Главная цель сестринского дела

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 11:17, курсовая работа

Краткое описание

На протяжении многих лет медицинские сестры в разных странах мира стремились добиться признания своей профессии. Необходимо было установить границы своей профессиональной деятельности, различия между врачебными и сестринскими обязанностями, создать терминологический и понятийный аппарат профессии и определить научный метод оказания сестринской помощи больным.

Содержание

Введение
I Основные модели сестринского дела.
II Модель Дефицита самоухода Доротеи Орем.
III Главная цель сестринского дела в теории самоухода Доротеи Орем
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по сестр. делу.doc

— 113.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО  РАЗВИТИЯ РФ

ГОУ ВПО «ЧИТИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ  МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

ФЕДЕРАЛЬНОГО  АГЕНТСТВА ПО ЗДРАВООХРАНИЕНИЮ

И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ РФ» 

    ФАКУЛЬТЕТ ВЫСШЕГО СЕСТРИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ 
     
     
     

    Главная цель сестринского дела

     в  теории самоухода Доротеи Орем 

    Курсовая  работа по дисциплине: «Теория сестринского дела» 
     
     
     
     
     
     
     
     

    Выполнила: студентка I курса

    151 группы

    Факультета  ВСО 

    Чита, 2007

Содержание 
 

       Введение

    I   Основные модели сестринского дела.

    II  Модель Дефицита самоухода Доротеи Орем.

    III  Главная цель сестринского дела в теории самоухода Доротеи Орем

    Заключение

      Список использованной литературы 

 

Введение

       На  протяжении многих лет медицинские  сестры в разных странах мира стремились добиться признания своей профессии. Необходимо было установить границы своей профессиональной деятельности, различия между врачебными и сестринскими обязанностями, создать терминологический и понятийный аппарат профессии и определить научный метод оказания сестринской помощи больным.

       Начиная с 50-х годов в США, а позже  и в Европе стали появляются научные теории сестринского дела, авторы которых пытались представить свое видение сути и основных положений профессии. Общим для всех исследователей было стремление показать феномен сестринского дела и обосновать его принципиальное отличие от других профессий. Во многих теориях обнаруживались черты сходства, но было и много разного. Стали появляться все новые и новые модели деятельности медицинских сестер, про многих быстро забывали, они не находили должного одобрения со стороны  медсестер. Лишь некоторые модели получили должное признание, в том числе и международное, и право на изучение и как следствие, на долгую профессиональную жизнь. Медицинским сестрам многих стран мира хорошо известны эти имена и их теории, они входят в программы обучения сестринских школ, медицинских ВУЗов, о них написаны десятки и сотни книг и учебников на разных языках. Многие модели хорошо  известны и у нас в России. По этим моделям строится профессиональная деятельность медсестер в больницах, домах сестринского ухода, домах престарелых, детских домах, домах инвалидов и других медицинских центрах. Теории Вирджинии Хендерсен, Доротеи Орем, Марты Роджерс, Бетти Ньюман и других исследователей сестринского дела известны не только в других странах мира, но и в России. Их не только изучают в медицинских училищах, колледжах, медицинские сестры пытаются внедрять их в свою практическую деятельность. Об этом можно судить по выступлениям медицинских работников на научно – практических конференциях, проходящих в Москве.

       Существенным  шагом, предпринятым медицинскими сестрами, для решения проблемы объединения  разных научно-теоретических подходов к сестринскому делу и создание общей  методологической основы для оказания сестринской помощи больным стала попытка применения сестринского процесса а профессиональной деятельности. Отметим лишь, что сестринский процесс, рассматриваемый международным сообществом медсестер как научно-обоснованная методология профессиональной деятельности, может быть использован для любой модели и теории сестринского дела.

       В 1952 году в свет вышел первый международный  научный журнал по сестринскому делу – «Нерсинг Рисерч». В настоящее  время а одной только  Америке  выходит около двухсот профессиональных сестринских журналов. В 1973 году в Америке была создана Национальная Академия сестринских наук, а в 1985 году Конгресс США принял законодательство, в соответствии с которым в рамках Национального Института здравоохранения в стране был создан национальный центр сестринских исследований. Однако такие благоприятные условия для развития сестринского дела были далеко не всегда и не везде. Пренебрежительное отношение к сестринской профессии и неправильное использование сестринского персонала во многих странах затормозили развитие не только сестринской помощи, но и всего здравоохранения в целом.  Со слов выдающейся исследовательницы и пропагандистки сестринского дела в и Европе,  Дороти Холл, «многих проблем, стоящих перед национальными службами здравоохранения, можно было бы избежать, если бы в течение последних сорока лет сестринское дело развивалось такими же темпами, что и медицинская наука». «Нежелание признать, - пишет она, - что медицинская сестра занимает равноправное по отношению к врачу положение, привело к тому, что сестринский уход не получил такого развития, как врачебная практика, что лишила как больных, так и здоровых возможности пользоваться разнообразными, доступными, экономически эффективными сестринскими услугами».

