Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2014 в 22:54, реферат
Логистика — наука и практическая деятельность по эффективному управлению совокупностью материальных, финансовых, информационных, кадровых и иных ресурсов в сфере производства и обращения.
1.1. Цели, задачи и предмет дисциплины.
1.2. Историческая терминология логистики. Понятия и определения.
1.3. Эволюция логистики и промышленно развитых странах.
Негосударственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Гуманитарно-экономический и технологический институт»
реферат
по логистике на тему:
Цели, задачи и эволюция логистики.
Каргин Сергей Владимирович
Факультет: Экономика и управление
Направление: Менеджмент
Курс 4
Группа М-41а
Москва, 2014г.
План
1.1. Цели, задачи и предмет дисциплины.
1.2. Историческая терминология логистики. Понятия и определения.
1.3. Эволюция логистики
и промышленно развитых
Введение
Логистика — наука и практическая
деятельность по эффективному управлению
совокупностью материальных, финансовых,
информационных, кадровых и иных ресурсов
в сфере производства и обращения.
В античной науке под логистикой
понимали совокупность известных в то
время вычислительных (в арифметике) и
измерительных (в геометрии) алгоритмов.
В древних Афинах существовало государственное
учреждение логистерия, где проверялись
финансовые отчеты афинских должностных
лиц.
Американское общество инженеров-логистиков
предложило следующее определение: логистика
есть искусство и наука управления, техники
и технической активности, которые предусматривают
планирование, снабжение и применение
средств перемещения для реализации намеченных
операций во имя достижения поставленной
цели. Французские специалисты трактуют
логистику как совокупность различных
видов деятельности в целях получения
с наименьшими затратами необходимого
количества продукции в установленное
время и в установленном месте, в котором
существует конкретная потребность в
данной продукции. В немецкой науке под
логистикой подразумевается процесс планирования,
реализации и контроля эффективных и экономных
с точки зрения затрат перемещения и хранения
материалов, полуфабрикатов и готовой
продукции, а также связанной с ними информации
о поставке товаров от места производства
до места потребления в соответствии с
требованиями клиентуры.
В отечественной экономической
литературе при определении понятия логистики
акцентируются научные аспекты термина.
Одно из самых лаконичных и емких, на наш
взгляд, определений гласит: «Логистика
— это научная дисциплина об управлении
потоками в системах». Несмотря на краткость,
данное определение все же является слишком
широким, так как в нем не уточняется, какими
именно потоками, в каких системах и с
какой целью осуществляется процесс управления.
Мы предлагаем следующее определение:
логистика — научное и практическое направление
деятельности по интеграции управления
процессами движения совокупностью материальных,
информационных, финансовых, трудовых
и правовых потоков в экономических системах.
1.1. Цели, задачи и предмет дисциплины.
В настоящее время логистика
— это наука, образовательная дисциплина
и практическая деятельность по управлению
движением материальных, финансовых, информационных
и прочих потоков во времени и пространстве
от первичного источника до конечного
потребителя. Статусно и содержательно
данное определение может быть раскрыто
следующим образом. Логистика — это:
конкурентная стратегия хозяйствующих
субъектов, целеполагающим фактором которой
является ресурсосберегающий алгоритм
предпринимательской деятельности;
наука о движении совокупности
материальных, информационных, финансовых,
кадровых и прочих потоков в системе рыночной
экономики;
методология управления (планирования,
организации и контроля) процессом перемещения
и хранения в сфере заготовки сырья и материалов,
доведения их до производственного потребления,
внутризаводской переработки и доставки
готовой продукции до конечного потребителя;
системный (логистический) подход,
представляющий движение и развитие материальных,
информационных, финансовых, кадровых
и прочих ресурсов в категориях потоков
и запасов;
алгоритм организации рационального
движения материальных потоков и сопутствующих
им информации и финансов на всех стадиях
воспроизводственного процесса (материально-техническое
обеспечение, производство, сбыт);
функциональный менеджмент
в системе управления предпринимательской
фирмой;
самостоятельный вид предпринимательской
деятельности, специализирующейся на
закупке, хранении и доставке продукции
потребителю (оказание комплекса транспортно-складских
услуг) или потребителя к товару.
Как область профессиональной
деятельности логистика включает исследования,
методы и технологии, направленные на
разработку и оптимизацию управленческих
решений и управление цепями поставок
(УЦП) предприятий различных отраслей
экономики.
