Контрольная работа по дисциплине: «Основы нейропсихологии»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 22:20, контрольная работа

Краткое описание

Отдел нейропсихологии развития сложился относительно недавно ( в 70-е годы 20-го века). Разработки Э.Г. Симерницкой и последующих исследователей показали, что для детей до 10-летнего возраста, в отличие от взрослых, чрезвычайно значимы поражения правого полушария мозга. Они приводят к нарушениям тех ВПФ, в том числе и речи, которые у взрослых расстраиваются в большинстве случаев при поражении левого. На основании наблюдения был сделан принципиально важный вывод, что у детей мозговая организация ВПФ иная, чем у взрослых.

Содержание

1. Основные понятия нейропсихологии…………………………………………3
2. Афазия……………………………………..……………………………………9
Библиографический список……………

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная по нейропсихологии.docx

— 40.93 Кб (Скачать файл)

МОСКОВСКИЙ  ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

КАЛУЖСКИЙ ФИЛИАЛ

ФАКУЛЬТЕТ МЕНЕДЖМЕНТА  И ПСИХОЛОГИИ

 

 

Контрольная работа

По  дисциплине: «Основы нейропсихологии»

 

 

 

                                                                         Выполнила:

                                                                         Студентка IV курса

                                                                         Группы ПЗВС-10

                                                                         Куманцова М.В.

                                                                         Проверил преподаватель:

                                                                         Ляшко А.З.

                                                                          ____________________

 

 

Проверил_______________                     Оценка «________________»

 

 

 

 

 

Калуга 2012

Содержание

 

1. Основные понятия нейропсихологии…………………………………………3

2. Афазия……………………………………..……………………………………9

Библиографический список……………………………………………………..…….18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Основные понятия нейропсихологии

 

Нейропсихология – это  наука о мозговой организации  высших психических функций.

 К высшим психическим  функциям относятся:

- зрительный, слуховой и  тактильный гнозис;

- кинетический, кинестетический  и артикуляционный праксис;

- символические функции:

 - мышление и сознание;

 - эмоции, память, внимание, воля, поведение;

- речь.

В нейропсихологии выделяют следующие разделы:

- клиническая нейропсихология;

- экспериментальная нейропсихология; 

- нейрореабилитация;

- нейропсихология детского  возраста или нейропсихология  развития;

- нейропсихология старческого  возраста.

 Отдел нейропсихологии  развития сложился относительно  недавно ( в 70-е годы 20-го века). Разработки Э.Г. Симерницкой и последующих исследователей показали, что для детей до 10-летнего возраста, в отличие от взрослых, чрезвычайно значимы поражения правого полушария мозга. Они приводят к нарушениям тех ВПФ, в том числе и речи, которые у взрослых расстраиваются в большинстве случаев при поражении левого. На основании наблюдения был сделан принципиально важный вывод, что у детей мозговая организация ВПФ иная, чем у взрослых.

 Особенностью ВПФ и  их мозговой организации является  то, что они меняются от возраста  к возрасту. Они получают более  определенное и устойчивое представительство  в том или ином участке мозга,  в результате чего их связи  с другими областями становятся  менее подвижными. Это, с одной стороны, облегчает диагностику нарушений, а, с другой стороны, лишает детей одного из главных преимуществ – пластичности мозга, обеспечивающий высокий компенсаторный потенциал.

 Нейропсихологические  исследования, проводимые на детях,  поволили определить хронологическую последовательность созревания ВПФ. Благодаря этому родители и специалисты могут проследить, правильно ли идет развитие ребенка, чтобы не упустить время в приобретении им необходимых навыков, которые в будущем могут стать невосполнимыми.

Значение проблемы полноценного развития человека в контексте локализации  психических функций определяется тем, что учение о системной организации  деятельности мозга является основой  решения важнейших вопросов педагогики, медицины и психологии. Сложность  и многогранность этой проблемы требует, чтобы ее разработка проводилась  во многих направлениях, синтезируя достижения всех смежных наук, учитывающих как  конкретно-методическую, так и общетеоретическую  специфику исследования психических  явлений. Поэтому предметная сфера  исследования связи материального  органического субстрата и идеального психического содержит понятия, традиционно  используемые в анатомии центральной  нервной системы и физиологии высшей нервной деятельности, теории информации и теории систем, общей  и экспериментальной психологии, психофизиологии и патологии  анализаторных аппаратов, общей  патопсихологии, специальной педагогике, философии и ряде других областей. С общетеоретической точки зрения отношение между мозгом как материальным источником психики и идеальными по содержанию психическими процессами может быть объяснено с помощью  четырех категорий.

