическом счетоводстве, при распределении продуктов, сборе налогов, математической. Несмотря на то, что термин использовался специалистами в таких несхожих сферах жизни деятельности человека, объединяло их общее начало – необходимость точности и согласованности в действиях.

Первые упоминания о логистике  можно найти еще у древних  афинян. Представителей контрольной  палаты (главных контролеров) всех общественных касс, называли логистами. В их обязанности  было вменено осуществлять контроль над финансами и давать увольнение заканчивающим службу магистратам . До 1600 года логистикой так же называли практическое счетоводство, в противоположность арифметике ( науке о числах). В 1591 году было введено (Вьета) выражение Logistica numerosa, используемое для числового счета, и Logistica speciosa для буквенного исчисления . Позднее данные названия вышли из употребления.

Еще одно использование слова «логистика»  относится к математической логике. В этом значении впервые термин был  закреплен немецким математиком  Готфридом Лейбницем. Официально математическая логика стала называться логистикой после философского конгресса 1904 года в Женеве.

Но самое широкое распространение  термин нашел в военной области. Уже в IX веке н.э. в Византии логистика  занимается организацией согласованной  работы тыла и действующей армии  по обеспечению ее всем необходимым. От успеха логистики во многом зависели победы военных, и практические подходы  к организации и управлению снабжением войск, транспортным обслуживанием, дислокацией. Как область в военной науки логистика сформировалась только в середине 19 века. Получив развитие сразу в двух направлениях: как наука об организации походных движений ( Жомини) и как техническая часть сражений (Рюстов) [1]. Сегодня термин логистика, применительно к военной науке, в большинстве стран считается устаревшим, хотя в США до сих пор используется, применительно к материально-техническому обеспечению вооруженных сил.

К настоящему моменту логистику  можно определить как интегрированный  процесс, призванный содействовать  созданию потребительной стоимости  с наименьшими общими издержками. Удовлетворяя запросы потребителей, и способствуя более эффективному управлению производственной деятельностью и маркетингом, данный подход дал новое звучание термину логистика.

 

2 ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЛОГИСТИКИ

 

В современной экономике выделяют три этапа совершенствования логистики.

Первый этап — 60-е гг., характеризуется использованием логистического подхода для управления материальными потоками в сфере обращения. В этот период начинает приходить понимание двух ключевых положений:

- существующие как бы отдельно потоки материалов в производстве, хранении и транспортировании могут быть взаимоувязаны единой системой управления.

-интеграция отдельных функций физического распределения материалов может дать существенный экономический эффект.

Задачи оптимизации физического  распределения решались и прежде. Например, оптимизация частоты и  размера поставляемых партий, оптимизация  размещения и функционирования складов, оптимизация транспортных маршрутов  и графиков и т. п. Однако традиционно  эти задачи решались обособленно, что  в принципе не могло обеспечить системного эффекта, и поэтому в фирмах зачастую не  придавалось должного значения решению этих задач. Специфика логистического подхода, как уже отмечалось, заключается в совместном решении задач по управлению материальными потоками, например, совместное решение задач организации работы складского хозяйства и  связанного с ним транспорта.

На первом этапе развития логистики транспорт и склад, прежде связанные лишь операцией  погрузки или разгрузки, приобретают  тесные взаимные связи. Они начинают работать на один экономический результат  по единому графику и по единой согласованной технологии. Тара, в  которой отгружается груз, выбирается с учетом применяемого транспорта в  свою очередь, характеристики перевозимого груза определяют выбор транспорта. Совместно решаются  и другие задачи по организации транспортно-складского процесса. Графически степень логистической интеграции участников процесса продвижения материального потока к  конечному потребителю на первом этапе развития логистики представлена на рис. 6. 

 

         Следует отметить, что совместное решение отдельных задач по управлению материальными потока и намного сложнее их обособленного решения. Здесь зачастую требуются иные методы, а также иная подготовка специалистов.

Второй этап в развитии логистики приходится на 80-е гг. ХХ в. В этот период интеграционная основа логистики расширилась и стала охватывать производственный процесс.

С точки зрения развития логистики 80-е гг. характеризуются  следующим:

          -быстрый рост стоимости физического распределения;

- рост профессионализма менеджеров, осуществляющих управление логистическими процессами;

- долгосрочное планирование в области логистики;

- широкое использование компьютеров для сбора информации и контроля за логистическими процессами;

- централизация физического распределения;

- резкое сокращение запасов в материалопроводящих цепях;

- четкое определение действительных издержек распределения;

- определение и осуществление мер по уменьшению стоимости продвижения материального потока до конечного потребителя.

Графически глубина логистической интеграции, достигнутая в 80-е гг., представлена на рис. 7.

