Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2012 в 18:21, реферат
На каждого, кто изучает историю мировой фармации, произведет впечатление глубина знаний, которыми обладали античные врачи. Однако на протяжении тысячи лет эти обширные медицинские знания были недоступны европейцам в период Средневековья. То, что сейчас нам известно как западная научная медицина, возникло только после эпохи Возрождения.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..с.3.
1. Жизнь и деятельность Парацельса (1493-1541 г.)……………………...….с.5.
2. Ятрохимическое направление в европейской медицине………………...с.11.
3. Ятрофизическое направление в европейской медицине…………………с.15.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..…с.19.
Контрольные вопросы………………………………………………………...с.20.
Список используемой литературы………………………………………..….с.21.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1. Жизнь и деятельность Парацельса (1493-1541 г.)……………………...….с.5.
2. Ятрохимическое направление
в европейской медицине………………..
3. Ятрофизическое направление
в европейской медицине…………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
Контрольные вопросы………………………………………………………..
Список используемой литературы………………………………………..….
ВВЕДЕНИЕ.
На каждого, кто изучает историю мировой фармации, произведет впечатление глубина знаний, которыми обладали античные врачи. Однако на протяжении тысячи лет эти обширные медицинские знания были недоступны европейцам в период Средневековья. То, что сейчас нам известно как западная научная медицина, возникло только после эпохи Возрождения.
Возрождение, начавшееся в 1453 г., послужило сигналом для возвращения медицины в клинику и к больным, ее существование не ограничивалось только монастырями и университетами. Хирургия под руководством таких выдающихся хирургов, как Амбруаз Паре, вернула себе свою былую славу. Это был период, когда болезни стали дифференцироваться. Такие болезни, как ветрянка, сифилис и тиф, были тогда впервые описаны и выделены из общей массы «лихорадок» и «чумы».
В тот век проявили себя три выдающихся человека, а именно Фракасторо, Парацельс и Андреас Везалий. Они не только способствовали развитию медицины, но и определили три кардинальных направления в истории ее достижений.
Фракасторо (1478--1552), уроженец Вероны, разработал теорию инфицирования и передачи инфекции мелкими частицами по воздуху или при контакте людей. Если бы тогда общество было настроено по отношению к учению Фракасторо более благосклонно, медицина достигла бы успехов в этом направлении на четыре столетия раньше и сколько жизней можно было спасти! Враждебно настроенное консервативное общество, часто не только холодно принимало идеи первооткрывателей, но и жестоко высмеивало и оскорбляло их самих. Например, когда Мигель Сервет (XVI в.) выдвинул идею существования малого круга кровообращения, его сожгли как еретика.
Когда Пьер Бриссо (XVIII в.) выразил протест против излишнего кровопускания, его подвергли остракизму, и он умер в ссылке.
Знакомясь с историей медицины или какой-либо другой науки или искусства, читатель, не лишенный сочувствия к людям, не может не задумываться над тем, когда наконец человечество научится извлекать уроки из прошлого и почему бы нам не стать немного добрее по отношению к мужественным людям, осмелившимся идти впереди своего времени. И все же, несмотря на такую враждебность, истина торжествует. Парацельс (ок. 1490--1541) начал свое преподавание в Базеле с того, что сжег произведения Галена и Авиценны на публике не в знак протеста против этих двух выдающихся личностей, хотя некоторые из их положений признаны неверными, а против раболепного отношения и пассивного чтения книг. Гален и Авиценна на протяжении столетий считались непререкаемыми авторитетами, с которыми никто не имел права не соглашаться. Поиски Парацельсом специальных средств для лечения определенных заболеваний положили начало современной химиотерапии.
Андреас Везалий (1514--1564) нарушил традицию Авиценны изучения по книгам и показал, что даже Гален не достиг совершенства в анатомии. Главное произведение Везалия «О строении человеческого тела» выявило многие ошибки Галена, такие как, например, пятидольчатая печень или рогатая матка, и стало основой современной анатомии. Везалий отказался от размышлений и предположений, заменив их непосредственным наблюдением на секционном столе, чем нанес сокрушительный удар по оторванному от жизни консерватизму и поставил медицину на прогрессивную научную основу.
Швейцарский врач и естествоиспытатель, философ, химик, фармацевт, астролог. Один из основателей я трохимии. Подверг критическому пересмотру идеи древней медицины, способствовал внедрению химических препаратов и преподаванию медицины на родном языке вместо латыни. Автор знаменитого труда «Большая хирургия». В его честь названа малая планета (астероид) номер 2239 и лунный кратер.
На большом камне над могилой Парацельса резчик высек: «Здесь похоронен Филипп Теофраст, превосходный Доктор Медицины, который, обладая волшебным знанием, раны, проказу, водянку и другие неизлечимые болезни тела идеальным искусством излечивал и раздавал добро беднякам. В год 1541 на 24 сентября он сменил Жизнь на Смерть. На Вечный покой». А точнее сказать, на бессмертие, ведь даже сегодня страждущие молятся у его могилы в надежде на исцеление. Имя Парацельса вошло в анналы мировой медицины, но при жизни он был не понят и гоним, его считали шарлатаном и слугой дьявола и все это только за то, что знал и понимал больше, а лечил лучше других. Но никакими сверхчеловеческими особенностями Парацельс не обладал, просто с ранних лет он привык полагаться на практику и опыт, а не на досужие размышления. Он был бунтарем в науке и даже принял имя, означающее «Против Цельса», считая себя опровергателем медицинских воззрений автора древнеримского трактата «Аrtes» Авла Корнелия Цельса.
Настоящее имя швейцарского врача и естествоиспытателя — Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм. Он родился 10 ноября 1493 г. (по другим данным 14.11.1493, 17.12.1493 или 1.05.1494) в небольшой деревушке Мария-Эйнзидельн близ Цюриха и был единственным сыном довольно известного и многоопытного врача, получившего медицинское образование в лучших университетах Европы. В своей небольшой лечебнице он занимался не только врачеванием, но и химическими опытами. Так что Теофраст начиная с самого раннего возраста получал первые уроки и знания от отца. Где он получил первоначальное образование, неизвестно, но в годы юности Парацельс работал на шахте лаборант-химиком, что позже легло в основу его поисков в области химии и алхимии. А ведь в то время химия как отдельная специальность не преподавалась даже в университетах: кое-какие теоретические знания рассматривались в курсе философии, а эксперименты велись только аптекарями и алхимиками. В своих последующих трудах Теофраст тепло и с благодарностью вспоминал отца, который приохотил его к учению. По его примеру он начал изучать врачебное дело в Германии, а затем во Франции.
В годы учебы родным домом для Теофраста на какое- то время стала лаборатория. В ней он мог пропадать сутками, сменяя опыты с ретортами и колбами на практику на рудниках и горных заводах. Страстную любознательность начинающего исследователя не останавливали ни пыль, ни грязь, ни копоть. Везде он трудился самоотверженно и впоследствии говорил о себе и своих учениках, что они «отдых в лаборатории находят, пальцы свои в угли и в отбросы, и всяческую грязь суют, а не в кольца золотые, и подобны кузнецам и угольщикам закопченным». И может быть, поэтому в первую очередь в мастерство молодого врачевателя поверили рабочие люди.
В 1515 г., в 22-летнем возрасте, Теофраст получил в Ферраре (Италия) степень доктора медицины. Но объем полученных знаний не удовлетворял его. По словам Па-рацельса, он слушал лекции медицинских светил в крупнейших университетах, в медицинских школах Парижа и Монпелье, побывал в Италии и Испании. Был в Лиссабоне, а потом отправился в Англию, затем через Литву попал в Польшу, Венгрию, Валахию, Хорватию. Какое-то время жил в Константинополе и, говорят, будто бы несколько лет провел в татарском плену. Арабские химики открывали ему секреты, неизвестные западной науке. Он путешествовал по свету, переходя пешком от деревни к деревне, и повсюду выспрашивал секреты искусства врачевания у докторов и повитух, цирюльников и банщиков, старых знахарок и травников, прилежно и старательно перенимая их опыт ухода за больными и применяемые средства. Затем Парацельс практиковал, опробывая все то, что узнал во время своих странствий: служил лекарем в армии датского короля Кристиана II, участвовал в его походах, работал фельдшером в нидерландском войске. Армейская практика дала ему богатейший материал для дальнейших исследований. Но где бы Теофраст ни был, повсюду он занимался главным делом своей жизни — лечил недуги людские, пытаясь суммировать обретаемый опыт, нащупывая всеобщие закономерности в лечении больных, намечал новые пути врачевания. Парацельс верил только в опыт, наблюдение и эксперимент. «Не титул, не ораторское искусство, не чтение книг создают врача, — говорил он, — но единственно знание вещей и сил природы». По преданию, ему удалось вылечить восемнадцать князей, от которых отступились все врачи.
