Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2014 в 07:57, реферат
Идеи профилактики заболеваний как одного из разделов медицины зародились в глубокой древности и заключались в соблюдении правил личной гигиены, индивидуального здорового образа жизни.
Постепенно складывалось представление о первостепенной значимости профилактических мер и уже в период античности в учениях Гиппократа и других выдающихся медиков говорилось о том, что легче предупредить возникновение болезни, чем лечить заболевание. Это положение разделяли многие русские врачи
18-19вв.
Министерство здравоохранения
Красноярского края
Краевое государственное бюджетное образовательное
учреждение среднего профессионального образования
Дивногорский медицинский техникум
Реферат на тему: История развитие профилактики
Проверила преподаватель
«Основы профилактики»
Сараева. Е.С.
Выполнила стедентка
312гр. Сироджова. О.М.
Дивногорск2014
Идеи профилактики заболеваний как одного из разделов медицины зародились в глубокой древности и заключались в соблюдении правил личной гигиены, индивидуального здорового образа жизни.
Постепенно складывалось
представление о первостепенной значимости
профилактических мер и уже в период античности
в учениях Гиппократа и других выдающихся
медиков говорилось о том, что легче предупредить
возникновение болезни, чем лечить заболевание.
Это положение разделяли многие русские
врачи
18-19вв.
В период развитого капитализма, под влиянием общественности, революционных движений, достижений науки, раскрывшей причины массовых инфекционных заболеваний, возникает потребность в организации общественного здравоохранения, общественной гигиены и учения о профилактике (как его главной проблемы).
В дореволюционной России идеи профилактики разделяли лучшие врачи.
Выдающиеся деятели отечественной медицины М. Я.Мудров, Г. А.Захарьин, А. А. Остроумов, Н. И. Пирогов, С. П. Боткин и другие в своих трудах большое внимание обращали на роль профилактики в борьбе с болезнями.
Еще в первой половине 19 века М. Я. Мудров считал первой обязанностью врача наблюдение за здоровыми людьми для ранней диагностики и предупреждения заболеваний.
Г. А. Захарьин, А. А. Остроумов, Н. И. Пирогов были убеждены в том, что будущее принадлежит медицине предупредительной.
После Октябрьской революции меры, принимаемые правительством, создали условия для развития социально-профилактического направления.
В марте 1919 года в принятой на 8 съезде РКП(б) Программе партии предпосылкой решения задач в области охраны и укрепления здоровья трудящихся было определено профилактическое направление – проведение широких оздоровительных и санитарных мер, имеющих целью предупреждение развития заболеваний.
Партия поставила задачи профилактики:
1.Решительное проведение
а) оздоровление населенных мест (охрана почвы, воды, воздуха);
б)организация мер, предупреждающих развитие и распространение заразных болезней;
в) создание санитарного законодательства.
2.Борьба с социальными
3.Обеспечение общедоступной, бесплатной и квалифицированной лечебной и лекарственной помощи.
Определяющее значение профилактики
Почему такое большое внимание уделяется профилактике?
Одна из причин – изменение общественного здоровья – все чаще стали преобладать хронические заболевания.
В структуре смертности и заболеваемости на первый план выходят сердечно-сосудистые, онкологические, бронхо-легочные заболевания, а также несчастные случаи (транспортные, производственные, бытовые травмы). Они могут быть предупреждены путем устранения факторов риска, формирования здорового образа жизни, оздоровления условий труда, быта. Профилактические меры распространяются не только на инфекционные, но и на заболевания неинфекционной природы.
Экологический кризис
В окружающей среде, по исследованиям академика Н. П. Дубинина, находится более 4 млн. тонн химических веществ и ежедневно поступает не менее 6 тысяч. Только в выхлопных газах автомобилей обнаружено 200 компонентов веществ не безразличных для здоровья (оксиды углерода, азота, углеводорода, канцерогены, сернистые газы, бензопирен, свинец).
Тысячи, десятки и сотни тысяч тонн химических веществ, взвешенных частиц пыли, сажи попадают в воздух, воду, почву, пищу, а затем в организм человека.