Целью обучения логиста является
его готовность к следующим видам деятельности:
научно-исследовательская и консалтинговая,
расчетно-проектная, организационно-управленческая. Как профессионал логист должен
иметь системное представление о развитии
российской и мировой экономики,
логистики и УЦП; понимать сущность логистических
процессов, происходящих в цепях поставок
на уровне предприятия или на макроэкономическом
уровне (отраслевом, региональном). Задачи
подготовки логиста раскрываются в требованиях
к совокупности его знаний и умений.
Логист должен знать:
теоретические основы логистики
и УЦП, понятийный аппарат, принципы и
методологию построения логистических
систем и цепей поставок;
основные функции логистики
применительно к предприятиям различных
отраслей экономики;
базисные концепции, системы
и технологии логистики и УЦП;
методы оптимизации ресурсов
в функциональных областях логистики,
отдельных логистических функциях и цепях
поставок в целом;
основы организации и проектирования
логистических систем и цепей поставок;
методы стратегического, тактического
и оперативного планирования и интеграции
логистических бизнес-процессов в цепях
поставок;
вопросы межфункциональной
и межорганизационной логистической координации;
методы и приемы контроллинга
в логистических системах и цепях поставок;
вопросы выбора информационных
систем и технологий для поддержки принятия
логистических решений и оптимизации
функционирования цепей поставок;
проблемы международной логистики
и формирования глобальных логистических
систем и цепей поставок.
Логист должен уметь:
применять современные концепции
и технологии построения логистических
систем и цепей поставок;
ставить и решать задачи оптимизации
ресурсов в логистических системах и цепях
поставок на макро и микроэкономическом
уровнях;
выбирать организационную структуру
управления логистикой на уровне фирмы;
применять информационные системы
и технологии для поддержки принятия логистических
решений в цепях поставок;
решать проблемы межфункциональной
и межорганизационной логистической координации;
моделировать логистические
бизнес-процессы в цепях поставок;
контролировать результативность
и эффективность логистики и У ЦП;
управлять логистическими функциями
и операциями в цепях поставок и структурных
подразделениях компании.
Заметим, что в современной
экономике профессия логиста весьма перспективна
и престижна, она позволяет и творчески
самореализоваться, и сделать достойную
деловую карьеру.
Впервые логистика нашла применение
в военном деле, а сегодня она широко используется
в промышленности, материально-техническом
обеспечении, торговле, на транспорте,
в банковском деле, сфере услуг, коммунальном
хозяйстве и других областях рыночной
экономики.
Главная идея логистики заключается
в том, что все стадии производства (добыча
сырья, получение материалов, изготовление
изделий или конечной продукции), транспортировки
и сбыта рассматриваются как единый непрерывный
процесс трансформации и движения продукта
труда и связанной с ним информации. По
оценке зарубежных специалистов, комплексное
внедрение логистики на предприятиях
может обеспечить снижение уровня запасов
на 30—50% и сократить время движения продукции
на 25—45%.
Логистика тесно связана с экономической
кибернетикой и эконометрией. Предметом
логистики как дисциплины является гармонизация
интересов участников процесса движения
продукции, оптимизация рыночных связей,
т. е. совершенствование управления материальными
и связанными с ними информационными и
финансовыми потоками на пути от первичного
источника сырья до конечного потребителя
готовой продукции на основе системного
подхода и экономических компромиссов
с целью получения синергического эффекта.
Интегрирующая функция логистики
в процессе управления товародвижением
реализуется через следующую систему
форм и методов практической деятельности:
интеграция функции формирования
хозяйственных связей (главного этапа
«проектных» работ в коммерческой логистике)
с функциями определения потребности
в перевозках продукции;
координация оперативного управления
поставками и процесса транспортировки
продукции;
кооперация в управлении товародвижением
через комплексное использование складов,
находящихся в собственности разнообразных
субъектов (снабженческо-сбытовые, транспортные,
производственные формы различных отраслей);
оптимизация совокупных затрат
на перемещение продукции путем экономической
заинтересованности транспортных, коммерческих
организаций и обслуживаемых ими фирм
в повышении эффективности процессов
распределения и передвижения продукции;
развитие специфических функций
управления товародвижением в увязке
с универсальными функциями управленческого
процесса, рациональное распределение
их между субъектами управления и концентрация
в соответ-ствующих структурных подразделениях.
Логистическая парадигма представляет
собой систему взглядов на возможные пути
и способы повышения эффективности функционирования
предприятия. На определенных этапах ее
развития формируются концепции (логистики,
интегральной логистики, управления цепями
поставок), адекватные существующему уровню
производительных сил и производственных
отношений. Конкретная концепция логистики
обеспечивает единство и согласованность
действий всех функциональных подразделений
фирмы или участников интеграционного
процесса, показывает направление, в котором
следует развивать логистическую систему
предприятия. Сотрудники функциональных
подразделений предприятия должны принимать
активное участие в разработке концепции.
