Вербальные и невербальные средства формирования имиджа политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 13:06, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой:
– Рассмотреть вербальное и невербальное поведение как способ создания благоприятного образа и воздействие этого образа на сознание людей.
В рамках этой цели решаются следующие задачи:
1. Рассмотреть вербальные средства формирования имиджа политика.
2. Разобрать невербальные средства формирования имиджа политика.

Содержание

Введение………………………………………………….………………..…...3
Глава 1. Средства формирования имиджа политического деятеля...............5
1.1 Роль вербальных средств формирования имиджа…………………….7
1.2 Роль невербальных средств формирования имиджа…………...........11
Глава 2. Анализ вербальных и невербальных средств построения имиджа политического деятеля на примере Владимира Вольфовича Жириновского………………………………………………………………...18
Заключение....………………………………………………………………...20
Список используемой литературы……………………………………..……21

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач.docx

— 55.69 Кб (Скачать файл)

Оглавление.

Введение………………………………………………….………………..…...3

Глава 1. Средства формирования имиджа политического деятеля...............5

    1. Роль вербальных средств формирования имиджа…………………….7
    2. Роль невербальных средств формирования имиджа…………...........11

Глава 2. Анализ вербальных и невербальных средств построения имиджа политического деятеля на примере Владимира Вольфовича Жириновского………………………………………………………………...18

Заключение....………………………………………………………………...20

Список используемой литературы……………………………………..……21

 

 

Введение

Для любого политического  деятеля одним из основных факторов влияния на сознание людей является имидж. Политик может создать  любой образ, который нужен ему  для достижения каких-либо целей. Но для того, чтобы этот образ был  полноценным, вызывал доверие у  народа, не казался фальшивым и  наигранным, нужно учитывать большое  количество факторов, постоянно следить  за множеством мелочей в поведении, внешнем виде, манере общаться и  т.д. Поэтому огромную роль в формировании имиджа политического деятеля играют  вербальные и невербальные средства общения.

Данная тема является актуальной потому, что в наше время многие люди «рвутся» в политику, но не все представляют, какую колоссальную работу приходится проделывать государственным деятелям и их имиджмейкерам, чтобы сохранить позиции.

Объектом представленной работы являются вербальное и невербальное общение как средства формирования имиджа политика, предметом – конкретные правила их использования.

Цель данной курсовой:

– Рассмотреть вербальное и невербальное поведение как способ создания благоприятного образа и воздействие этого образа на сознание людей.

В рамках этой цели решаются следующие задачи:

1. Рассмотреть вербальные средства формирования имиджа политика.

2. Разобрать невербальные средства формирования имиджа политика.

3. Проанализировать на практическом примере роль данных средств в создании имиджа политического деятеля.

В данной работе будут использованы труды Будаева Э.В., Тарасовой И.П., Шмелевой Т.В., Иссерс О.С., Осетровой Е.В., Бехтерева В.М., Друкера Питера Ф.

В качестве практического материала будет исследовано выступление известного государственного деятеля Владимира Вольфовича Жириновского.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.

В первой главе рассмотрен теоретический материал по данной теме. Вторая глава посвящена практическому  анализу вербальных и невербальных средств формирования имиджа политического деятеля.

В заключении подводятся итоги  работы, делаются окончательные выводы.

 

 

Глава 1. Средства формирования имиджа политического деятеля

Политику приходится общаться с большим количеством людей, как в личных беседах, так и  во время публичных встреч. Важным фактором успешной деятельности является восприятие его окружающими. Восприятие во многом зависит от самопрезентации  — как человек сам себя преподносит. Недостаточно, однажды войдя в  комнату, доброжелательно улыбнуться и подумать, что уже обеспечен  имидж обаятельного человека. Самопрезентация  поддается корректировке и подвержена изменениям и в положительную, и  в отрицательную сторону. Впечатление  зависит от взгляда, жеста, мимики, улыбки, движения тела; интонации, темпа речи; одежды1.

Имидж, как и репутация, близок к понятию “социальный стереотип”. Только стереотип формируется стихийно, а имидж и репутация создаются целенаправленно. Главное, имея политический имидж и стабильную репутацию, вписаться в стереотип, которому безоговорочно доверяют. Стереотипы, которые сформировал потенциальный избиратель относительно политика, носят более эмоциональные оценки и связаны, как правило, с вербальными и невербальными характеристиками политика, а также с его человеческим фактором.