По оценкам гигиенистов в городах нашей страны до 30 % всех заболеваний вызывается загрязнением внешней среды, не менее 40 млн. человек живет в городах, где уровень загрязнения превышает в 10 и более раз ПДК (предельно допустимые концентрации, нормы).
Понятие о первичной и вторичной профилактике
Профилактика в медицине – это широкая и разносторонняя сфера деятельности, относящаяся к выявлению причин заболеваний и повреждений, их устранению или ослаблению.
Теория и медицинская практика выделяют:
1. Первичную профилактику (предупреждение и устранение причин возникновения заболеваний).
Примером первичной профилактики в медицине являются санитарно-гигиенические и эпидемиологические мероприятия, иммунизация, вакцинация как средства предупреждения инфекционных заболеваний. Большое значение для первичной профилактики имеет образ жизни человека, так как от этого зависит предупреждение хронически протекающих заболеваний (сердечно-сосудистых, онкологических, эндокринных, нейропсихических и др.), причина которых во многом связана с негигиеническим поведением, а также курением, злоупотреблением алкоголя, гиподинамией, нерациональным питанием, стрессами и т. д.
2. Профилактику, направленную на предупреждение и устранение условий и факторов, обусловливающих развитие заболеваний. К ним относятся:
а) улучшение физических и социальных (труд, жилье, питание) условий внешней среды (климатические, географические);
б повышение устойчивости и сопротивляемости организма по отношению к вредным воздействиям внешней среды.
Направление профилактики
Профилактика выходит за пределы медицины и системы здравоохранения, превращается в социально-профилактическое направление в деле охраны и улучшения здоровья народа, включает в себя медицинские, санитарно-технические, гигиенические, профессиональные меры, осуществляемые не только системой здравоохранения, но и всем обществом. Мероприятия по охране, оздоровлению внешней среды, соблюдению гигиенических норм и требований обязательны для всех организаций и учреждений и предусмотрены государственным законодательством. Санитарное законодательство дополняется новыми положениями, направленными на улучшение охраны труда, оздоровление внешней среды, микроклимата предприятий.
Конкретные мероприятия по охране внешней среды, оздоровлению условий труда и быта включаются в комплексные планы оздоровительных мероприятий министерств и ведомств, в планы социального развития различных промышленных, научных, учебных и других предприятий и учреждений.
Осуществление профилактики в системе здравоохранения зависит от первичной медико-санитарной помощи (ПМСП). Главной фигурой профилактики становится участковый врач, особенно семейный доктор. Знание условий и образа жизни пациентов, их семей позволяет конкретно заниматься профилактикой и гигиеническим воспитанием.
Диспансеризация как основной метод профилактики
Основным методом профилактики считается диспансеризация. В 1986 году в новой программе государства “Здоровье населения России” была поставлена задача введения системы всеобщей диспансеризации.
Диспансерный метод является ведущим в организации лечебно-профилактической помощи населению.
Н. А. Семашко назвал этот метод ведущим в осуществлении и профилактики, и лечения.
В настоящее время лишь часть населения (40 млн. больных и столько же здоровых из 150 миллионов жителей России) охвачена диспансеризацией. Поставлена задача перехода на поэтапную диспансеризацию населения.
Годом создания службы принято считать
1925-й, когда в Воронежской губернии был
организован дом санитарного просвещения.
Само собой разумеется, он возник не на
пустом месте: еще в 1865 г. земские врачи
“заблаговременно распространяли между
сельским населением предохранительные
наставления от холеры”. Этого требовало
крайне тяжелое эпидемиологическое состояние
губернии: эпидемии не только холеры, но
и сыпного тифа, оспы и других заболеваний
следовали одна за другой. Губернское
земство неоднократно обращало внимание
на необходимость “распространения гигиенических
знаний среди населения”, а в 1911 г. распорядилось
создать санитарные попечительства, в
круг деятельности которых входили “вопросы
просветительные, касающиеся личной и
общественной гигиены”, а также приобретение
популярной литературы по медико-санитарным
вопросам. Делу санитарного просвещения
служили и так называемые “народные чтения
в Бунаковском доме”, в которых принимали участие воронежские врачи.
