Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 17:58, реферат
Одна из основных в закупочной логистике – проблема выбора поставщика. Важность ее объясняется не только тем, что на современном рынке функционирует большое количество поставщиков одинаковых материальных ресурсов, но главным образом тем, что поставщик должен быть надежным партнером товаропроизводителя в реализации его логистической стратегии.
Анализ поставщиков конкретного вида (ассортимента) материальных ресурсов и их последующий выбор должны соответствовать определенному набору критериев. Оценка критериев, а также их ранжирование осуществляются высшим менеджментом фирмы-производителя, исходя из стратегических и тактических целей бизнеса.
Особенности выбора поставщика материальных ресурсов
Одна из основных в закупочной логистике – проблема выбора поставщика. Важность ее объясняется не только тем, что на современном рынке функционирует большое количество поставщиков одинаковых материальных ресурсов, но главным образом тем, что поставщик должен быть надежным партнером товаропроизводителя в реализации его логистической стратегии.
Анализ поставщиков конкретного вида (ассортимента) материальных ресурсов и их последующий выбор должны соответствовать определенному набору критериев. Оценка критериев, а также их ранжирование осуществляются высшим менеджментом фирмы-производителя, исходя из стратегических и тактических целей бизнеса. К числу важнейших критериев выбора поставщика относятся: качество поставляемых материальных ресурсов и сервиса, надежность поставок, финансовые условия, возможности (способности) удовлетворить требования фирмы-производителя, расположение (дислокация), сопутствующий сервис, ценовой фактор и др.
Следующий этап решения задача выбора поставщика заключается в оценке поставщиков по намеченным критериям. При этом вес того или иного критерия в общей их совокупности определяется экспертным путем. Рейтинг определяется суммированием произведений веса критерия на его оценку для данного поставщика. Рассчитывая рейтинг разных поставщиков и сравнивая полученные результаты, определяют наилучшего партнера.
Иногда для
расчета рейтинга может использоваться
система оценок, при которой более
высокий рейтинг
Пример 1. В течение первых двух кварталов после открытия торгового центра фирма получала товары А и В от двух поставщиков - № 1 и 2. На основании данных о работе фирмы с поставщиками (табл. 1 – 3) необходимо принять решение о продлении договорных отношений с одним из них.
Таблица 1 - Динамика цен на поставляемые товары
Поставщик |
Объем поставки, ед./квартал |
Цена за 1 ед., у. д. е. | ||||||
I квартал |
II квартал |
I квартал |
II квартал | |||||
товар А |
товар В |
товар А |
товар В |
товар А |
товар В |
товар А |
товар В | |
№1 |
2200 |
1100 |
1320 |
1320 |
11 |
6 |
12 |
7 |
№2 |
9900 |
6600 |
7700 |
11000 |
10 |
4 |
11 |
7 |
Таблица 2 – Динамика поставки товаров ненадлежащего качества
Квартал |
Количество товара ненадлежащего качества, поставленного в течение квартала, ед. | |
поставщик № 1 |
поставщик № 2 | |
I |
83 |
330 |
II |
132 |
468 |
Таблица 3 – Динамика нарушений установленных сроков поставки
Поставщик № 1 |
Поставщик № 2 | ||||
квартал |
количество поставок, ед. |
всего опозданий, дн. |
квартал |
количество поставок, сд. |
всего опозданий, дн. |
I |
12 |
31 |
I |
12 |
48 |
II |
11 |
39 |
II |
15 |
38 |
В качестве критериев оценки используется цена, качество поставляемых товаров и надежность поставки. Экспертным путем был определен вес критериев – 0,45; 0,35 и 0,2 соответственно.
Решение. Расчет рейтинга поставщика включает следующие этапы.
1. Расчет средневзвешенного темпа роста цен (показатель цены).
Для оценки поставщика по первому критерию (цена) рассчитывается средневзвешенный темп роста цен ( ) на поставляемые им товары:
где Tцi – темп роста цены на i-ю разновидность товара;
di – доля i-й разновидности товара в общем объеме поставок текущего периода;
n - количество поставляемых разновидностей товаров.
Темп роста цены на i-ю разновидность поставляемого товара рассчитывается по формуле
где , – цена i-й разновидности товара в текущем и предшествующем периодах соответственно.
Доля i-й разновидности товара в общем объеме поставок рассчитывается по формуле
где – сумма, на которую поставлен товар i-й разновидности в текущем периоде, руб.
– объем товара i-и разновидности в текущем периоде, ед.
Проведем расчеты в соответствии с приведенными выше формулами и результаты расчетов сведем в табл. 4.
Таблица 4 – Расчет средневзвешенного темпа роста цен
Показатель |
Поставщик | |
№ 1 |
№2 | |
pA· qA |
1320·12 = 15840 |
7700·11=84700 |
PB· qB |
1320·7 =9240 |
11000·7=77000 |
dA |
||
dB |
||
109,1·0.63+116.7·0.37 =111,9 |
110·0.52+175·0.48 =141,2 |
2. Расчет темпа роста поставки товаров ненадлежащего качества (показатель качества).
Для оценки поставщиков по второму показателю (качество поставляемого товара) рассчитаем темп роста поставки товаров ненадлежащего качества (Тн.к.):
где , – доля поставок ненадлежащего качества в общем объеме поставок текущего и предшествующего периодов соответственно.
