Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2014 в 23:55, реферат
Итак, что же такое франчайзинг и с чем его едят?
Франчайзинг - смешанная форма крупного и мелкого предпринимательства, при которой крупные корпорации, "родительские" компании (франчайзеры) заключают договор с мелкими фирмами, "дочерними" компаниями, бизнесменами (франчайзи) на право, привилегию действовать от имени франчайзера. При этом мелкая фирма обязана осуществлять свой бизнес только в форме, предписанной "родительской" фирмой, в течение определенного времени и в определенном месте. В свою очередь франчайзер обязуется снабжать франчайзи товарами, технологией, оказывать всяческое содействие в бизнесе.
Термин "франчайзинг" имеет французские корни ("frаnсhisе" — привилегия, льгота)
ФРАНЧАЙЗИНГ [franchising] — система, при которой один экономический объект (напр., фирма или даже государство) предоставляет другому экономическому объекту право действовать на рынке от его имени и часто под его именем (напр., выпуск фирмой, вступающей в рынок, своей продукции под маркой старой и более известной компании). В ряде случаев термин “Франчайзинг” означает передачу государством частной фирме права эксплуатации своего имущества и оказания некоторых услуг населению: например, когда муниципалитет передает фирме управление трамвайной сетью или водопроводом в городе с уплатой специального налога из получаемой выручки.
Итак, что же такое франчайзинг и с чем его едят?
Франчайзинг - смешанная форма крупного и мелкого предпринимательства, при которой крупные корпорации, "родительские" компании (франчайзеры) заключают договор с мелкими фирмами, "дочерними" компаниями, бизнесменами (франчайзи) на право, привилегию действовать от имени франчайзера. При этом мелкая фирма обязана осуществлять свой бизнес только в форме, предписанной "родительской" фирмой, в течение определенного времени и в определенном месте. В свою очередь франчайзер обязуется снабжать франчайзи товарами, технологией, оказывать всяческое содействие в бизнесе.
Немного истории
Авторство первого франчайзингового договора приписывается компании "Зингер", которая полтора века назад применила его для сбыта швейных машин. Сейчас франчайзинг уже описывается как комбинация большого и малого бизнеса, некий союз, где с одной стороны есть энергия и обязательства отдельного предпринимателя, с другой стороны - имеются ресурсы, коммерческая мощь и опыт большой компании.
Быть вторым непросто
Впрочем, и для фирмы, пожелавшей начать работать "под крылом" известной компании, приобретение франшизы и дальнейшая работа не покажутся легкой прогулкой. Для начала придется дождаться рассмотрения заявки потенциального франчайзера. Затем нужно заплатить франшизный взнос, который исчисляется в тысячах долларов. Например, для открытия кафе "Баскин-Роббинс" в городе, равном по численности населения Барнаулу, придется заплатить взнос в размере 30 тысяч долларов (без учета НДС). Ну а в дальнейшей работе придется выполнять как минимум семь условий:
- полностью принять точку зрения франчайзера, его цели и ценности в бизнесе;
- уважать и доверять франчайзеру, в свою очередь, формируя уважение к себе;
- принимать четко установленные правила и обязанности, описанные в договоре;
- постоянно общаться с франчайзером;
- быть верным франчайзеру не только в хорошие, но и в плохие времена;
- следовать операционным процедурам, установленным франчайзером;
- стремиться стать частью системы путем внедрения в бизнес новых идей с согласия франчайзера. При этом согласование - процесс крайне долгий и утомительный.
Так что предпринимателю, подумав о франчайзинге, следует, очевидно, не только оценить содержимое своего кошелька, но и решить, считает ли он такие тесные взаимоотношения приемлемыми.
В то же время, обучение, консультирование, отработанные схемы ведения бизнеса отличный способ изучить рынок и стать на ноги, не подвергая себя особому риску.
Третий не лишний
Немаловажный игрок на рынке франшиз – консультант.
Консультант зарабатывает на том, что делает сам франчайзинговый пакет - комплект документов для франшизы. Стоимость этих работ может составлять от 10 до 100% первоначального взноса (от $2.000 и более).
Наибольшую выгоду получает, понятное дело, франчайзер (просто умножение объемов продаж), за ним консультант (пакет можно сделать за 1-2 месяца работы).
Франчайзинг является активно используемой формой организации бизнеса в мире. Однако Беларусь здесь выпадает из общих тенденций. Нужно отметить, что законодательно возможность заключать договоры франчайзинга в Беларуси появилась только в 2005 году. С этого времени было зарегистрировано более 130 договоров франчайзинга. Цифра явно несоответствующая емкости белорусского рынка.
С этого времени было зарегистрировано 109 договоров франчайзинга с 37 франчайзерами, 20 из которых белорусские, а 17 – представители Бельгии, Чехии, Кипра, Германия, Финляндия, Италия, Литва, Мальта, Нидерланды, Россия, США.
В основном, с одним франчайзером заключено по одному договору франчайзинга и лишь у 8 франчайзеров заключено 3 или более договора.