История зарождения и развития выставок-ярмарок в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2010 в 18:43, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследование истории зарождения выставок-ярмарок в России, а также изучение их развития.
В первой главе необходимо изучить становление и развитие ярмарок и выставок в России.
Во второй главе проследить работу выставок-ярмарок в современной России.
В третьей главе исследовать правовое регулирование выставок-ярмарок.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………
1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ВЫСТАВОК-ЯРМАРОК В РОССИИ……………………………………………….……………….
2. СОВРЕМЕННАЯ ВЫСТАВОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РОССИИ…………………………………………….………………….
3. НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА ВЫСТАВОЧНО-ЯРМАРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ…………………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..
БИБЛИОГРАФИЯ…………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

История зарождени ярмарок в России.docx

— 47.92 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ  АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ 

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования 

“МАТИ”  – РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ имени К.Э.ЦИОЛКОВСКОГО

Кафедра «Культурология, история, молодежная политика и реклама» 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа на тему:

«История  зарождения и развития выставок-ярмарок  в России» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила: студентка гр. 7РЕК-2ДС-046:

Бублик  А.А.

Проверил: Кандидат социальных наук,

Татьяна Николаевна Васягина 
 
 
 
 
 

Москва

2010 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………

1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ  ВЫСТАВОК-ЯРМАРОК В РОССИИ……………………………………………….……………….

2. СОВРЕМЕННАЯ  ВЫСТАВОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РОССИИ…………………………………………….………………….

3. НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ  БАЗА ВЫСТАВОЧНО-ЯРМАРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  В РОССИИ…………………………………………….

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..

БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………………………… 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

           Выставочно-ярмарочный бизнес - один из самых динамично развивающихся институтов рыночной инфраструктуры России и всех развитых стран. Это объясняется не только развитием регионов России, но и инвестиционными вливаниями в экономику, активизацией местных и региональных рынков. Ярмарки и выставки позволяют изыскать наиболее эффективные формы взаимодействия промышленности и торговли, обеспечить более широкое рыночное пространство для отечественных товаров. На сегодняшний день выставочно-ярморочная деятельность (ВЯД) представляет систему профессиональных информационных, рекламных, технических, хозяйственных, экономических, технологических и управленческих действий многочисленных заинтересованных в этой деятельности юридических и физических лиц. ВЯД во всем мире – это важнейшая отрасль национальной экономики. Становление цивилизованных рыночных отношений предполагает необходимость совершенствования ВЯД, которая вносит существенный вклад в развитие национальной и региональной экономики.

           Организация выставочной деятельности в России в настоящее время становится все более актуальной. Это связано с тем, что российский бизнес начинает постепенно переходить из эпохи первоначального накопления капитала в эпоху тотальной конкуренции. Данный переход характеризуется следующими моментами: о все чаще становится выгоднее вкладывать прибыль в российскую экономику, а не вывозить ее за рубеж, о российский бизнес постепенно вступает в фазу сильной конкуренции, когда конкурировать организациям приходится не товарами, а обещаниями благ, которые получает покупатель, выбирая ту или иную марку и пр. Информацию об уникальных торговых предложениях и организациях — участниках рынка потребители получают в процессе маркетинговых коммуникаций. К одному из ключевых элементов маркетинговых коммуникаций в настоящее время все чаще относят участие организации в выставках, о чем свидетельствует стремительно возрастающее количество работ, посвященных самым различным аспектам этого вида деятельности. И если раньше рассматривались в основном общие и технологические вопросы выставочной деятельности, которые теперь уже изучены довольно основательно, то исследование вопросов ее эффективности делает лишь первые шаги, особенно в России.

     Актуальность  темы обусловлена не только активным развитием выставочного дела в России, но и растущим профессионализмом  экспонентов, их стремлением к оптимизации  маркетинговых бюджетов.      

     Целью данной работы является исследование истории зарождения выставок-ярмарок  в России, а также изучение их развития.

     В первой главе необходимо изучить становление и развитие ярмарок и выставок в России.

     Во второй главе проследить работу выставок-ярмарок в современной России.

     В третьей главе исследовать правовое регулирование выставок-ярмарок.

         Объектом исследования является непосредственно ярмарки и выставки в России.

         Предметом изучения является понятие и история выставок-ярмарок.

