Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 11:17, курсовая работа
На протяжении многих лет медицинские сестры в разных странах мира стремились добиться признания своей профессии. Необходимо было установить границы своей профессиональной деятельности, различия между врачебными и сестринскими обязанностями, создать терминологический и понятийный аппарат профессии и определить научный метод оказания сестринской помощи больным.
Введение
I Основные модели сестринского дела.
II Модель Дефицита самоухода Доротеи Орем.
III Главная цель сестринского дела в теории самоухода Доротеи Орем
Заключение
Список использованной литературы
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РФ
ГОУ ВПО «ЧИТИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ
ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ЗДРАВООХРАНИЕНИЮ
И
СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ
РФ»
ФАКУЛЬТЕТ
ВЫСШЕГО СЕСТРИНСКОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Главная цель сестринского дела
в
теории самоухода Доротеи Орем
Курсовая
работа по дисциплине: «Теория сестринского
дела»
Выполнила: студентка I курса
151 группы
Факультета
ВСО
Чита, 2007
Содержание
Введение
I Основные модели сестринского дела.
II Модель Дефицита самоухода Доротеи Орем.
III Главная цель сестринского дела в теории самоухода Доротеи Орем
Заключение
Список использованной
Введение
На протяжении многих лет медицинские сестры в разных странах мира стремились добиться признания своей профессии. Необходимо было установить границы своей профессиональной деятельности, различия между врачебными и сестринскими обязанностями, создать терминологический и понятийный аппарат профессии и определить научный метод оказания сестринской помощи больным.
Начиная с 50-х годов в США, а позже и в Европе стали появляются научные теории сестринского дела, авторы которых пытались представить свое видение сути и основных положений профессии. Общим для всех исследователей было стремление показать феномен сестринского дела и обосновать его принципиальное отличие от других профессий. Во многих теориях обнаруживались черты сходства, но было и много разного. Стали появляться все новые и новые модели деятельности медицинских сестер, про многих быстро забывали, они не находили должного одобрения со стороны медсестер. Лишь некоторые модели получили должное признание, в том числе и международное, и право на изучение и как следствие, на долгую профессиональную жизнь. Медицинским сестрам многих стран мира хорошо известны эти имена и их теории, они входят в программы обучения сестринских школ, медицинских ВУЗов, о них написаны десятки и сотни книг и учебников на разных языках. Многие модели хорошо известны и у нас в России. По этим моделям строится профессиональная деятельность медсестер в больницах, домах сестринского ухода, домах престарелых, детских домах, домах инвалидов и других медицинских центрах. Теории Вирджинии Хендерсен, Доротеи Орем, Марты Роджерс, Бетти Ньюман и других исследователей сестринского дела известны не только в других странах мира, но и в России. Их не только изучают в медицинских училищах, колледжах, медицинские сестры пытаются внедрять их в свою практическую деятельность. Об этом можно судить по выступлениям медицинских работников на научно – практических конференциях, проходящих в Москве.
Существенным шагом, предпринятым медицинскими сестрами, для решения проблемы объединения разных научно-теоретических подходов к сестринскому делу и создание общей методологической основы для оказания сестринской помощи больным стала попытка применения сестринского процесса а профессиональной деятельности. Отметим лишь, что сестринский процесс, рассматриваемый международным сообществом медсестер как научно-обоснованная методология профессиональной деятельности, может быть использован для любой модели и теории сестринского дела.
В
1952 году в свет вышел первый международный
научный журнал по сестринскому делу
– «Нерсинг Рисерч». В настоящее
время а одной только Америке
выходит около двухсот
Сравнение сестринского дела у нас и за рубежом впервые было проведено Г. М. Перфильевой. Автором выявлены закономерности сложного явления в зависимости от социально – экономических факторов, культурных традиций, демографических процессов, успехов науки и здравоохранения, развития международного сотрудничества и политики в обществе. Анализ сестринского дела показал значительное отставание его в России по сравнению с развитыми странами в темпах и уровне развития. Причины этого положения многообразны: традиционно сложившиеся в нашей стране представление о сестре как о помощнике врача, выполняющим только вспомогательную медицинскую функцию, пренебрежение зарубежным опытом, недооценка научных принципов и подходов в управлении и организации рабочих сестринских кадров, их профессиональной подготовке. Ввиду этих тяжелых условий формирования сестринского дела возникает сомнение, достигло ли оно в России статуса институциональной культуры? Хотя сестринское дело в России еще не достигло институциональной культуры, следует учитывать тенденцию развитие его именно в прогрессивном направлении под влиянием возрастающей потребности в оказании сестринской помощи.
