Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 20:23, контрольная работа
По форме толкования всю совокупность определений логистики можно разделить на два направления.
Первое сводится к трактовке логистики как области хозяйственной деятельности по управлению материальными и информационными потоками в сферах производства и обращения.
Второе представляет логистику как междисциплинарное научное направление, имеющее прагматический характер и связанное с поиском новых возможностей повышения эффективности потоковых процессов любого характера.
Введение
В последние годы в хозяйственной практике ряда стран произошли существенные изменения, стали использоваться новые методы и технологии управления, которые базируются на концепции логистики.
Важнейший аспект логистики – возможность влиять на стратегию и тактику работы предприятия и на создание новых конкурентных преимуществ для фирмы на рынке, то есть на ее конечные цели.
Применение логистики ускоряет процесс получения информации, повышает уровень сервиса. Логистика координирует деятельность всего предприятия в целом.
В России в настоящее время логистика используется недостаточно эффективно и широко, так как является относительно молодой наукой и сферой бизнеса, только проходящей этап своего становления.
По форме толкования всю совокупность определений логистики можно разделить на два направления.
Первое сводится к трактовке логистики как области хозяйственной деятельности по управлению материальными и информационными потоками в сферах производства и обращения.
Второе представляет логистику как междисциплинарное научное направление, имеющее прагматический характер и связанное с поиском новых возможностей повышения эффективности потоковых процессов любого характера.
Закупочная логистика – это управление материальными потоками в процессе обеспечения предприятия материальными ресурсами.
Значимым элементом микро логистической системы является подсистема закупок, организующая вход материального потока в логистическую систему. Управление материальными потоками на данном этапе имеет известную специфику, что объясняет необходимость выделения закупочной логистики в отдельный раздел изучаемой дисциплины.
Любое предприятие, как производственное, так и торговое, в котором обрабатываются материальные потоки имеет в своем составе службу, осуществляющую закупки, доставку и временное хранение предметов труда (служба снабжения): сырья, полуфабрикатов, изделий народного потребления. Деятельность этой службы может быть рассмотрена на трех уровнях, так как служба снабжения одновременно является:
- элементом, обеспечивающим связи и реализацию целей макрологической системы, в которой входит предприятие;
- элементом микрологической системы, т.е. одним из подразделений предприятия, обеспечивающим реализацию целей этого предприятия;
- самостоятельной системой, имеющей элементы, структуру и самостоятельные цели.
Рассмотрим цели функционирования службы снабжения на каждом из выделенных уровней.
1. Как элемент макрологической системы служба снабжения устанавливает хозяйственные связи с поставщиками, согласовывая технико-технологические, экономические и методологические вопросы, связанные с поставкой товаров. Работая в контакте со службами сбыта поставщика и с транспортными организациями, служба снабжения обеспечивает «ввязывание» предприятие в макрологическую систему. Идея логистики – получение дополнительной прибыли от согласованности действий всех участников – требует, чтобы персонал службы снабжения добивался реализации целей собственного предприятия не как изолированного объекта, а как звена всей логистической системы. Это означает, что служба снабжения, работая на собственное предприятие, в то же время должна преследовать цель повышения эффективности функционирования всей макрологической системы. Собственное предприятие при таком подходе рассматривается как элемент всей макрологической системы: улучшается положение всей системы – улучшается положение предприятия как ее элемента.[2]
Логистическая интеграция с поставщиками достигается за счет комплекса мер экономического, технологического, технического и методологического характера. В основе интеграции должна лежать ориентация на хорошие партнерские отношения, ориентация на готовность сделать встречный шаг даже тогда, когда это не приносит никакой прибыли.
В логистике отношения с поставщиками должны строиться на следующих принципах:
- Обращаться с поставщиками так же, как и с клиентами фирмы.
- Не забывать на деле демонстрировать общность интересов.
- Знакомить поставщика со своими задачами и быть в курсе его деловых операций.
- Проявлять готовность помочь в случае возникновения проблем у поставщика.
- Соблюдать принятые на себя обязательства.
- Учитывать в деловой практике интересы поставщика.
Служба снабжения предприятия начинает решать задачи обеспечения предприятия материальными ресурсами уже на стадии разработки новой продукции. В логистически организованных системах программа разработки новой продукции может реализовываться с участием поставщиков.
2. Служба снабжения, являясь
элементом организовавшего ее
предприятия, должна органически
вписываться в
Цепь снабжение—производство—сбыт должна строиться на основе современной концепции маркетинга, т. е. вначале должна разрабатываться стратегия сбыта, затем, исходя из нее, — стратегия развития производства и уже затем — стратегия снабжения производства. Следует отметить, что маркетинг намечает данную задачу лишь в концептуальном плане. Научный инструментарий маркетинга, нацеленный на всестороннее исследование рынка сбыта, не выработал методов, позволяющих решать задачи технико-технологической согласованности с поставщиками в зависимости от соответствующих требований, выявленных при изучении рынка сбыта. Маркетинг не предлагает также и методов системной организации всех участников процесса продвижения материалов от первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя. В этом плане логистика развивает маркетинговый подход к предпринимательской деятельности, нарабатывает методы, позволяющие реализовать концепцию маркетинга, существенно расширяет и дополняет саму концепцию.