       Сравнение сестринского дела у нас и за рубежом впервые было проведено Г. М. Перфильевой. Автором выявлены закономерности сложного явления в зависимости от социально – экономических факторов, культурных традиций, демографических процессов, успехов науки и здравоохранения, развития международного сотрудничества и политики в обществе. Анализ сестринского дела показал значительное отставание его в России по сравнению с развитыми странами в темпах и уровне развития. Причины этого положения многообразны: традиционно сложившиеся в нашей стране представление о сестре как о помощнике врача, выполняющим только вспомогательную медицинскую функцию, пренебрежение зарубежным опытом, недооценка научных принципов и подходов в управлении и организации рабочих сестринских кадров, их профессиональной подготовке. Ввиду этих тяжелых условий формирования сестринского дела возникает сомнение, достигло ли оно в России статуса институциональной культуры? Хотя сестринское дело в России еще не достигло институциональной культуры, следует учитывать тенденцию развитие его именно в прогрессивном направлении под влиянием возрастающей потребности в оказании сестринской помощи.

       Тем не менее, медицинские сестры во всех странах мира все с большей  решительностью заявляют о своем  желании внести профессиональный вклад  в создание качественно нового уровня медицинской помощи населению. В условиях глобальных и региональных, социальных и экономических, политических и национальных преобразований они по-иному видят свою роль в обществе, выступая не только в качестве медицинского работника, но и воспитателя, учителя, адвоката пациента. На совещании национальных представителей Международного Совета сестер, проходившим в 1987 году в Новой Зеландии, единогласно была принята такая формулировка: «Сестринское дело является составной частью системы здравоохранения и включает в себя деятельность по укреплению здоровья, профилактике заболеваний, предоставлению психосоциальной помощи и ухода лицам, имеющим физические и психические заболевания, а также нетрудоспособным всех возрастных групп. Такая помощь оказывается медицинскими сестрами, как в лечебных, так и в любых других учреждениях, а также на дому, везде, где есть в ней потребность».

       Хочется верить в то, что и у наших  российских сестер пробуждается чувство  профессионального самосознания, что  мы становимся равноправными участниками преобразований национальной системы здравоохранения и членами международного  сестринского сообщества. Будущее сестринское дело в России в наших с вами руках, оно зависит от каждого из нас, от каждого сестринского коллектива.  
 

    1.   Основные модели сестринского дела.

     До  XIX века сестринское дело было направлено на простой уход за больным, без действий на предотвращение заболевания, сохранение здоровья. Модель сестринского дела, сложившиеся в конце XIX и начале XX века, отражая идеи и деятельность Флоренс Найтингейл, И. И. Пироговым, Е. М. Бакуниной, была направлена на создание условий для выздоровления и предотвращения заболеваний. Медицинская сестра не только предоставляла и контролировала уход, но и учила тому, как обеспечить больного и здорового  свежим воздухом, теплом, светом, питанием, проведением и соблюдением гигиенических мероприятий.

     В истории государств были случаи, когда  в силу необходимости врач передавал медицинской сестре ряд своих обязанностей. Это было во время войн, эпидемий и стихийных бедствий, когда из-за недостатка во врачах некоторые их функции были поручены медицинским сестрам. Например, сортировка раненых во время Крымской войны.

     С развитием медицины медицинская  сестра стала выполнять то, что  раньше традиционно считалось обязанностью врача: измерение температуры тела, артериального давления, выполнение инъекций и др. Сегодня медицинские сестры – основные исполнители реабилитационных и профилактических мероприятий. У них больше функций, чем у врача в службе паллиативной помощи. Принципы первичной медико-санитарной помощи значительно расширяют задачи сестринской службы. Поэтому в последние годы было разработано более 30 концептуальных моделей сестринского дела. В каждой модели отражены представления, знания опыт, условия страны их авторов.

     В структуру модели входят:

  1. Определение пациента, как объекта деятельности сестринского персонала;
  2. Источник или источники его проблем;
  3. Цели и задачи ухода (сестринской помощи);
  4. Роль медицинской сестры;
  5. Направленность (фокус) сестринской помощи;
  6. Способы сестринской помощи;

Ожидаемый результат  и оценка результатов и качества сестринской помощи.

Многообразие  моделей и их отличие друг от друга  связано с тем, что их авторы по-разному  определяют структурные компоненты модели (пациент, источник проблем, цель сестринской помощи и др.) 
 

      Наиболее  распространены пять моделей:

- Эволюционно–адаптационная  (Канадской ассоциации медицинских  сестер);

- Добавочно-дополняющая (В. Хендерсон);

- Модель поведенческой  системы (Д. Джонсон);

- Адаптационная модель (К. Рой);

- Модель дефицита  самоухода (Д. Орем).

На развитие действующих сестринских моделей оказали влияние исследования и открытия в области физиологии, социологии и психологии. Ядро каждой модели  - различия в понимании потребностей пациента, особенности понимания этапов сестринского процесса и роль сестры в его осуществлении.

Пациент. Различные модели по-разному определяют потребности пациента. Так, одна из них рассматривает человека как «набор» анатомических органов и физиологических систем, другая – как более совершенную систему. Модель Д. Джонсон акцентирует внимание сестринского персонала на различных типах поведения человека. В. Хендерсон рассматривает пациента в целом, считая его независимым совершенным существом, имеющим 14 фундаментальных  потребностей.