Это не только усиливает степень их мотивации
к согласованной работе, но также, благодаря
внедрению новых идей, может улучшить
содержание самой концепции.
Реализация логистической идеи
должна вести к сокращению производственного
цикла и сроков выполнения заказов, запасов
материалов и готовой продукции, усилению
инновационных процессов и повышению
конкурентоспособности, неуклонному соблюдению
договорных обязательств.
В настоящее время специалисты
высказывают следующие гипотезы относительно
тенденций дальнейшего развития логистики:
сокращение объема материальных
запасов создает благоприятные предпосылки
для появления новой и более сложной продукции
и производственных процессов, обеспечивающих
экономию ресурсов;
расширение возможностей участия
автомобильного транспорта в освоении
грузопотоков логистической сети приведет
не только к развитию автоматизации обработки
грузов и транспортных средств, но и к
обострению проблем недоиспользования
пропускных возможностей, а также ускорит
применение маркетинга на транспорте;
такие операции, как экспедирование,
хранение, упаковка и смешанные перевозки
грузов, будут переходить от предприятий
промышленности и торговли к транспортным
фирмам;
политика государственного
дерегулирования экономики открывает
новые возможности для ускоренного развития
логистики и более современных систем
в цепи «производство — снабжение — перевозка».
После разработки логистической
концепции стратегические цели дешифруются
до оперативных частных целей по отношению
к затратам, поставщикам, гибкости технологий,
качеству обслуживания потребителей и
т.д. Для достижения частных целей развития
отдельных функциональных структур фирмы
разрабатываются отдельные проекты, связанные
между собой и подчиненные общей стратегической
цели. Их совокупность представляет собой
общий план реализации логистической
концепции в рамках фирмы.
Решающими факторами осуществления
всех логистических процессов являются
информация как основной производственный
фактор и ее интегрирование с материальным
потоком.
1.2. Историческая терминология логистики. Понятия и определения.
Логистика как сложившаяся
наука и сфера практической деятельности
обладает устойчивым понятийным аппаратом,
достаточно обширным и развернутым для
адекватного отображения всего многообразия
категорий, действий и ситуаций, встречающихся
в сфере логистики и управления цепями
поставок. Существуют терминологические
словари, обращение к которым является
обязательным при изучении данного курса.
Дублировать эти издания, даже в самом
сжатом виде в отдельном параграфе считаем
излишним. Основные категории логистики
будут определены в соответствующих местах
нашего курса.
В основополагающем труде А.
А. Жомини выделяется самостоятельная
глава «О логистике, или о практическом
искусстве приводить армии в движение»,
в которой автор приводит все, относящееся
к передвижениям армий, а также к вытекающим
из этих передвижений действиям и мероприятиям.
Сходство станет еще более значительным,
если термин главнокомандующий заменить
на более привычный нам — лицо, принимающее
решение.
В вопросе создания научной
военной теории главным оппонентом Жомини,
утверждавшего, что надо быть сильнее
противника в нужном месте и в нужное время,
был фон Клаузевиц, указывавший, что: «Лучшая
стратегия состоит в том, чтобы всегда
быть возможно более сильным».
Как видим, у логистики были
не только сторонники, но и противники.
1.3. Эволюция логистики в промышленно развитых странах.
Следует заметить, что эволюцию
любого вида функционального менеджмента,
и логистики в том числе, следует рассматривать
в двух аспектах:
востребованность в рамках
форм управления, существовавших ранее,
временность в обязанность управленцам
другой сферы, дальнейшее обособление
и легитимация в качестве самостоятельного
вида функционального менеджмента;
развитие данного функционального
менеджмента как самостоятельного вида
управления. В этом аспекте логистика
как искусство комплексного управления
материальными и информационными потоками
на пути от источника сырья до конечного
потребителя применяется в экономике
около 50 лет, пройдя в своем развитии четыре
этапа.
Первый этап приходится на конец
60-х — начало 70-х гг. XX в. В этот период логистика
существовала большей частью как образ
мышления, в практической же области этот
период связан лишь с частичной оптимизацией
распределения продукции (в США эта фаза
получила название «физического распределения»).
Востребованность подобной деятельности
объясняется тем, что рынок покупателей
на тот момент претерпел качественные
изменения вследствие появления философии
маркетинга, при этом сервис поставок
приобрел решающее значение в стратегии
рынка.