Здесь, как видим, к взаимодействию складирования и транспортирования  начинает подключаться планирование производства. Это позволило сократить запасы, повысить качество обслуживания покупателей  за счет своевременного выполнения заказов, улучшить использование оборудования.

Третий этап относится к настоящему времени и характеризуется следующим:

-  появляются фундаментальные изменения в организации и управлении рыночными процессами во всей мировой экономике;

- современные коммуникационные технологии, обеспечивающие быстрое прохождение материальных и информационных потоков, позволяют осуществлять мониторинг всех фаз движения продукта: от первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя;

- развиваются отрасли, занятые оказанием услуг в сфере логистики;

- концепция логистики, ключевым положением которой является необходимость интеграции, начинает признаваться большинством участников цепей снабжения, производства и распределения;

- совокупность материалопроводящих субъектов приобретает целостный характер (рис. 8).

 

 

 

3 ВЗАИМОДЕСТВИЕ ЛОГИСТИКИ  С ДРУГИМИ НАУКАМИ И СФЕРАМИ  ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

С учетом развития и взаимного  влияния философии, экологии, маркетинга, менеджмента, этики, эстетики, логистики  в настоящее время сложилась  достаточно сложная система взаимодействия человека, фирмы, общества и природы. На рис. 1 представлена схема взаимодействия человека, фирмы, общества и природы, опубликованная в работе.

В материалах научной публикации рассматривается случай, когда человек  представлен только как сотрудник  предпринимательской фирмы, главный  компонент ее внутренней среды, ведущий  агент производственного процесса, но в системе экономических отношений  человек (семейная ячейка, домашнее хозяйство) также рассматривается и как  главный конечный потребитель товарной продукции, имеющий желание наиболее полно удовлетворить разнообразный  ассортимент своих потребностей.

Человека можно представить  “двуликим Янусом”, одна половина которого выступает как поставщик  трудового ресурса, интеллектуального  потенциала предпринимательского таланта, стремящегося продать свое рабочее  время по наивысшей ставке, а вторая половина – как потребитель, желающий наиболее полно удовлетворить свои потребности при оптимальном сочетании “цена – качество”.

Рис. 1. Схема взаимодействия человека, фирмы, общества и природы

Поэтому в каждом человеке постоянно идет борьба этих двух составляющих его частей (потребителя и производителя), и ему приходится постоянно принимать  решения среди альтернативных вариантов, выбирая для удовлетворения что-то одно и в то же время пренебрегать чем-то другим.

Личностный, интеллектуальный уровень развития человека определяет степень эффективности его труда  и соответственно доходов, с одной  стороны, а с другой – ассортимент и размеры удовлетворенных потребностей. Динамика развития человека как личности определяет динамику развития общества.

Фирма (предприятие) выступает в представленной схеме  как основное функциональное звено  рыночной экономики, но любое предприятие, как и человек, тоже “двулико”, поскольку, с одной стороны, оно выступает как потребитель ресурсов и вынуждено покупать их при оптимальном сочетании цена – качество, а с другой стороны, производить товарную продукцию, пользующуюся спросом, при эффективном сочетании ее количества, ассортимента и цены за единицу товара с целью комплексной минимизации издержек и максимизации прибыли от реализации, а также учитывать требования государственных органов к природопользованию, поддержанию экологического баланса, соблюдать нормы безопасности труда, гигиены, санитарной и пожарной безопасности.

Природа на схеме рис. 1 определяется как нерукотворный окружающий мир, из которого человек и фирмы (предприятия), общество в целом черпают возобновляемые и невозобновляемые материальные ресурсы, нарушают экологический баланс своей производственной деятельностью и соответственно общество получает природные катаклизмы, потерю полезных ископаемых, растительных и животных ресурсов, плодородных земель, незагрязненных водных акваторий, здоровья и т.д. Поэтому государство должно осуществлять контроль за рациональным природопользованием как юридических, так и физических лиц.

Под обществом на этом же рисунке понимается совокупная окружающая среда фирмы: поставщики сырья, материалов, топлива, энергии, разнообразных услуг, покупатели ее продукции, контролирующие и регулирующие правительственные, федеральные, муниципальные и общественные организации, конкуренты, банки, биржи  и т.д.

Следует отметить, что это  сложная, многомерная, динамическая структура, функционирующая и развивающаяся  во времени и пространстве.

Уровень цивилизованного  развития любого общества определяется направлением, динамикой развития и  степенью использования в нем  мировых достижений передовой мысли  в области философии, математики, экологии, этики, эстетики, маркетинга, менеджмента, логистики и других наук.

Информация о работе История логистики