Источник  проблем пациента. Проблемы со здоровьем, требующие сестринского ухода, также отличаются в различных моделях. Так, в одних моделях проблемы представлены как нарушения функций анатомических органов или физиологических си систем. Другие видят источник проблем и в том, что человек не может изменять свое поведение в зависимости от обстоятельств, предполагая, что это происходит из-за функциональных  и структурных стрессов (модель Д. Джонсон). В.Хендерсон считает, что проблемы пациента связаны с недостатком его силы воли или знаний. В некоторых моделях рассматривают сестринский процесс достаточно односложно: проблема – определение характера сестринского вмешательства. В других он более сложный: определение проблем – их исследования (изучение природы) – определение характера сестринского вмешательства. Общепринятым направлением вмешательства врача является патологический процесс пациента. По модели Д. Орем, вмешательство определяется дефицитом самоухода, по модели Д. Джонсан – измененным поведением, по модели К. Рой – стрессорами, вызывающими нарушения адаптации. В сестринских моделях по- разному обозначены приоритеты при проведении оценки состояния пациента.

Цели  ухода. Также различны. В XIX в. Флоренс Найтингейл полагала, что цель ухода за больными состоит в том, чтобы создать условия для комфортного самочувствия пациента, наилучшие санитарно-гигиенические условия для поддержания нарушенных функций. В некоторых моделях и сейчас цель ухода заключается в восстановлении функции отдельных органов или систем. Согласно другой модели в результате ухода должно быть восстановлено равновесие в поведении человека. Многие считают, что необходимо улучшить психологическое  или социальное состояние пациента. Большинство авторов моделей считают, что цели сестринского ухода  должны быть согласованы с пациентом. Авторы почти всех моделей считают, что целями должны быть видимые стороны поведения человека и другие измеряемые параметры. Успешность достижения поставленных целей  прежде всего определяются тем, как пациент оценивает прогресс в  достижении цели и что ему удается сделать самостоятельно. Авторы некоторых моделей считают, что следует устанавливать поэтапные цели (краткосрочные, промежуточные и долгосрочные).

Способы  сестринского вмешательства. При реализации плана сестринского ухода вынимание сестры должно быть сосредоточено на различных аспектах состояния больного. Флоренс Найтингейл полагала, что сестра наблюдает за изменением окружающей среды ( чистота, свет, тепло, свежий воздух, пища, вода). Авторы одних моделей предполагают сестринское вмешательство, направленное исключительно на конкретные анатомические или физиологические системы. Авторы других  моделей, предполагающих холистический подход к пациенту, отдают предпочтение восстановлению полного равновесия между человеком и окружающей средой. некоторые модели предусматривают сестринские вмешательства, обеспечивающие пациенту возможность самоухода.

Оценка  качества и результатов  ухода. Авторы большинства моделей считают: чтобы оценить качество  и результат ухода за пациентом, необходимо определить, достигнута ли поставленная цель. Причем сестра определяет, насколько целесообразным было то или иное вмешательство. В одних моделях оценивают функцию анатомических и физиологических систем организма, в других – психологические и поведенческие системы, в третьих  - степень достижения пациентом возможности самоухода. Если одновременно используются несколько моделей, то определяют целесообразность использования той или иной модели для конкретного пациента.

Роль  сестры – это последнее положение, по которому те или иные модели отличаются друг от друга. Авторы одной модели отводят сестре и исключительно роль «помощника врача», другие – «защитника прав пациента», третьи – «постоянной сиделки», четвертые  - «человек, который изменяет поведение пациента». Авторы каждой модели приводят множество аргументов в пользу той, или иной роли сестры.  В модели Д. Орем, сестре отводится роль специалиста, полагающего пациенту адаптироваться стрессоров. Роль сестры должна рассматриваться обществом столь же необходимой, как и роль врача. Исторически сложилось так, что четкого описания моделей сестринского дела даже в зарубежной литературе не было до начала 70-х годов. И сегодня нет единого подхода к определению  природы и структуры сестринского дела. Разработано несколько различных моделей. Содержание каждой модели зависит как от уровня экономического развития той или иной страны, ее политики, общепризнанных ценностей, системы здравоохранения, религии, так и от философии и убеждений конкретного человека или группы людей, разрабатывающих ту или иную модель. Каждая модель отражает различия в понимании авторами инее только термина «сестринское дело», но и понятия «пациент», «здоровье», «окружающая среда». Автор одной из сестринских моделей (Д. Орем) считает, что сестринское дело должно помочь пациенту удовлетворить потребности, связанные с сомоуходом, и будет оказывать ему помощь, пока это будет необходимо. По другой модели сестра помогает адаптироваться к жизненным стрессам, чтобы пациенту легче было переносить заболевания, вызванные стрессом (гипертоническая, язвенная болезнь, один из типов сахарного диабета, некоторые заболевания щитовидной железы, ишемическая болезнь сердца и др.).

Информация о работе Главная цель сестринского дела