К этому времени фирмы в острой
конкурентной борьбе исчерпали резервы
увеличения прибыли непосредственно в
производстве и стали концентрировать
внимание на повышении качества поставок
продукции, т. е. на улучшении работы в
сфере распределения. Более активное развитие
логистики было невозможным из-за состояния
инфраструктурной базы материальных и
информационных потоков, от-сутствия адекватных
организационных форм, соответствующего
хозяйственного механизма. На практике
основное внимание было обращено на решение
достаточно важных, но все же частных проблем:
развитие складских комплексов и оперативных
транспортных средств, информационных
сетей и банков данных, методов управления
материальными потоками на отдельных
участках кругооборота средств обращения.?
Второй этап приходится на вторую
половину 70-х — начало 80-х гг. XX в. Востребованность
логистики в Западной Европе и Северной
Америке и экспансия Японии в сфере производства
и торговли обусловили энергетический
кризис. В этот период обозначились переход
к задаче управления материальными потоками
по всему воспроизводственному циклу,
а также отличие логистического управления
от управления физическим распределением
продукции и сквозного управления потоками
материалов и информации (рохрематики).
Заметим, что к тому моменту традиционные
задачи по оптимальному размещению складов,
расчету объема партии поставок, схемам
маршрутных перевозок решались по отдельности
и независимо друг от друга. Так, если удавалось
добиться относительного снижения стоимости
перевозок, то это уже рассматривалось
как показатель эффективности управления
процессами транспортировки.
Для этого этапа развития логистики
стала характерной оптимизация в сфере
обращения. Было установлено, что оптимизации
отдельных составляющих деятельности
фирмы явно недостаточно, ибо любое изменение
расходов в одном из видов деятельности
(перевозка, производство, складирование)
фирмы непременно оказывает влияние на
сопряженные процессы, причем далеко не
всегда благо-приятное.
Так, стремление к максимальному
снижению издержек на транспортировку
может принести фирме значительные убытки,
если при этом снижается скорость и особенно
надежность поставки. В соответствии с
логистической концепцией критерий экономической
эффективности стали трактовать как минимум
суммарных затрат на транспортировку,
материально-техническое обеспечение
и собственно производство.
Именно в начале этого этапа
в научных разработках и хозяйственной
практике в области координации складирования
и транспортного обслуживания вместо
терми-на «управление физическим распределением
продукции» стали использовать термин
«логистика». Такая перемена носила отнюдь
не формальный характер: логистические
исследования вышли за рамки управления
физическим распределением продукции,
в них нашел отражение более широкий круг
вопросов, связанных с оптимальным использованием
всего ресурсного потенциала фирмы. Ми-
нимизация издержек фирмы стала
функцией комплекса экономико-организационных
мероприятий.
Третий этап приходится на 90-е
гг. XX в. На этом этапе определяющей стала
реализация принципа движения ресурсов
и продукции «точно в срок» с широким использованием
информатизации и оптимизации производства.
Суть этого подхода заключается
в том, что в основном производстве используется
технология, позволяющая обходиться без
создания существенных запасов материа-лов,
сырья, полуфабрикатов и комплектующих
изделий, в то время как в системе обеспечения
предусматриваются поставки в строго
определенное время через соответствующие
интервалы. По этой технологии подача
грузов в зону производственного потребления
в необходимых случаях осуществляется
с точностью до минуты. На этом этапе складываются
элементы целостного выражения логистики.
Сопоставляя массу продукции, которая
находится в движении и на складах, с той,
что включена непосредственно в производственный
процесс, а также сравнивая время прохождения
через эти звенья, можно сделать вывод
о том, что производительность труда фирмы
определяется пропускной способностью
ее транспортно-складской системы. Из
этого следует, что логистика как научная
организация снабжения может способствовать
увеличению товарного предложения фирмы
и повышению ее конкурентоспособности.
Благодаря этому логистика
рассматривается сейчас и как один из
факторов конкуренции, и как современная
рыночная концепция, для которой характерно
признание коммерческой роли транспорта
и материально-технического обе-спечения
в общей структуре фирм. Подразделения
фирм, занимающиеся доставкой и хранением
товаров и материалов и нередко понимаемые
ранее как звено оптовой торговли, с существованием
которого приходится мириться, стали приобретать
соответствующие вес и значение. Теперь
стратегия фирм разрабатывается с участием
руководства указанных структурных подразделений.