        Теоретическую основу работы составили труды отечественных и зарубежных ученых: Критсотакис Я.Г., Крылов И.В., Панкратов Ф.Г., Баженов Ю.К. и некоторых других. 
 
 
 
 
 
 

1.ИСТОРИЯ  ЗАРОЖДЕНИЯ ВЫСТАВОК-ЯРМАРОК  В РОССИИ 

           Ярмарка - рыночное мероприятие, проходящее в установленные сроки с определенной периодичностью, демонстрирующее товары и услуги фирм-участников одной или нескольких отраслей промышленности, нацеленных на заключение прямых торговых сделок по представленным образцам в национальном и международном масштабах. Организатор может допустить продажу товаров со стенда в определенные дни и часы

     Таким образом, под ярмарками историческими  понимались регулярные торжища широкого значения; рынок, регулярно, периодически организуемый в традиционно определенном месте; сезонная распродажа товаров  одного или многих видов.[7;с.85]

     Впрочем, выставки, как уже отмечалось, были явлением относительно новым для  российской экономической, общественной и культурной жизни. Куда более давние традиции имели ярмарки, восходящие еще к средневековью. «Где двое, там  рынок, трое — базар, а семеро —  ярмарка». Это изречение, дошедшее до нас из глубины истории, может  даже навести на мысль, что само слово  «ярмарка» русского происхождения. Но его германские корни очевидны — jahr-markt, ежегодный рынок. Именно так  с Х в. в Европе стали называться места периодических съездов  торговцев и привоза товаров. Такие «места съездов» существовали в Германии, Испании, Италии, во Франции, в Англии. Ярмарки были связаны  между собой, следовали одна за другой — и во времени, и в пространстве. Уже к XI — XII вв. они стали не только местом оптового торга, но и главным  каналом международной торговли. Эту роль они сохраняли до конца XVIII в.

     Достоверные исторические свидетельства о российских ярмарках относятся к XVI в., но, скорее всего, они существовали и раньше. По В. И. Далю, «ярмарка — большой  торговый съезд и привоз товаров  в срочное в году время, годовой  торг, длящийся неделями». Конечно же, они были известны издавна, только назывались иначе — торжки, торги. На одном  из таких торгов, на реке Мологе, при  городке Холопьем и побывал путешествовавший по России в начале XVI в. немецкий дипломат Зигмунд фон Герберштейн. Потом в своих «Записках о московских делах» он назвал этот торг привычным для себя словом «jahrmarkt» — «ярмарка».

     В словаре Брокгауза и Ефрона читаем: «Наиболее крупные размеры в  силу исторически сложившихся обстоятельств  приняли в России две ярмарки  — Макарьевская, переименованная  позднее в Нижегородскую, и Ирбитская. Первая из них ведет свое начало с XVI в. и, благодаря счастливому географическому  положению, вскоре приобрела всероссийскую  известность и стала производить  громадные обороты, особенно после  перенесения ее в Нижний Новгород (1817)».[7;c.87]

     Мы  признательны добротной российской статистике, сохранившей информацию о состоянии ярмарочного дела в стране к концу прошлого столетия. В 1894 г. в России было проведено более 18 тыс. ярмарок с оборотом 1100 млн. руб. Среди них однодневные ярмарки составили более 64%, длившиеся 2 — 7 дней — 32,6%, остальные продолжались более недели. Ярмарки были весьма различны по размаху. При этом именно на мелкие розничные (привоз товаров до 10 тыс. руб.) приходилась основная масса (70%) всего ярмарочного товарооборота. Средние, оптово-розничные, давали еще 25%. Немногочисленные крупные оптовые ярмарки, привлекавшие особое внимание, не имели большого значения в этом смысле.

     Важно, однако, учитывать, что ярмарки, помимо своей главной функции (места  торговли), играли важную роль в обмене информацией, знаниями и опытом людей, приехавших из различных регионов страны, — и эта функция доминировала как раз на крупнейших ярмарках. Очень часто выставки, особенно крупные, являлись одновременно ярмарками, и  наоборот. Поэтому и оставили такой  след в истории страны наиболее богатые  ярмарки: Нижегородская, Ирбитская, Крещенская (в Киеве), Пермская, Оренбургская, Покровская (в Харькове), Макарьевская (в Костроме), Верхнеудинская, Минусинская, Козьмодемьянская, Барнаульская, Ишимская.[1;c.144]