Категория функции. Психика  является функцией, деятельностью мозга, направленной на поддержание непрерывного приспособительного процесса организма  к внешней природной и физической среде, а человека как личности - к жизни в среде социальной, причем регуляторный и созидательный компоненты этой деятельности являются лишь фрагментами более общего процесса жизнеобеспечения. Морфофизиологическое единство мозга - это форма пространственно-временной организации системы, которая сама, имея генеральной функциональной целью адаптацию, является органическим элементом более общей системы - всего организма.

Категория отражения. Любой  психический акт есть результат  отражения в мозгу состояния  внешней или внутренней среды  организма. Между объектами и явлениями внешнего или внутреннего «физиологического» мира, объективно обладающими определенными количественными и качественными характеристиками и их представлением в психике от конкретного образа до абстрактной идеи, проходит многоступенчатый процесс воспроизведения в материальных носителях (от периферического рецепторного аппарата до эволюционно и онтогенетически поздних слоев коры больших полушарий) особенностей взаимодействующих с организмом объектов в виде многократного перекодирования их информационных эквивалентов.

Категория информации. Все психические процессы информативны по своей природе, причем получение информации (афферентация) и ее обработка мозгом (от элементарного сенсорного эффекта до понятийного мышления с его прагматическим и аксиологическим аспектами) приводит к повышению упорядоченности психической деятельности, а двигательная и поведенческая активность, реализуемая через информационные эфферентные потоки, активно реорганизует среду или приспосабливает к ней организм. Психические процессы выполняют функцию управления, уменьшая энтропийность, а усвоение информации и ее канализация вовне через поведение сопровождаются многоступенчатыми преобразованиями. Эти процессы затрагивают как оперативную информацию, так и хранящуюся в долговременной памяти. Собственно человеческим и высшим аспектом информационных отношений является знаковое опосредование всей внешней среды, предполагающее наличие значения и ценности для индивида той или иной стимуляции, а также включение ее в смысловую канву опредмеченного поведения.

Категория информации в нейропсихологии  имеет и еще один аспект. Она  представляет собой определенную организацию  состояний ее носителя - мозга, которая обеспечивает возможность регулировать функции органов системы (организма), в которой происходят информационные процессы.

Категория активности. Любой  психический процесс своеобразно  активен, что приводит к его явному или опосредованному воплощению в реальном действии, либо в поведенческом  акте. Феноменологически - это то, что  «оживляет» организм и может быть внешне или интроспективно наблюдаемо. Сама по себе эта психическая активность не существует без мозговой физиологической  основы, берущей начало от общих  обменных процессов. Их энергетический компонент, в свою очередь, идет из внешней  среды, преобразуется и распределяется в собственно исполнительской части  на потоки, обслуживающие соматические и психические функции организма.

Очевидно, что ни одна из вышеуказанных категорий отдельно, равно как и их механическая интеграция, не может связать психику с  ее материальным носителем. Они являются различными сторонами диалектически  многогранного, эволюционно меняющегося, но целостного процесса высших форм жизни  в пространственно-временном континууме.

Клиническая нейропсихология - является основным направлением, задача которого заключается в изучении нейропсихологических синдромов, возникающих  при поражении того или иного  участка мозга. Объектом исследования в ней является мозг больного или  травмированного человека, а предметом  исследования - причинно-следственные отношения между повреждением (опухолью, кровоизлиянием, травмой - их локализацией, объемом) и происшедшими изменениями  со стороны психических процессов  различных уровней. Для качественной оценки тех или иных психических  потерь Лурия разработал комплекс методов клинического нейропсихологического обследования. Последние годы ознаменовались новым шагом в развитии теоретических и экспериментальных исследований по разработке и модификации методов топической диагностики очаговых поражений мозга (Вассерман).