Четвертый, современный, этап
развития логистики, начало которого совпало
с началом XXI в., следует назвать периодом
глобализации, так как именно она является
одной из основных тенденций развития
всей экономики, высту-
пая стимулятором всех современных
инновационных процессов.
Под интеграцией и глобализацией
мировой экономики часто подразумеваются
схожие процессы: интеграцию понимают
как процесс взаимодействия национальных
хозяйств нескольких государств на основе
кооперации и меж-дународного разделения
труда, а также экономическое объединение
субъектов, развитие и углубление взаимосвязей
между ними; глобализацию экономики трактуют
как рост взаимозависимости экономик
всех стран, в основе которого лежит углубление
интернационализации производства и капитала.
С макроэкономических позиций
под глобализацией подразумевается процесс
сближения и интеграции национальных
рынков капитала, ценных бумаг, товаров,
услуг, рабочей силы, при этом мировой
рынок рассматривается не просто как совокупность
этих рынков, а как целостное экономическое
пространство, единый рынок с региональными
и национальными подсистемами. В основе
глобализации мировой экономики лежат
следующие факторы:
активное вовлечение в мирохозяйственные
связи бывших социалистических стран;
необходимость решения глобальных
экологических проблем;
ускорение научно-технического
прогресса (НТП) и переход к постиндустриальному,
информационному обществу.
Глобализация бизнеса, обостряя
конкуренцию, стимулирует развитие ресурсного
потенциала фирм с целью всестороннего
повышения конкурентоспособности. В глобальной
логистической системе все ресурсы становятся
«информационно-
Развитие современных информационно-компьютерных
технологий и телекоммуникационных систем
создает новые возможности для построения
и функционирования организационно-управленческих
структур глобальных компаний. Пространство
и время не являются препятствием для
менеджмента этих фирм как в собственном
управлении, так и в интеграции (построении
организационных отношений) со своими
логистическими партнерами.
Существенные изменения, происходящие
в торговом, таможенном, налоговом, транспортном
законодательстве многих стран, приводят
к созданию и развитию глобальных
межгосударственных транспортных,
телекоммуникационных, дистрибутивных
и других макрологистических систем; появлению
международных логистических посредников,
что и позволяет реализовывать глобальные
логистические стратегии с учетом всех
мировых рынков и оптимизации тотальных
(совокупных) затрат.
Глобализация определяет перспективу
дальнейшего развития логистики в мировой
экономике. Для этого этапа характерно
усложнение рыночных отношений, усиление
и усложнение конкуренции. Перечислим
факторы, обусловливающие основные тенденции
развития логистики:
увеличение числа транснациональных
корпораций (ТНК), позиционирующих себя
на международном рынке как глобальные
компании, и усиление конкуренции между
ними;
приход глобальных компаний
на национальные рынки;
усиление роли политического
фактора в принятии решений по формированию
и развитию транспортных коридоров (параллельных
или в дополнение к ныне действующим) —
государства включаются в конкурентную
борьбу за привлечение транзитных грузов;
возрастание роли портов в привлечении
грузопотоков и обострение конкурентной
борьбы между портами отдельных регионов;
проникновение на национальные
рынки транспортных услуг крупных зарубежных
компаний;
расширение перечня и повышение
требований к качеству предоставляемых
логистических услуг.
Все это непосредственно касается
становления и развития логистики и в
России. Если развитие логистики в зарубежных
странах эволюционировало под действием
определенных экономических и технологических
факторов, было вызвано поиском новых
конкурентных преимуществ в усиливающейся
конкурентной борьбе, то российские фирмы
с самого начала становления рыночных
отношений должны были принять современные
логистические принципы. Сложность текущего
момента развития логистики в России состоит
в том, что на каждом конкретном российском
предприятии логистика находится на своем
этапе развития (этапы развития логистики
фирмы те же, что и для логистики в целом
— фрагментация, становление, развитие,
интеграция, глобализация); поэтому следует
говорить о неравномерности развития
российской логистики.?
В создавшихся условиях особенно
важно выделить наиболее ценное в имеющейся
практике и на этой основе предложить
механизм выбора таких приемов и методов
логистики, которые бы позволяли достигать
конкурентных преимуществ и усиливать
конкурентную позицию фирмы на рынке.
Начиная с середины 1970-х гг. логистический
менеджмент наряду с функциональными
алгоритмами стал выполнять целеполагающую
функцию, а логистическая политика, так
же как производственная, финансовая,
кадровая и прочие, стала важной составляющей
корпоративной стратегии фирм.
Список использованной литературы
Дополнительная литература: