Медико-биологическая роль галогенов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 18:53, реферат

Краткое описание

Фтор в организме составляет 1*10-5%, содержится в волосах, костях, зубах. Основная биологическая роль фтора – в участии в процессах костеобразования, формирования зубной эмали и дентина. Для нормального роста фтор совершенно необходим, и его недостаток приводит к анемии. Большое внимание было уделено метаболизму фтора в связи с проблемой кариеса зубов, так как фтор предохраняет зубы от кариеса.

Вложенные файлы: 1 файл

галогены.doc

— 58.50 Кб (Скачать файл)

Самарский медицинский  институт «РЕВИАЗ»

на базе Петрозаводского  медицинского колледжа.

 

 

 

 

                                                                                        

 

Медико-биологическая  роль галогенов.

Реферат

 

 

 

 

Выполнила студентка  1 курса,

 по специальности 

«Высшее сестринское  дело»,

Богомаз Анна

Проверила:

 

Орешкина

 Юлия Дамировна

                 

 

 

 

 

 

Петрозаводск

2013

Галогены.

Галогены, что  в переводе с греческого означает рождающие соли (греч. hals — соль и genes — рождающий, рожденный), расположены в одной группе периодической системы (седьмая группа, главная подгруппа). Галогены так названы потому, что при взаимодействии с металлами они непосредственно (сразу) образуют соли. Все галогены, кроме астата, встречаются в природе. Астат получают искусственным путем и поэтому он мало изучен.

Фтор

Фтор (лат. Fluorum), F химический элемент VII группы периодической системы  Менделеева. Фтор от греческого фторос  означает разрушающий.

Фтор в организме составляет 1*10-5%,  содержится в волосах, костях, зубах. Основная биологическая роль фтора – в участии в процессах костеобразования, формирования зубной эмали и дентина. Для нормального роста фтор совершенно необходим, и его недостаток приводит к анемии. Большое внимание было уделено метаболизму фтора в связи с проблемой кариеса зубов, так как фтор предохраняет зубы от кариеса.

Чрезмерное поглощение фторидов приводит к фторозу. Фтороз приводит к нарушениям в работе щитовидной железы, угнетению роста и поражению почек. Длительное воздействие фтора на организм приводит к минерализации тела. В итоге деформируются кости.

Суточное потребление – 1-2 мг.

В медицине соединения фтора применяется в качестве кровезаменителей.

 

Хлор

Хлор (лат. Chlorum) C1 — химический элемент VII группы периодической системы Менделеева. Хлор от греческого хлорос  означает жёлто-зелёный.

Хлор относится к  макроэлементам организма человека. Хлор распространён чрезвычайно широко, он способен проходить сквозь мембрану и играет важную роль в поддержании осмотического равновесия.

Хлор – 1*10-2% в организме. Суточная потребность 4-6 г. Хлорид-ионы способствуют отложению гликогена в печени, участвуют в регуляции осмотического давления и водно-солевого обмена. Хлор входит в состав многих ферментных систем, активирует амилазу. Хлор поддерживает давление плазмы крови, лимфы, сохраняя баланс воды в организме.

Он участвует в образовании  соляной кислоты, обмене веществ. Соляная кислота играет важную роль в пищеварении. В желудочном соке человека 0,5% соляной кислоты. Атомы хлора  взаимодействуют с аминогруппами аминокислот микробных клеток и разрушают их структуру, вызывая гибель микроорганизмов. Эти свойства хлора используются для дезинфекции, обезвреживания воды и т.д.

Соляная кислота стимулирует секрецию поджелудочной железы и печени, возбуждает моторную функцию желудка и кишок, способствует всасыванию железа из пищевого канала.

  • Хлор является причиной заболеваний сердечно-сосудистой системы
  • способствует возникновению аллергических реакций
  • разрушает белки
  • повышает риск заболевания раком

HCl применяется при пониженной кислотности желудка, NaCl – для приготовления физиологического раствора, NaClO – для орошения ран, CaOCl– для дезинфекции предметов ухода за больными, помещений и т.д.

 

Бром

Бром  (лат. Bromum), Вr, химический. Элемент  VII группы периодической системы  Менделеева. Бром от греческого бромос  означает зловонный.

Бром в организме – 1*10-4%, содержится в мозговом слое почек, щитовидной железе, гипофизе, крови, моче и других органах и тканях. В гипофизе (мозговом придатке) брома в 2 5—50 раз больше, чем в крови, в 15—20 раз больше, чем в печени. Введённые в организм человека бромиды усиливают концентрацию процессов торможения в коре головного мозга, содействуют нормализации состояния нервной системы, пострадавшей от перенапряжения тормозного процесса. Одновременно, задерживаясь в щитовидной железе, бром вступает в конкурентные отношения с иодом, что влияет на деятельность железы, а в связи с этим - и на состояние обмена веществ.

Суточная потребность – 0,821 мг. Бромид-ионы усиливают процессы торможения центральной нервной системы, поэтому бромиды используют как лекарственные препараты при расстройствах высшей нервной деятельности, в том числе эпилепсии, неврастении, нервной бессоннице и других заболеваниях.

 

Йод

Йод (лат. Iodum), I, химический элемент VII группы периодической системы Менделеева, относится к галогенам (в литературе встречается также символ J). Йод от греческого иодэс  означает фиолетовый.

Йод относится к группе жизненно необходимых микроэлементов и постоянно находится в организме в количестве 20-25 мг. Из них 15 мг – в щитовидной железе, остальной йод – в мышцах, коже, костях, печени, почках, крови, головном мозге. Суточная потребность 0,2 мг. Основная биологическая роль йода состоит в том, что он участвует  в синтезе гормона щетовидной железы – тироксина и является его компонентом. Щитовидная железа — одна из самых крупных желёз внутренней секреции: у взрослого человека она весит 15-20 г и состоит из двух долей длиной 4 см и шириной 2-2,5 см, соединённых перешейком. Она секретирует иодсодержащие гормоны, называемые тиреоидными. Её клетки обладают характерной способностью избирательно накапливать йод. Щитовидная железа поглощает 10-20% от общего количества йода, поступившего в организм, в ней обычно сконцентрировано его 6000-8000 мкг. В крови же циркулирует 500-600 мкг йода. Ежедневно щитовидная железа расходует 75 мкг йода для нужд организма.

Йод участвует в водно-солевом обмене, влияя на концентрацию ионов натрия и калия.

При небольшом недостатке йода отмечается усталость, головная боль, подавленное настроение, природная  лень, нервозность и раздражительность; слабеет память и интеллект. Недостаток йода приводит к слабости, пожелтению кожи, возникновению ощущения холода и сухости. Особенно сильно это отражается на здоровье детей – они отстают в физическом и умственном развитии.

Иод — токсичное  вещество. Смертельная доза 2-3 г. Вызывает поражение почек и сердечно-сосудистой системы. При вдыхании паров иода появляется головная боль, кашель, насморк, может быть отёк лёгких.

 

5%-ная и 10%-ная йодные настойки оказывают местное антисептическое  и противовоспалительное действие, используется для обработки рук хирурга, ран, операционного поля. Препараты на основе йода употребляются при заболеваниях щитовидной железы при недостатке йода в организме.

 

Астат

 

Аста́т (от др.-греч. ἄστατος — «неустойчивый») — элемент 17-й группы периодической таблицы химических элементов (поустаревшей классификации — элемент главной подгруппы VII группы), шестого периода. Обозначается символом At.

 

Весьма перспективным  является астат для лечения заболеваний щитовидной железы. Имеются сведения, что радиобиологическое действие α-частиц астата на щитовидную железу в 2,8 раза сильнее β-частиц иода-131. При этом следует учесть, что с помощью иона роданида можно надёжно вывести астат из организма.

 

Будучи схожим по химическим свойствам с иодом, астат радиотоксичен. При попадании в организм концентрируется в печени. Как и иод, астат способен накапливаться в щитовидной железе. Альфа-излучение астата поражает близлежащие ткани, приводит к нарушению их функции и в перспективе — к образованию опухолей. Кроме того, частичное накопление астата наблюдается в молочных железах.

 

Список литературы.

  1. Ахметов Н.С. Общая и неорганическая химия. М., Высшая школа, 1988,с.253-296.
  2. Габриелян О.С. Химия. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений.(базовый) – М.: Дрофа, 2007.
  3. Егоров А.С. Химия. Пособие-репетитор для поступающих в вузы // 6-е изд. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс». 2003. – 768 с.
  4. Химия 8 класс/ Н.Е. Кузнецова, И.М. Титова, Н.Н. Гара и др.; под ред. Н.Е. Кузнецовой. – М.: Вентана-Граф, 2010. – 224с.
  5. Штремплер Г.И. Школьный словарь химических понятий и терминов. – М.:Владос, 2007.
  6. http://www.kristallikov.net/page20.html
  7. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B5%D0%BD%D1%8B



Информация о работе Медико-биологическая роль галогенов