С 1913 г. в губернии стали приглашаться
на работу врачи-лекторы.
Революция и гражданская война вносят
свои коррективы: в 1919 г. в составе Наркомздрава
создается специальный отдел санитарного
просвещения. А в Воронежской губернии
еще в начале 1918 г. губисполкомом создается
медико-санитарный отдел, в состав которого
входят врачи и комиссары. Медико-санитарная
коллегия возглавляет работу по организации
лечебно-санитарного дела в губернии,
бывшей в течение ряда лет в зоне активных
военных действий. Это обстоятельство
ставило особые задачи: обслуживание раненых, борьбу
с сыпным тифом, холерой. Именно борьбе
с этими заболеваниями были посвящены
первые выпущенные листовки и ряд статей
в губернской газете.
Основной формой санпросветработы в период
1918-21 гг. были выступления медработников
на собраниях, митингах, лекции и беседы
на предприятиях и в учреждениях; народный
университет, где вели просветительную
деятельность работники ВГУ, воронежские
медики. С 1922 по 1925 гг. создается анатомический
музей, организуются дни профилактики
с выездами медработников на село.
Неоднократно предпринимаемые (с 1922 г.)
попытки создания дома санитарного просвещения
(ДСП), которые ранее отклонялись за неимением
достаточных средств, в 1925 г., наконец,
увенчались успехом. ДСП как “организатор
и проводник новых форм санитарной пропаганды
и агитации” создает первую постоянную
санитарную выставку (в Воронеже) и 5 временных
– в уездных городах; издает брошюру по
профилактике туберкулеза, листовку по
профилактике скарлатины. При ДСП организуется
лекторское бюро, в уездах проводятся
санитарные постановки. Основные темы
лекций и бесед в это время: заразные, детские,
женские болезни, сифилис, туберкулез,
малярия, аборт, знахарство, элементарные
сведения по гигиене и физической культуре.
В 1926-27 гг. ДСП приступает к созданию собственной
библиотеки.
На протяжении 1928-30 гг. ДСП развертывает
свой музей, а также, уделяя особое внимание
налаживанию санпросветработы на деревне,
направляет бригады медработников на
полевые станы, где они проводят массовую
разъяснительную работу с помощью передвижных
выставок, альбомов, плакатов, листовок,
брошюр и т.п.
С 1930 г. из числа колхозников подготавливаются
так называемые “колхозные медицинские
санитары”, оказавшие значительную помощь
медикам в борьбе за здоровый быт, санитарную
культуру, а также в борьбе с инфекционными
заболеваниями. Санитары оказывали первую
помощь пострадавшим во время полевых
работ, проводили регулярные подворные
обходы с целью выявления температурящих
больных и своевременного их направления
в больницу. ДСП издал для них специальную
брошюру “Колхозный медицинский санитар”.
Опыт по выделению и работе колхозных
медицинских санитаров использовался
и в других областях РСФСР.
В 1930 г. Воронежский ДСП преобразовался
в Институт санитарной культуры ЦЧО, для
участия в его деятельности привлекались
научные работники Воронежского медицинского
института. Помимо методической работы,
институт вел обширную санитарно-оздоровительную
деятельность: санминимумы на производстве,
санпоходы на предприятия и в колхозы,
для санпоходов было создано свыше 500 бригад.
Использовались “агитсани” (зимой) и
“агитповозка” (летом).
Через два года своего существования Институт
санитарной культуры был снова переименован
в ДСП, который, помимо всего прочего, стал
базой подготовки санитарного актива
РОКК и санитарно-технической учебы работников
общественного питания, пищевых и коммунальных
предприятий.