Вербальное поведение  играет важную роль в процессе общения. Политик обязан уметь правильно говорить и выражать свои мысли понятным и доступным языком.

К невербальному поведению  относятся взгляд, улыбка, мимика, жесты, поза, движения тела, интонация, а так же темп речи, сочетание силы и тембра голоса.

Не менее важны положение  и движения головы, движения тела, положение ног, походка.

Люди, занимающиеся политической деятельностью и стремящиеся  к успешной карьере в общественной жизни, обязаны уделять немало внимания и своему внешнему виду. Это требование современной политики. Внешне политик  обязан выглядеть подтянутым, аккуратным, уверенным в своих силах. При  этом он своим внешним видом не должен слишком отличаться от людей, с которыми сталкивается по служебным  и общественным делам.

Сам по себе привлекательный  имидж не обеспечивает победу на выборах, но помогает завоевать голоса избирателей  самого разного возраста и социального  положения. Необходимо быть доступным  для избирателей, чтобы они могли  подумать про своего кандидата —  это один из нас. Выступая по телевидению, нужно выглядеть как профессиональный политик, придерживаясь строгого стиля одежды и прически.2

Нужно обращать внимание на свое лицо, поскольку именно оно  будет в центре внимания во время  выступлений, телевизионных интервью. Взгляд должен выражать не бесконечную  усталость, а оптимизм и уверенность в успехе.

Имидж для политика должен быть предметом постоянного внимания

 

§1.1 Роль вербальных средств формирования имиджа

Основы описания речевого имиджа дал Аристотель, который говорил, что речь слагается из трех элементов: из самого оратора, из предмета, о котором  он говорит, и из лица, к которому он обращается. Выделенные Аристотелем  элементы речевого имиджа можно найти в любом описании структуры речевого общения.3

В основе речевого имиджа политика лежат речевая и содержательная составляющие.

Содержательное основание – это информативная часть текстов, произносимых политическим деятелем. Единицами, включенными в содержание речевого портрета политика, являются:

1) концепты, используемые  в функции ключевых слов 

2) лозунги 

3) модель настоящего 

4) модель будущего 

5) модель прошлого.4

Концепты представлены той  частью современной лексики, которая  называет наиболее актуальные реалии, значимые лица, процессы, обсуждаемые  идеи, так или иначе связанные  с социумом и отдельными его представителями. Концепты не являются языковыми фактами исключительно политической сферы. Они свободно адаптируются в языке художественной литературы, СМИ, науки, повседневной речи, поэтому одной из значимых характеристик имеют высокую частоту употребления. Последнее обуславливается как экстралингвистическими факторами – изменением в политической, экономической и социальных сферах жизни, – так и собственно лингвистическими – активизацией слова в связи с вхождением в социальное сознание конкретного понятия, либо реалии. Активизация концепта в дискурсе отдельной языковой личности может осуществляться во время ее знакомства с текстами (собственно языковой газетный материал: название статей, рубрик, заголовков); с городской средой (транспаранты, плакаты, вывески, граффити) или коммуникативной действительностью (речь политических деятелей, представителей СМИ, культуры и искусства).5

Правильная и легко  воспринимаемая речь политика является одним из символов его успешного  продвижения вверх. Речь имеет коммуникативную  направленность, то есть, направлена на осознание другими слушателями смысла беседы с целью влияния на их сознание, а также на межличностную интеракцию.

Важным этапом в формировании речевого имиджа, развитии ораторского искусства является соответствующий отбор того материала, который содействует восхождению личности по ступеням вербального развития. Политику необходимо создавать ситуации в общении, способствующие свободным высказываниям, дискуссиям, диспутам, которые обусловливают коллективное мышление, поиск истины, разрешение проблемы методом обсуждения ее разнообразных аспектов, выработку общего мнения.

Немаловажное значение в  речевом имидже имеет выбор модальности (то есть отношения к тому, что  говорится, а также отношения  к самому говорящему, к содержанию высказывания). Модальность может  иметь значение утверждения, приказания, пожелания и т.д. Она выражается специальными формами наклонений, интонаций, модальными словами (например, «возможно», «необходимо», «должен»).6

Сегодня не хватает учтивости  в общении. Политикам рекомендуется  чаще использовать изысканные формы вербального общения, сослагательные наклонения в деловых беседах, дискуссиях, переговорах, чтобы развивать позитивный речевой имидж. Следует отметить, что неточная модальность, приказной тон, понукание могут исказить речь говорящего, родить прямо противоположное отношение к высказываемой мысли.