3. Эффективность
В цепи поставок каждая организация покупает материальные ресурсы (МР) у предыдущих поставщиков, добавляет к ним ценность и продает их следующим потребителям. Таким образом, МР все дальше перемещаются по цепи поставок, и каждая закупка становится своего рода толчком для продолжения этого перемещения. Таким образом, снабжение предприятий различными видами МР является механизмом, который фактически запускает материальные потоки (МП) в движение по цепи поставок.
Закупочная логистика – это деятельность по управлению МП в процессе снабжения предприятия МР: сырьем, материалами, комплектующими, товарами. Она занимается организацией всех видов деятельности, связанных с получением МР и услуг от поставщиков: закупку, доставку, приемку, временное хранения МР и др.
Закупки – это функция, отвечающая за приобретение всех материалов, необходимых организации. Обычно термин «закупки» относят к фактической покупке, а «снабжение» имеет более широкое значение.
Снабжение как функция может включать различные типы приобретений (закупку, аренду и т.д.), а также связанные с этим работы: выбор поставщиков, проведение переговоров, согласование условий, экспедирование, мониторинг показателей работы поставщиков, грузопереработку материалов, транспортировку, складирование и приемку товаров, полученных от поставщиков.
В широком смысле снабжение образует основное звено между организациями, входящими в цепь поставок, и служит механизмом координации материального потока между потребителями и поставщиками.
В более узком смысле снабжение – важная функция менеджмента на предприятии, так как:
1) от цены и качества
МР, своевременности их поставок
зависит эффективность
2) на снабжение
приходится значительная доля
общих расходов предприятия (до 60%),
поэтому даже небольшие
Таким образом, эффективная организация снабжения является основой для повышения эффективности деятельности и конкурентоспособности предприятия.
Общая цель закупочной логистики – создание надежной поставки материалов в организацию с максимально возможной экономической эффективностью.
Основу экономической эффективности составляет поиск и закупка необходимых материалов необходимого качества по минимальным ценам.
Общая цель закупочной логистики декомпозируется на следующие частные цели:
- создание надежного и беспрерывного МП в организацию;· тесное взаимодействие с подразделениями, использующими эти материалы, развитие взаимоотношений и понимание их запросов;
- поиск подходящих поставщиков, тесное взаимодействие с ними и формирование выгодных отношений;
- закупка необходимых материалов и гарантия того, что они имеют приемлемое качество, доставляются вовремя и туда, куда необходимо, а также удовлетворяют другим требованиям;
- обеспечение хорошей цены и условий поставок;
- создание и поддержание требуемых запасов, проведение подходящей политики запасов и т.д.;
- быстрое перемещение материалов через цепи поставок, экспедирование доставок в случае необходимости, постоянное отслеживание текущих условий, в том числе ожидаемого роста цен, возникновения дефицита, разработки новых продуктов и т.д.
Основные задачи закупочной логистики
1. Информационные:
1) определение потребности в МР;
2) исследование рынков закупок;
3) определение продуктов и услуг, которые лучше приобрести на стороне – задача "сделать или купить";
4) поиск, оценка и выявление лучших поставщиков, цен, способов доставки продуктов и услуг – задача выбора поставщика.
2. Задачи реализации:
1) организация и
осуществление закупок: согласование
цены и заключение договора
на поставку; выбор метода закупок;
определение требуемых
2) контроль поставок: соблюдение сроков закупки, соблюдение требований по объему поставок и качеству МР, пункту назначения и др.;
3) подготовка бюджета закупок.
3. Задачи интеграции
и координации закупок с
1) тесное взаимодействие с подразделениями, использующими МР, развитие взаимоотношений, понимание их запросов;
2) обсуждение ассортимента,
объемов, сроков, цены, требований по
качеству, упаковке, таре и других
параметров поставок с
3) согласование деятельности
подразделений предприятия, участвующих
в продвижении МП от
4) анализ отношений с поставщиками, отбор поставщиков для организации долгосрочного сотрудничества, соблюдение правил работы с поставщиками и т.п.
Каналы распределения – путь, по которому движется товар от производителя к конечному потребителю, включающий в себе все посреднические организации.
Каналы распределения влияют на скорость, эффективность, сохранность продукции при ее доставке конечному потребителю.
Принципы использования каналов распределения:
Возможность экономии финансовых средств на распределении и за счет этого вложения в основное производство.
Аутсорсинг – передача определенных функций (кроме производства) другому предприятию.
Использование эффективных методов продажи.
Возможность эффективного охвата рынка.
Возможность использования трудовых ресурсов, ранее занятых сбытом, в других логистических сферах.