При ДСП организуются подсобные предприятия,
изготавливающие специальные макеты,
фотоальбомы, выставки и фотосерии. Качество
выпускаемых наглядных пособий было настолько
высоко, что Воронежский ДСП стал получать
многочисленные заказы на их изготовление
из Красноярска, Новосибирска, Киева и
других городов СССР. Активизировалась
редакционно-издательская деятельность;
к 1941 году ДСП и Областное книжное издательство
издавали в год до 20-25 наименований хорошо
иллюстрированных брошюр и листовок общим
тиражом до 200-250 тысяч экземпляров. Чтобы
не ограничивать работу пределами областного
центра, ДСП оборудовал агитмашину. С весны
до поздней осени спецбригада в составе
врачей, инструктора по санпросветработе
и киномеханика выезжала по заранее разработанному
маршруту в районы области. 1940 г. был годом
максимального роста массовой санитарно-просветительной
работы.
С первых дней Великой Отечественной войны
работа ДСП была перестроена: стали выпускаться
памятки и брошюры по оказанию первой
помощи пострадавшим, мероприятиям по
защите от отравляющих веществ, врачи
начали активную работу в кружках ПВХО,
готовятся тысячи сандружинниц и медсестер
РОКК. Работа по санитарному просвещению
проводилась среди воинских контингентов,
в госпиталях, среди населения, в школах...
По возвращении из эвакуации, несмотря
на то, что здание ДСП было сожжено оккупантами,
работники сразу же возобновили свою работу
в условиях полуразрушенного города: возродили
издательскую деятельность, радиопередачи
и пр. В послевоенном периоде одной из
новых форм работы стали школы беременных
женщин и молодых матерей, уроки по охране
здоровья в школах.
В 1949-50 гг. большое значение придается
повышению качества санитарно-просветительной
работы, ее идейно-политическому и научно-медицинскому
содержанию. Большое внимание уделяется
подготовке медицинских кадров по санитарному
просвещению. Для них проводятся инструктивные
совещания и семинары по санпросветработе.
За 4 послевоенных года ДСП достиг и превысил
все довоенные показатели. В 1951-56гг. организационная
база продолжала укрепляться, расширялись
связи с другими организациями и ведомствами.
Активизировалась совместная работа с
Областным отделом культуры, Управлением
сельского хозяйства, пищевыми и коммунальными
предприятиями. Большую работу по обучению
студентов проводит кафедра организации
здравоохранения ВГМИ.
В годы перестройки приказами МЗ и Областного
отдела здравоохранения главных врачей
ЛПУ обязывают организовать кабинеты
и отделения медицинской профилактики,
кабинеты здорового ребенка, укомплектовать
их врачебными должностями и должностями
средних медицинских работников.
В 1990 г. в целях координации работы был
организован Областной центр здоровья,
объединивший областной и городской Центры,
а 13.01.93 г. Воронежский областной центр
здоровья был переименован в Воронежский
областной центр медицинской профилактики.
Необходимо отметить работников, положивших
начало и развивших дело санитарного просвещения
в Воронежской области: Т.Я. Ткачев – профессор
Воронежского медицинского института,
один из первых организаторов и работников
отделения санитарного просвещения в
Воронежской области; М.Д. Яковлев – руководитель
санпросветотдела в 1923-25 гг.; проф. В.А.
Рязанов – один из первых заведующих ДСП
и организатор санпросветработы в области;
врачи Благовещенский Г.К., Угрюмов Б.Л.,
доц. Скрябин В.И., в течение многих лет
работавшие в ДСП как организаторы, методисты
и литературные работники.
Руководители, в разное время возглавлявшие
службу: И.В. Дмитриев, А.Я.Гуськов, Б.К.Шаевич,
О.А.Васильева, В.И. Чернов, И.И. Самойлюк,
Л.Н. Могиланская, Е.С. Гладышева, Д.В. Кирсанов
(является руководителем в настоящее время).
С октября 1995 г. КУЗ ВО «Воронежский областной
центр медицинской профилактики» располагается
в здании по адресу: г. Воронеж, ул. Варейкиса,
70.