В 1524 г. ученый решил, наконец, прекратить странствия и поселиться в Зальцбурге. Однако уже через год ему пришлось срочно покинуть этот город, так как он, в силу своего неуемного характера и нетерпимости ко всякого рода мздоимству, встрял в тяжбу крестьян с местными земельными князьками, что окончилось гневом город-ских властей. 1526 г. Теофраст провел в Страсбурге, а затем был приглашен на должность городского врача в крупный швейцарский торговый город Базель. Когда Пара- цельсу удалось вылечить одного богача, которому не смогли помочь лучшие лекари города, его пригласили занять кафедру медицины в Базельском университете. На первой же лекции профессор перед глазами изумленных студентов устроил небольшой костер, который он соорудил из сочинений корифеев Галена и Авиценны, и заявил, что даже завязки его башмаков знают больше, чем эти древние «мокротники», и стал читать лекции студентам- медикам на добротном и понятном им немецком языке вместо традиционной латыни. Причем занятия старался проводить у койки больного. То была неслыханная вольность! Именно тогда бунтарь принял имя Парацельс. Даже таким образом профессор боролся против догматической медицины Средневековья, тесно связанной с теологией.
Несмотря на все передовые взгляды и достижения в области медицины, Парацельса никогда не любили. У него был вспыльчивый и задиристый нрав, едкий язык, он презрительно относился к современникам и постоянно ходил напыщенным. Его возмущала алчность аптекарей, составлявших сложные, дорогие и мало помогающие лекарства. А так как аптекари были связаны с практикующими врачами, то была уже двойная алчность. К тому же сам он применял простые, недорогие, но эффективные средства. У Парацельса появились враги среди медиков и богатых жителей Базеля. Хуже всего было то, что в 1528 г. он затеял процесс над влиятельным каноником из-за недоплаты гонорара за лечение. Иск отклонили, а врач вынужден был тайком покинуть Базель, где ему угрожал суд за вольнодумство. Терпя лишения, он скитался в горных районах Ашенцелля, переходя из деревушки в деревушку, изредка врачуя крестьян.
В Кольмаре Теофрасту удалось излечить больных, которых другие врачи считали безнадежными, и популярность его возросла. Однако его независимое поведение, резкие суждения о собратьях по цеху не пришлись по нраву и здесь, тем более что Парацельс занимался алхимией, усердно изучал труды восточных магов и мистиков. Человек увлекающийся, пытливый, он проявлял интерес ко всему, где, как ему казалось, можно открыть что-то новое. Нередко он заблуждался, попадал в плен суеверных представлений, терпел неудачи, но продолжал поиски. Стали распространяться слухи о том, что ученый вступил в сношения с самим дьяволом. Положение усугублялось тем, что в Кольмаре продолжали сохранять свои позиции католики. Они-то ревностно следили за тем, чтобы никто не осмеливался выступать с суждениями, шедшими вразрез с установившимися представлениями, и все искания Парацельса объявляли кощунственными.
Опасаясь обвинения в ереси и последующей расправы, он переехал в Нюрнберг. У Теофраста накопилось много тщательно записанных наблюдений и выводов. Он был необычайно работоспособен. Сохранились свидетельства о том, что ученый порой проводил за письменным столом по нескольку дней кряду, почти без сна. В Нюрнберге ему удалось издать четыре книги, но это только подстегнуло недовольство других медиков, и городской магистрат запретил печатать его произведения. В них были приведены основные принципы его учения о болезнях и их причинах, общие принципы медицины и к тому же они были на немецком языке.