Долю поставок ненадлежащего качества в общем объеме поставок определяют на основании данных табл. 1 и 2. Результаты расчетов представлены в табл. 5.
Таблица 5 – Расчет доли товаров ненадлежащего качества в общем объеме поставок
Квартал |
Поставщик |
Общая поставка, ед./квартал |
Доля товара ненадлежащего качества в общем объеме поставок | |
ед. |
% | |||
I |
№ 1 |
2200 + 1100=3300 |
83 |
83/3300=0,025 |
№2 |
9900+6600=16500 |
330 |
330/16500 = 0,020 | |
II |
№1 |
1320+ 1320=2640 |
132 |
132/2640=0,050 |
№2 |
7700 + 11000=18700 |
468 |
468/18700 = 0,025 |
Следовательно, темп роста ненадлежащего качества составит:
3. Расчет темпа роста среднего опоздания (показатель надежности поставки Тн.п.).
Количественной оценкой надежности поставки служит среднее опоздание, т. е. число дней опозданий, приходящихся на одну поставку. Эта величина определяется как частное от деления общего количества дней опоздания за определенный период на количество поставок за тот же период (данные табл. 3).
Таким образом, темп роста среднего опоздания по каждому поставщику определяется по формуле
где , – среднее опоздание по каждому поставщику на одну поставку в текущем и предшествующем периоде соответственно, дн.
Поставщик № 1: .
Поставщик №2: .
Результаты расчетов сведены в табл. 6.
Таблица 6 – Расчет рейтинга поставщиков
Показатель |
Вес показателя |
Оценка поставщика по данному критерию |
Произведение оценки на вес | ||
поставщик №1 |
поставщик №2 |
поставщик №1 |
поставщик №2 | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Цена |
0.45 |
111.9 |
141.2 |
50,4 |
63.5 |
Качество |
0.35 |
200,0 |
125,0 |
70,0 |
43,7 |
Надежность |
0.20 |
137,6 |
63.3 |
27.5 |
12.7 |
Рейтинг поставщика |
147,9 |
119,9 |
4. Расчет рейтинга поставщиков.
Для расчета рейтинга необходимо по каждому показателю найти произведение полученного значения темпа роста на вес. Сумма произведений по гр. 5 (см. табл. 6) даст рейтинг поставщика № 1, по гр. 6 - поставщика № 2.
Так как по данным условиям задачи темп роста отражает увеличение негативных характеристик поставщика (рост цен, рост доли некачественных товаров в общем объеме поставок, рост размера опозданий), то предпочтение при заключении договора следует отдать поставщику, чей рейтинг будет ниже. Следовательно, необходимо продлить договор со вторым поставщиком.
Задача. В течение последнего года фирма «Искра» закупала комплектующие детали у пяти различных фирм. По результатам работы было решено заключить долгосрочный контракт с одной из фирм. В ходе предварительного анализа службой логистики были отобраны две фирмы, производящие аналогичные комплектующие. Данные о поставках фирм представлены в табл. 1-3.
Экспертным
путем был отобран вес
Выбрать фирму, с которой необходимо заключить договор.
Таблица 1 – Динамика цен на поставляемые комплектующие детали
Номер вари- анта |
Объем поставки, ед./квартал |
Цена за единицу, руб. | ||||||
III квартал |
IV квартал |
III квартал |
IV квартал | |||||
товар |
товар | |||||||
А |
В |
А |
В |
А |
В |
А |
В | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
1 |
2000 |
1000 |
1200 |
1200 |
10 |
5 |
11 |
6 |
9000 |
6000 |
7000 |
10000 |
9 |
4 |
10 |
6 | |
2 |
2200 |
1100 |
1320 |
1320 |
11 |
6 |
12 |
7 |
9900 |
6600 |
7700 |
11000 |
10 |
4 |
11 |
7 | |
3 |
2420 |
1210 |
1452 |
1452 |
12 |
6 |
13 |
7 |
10890 |
7260 |
8470 |
12100 |
11 |
5 |
12 |
7 | |
4 |
2662 |
1331 |
1597 |
1597 |
13 |
7 |
15 |
8 |
11979 |
7986 |
9317 |
13310 |
12 |
5 |
13 |
8 | |
5 |
2928 |
1464 |
1757 |
1757 |
15 |
7 |
16 |
9 |
13177 |
8785 |
10249 |
14641 |
13 |
6 |
15 |
9 | |
6 |
3221 |
1611 |
1933 |
1933 |
16 |
8 |
18 |
10 |
14495 |
9663 |
11274 |
16105 |
14 |
6 |
16 |
10 | |
7 |
3543 |
1772 |
2126 |
2126 |
18 |
9 |
19 |
11 |
15944 |
10629 |
12401 |
17716 |
16 |
7 |
18 |
11 | |
8 |
3897 |
1949 |
2338 |
2338 |
19 |
10 |
21 |
12 |
17538 |
11692 |
13641 |
19487 |
18 |
8 |
19 |
12 | |
9 |
4287 |
2144 |
2572 |
2572 |
21 |
11 |
24 |
13 |
19292 |
12862 |
15005 |
21436 |
19 |
9 |
21 |
13 | |
10 |
3728 |
1864 |
2237 |
2237 |
19 |
9 |
21 |
11 |
16776 |
11184 |
13048 |
18640 |
17 |
7 |
19 |
11 |
Информация о работе Особенности выбора поставщика материальных ресурсов