Экспериментальная нейропсихология  ставит своей задачей экспериментальное, в том числе аппаратурное изучение различных форм нарушений психических процессов при локальных поражениях мозга, а также исследует распределение психических функций в их эволюционном контексте (на мозге животных). Нередко требуется прибегать к травматичным способам анализа связи между мозговой тканью и психическими функциями, а также проводить допустимые аналогии между изменениями, возникающими у экспериментального животного после выключения (разрушения) отдельных мозговых структур и предположительными изменениями у человека с подобной формой патологии. Кроме того, в экспериментальной нейропсихологии и нейрофизиологии используют метод непосредственного раздражения электротоком и бескровные методы - охлаждение, смазывание участков коры и мозга алюминиевой пастой и другими химическими препаратами, временно отключающими функционирование определенных зон.

Реабилитационная нейропсихология. Реабилитация вообще - комплекс мероприятий  по восстановлению утраченных или ослабленных  функций организма, возникших в  результате заболевания, повреждения  или функционального расстройства.

Реабилитационное направление  в нейропсихологии занимается восстановлением  утраченных высших психических функций, обучением и перестройкой нарушенных функциональных систем для выработки  новых психологических средств, предполагающих нормальное функционирование человека в бытовой, профессиональной и общесоциальной сферах. Это направление включает обширный комплекс методов и приемов, с помощью которых, опираясь на принципы динамической организации высших психических функций, проводят целенаправленные воздействия на ослабленные или утраченные в результате болезни или травмы функциональные системы, через которые реализуются жизненно важные перцептивные, когнитивно-интеллектуальные, эмоционально-мотивационые, двигательные и поведенческие механизмы.

Отвечая на требования практики о необходимости рассмотрения функции  в наличном состоянии, в процессах  ее развития и распада, реабилитационная нейропсихология накопила большой опыт восстановительной работы при последствиях черепно-мозговых травм, при различных расстройствах речи, в сфере дефектологии, занимающейся проблемами воспитания и обучения, а также коррекцией недостатков умственно отсталых детей и их социальным приспособлением. Существенную роль реабилитационные мероприятия играют и при врожденных или приобретенных дефектах зрения и слуха.

Спектр приемов, которыми пользуется реабилитационная нейропсихология, включает разнообразные системы  воспитания, обучения и активации ослабленных психических или двигательных функций, тренировки на формирование или укрепление сенсорно-перцептивных аппаратов, внимания, моторики, разработку режимов игровой, учебной или трудовой деятельности, подбор стимульного материала, разработку способов психологической диагностики и контроль за эффективностью восстановления функции или компенсации дефекта, возникшего в связи с мозговыми расстройствами.

Психофизиологическая нейропсихология - отвечает за исследование психических  процессов с помощью объективных  методов, использующих для анализа  физиологические показатели. Это  механограмма, миограмма, плетизмограмма, электроэнцефалография (ЭЭГ), позволяющая в результате современной компьютерной обработки получать представления о ее «карте».

Помимо традиционных, в  клинических условиях используются такие уточняющие локализацию поражения  методы, как магнитно-резонансная  томография, позитронно-эмиссионная томография и др. К числу специальных приемов относятся метод вызванных естественной стимуляцией потенциалов и стереотаксические эксперименты с прицельным погружением тончайших электродов в отдельные нейроны. В клинике это позволяет с помощью вводимых радиоактивных веществ уничтожать патологические очаги в глубине мозга или функционально «переучивать» группы нейронов.

Четких границ между указанными направлениями не существует, а новый  методический арсенал и теоретические  выводы, рожденные в рамках одного из них, становятся достоянием других.

  1. Афазия

 

Афазия (от греч. а — отрицание + рhasis — речь) — обобщающее обозначение расстройств речи, возникающих у людей с сохранным артикуляторным аппаратом и достаточным слухом, при которых частично или полностью утрачивается возможность активно пользоваться речью для выражения мыслей и чувств или (и) понимать слышимую речь. При афазии нарушается грамматическая и лексическая структура речи. Термин «афазия» ввел в 1864 г. французский врач А. Труссо.

Информация о работе Контрольная работа по дисциплине: «Основы нейропсихологии»