Тем не менее, медицинские сестры во всех странах мира все с большей решительностью заявляют о своем желании внести профессиональный вклад в создание качественно нового уровня медицинской помощи населению. В условиях глобальных и региональных, социальных и экономических, политических и национальных преобразований они по-иному видят свою роль в обществе, выступая не только в качестве медицинского работника, но и воспитателя, учителя, адвоката пациента. На совещании национальных представителей Международного Совета сестер, проходившим в 1987 году в Новой Зеландии, единогласно была принята такая формулировка: «Сестринское дело является составной частью системы здравоохранения и включает в себя деятельность по укреплению здоровья, профилактике заболеваний, предоставлению психосоциальной помощи и ухода лицам, имеющим физические и психические заболевания, а также нетрудоспособным всех возрастных групп. Такая помощь оказывается медицинскими сестрами, как в лечебных, так и в любых других учреждениях, а также на дому, везде, где есть в ней потребность».
Хочется
верить в то, что и у наших
российских сестер пробуждается чувство
профессионального
До XIX века сестринское дело было направлено на простой уход за больным, без действий на предотвращение заболевания, сохранение здоровья. Модель сестринского дела, сложившиеся в конце XIX и начале XX века, отражая идеи и деятельность Флоренс Найтингейл, И. И. Пироговым, Е. М. Бакуниной, была направлена на создание условий для выздоровления и предотвращения заболеваний. Медицинская сестра не только предоставляла и контролировала уход, но и учила тому, как обеспечить больного и здорового свежим воздухом, теплом, светом, питанием, проведением и соблюдением гигиенических мероприятий.
В истории государств были случаи, когда в силу необходимости врач передавал медицинской сестре ряд своих обязанностей. Это было во время войн, эпидемий и стихийных бедствий, когда из-за недостатка во врачах некоторые их функции были поручены медицинским сестрам. Например, сортировка раненых во время Крымской войны.
С развитием медицины медицинская сестра стала выполнять то, что раньше традиционно считалось обязанностью врача: измерение температуры тела, артериального давления, выполнение инъекций и др. Сегодня медицинские сестры – основные исполнители реабилитационных и профилактических мероприятий. У них больше функций, чем у врача в службе паллиативной помощи. Принципы первичной медико-санитарной помощи значительно расширяют задачи сестринской службы. Поэтому в последние годы было разработано более 30 концептуальных моделей сестринского дела. В каждой модели отражены представления, знания опыт, условия страны их авторов.
В структуру модели входят:
Ожидаемый результат и оценка результатов и качества сестринской помощи.
Многообразие
моделей и их отличие друг от друга
связано с тем, что их авторы по-разному
определяют структурные компоненты
модели (пациент, источник проблем, цель
сестринской помощи и др.)
Наиболее распространены пять моделей:
- Эволюционно–адаптационная
(Канадской ассоциации
- Добавочно-дополняющая (В. Хендерсон);
- Модель поведенческой системы (Д. Джонсон);
- Адаптационная модель (К. Рой);
- Модель дефицита самоухода (Д. Орем).
На развитие действующих сестринских моделей оказали влияние исследования и открытия в области физиологии, социологии и психологии. Ядро каждой модели - различия в понимании потребностей пациента, особенности понимания этапов сестринского процесса и роль сестры в его осуществлении.
Пациент. Различные модели по-разному определяют потребности пациента. Так, одна из них рассматривает человека как «набор» анатомических органов и физиологических систем, другая – как более совершенную систему. Модель Д. Джонсон акцентирует внимание сестринского персонала на различных типах поведения человека. В. Хендерсон рассматривает пациента в целом, считая его независимым совершенным существом, имеющим 14 фундаментальных потребностей.
Источник проблем пациента. Проблемы со здоровьем, требующие сестринского ухода, также отличаются в различных моделях. Так, в одних моделях проблемы представлены как нарушения функций анатомических органов или физиологических си систем. Другие видят источник проблем и в том, что человек не может изменять свое поведение в зависимости от обстоятельств, предполагая, что это происходит из-за функциональных и структурных стрессов (модель Д. Джонсон). В.Хендерсон считает, что проблемы пациента связаны с недостатком его силы воли или знаний. В некоторых моделях рассматривают сестринский процесс достаточно односложно: проблема – определение характера сестринского вмешательства. В других он более сложный: определение проблем – их исследования (изучение природы) – определение характера сестринского вмешательства. Общепринятым направлением вмешательства врача является патологический процесс пациента. По модели Д. Орем, вмешательство определяется дефицитом самоухода, по модели Д. Джонсан – измененным поведением, по модели К. Рой – стрессорами, вызывающими нарушения адаптации. В сестринских моделях по- разному обозначены приоритеты при проведении оценки состояния пациента.
Цели ухода. Также различны. В XIX в. Флоренс Найтингейл полагала, что цель ухода за больными состоит в том, чтобы создать условия для комфортного самочувствия пациента, наилучшие санитарно-гигиенические условия для поддержания нарушенных функций. В некоторых моделях и сейчас цель ухода заключается в восстановлении функции отдельных органов или систем. Согласно другой модели в результате ухода должно быть восстановлено равновесие в поведении человека. Многие считают, что необходимо улучшить психологическое или социальное состояние пациента. Большинство авторов моделей считают, что цели сестринского ухода должны быть согласованы с пациентом. Авторы почти всех моделей считают, что целями должны быть видимые стороны поведения человека и другие измеряемые параметры. Успешность достижения поставленных целей прежде всего определяются тем, как пациент оценивает прогресс в достижении цели и что ему удается сделать самостоятельно. Авторы некоторых моделей считают, что следует устанавливать поэтапные цели (краткосрочные, промежуточные и долгосрочные).
Способы сестринского вмешательства. При реализации плана сестринского ухода вынимание сестры должно быть сосредоточено на различных аспектах состояния больного. Флоренс Найтингейл полагала, что сестра наблюдает за изменением окружающей среды ( чистота, свет, тепло, свежий воздух, пища, вода). Авторы одних моделей предполагают сестринское вмешательство, направленное исключительно на конкретные анатомические или физиологические системы. Авторы других моделей, предполагающих холистический подход к пациенту, отдают предпочтение восстановлению полного равновесия между человеком и окружающей средой. некоторые модели предусматривают сестринские вмешательства, обеспечивающие пациенту возможность самоухода.
Оценка качества и результатов ухода. Авторы большинства моделей считают: чтобы оценить качество и результат ухода за пациентом, необходимо определить, достигнута ли поставленная цель. Причем сестра определяет, насколько целесообразным было то или иное вмешательство. В одних моделях оценивают функцию анатомических и физиологических систем организма, в других – психологические и поведенческие системы, в третьих - степень достижения пациентом возможности самоухода. Если одновременно используются несколько моделей, то определяют целесообразность использования той или иной модели для конкретного пациента.
Роль сестры – это последнее положение, по которому те или иные модели отличаются друг от друга. Авторы одной модели отводят сестре и исключительно роль «помощника врача», другие – «защитника прав пациента», третьи – «постоянной сиделки», четвертые - «человек, который изменяет поведение пациента». Авторы каждой модели приводят множество аргументов в пользу той, или иной роли сестры. В модели Д. Орем, сестре отводится роль специалиста, полагающего пациенту адаптироваться стрессоров. Роль сестры должна рассматриваться обществом столь же необходимой, как и роль врача. Исторически сложилось так, что четкого описания моделей сестринского дела даже в зарубежной литературе не было до начала 70-х годов. И сегодня нет единого подхода к определению природы и структуры сестринского дела. Разработано несколько различных моделей. Содержание каждой модели зависит как от уровня экономического развития той или иной страны, ее политики, общепризнанных ценностей, системы здравоохранения, религии, так и от философии и убеждений конкретного человека или группы людей, разрабатывающих ту или иную модель. Каждая модель отражает различия в понимании авторами инее только термина «сестринское дело», но и понятия «пациент», «здоровье», «окружающая среда». Автор одной из сестринских моделей (Д. Орем) считает, что сестринское дело должно помочь пациенту удовлетворить потребности, связанные с сомоуходом, и будет оказывать ему помощь, пока это будет необходимо. По другой модели сестра помогает адаптироваться к жизненным стрессам, чтобы пациенту легче было переносить заболевания, вызванные стрессом (гипертоническая, язвенная болезнь, один из типов сахарного диабета, некоторые заболевания щитовидной железы, ишемическая болезнь сердца и др.).