Медицина в арабоязычных халифатах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 11:41, реферат

Краткое описание

Древнейшей областью расселения арабских племен был полуостров Аравия. В его южной части (территория современного Йемена) благодаря значительным водным ресурсам в I тысячелетии до н. э. сложилась развитая земледельческая культура, на основе которой возникли первые арабские города-государства. Развитию южных районов способствовали: создание ирригационного земледелия, добыча золота, производство благовоний, развитие ремесел и посредническая торговля между Средиземноморьем и восточными странами — Индией и Эфиопией

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 14.24 Кб (Скачать файл)

МЕДИЦИНА В  АРАБОЯЗЫЧНЫХ  ХАЛИФАТАХ (VII-X вв.)

 

 

 

История

 

Древнейшей областью расселения арабских племен был полуостров Аравия. В его южной части (территория современного Йемена) благодаря значительным водным ресурсам в I тысячелетии до н. э. сложилась развитая земледельческая  культура, на основе которой возникли первые арабские города-государства. Развитию южных районов способствовали: создание ирригационного земледелия, добыча золота, производство благовоний, развитие ремесел  и посредническая торговля между  Средиземноморьем и восточными странами — Индией и Эфиопией.

 

В VI в. юго-западная Аравия стала  объектом завоевательной политики Византии и Ирана, которые вели борьбу за проходившие  там караванные торговые пути между  Востоком и Западом. В результате некогда процветавшие государства  юго-западной Аравии утратили свою самостоятельность, сначала под властью Эфиопии (с 525 г.), а затем — Сасанидского Ирана (572—628).

 

В VI—VII вв. большинство арабских племен находилось на стадии перехода от родовых отношений к раннефеодальному обществу. Стремление преодолеть племенную  разобщенность, противостоять внешним  завоевателям и создать единое арабское государство выразилось в проповедовании единобожия и привело к возникновению  ислама (в переводе с араб. — покорность). — религии, которая в основных своих чертах сложилась к 622 г. Ее основоположник—Мухаммед (ок. 570— 632 гг.) из Мекки создал первую в Западной Аравии мусульманскую общину (умма), положившую начало первому исламскому государству. В результате последующих  арабских завоеваний за пределами Аравийского  полуострова это государство  превратилось в обширную феодальную мусульманскую державу — Халифат.

 

В истории Халифата выделяют три" периода.

 

Первый период (632—750) истории  Халифата связан с правлением первых четырех халифов («наместников»  пророка)—Абу-Бекра . (632—634), Омара (634—644), Османа (644— 656) и Али (656—661) и династии Омейядов (661—750).

 

В результате начального этапа  завоеваний в VII в. в состав Халифата были включены обширные византийские (Сирия, Палестина, Кипр, Египет) и персидские (Сасанидский Иран) владения, а также, значительные территории Армении и  Грузии.

 

Во времена династии Омейядов в результате второго этапа завоеваний были покорены Северная Африка (Магриб), Испания, большая часть. Средней  Азии и Закавказья. Границы Халифата раздвинулись от Атлантического океана до Инда, от Средней Азии до Северной Африки. По размерам своей территории Халифат превзошел Империю Александра Македонского и Римскую империю  времен ее расцвета (рис. 70). В VII—VIII вв. столица Халифата располагалась  в Дамаске.

 

В завоеванных странах  распространялись арабский язык и ислам, во многом определивший дальнейшее развитие философии и других наук в данном регионе. Завоевывая города, арабы не стремились сломать или переделать хорошо заведенный византийцами и персами  порядок управления (они не были к этому готовы). Даже в религиозной  сфере (наиболее важной по обычаям того времени) во времена правления Омейядов мусульмане-арабы проявляли значительную терпимость к иноверцам (христианам, иудеям, .зороастрийцам): уплачивая  поземельную (харадок) и подушную (докизья) подать, они могли сохранять свою, старую веру и принимали широкое  участие в хозяйственной и  научной жизни Халифата, служили  при дворе и участвовали, в  управлении. В значительной степени  это объяснялось тем, что народы, завоеванные арабами, стояли в то время на более высокой ступени  общественного и культурного  развития, чем их завоеватели. Некоторые  ученые-иноверцы принимали ислам, что  также имело свои последствия: будучи образованными людьми, они во многом определяли пути развития мусульманской  культуры.

 

Второй период истории  Халифата (750 г. — середина IX в.)—время правления династии Аббасидов —  явился периодом, расцвета многогранной арабоязычной культуры — великой  средневековой культуры мирового значения. Обычно ее называют «арабской» или  «арабо-исламской». Однако такой подход не отражает всей глубины и сути происходящих процессов. Понятие «арабская  культура» было бы справедливо для  обозначения культуры арабов Аравийского  полуострова. После VII в. в состав Халифата вошли многочисленные народы (греки, римляне, византийцы, египтяне, сирийцы, арамейцы, иранцы,    испанцы, армяне, индийцы и другие), среди которых  арабы составляли меньшинство. На несколько  веков арабский язык стал для них  языком политики и религии, науки  и культуры, которая вобрала в  себя, преумножила и развила многовековые традиции многочисленных народов, объединённых одним языком — арабским, который  и определил название этой культуры (арабо-язычная).

 

Как государственное образование  Халифат оказался непрочным.

 

Третий период его истории (IX— XIII вв.)-—время распада на ряд  более мелких халифатов (Багдадский, Египетский, Кордовский) и национальных государств (например, государство  Саманидов.в Средней Азии). Некогда могущественный Халифат постепенно превратился в небольшой Багдадский халифат. Окончательный удар по нему нанесли завоевания монголов и турок-сельджуков: в 1258 г. с падением династии Аббасидов Багдадский халифат прекратил свое существование. В ряде стран, некогда завоеванных арабами (Сирии, Палестине, Ираке, Египте, Алжире, Тунисе, Марокко, Восточном Судане), коренное население частично или целиком восприняло мусульманскую религию и арабский язык. В других странах (Пиренейского полуострова — на Западе; в Закавказье, Средней Азии, ; Персии-—на Востоке) покоренные народы сумели сохранить не только политическую независимость, но также национальный язык и культуру.

 


Информация о работе Медицина в арабоязычных халифатах