Центр является основным субъектом реализации
мероприятий областной целевой долгосрочной
программы «Формирование здорового образа
жизни у населения Воронежской области»
(2010-2015гг.), утвержденной губернатором
Воронежской области А.В. Гордеевым в конце
декабря 2009г. Так началась реализация
нового направления приоритетного национального
проекта «Здоровье» – «Улучшение профилактической
помощи населению», нацеленного на формирование
здорового образа жизни у граждан Российской
Федерации, включая сокращение потребления
алкоголя и табака.
Благодаря финансированию программы значительно
укрепилась материально-техническая база
службы. Так, например, приобретение мультимедийного
проекционного оборудования, пополнение
и обновление технического обеспечения
редакционно-издательского отдела Центра
позволило значительно разнообразить
и «осовременить» формы и методы гигиенического
воспитания населения. Наличие собственного
микроавтобуса сделало возможными более
частые выезды бригад специалистов в районы
области. В помещении Центра оборудована
уютная аудитория для проведения семинаров,
занятий «школ здоровья» и др. мероприятий.
В настоящее время используются самые
разнообразные формы работы, как традиционные
(лекции, беседы, распространение печатной
продукции), так и самые современные (широкое
использование возможностей СМИ и наружной
рекламы, участие в международных кампаниях,
проведение массовых пропагандистско-
Приоритетным направлением в работе Центра
является работа с детьми и подростками,
в т.ч. в рамках пилотного проекта «Здоровье
подрастающего поколения». Проект стартовал
в нашей области в мае 2011г. в соответствии
с поручением губернатора А.В.Гордеева,
в целях совершенствования профилактической
работы в образовательных учреждениях
и снижения уровня заболеваемости среди
учащихся.
Работа проводится в школах, интернатах,
профессиональных училищах, колледжах,
вузах, подростковых клубах, летних оздоровительных
лагерях и санаториях. При этом мероприятиями
охватываются не только дети, подростки,
молодежь, но также и родители, преподаватели,
воспитатели.
В работе с взрослым населением отдается
предпочтение активному информированию,
борьбе с основными факторами риска неинфекционных
заболеваний (НИЗ) и вторичной профилактике.
Последняя осуществляется целой сетью
специальных «школ», организованных для
больных хроническими заболеваниями и
их родственников практически во всех
ЛПУ Воронежской области. В таких школах
пациенты получают подробную и доступную
информацию о своем заболевании, приобретают
навыки самоконтроля, получают диетические
и другие рекомендации. Беременные женщины
и молодые мамы имеют свои «школы», где
обучаются грамотному уходу за детьми.
Воронежский областной центр медицинской
профилактики не только контролирует
работу «школ здоровья» по всей области
– такие школы существуют и на базе самого
Центра.
На КУЗ ВО ВОЦМП было возложено также создание
Центров здоровья: разработка технических
заданий, поиск производителей и поставщиков
оборудования, обучение специалистов
для работы в Центрах здоровья для взрослых
(открыты с 1 декабря 2009г.) и для детей (работают
с 1 декабря 2010г.). В настоящее время КУЗ
ВО ВОЦМП занимается координацией деятельности
12 созданных Центров здоровья.
В современных условиях массу новых возможностей
дает наличие в Воронежском областном
центре медицинской профилактики собственной
мини-типографии, которая позволяет оперативно
выпускать необходимую печатную продукцию
– памятки, буклеты, листовки, брошюры
– для распространения среди населения
и для сопровождения пропагандистско-
На базе Центра постоянно проводится обучение
работников службы: как средних медицинских
работников, так и врачей, ведущих работу
по медицинской профилактике в ЛПУ г. Воронежа
и Воронежской области. Здесь проходят
не только ознакомительные курсы, но и
сертификационные циклы обучения (для
средних медработников). Регулярно проводятся
выездные семинары, областные конференции,
рассылаются информационно-методические
письма, издаются методические пособия.
С целью оказания методической помощи
сотрудники ВОЦМП выезжают непосредственно
на места.
ОЦМП занимается и исследовательской
деятельностью: отделом мониторинга факторов
риска проводятся опросы населения и обрабатываются
их результаты. Со временем это, возможно,
позволит объективно оценивать эффективность
проделанной работы и своевременно вносить
необходимые коррективы.