Крупнейшей заслугой Парацельса было то, что он официально отрекся от древней медицины и вместо выдуманных средневековых снадобий применял целебные травы, стараясь добыть из них действующее начало, которое назвал квинтэссенцией. Ученый полагал, что человек состоит из души и тела, а тело, в свою очередь, состоит из различных элементов. Нарушение же взаимного равновесия этих элементов ведет к болезни. Задача врача — выяснить отношение между основными элементами в теле больного и восстановить их равновесие при помощи определенных химических препаратов. Поэтому первоочередной задачей химии Парацельс считал поиск веществ которые могли быть использованы как лекарственные средства. С этой целью он проверял действие на людей различных соединений меди, свинца, ртути, сурьмы, мышьяка, став одним из родоначальников ятрохимического направления в медицине, сменившего алхимию. «Настоящая цель химии заключается не в изготовлении золота, а в приготовлении лекарств», — утверждал ученый. Он выделял лекарства из растений и применял их в виде тинктур, экстрактов и эликсиров и развил новое для того времени представление о дозировке лекарств. В каждом средстве Парацельс находил активный ингредиент, который можно было извлечь, очистить и прописать в строго контролируемой дозе. «Все есть яд, и ничто не лишено ядовитости; одна только доза делает яд незаметным».
Центральное место в его системе лечения занимали ртуть и сера. Ученый предложил лечить сифилис малыми дозами ядовитых паров ртути, но редко кто ему верил. Лишь 400 лет спустя появилось новое лекарство от сифилиса на основе ядовитого мышьяка. Его настойка опия веками служила эффективным обезболивающим. Он изучал действие минеральных вод и применял их для лечения; некоторые из них были им открыты впервые (в Шварцвальде, Чехии и др.). Кроме того, Парацельс усиленно рекомендовал естественные средства лечения: свежий воздух, покой, диету. И можно только недоумевать, как слова ученого об анестезии с помощью «сладкого эфира» игнорировались вплоть до 1846 года.
В отчаянии Парацельс бросил все и покинул Нюрнберг, направившись в Инсбрук. Здесь он надеялся заняться постоянной врачебной практикой, по которой изрядно истосковался. Но бургомистр не поверил, что человек в оборванном платье и с грубыми, как у простого мужика, руками — врач, и велел самозванцу покинуть город. Узнав, что в Штерцинге разразилась эпидемия чумы, Парацельс пришел в этот город. Он обходил дома больных, приготовлял свои лекарства и настойчиво пытался понять, в чем причины этого страшного заболевания, как можно предотвратить эпидемии, какими средствами следует лечить. Парацельс имел репутацию целителя, приготовлявшего снадобья из минералов, которые помогали, когда другие лекарства пользы не приносили, а для исцеления чумных больных давал пилюли, содержавшие крошечные порции их собственных экскрементов. Но когда кончилась эпидемия, Парацельс оказался не нужен и в Штерцинге. Он вынужден был опять бродить по дорогам, меняя город за городом, надеясь, что в каком-нибудь из них городские власти все- таки удостоят его вниманием. Но даже там, где власти были бы и не прочь пригласить Парацельса, решительно возражало католическое духовенство, да и протестанты всегда считали его нежелательным лицом.
По всей видимости, Парацельс был доктором, обладавшим даром природного целительства. Он верил в натуральную магию и намного опередил свое время в убеждении, что при врачевании душу и тело человека надо лечить вместе, и что между природой (макрокосмом) и человеком (микрокосмом) существует тесная связь, поэтому познание обоих есть неразрывное целое. Ученый говорил, что это «сила, которая приходит прямо от Бога», и когда она направлена на доктора, то вызывает у него способности к врачеванию. Сам Парацельс постоянно обращался к астрологии и считал, что без понимания астральных влияний на человека врачу невозможно заниматься практикой. В среде астрологов, занимающихся магической астрологией, до сих пор популярна его книга «Оккультная философия».
Занимался ученый и демонологией, создал классификацию злых демонов, причислив к ним астральных духов. Это, в частности, является одной из причин, по которой Парацельса часто называют магом, к тому же он жил во времена, когда наука и магия были тесно переплетены, а занятия наукой означали также изучение магии. Однако что касается гомункулуса, мини-человека, которого доктор якобы создал в своей лаборатории, то это из области нереального. Зато существует много свидетельств, что из минералов и растений он извлек эссенцию — знаменитый Алкахест, и этот эликсир жизни якобы был способен восстанавливать, растворять и наделять чудесными свойствами все что угодно. Но состав эссенции, как и лучших лекарств Парацельса, так и остался неизвестным.