Клятва Гиппократа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 23:01, статья

Краткое описание

Гиппократа клятва– врачебная клятва, выражающая основополагающие морально-этические принципы поведения врача.

Вложенные файлы: 1 файл

ГИППОКРАТА КЛЯТВА.docx

— 32.16 Кб (Скачать файл)

ГИППОКРАТА  КЛЯТВА

ГИППОКРАТА  КЛЯТВА – врачебная клятва, выражающая основополагающие морально-этические принципы поведения врача.

Гиппократ, живший в Элладе две с половиной тысячи лет тому назад, в дошедших до нашего времени сочинениях привел клятву, отметив, что «...медицина поистине есть самое благородное из всех искусств. Но по невежеству тех, которые занимаются ею, и тех, которые с легкомысленной снисходительностью судят их, она далеко теперь ниже всех искусств». Им написаны статьи О враче, О благоприличном поведении. По мнению Гиппократа, врач – единственная профессия, которая должна начинаться с присяги обществу, поскольку человек, избравший себе эту профессию, учившийся много лет, чтобы помогать человеку, страдающей личности, естественно, должен давать обещание быть достойным избранного дела.

Гиппократ считал, что врачебная клятва имеет особое значение. Будучи одним из основателей  медицины, Гиппократ просил врачей присягнуть:

«Клянусь Аполлоном  врачом, Асклепием, Гигиеей и Панакеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство: почитать научившего меня наравне с моими родителями, делиться с ним своим достатком и в случае надобности помогать ему в нуждах; его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и без всякого договора; наставления, устные уроки и все остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям его учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому. Я направлю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. Я не дам никому просимому у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно также не вручу никакой женщине абортивного пессария. Чисто и непорочно буду проводить свою жизнь и своё искусство. Я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом. В какой бы дом я ни вошёл, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всего намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами.

Чтобы при лечении  – а также и без лечения  – я ни увидел и ни услышал  касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной. Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастье в жизни  и в искусстве и слава у  всех людей на вечные времена; преступающему  же и дающему ложную клятву да будет  обратное этому.»

Упоминаемый здесь  бог Аполлон – покровитель  врачей в Древней Греции и Риме (и бог музыки, поэзии, прорицаний и основания городов). Асклепий, сын Аполлона, считался особым богом – покровителем врачей. Гигиея (Гигиена) – богиня здоровья, Панакея (Панацея) – богиня-целительница всех болезней – дочери Асклепия.

Клятва, предложенная Гиппократом, в основе своей сохранилась  до наших дней. С небольшими изменениями  она и сегодня произносится вступающим на это поприще. В 1948 Генеральная  Ассамблея Международной медицинской  ассоциации приняла декларацию (называемую Женевской), которая, по существу, есть не что иное, как современная редакция клятвы Гиппократа.

В 1949 Генеральная  Ассамблея приняла Международный  кодекс медицинской этики, включающий в себя и Женевскую декларацию.

Тем не менее, во многих странах есть и свои «Клятвы  Гиппократа». В России до революции  врачи принимали так называемое Факультетское обещание, текст которого прилагался к свидетельству об окончании медфака.

В наше время  «присягу врача Советского Союза», утвержденную в 1971, сменила «Клятва  российского врача», а в 1999 Госдумой был принят новый текст Клятвы врача, которую медики дают в торжественной обстановке при получении диплома. И отличие от текста Гиппократа и его последующих вариантов – в запрете на эвтаназию.

С течением времени  меняется форма и язык присяги, но основа медицинской этики следует  главным положениям клятвы Гиппократа.

С тех пор  текст клятвы многократно переводился  на новые языки, подвергался редактированию, существенно меняющим его смысл.

Для своего времени  она была очень большим достижением, задавая высокую нравственную планку. Поэтому не случайно, что в христианском мире она все-таки была принята —  с поправками и изменениями. Начало меняется: «Да будет благословен Бог, Отец Господа нашего Иисуса Христа, который благословен во веки веков; я не лгу».

По сообщениям прессы, в Северной Америке и Европе в 2006 г. текст клятвы заменён «профессиональным кодексом». По мнению авторов нового документа, текст, предложенный греческим врачом ещё две с половиной тысячи лет назад, совершенно не отражает реалий сегодняшнего дня. «Во времена Гиппократа не было таких важных принципов работы медиков, как уважение к другим специалистам и право пациента на собственный выбор. Кроме того, врачи того времени не сталкивались с постоянными подозрениями в непрофессионализме со стороны общества, властей и журналистов». В новом тексте исключены требования по неучастию в абортах, хирургическом лечении каменной болезни и корректному обращению с рабами.

В России «Присяга врача Советского Союза», утвержденная в 1971 г., в середине 1990-х сменилась на «Клятву российского врача», а в 1999Госдумой был принят и президентом Б. Ельциным подписан новый текст «Клятвы врача России», которую врачи читают в торжественной обстановке при получении диплома.

В Израиле врачи приносят не клятву Гиппократа, а клятву еврейского врача. Это связано с тем, что в традиционном тексте клятвы Гиппократа упоминаются боги древнегреческого пантеона, что идёт вразрез с иудаизмом, по которому Бог один, и приносить клятвы Его именем нельзя. Так как в Израиле религия не отделена от государства, во всех еврейских вузах, готовящих врачей, клятва Гиппократа не используется. Клятва еврейского врача отличается от клятвы Гиппократа только в мелких деталях, вроде тех же самых ссылок на богов.

В настоящее  время на территории США действие Клятвы Гиппократа ограничено судебным прецедентом, основанным на Homeland Security Act. В соответствии с этим прецедентом, врачебная помощь террористам и потенциальным террористам признана незаконной экспертной помощью в их адрес и является уголовно наказуемой[2].

В ряде случаев  традиционная Клятва Гиппократа вступает в противоречие с требованиями части  общества, в том числе некоторых  медицинских работников. В частности, всё чаще обсуждается возможность  узаконить эвтаназию, которая в корне противоречит традиционной клятве Гиппократа.

«Клятва» содержит 9 этических принципов или обязательств:

  • обязательства перед учителями, коллегами и учениками;
  • принцип непричинения вреда;
  • обязательства оказания помощи больному (принцип милосердия);
  • принцип заботы о пользе больного и доминанты интересов больного;
  • принцип уважения к жизни и отрицательного отношения к эвтаназии;
  • принцип уважения к жизни и отрицательного отношения к абортам;
  • обязательство об отказе от интимных связей с пациентами;
  • обязательство личного совершенствования;
  • врачебная тайна (принцип конфиденциальности)[3].

Кля́тва врача́ — федеральный закон, принятый 17 ноября 1999 года Государственной думой Российской Федерации и утверждённый президентом России Б. Н. Ельциным взамен «Клятвы российского врача», пришедшей на смену «Присяге врача Советского Союза» (1971 год). Изложена в статье 60 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан».

Получая высокое звание врача и приступая к профессиональной деятельности, я торжественно клянусь:

    • честно исполнять свой врачебный долг,
    • посвятить свои знания и умения предупреждению и лечению заболеваний, сохранению и укреплению здоровья человека;
    • быть всегда готовым
      • оказать медицинскую помощь,
      • хранить врачебную тайну,
      • внимательно и заботливо относиться к больному,
      • действовать исключительно в его интересах независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств;
    • проявлять высочайшее уважение к жизни человека, никогда не прибегать к осуществлению эвтаназии;
    • хранить благодарность и уважение к своим учителям,
      • быть требовательным и справедливым к своим ученикам, способствовать их профессиональному росту;
    • доброжелательно относиться к коллегам,
      • обращаться к ним за помощью и советом, если этого требуют интересы больного,
      • и самому никогда не отказывать коллегам в помощи и совете;
    • постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство,
    • беречь и развивать благородные традиции медицины.

Врачи за нарушение  клятвы врача несут ответственность, предусмотренную законодательством  Российской Федерации.

В тексте Клятвы не находит отражения принцип информированного согласия, который после принятия Советом Европы «Конвенции о защите прав человека и достоинства человеческого существа, в связи с использованием достижений биологии и медицины» (1997 г.), стал одним из основополагающих для современных общества и медицины. Вряд ли целесообразно игнорировать новые достижения и предложения мировой общественности в области этики биомедицины.[1]

Церковно-общественный Совет по биомедицинской этике Московской Патриархии предлагает текст Присяги врача России, содержащий в себе «гражданское кредо врачебного сословия», которая должна стать условием и основанием его признания обществом. При этом полагается, что клятва врача должна дополнительно отражать такие принципы, как

  • позицию неприятия врачебным сообществом возможности уничтожения человеческой жизни в начале ее формирования,
  • отказ от интимных связей с пациентами,
  • уважение к больному[1].

  Ранее существовавшие клятвы

Во многом существующие в настоящее время клятвы являются современными редакциями Гиппократовой клятвы.

  Клятва российского врача

Принята 4-й Конференцией Ассоциации врачей России в Москве в ноябре 1994 г.:

  • Добровольно вступая в медицинское сообщество, я торжественно клянусь и даю письменное обязательство посвятить себя служению жизни других людей, всеми профессиональными средствами стремясь продлить её и сделать лучше; здоровье моего пациента всегда будет для меня высшей наградой.
  • Клянусь постоянно совершенствовать мои медицинские познания и врачебное мастерство, отдать все знания и силы охране здоровья человека и ни при каких обстоятельствах я не только не использую сам, но и никому не позволю использовать их в ущерб нормам гуманности.
  • Я клянусь, что никогда не позволю соображениям личного, религиозного, национального, расового, этнического, политического, экономического, социального и иного немедицинского характера встать между мной и моим пациентом.
  • Клянусь безотлагательно оказывать неотложную медицинскую помощь любому, кто в ней нуждается, внимательно, заботливо, уважительно и беспристрастно относиться к своим пациентам, хранить секреты доверившихся мне людей даже после их смерти, обращаться, если этого требуют интересы врачевания, за советом к коллегам и самому никогда не отказывать им ни в совете, ни в бескорыстной помощи, беречь и развивать благородные традиции медицинского сообщества, на всю жизнь сохранить благодарность и уважение к тем, кто научил меня врачебному искусству.
  • Я обязуюсь во всех своих действиях руководствоваться Этическим кодексом российского врача, этическими требованиями моей ассоциации, а также международными нормами профессиональной этики, исключая не признаваемое Ассоциацией врачей России положение о допустимости пассивной эвтаназии.
  • Я даю эту клятву свободно и искренне. Я исполню врачебный долг по совести и с достоинством.

Информация о работе Клятва Гиппократа