Следующим этапом в формировании речевого имиджа можно назвать стремление избегать в речи тавтологических сочетаний, например, таких: «моя автобиография», «апрель месяц», «мемориальный памятник», «мемориал памяти», «сегодняшний день», «первый пионер», «смелый риск», «броский эффект», «маршрут движения» и т.д.7

Вместе с тем риторика строится на технологии ораторского  искусства, овладения мастерством  речевого общения. Риторика учит говорить красиво. Нередко бывает так, что  человек судит разумно, но внятно изложить свои мысли не может. В настоящее время это одна из проблем человеческого общения. Красноречие украшает личность политика, эффективно служит имиджу. Даже любое удавшееся речевое событие приносит удовлетворение, радость. Главное в речевом общении следует знать, что сказать, где сказать и как сказать. Самое полезное в жизни – совершенствовать свое познание и разум, и в этом состоит основа формирования оригинального и интересного вербального имиджа.

Язык – хранитель культурного наследия прошлого, живое предание, передающееся от поколения к поколению, свидетельство бессмертия и гения народа8. Необходимо постоянно работать над углублением своих знаний языка, учиться отбирать новые для себя, яркие, образные слова и выражения, пытаться раскрыть их значения. Однако ошибочно предполагать, что красноречие сводится к богатству лексики и разнообразию художественных приемов, без этого не бывает блестящего речевого имиджа. Во многих случаях он объясним индивидуальностью таланта и способностей личности.

Незаурядные, мудрые, духовно  богатые личности владеют волшебной властью речевого общения. Их образ, манера поведения, интонационная окраска голоса проникают в души людей, управляют эмоциями, возбуждают добрые чувства. Сила их речи состоит в умении выразить многое в немногих словах.9

Важно постоянно следить, чтобы разговор с собеседником был  содержательным. Вместе с тем не следует завладевать разговором, напротив, следует стараться, чтобы  каждый имел свой черед в разговоре, как и во всем остальном.

Лидер партии ЛДПР Владимир Жириновский – яркий пример долгожительства  в российской публичной политике. Его популярность зиждется на ораторском даровании, харизматичности и умении говорить на одном языке с рядовыми жителями страны, достучаться до их сердец. Именно поэтому речевой имидж  Владимира Жириновского представляет большой интерес для исследователя.

 

§1.2 Роль невербальных средств формирования имиджа

Карьера политического деятеля, его взлеты и падения, успехи и  поражения являются совокупным результатом  многих факторов. И одно из ведущих  мест среди них принадлежит невербальному  поведению. Общеизвестно, какой мощью, мобилизующим воздействием обладает  слово. Но в жизни политика нередки  ситуации, когда поступки бывают  красноречивее всяких слов.

Невербальная коммуникация является важнейшим, наряду со звуковой речью, средством общения и взаимодействия. Традиционно принято отождествлять  речь со словом, то есть с вербальной знаково-символической функцией речи. Между тем, звуковая речь как средство общения несет слушателю, и при  этом независимо от семантики слова, то есть как бы "между слов", невербально весьма значительную и  важнейшую для слушателя информацию о говорящем, его отношении к  собеседнику, к предмету разговора, к самому себе. Невербальная коммуникация осуществляется в процессе речевого общения параллельно с вербальной и составляет как бы второй по отношению  к слову информационный канал  в системе общения10.

Что касается терминов "невербальная" и "экстралингвистическая" коммуникация, то второе понятие, означая практически  то же, что и первое, характеризует  все формы невербального поведения  человека не вообще, а в процессе речевого общения.

Таким образом, как показывает термин "невербальная коммуникация", понятие это можно определить как систему неязыковых форм и  средств передачи информации.

Невербальное поведение  можно рассматривать как систему  невербальных средств общения, применение которых предоставляет политику дополнительные возможности для  того, чтобы посредством создания благоприятного о себе впечатления  решить конкретную задачу и, в конечном счете, достигнуть искомой политической цели.

Информация о работе Вербальные и невербальные средства формирования имиджа политика