     История ярмарок в России закончилась  с революцией. Попытки возродить  их предпринимались во времена нэпа — в 1926 г. в РСФСР было проведено более 7 тыс. ярмарок. Но, как говорится в первом издании Большой Советской Энциклопедии, «по мере усиления планового начала в торговле и с развитием торгового аппарата обобществленного сектора, всесоюзные и республиканские ярмарки утратили свое значение как центры сбыта и закупки товаров».1

     В последние десятилетия советского периода проводились межрайонные  и межреспубликанские ярмарки. Но, кроме  названия, они имели мало общего с традиционными российскими, поскольку  являлись, по существу, местом заключения сделок между государственными предприятиями, производящими товары, и государственными же торговыми организациями.

     Традиционные  российские ярмарки - торги и торжища  с непременным народным весельем, казалось, канули в Лету. С ними люди не просто лишились привычных способов удовлетворения своих хозяйственных  нужд. Одновременно для них исчезли  среда приобщения к народным обычаям, праздникам с играми, забавами, песнями. В результате был нанесен непоправимый урон национальным традициям.

     Только  с освобождением общества от идеологической зашторенности этот опыт оказался востребованным. Традиция сельскохозяйственных выставок-ярмарок возрождается на ежегодных ярмарках «Российский фермер». Расскажем кратко об этом удивительном феномене, отослав интересующихся за более подробной информацией к книге «Фермеры России. Очерки становления» Это весьма многогранное мероприятие — выставка достижений отечественного и зарубежного сельхозмашиностроения; новейшего оборудования по переработке сельскохозяйственного сырья; площадка для розничной и оптовой торговли продукцией, произведенной фермерскими и другими хозяйствами, а также инвентарем и саженцами плодовых деревьев; место проведения разного рода симпозиумов, конференций, «круглых столов» и многое другое.

     Чтобы представить масштабы данного явления, приведем несколько цифр. В 8-й ярмарке, прошедшей осенью 1999 г., принимали участие более 800 предприятий и организаций многих регионов России и зарубежные фирмы из десятков стран. Тысячами тонн измеряется продовольствие, закупленное здесь петербуржцами. Дотошные наблюдатели насчитали до 200 наименований продовольственных товаров, предложенных покупателям. Растительное масло из Ростовской и Волгоградской областей, кубанские овощи, знаменитые астраханские арбузы, не менее знаменитое вологодское сливочное масло, башкирский, алтайский и кавказский мед, брянский и псковский картофель, мука из хлебных регионов и т.д. Качество - высокое, вкус - отменный, цены – ниже рыночных.

     Отсюда  столь большая популярность ярмарки  и увеличение с каждым годом числа  ее участников и гостей — покупателей. Более миллиона жителей северной столицы посетили ярмарку за неделю (по этому показателю она значительно  превзошла все предыдущие). Однако даже эти цифры далеко не отражают значения фермерских выставок-ярмарок  для развития аграрного сектора  страны, формирования многоукладной  экономики, возрождения лучших национальных российских традиций.[8;c.187]

     Руководители  промышленных предприятий, разработчики и создатели новых машин и  оборудования, изучая спрос на свои изделия, принимают стратегические решения по смене моделей выпускаемой  продукции или существенной ее доработке. Часто на последующей ярмарке  предлагается то, в чем выявлялась потребность на предыдущей. Ярмарка, например, способствовала тому, что  более 30 предприятий военно-промышленного  комплекса Санкт-Петербурга стали  в последние годы выпускать сельскохозяйственную технику и другие товары для крестьян. В этом принципиальное отличие фермерской выставки-ярмарки от помпезной ВДНХ, практически не имевшей обратной связи с теми, для кого она предназначалась. Здесь рынок диктует свои требования, наиболее способные предприниматели реагируют на них и выигрывают.

     Многие, если не большинство фермеров и других сельскохозяйственных товаропроизводителей едут на ярмарку не столько за тем, чтобы продать тонну-другую сыра или колбасы, машину арбузов или  помидоров, сколько для оценки конъюнктуры  и получения важной коммерческой информации о том, что завтра сажать, сеять, а также для расширения связей в деловых кругах и подбора  потенциальных партнеров. Наконец  массовая продажа качественной продукции  способствует снижению цен не только в Санкт-Петербурге, но и в других регионах.

Информация о работе История зарождения и развития выставок-ярмарок в России