Медицинская этика и деонтология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 16:46, реферат

Краткое описание

В трудах Гиппократовского корпуса большое внимание уделяется внешнему виду врача. Гиппократ подчёркивает, что излишне весёлый врач не вызывает уважения, а излишне суровый теряет необходимое доверие.
Согласно Гиппократу, врачу должны быть присущи жажда получения новых знаний, которые необходимо получать у постели больного, внутренняя дисциплина.

Вложенные файлы: 1 файл

кодекс фармацевта.docx

— 45.73 Кб (Скачать файл)

         Медицинская этика и деонтология

С именем Гиппократа связано представление о высоком моральном облике и этике поведения врача. Согласно Гиппократу, врачу должны быть присущи трудолюбие, приличный и опрятный вид, постоянное совершенствование в своей профессии, серьёзность, чуткость, умение завоевать доверие больного, умение хранить врачебную тайну

                       

        Внешний и внутренний облик врача

В трудах Гиппократовского корпуса большое внимание уделяется внешнему виду врача. Гиппократ подчёркивает, что излишне весёлый врач не вызывает уважения, а излишне суровый теряет необходимое доверие.

Согласно Гиппократу, врачу должны быть присущи жажда получения новых знаний, которые необходимо получать у постели больного, внутренняя дисциплина.

При этом он должен обладать ясным умом, быть опрятно одетым, в меру серьёзным, проявлять понимание к страданиям больных. Кроме этого, он подчёркивает необходимость постоянного наличия под рукой медицинского инструментария, соответствующие оснащённость и вид врачебного кабинета.


.

Аптекарь «повинен быть искусен, совестлив, благоразумен».  

  В античном мире люди поклонялись многим богам. Им курили фимиам, возносили молитвы. К ним обращались в минуты тревоги.  К Аполлону Формаки  -  богу здоровья, взывали все граждане, поскольку болезнь не щадила никого. В переводе имя этого бога означает  «целитель», люди очень надеялись на его помощь. Со временем его имя дало  название целой медицинской отрасли – Фармации. 
    У Аполлона Фармаки было много учеников, первый и лучший из них  -  Эскулап, признан также богом медицины.  Семейные врачебные традиции дали о себе знать – и две дочери  Эскулапа вошли в легенду:  Панацея, как  покровительница лечебной терапии, Гигиея – как богиня чистоты, или, как мы говорим,  гигиены.  Вообще женщины занимали серьезные «должности» среди основоположников медицины. Так, например, гречанка Аспазия (жена знаменитого философа Перикла) считается основоположницей педиатрии, а знаменитая  египетская царица Клеопатра – косметики. 
    Значительно позже в истории медицины  появляется слово «алхимик». Образ  таинственного ученого-колдуна пришел к нам со времен инквизиции.  Эти люди отдали свою дань фармации,  научились исцелять людей лекарствами из минералов. . 
    Строго говоря, слово «фармацевт» появилось только в 13 веке. Во времена Гиппократа и Галена профессионального деления на врачей и фармацевтов не существовало, и Гиппократ, и Клавдий Гален имели свои аптеки. Здесь резали, растирали, толкли, смешивали различные ингридиенты, приготавливая из них порошки, пилюли, лепешки, мази, примочки, мыло. Рецепты были сложны, так, например, для приготовления Галеновского пластыря требовалось 23 составляющих. Гален готовил лекарства собственноручно, и это никого не удивляло. 
     После падения Рима оплотом медицины стала знаменитая салерская школа (Х1 век). Именно здесь впервые  упоминаются  pharmacentae – люди, изготовляющие лекарства. Но до окончательного разделения профессий врача и фармацевта  было еще далеко – только в ХШ веке, в Европе германский король Фридрих П издал  декрет, в котором говорилось о правах и обязанностях врача и фармацевта. Знаменательно то, что впервые законом было запрещено  врачам извлекать прибыль из снабжения лекарствами  своих больных и вступать с фармацевтами в соглашения, направленные на извлечение прибыли.  Фармацевтам же запрещалось лечить! Были установлены ревизии аптек, введена клятва фармацевта, готовящего лечебные препараты, утверждены правила хранения и отпуска «ядов». 
     Аптекарей и врачей разделили, подняв касту лекарей чуть повыше, поскольку аптекари теперь выполняли  по совместительству работу цирюльника-брадобрея. Уместно вспомнить, что одним из важнейших методов лечения тех времен была клизма – именно эта процедура была доверена аптекарям. Занимались они также и бакалеей… одним словом, в средние века доходы фармацевта-цирюльника-бакалейщика были весьма  значительными. Аптеки сами по себе были весьма доходным местом, а там, где деньги – там и разногласия. В те времена врачи все еще изготавливали лекарства, и провизоры – «пошли в наступление», приняв  решение отделить врача от» кормушки». Им удалось добиться от властей указа запретить врачам  делать лекарства. Ну и что же? Долго эта война не могла длиться, ибо что такое аптекарь без врача? Само собой понятно, что прибыль аптеки пропорциональна количеству и сложности рецептов.  Бизнес есть бизнес – пришлось лекарям и аптекарям помириться. Применяя некоторые хитрости к обоюдному удовольствию, они стали зарабатывать значительно больше.  Аптекарь полюбовно договаривался с врачом и последний рекомендовал состоятельным пациентам ( ненавязчиво, между делом) обратиться именно в эту аптеку, а не другую. За эти услуги врач получал от 20 до50% прибыли. Были и другие хитрости:врач прописывал пациенту йодистый калий не в растворе воды, а в растворе померанцевого сиропа, что стоило в три раза дороже. Взаимовыгодные отношения врач-провизор выражались и в том, что врач пользовался для рецептов бланками, которые им презентовали аптеки. Понятно, адрес аптеки был указан. 
    И если конкуренция между профессиями была прекращена, то конкуренция между аптеками росла к каждым годом.  Со времен Гиппократа до наших дней в истории аптечного дела было всякое:взаимная выгода и выяснение отношений, скандалы и примирения.  Особо  расцвел фармацевтический бизнес в Х1Х-ХХ столетии, этому способствовал рост науки и технической мысли.  Резко увеличилось номенклатура лекарственных препаратов, увеличилось количество аптек.  Встала проблема более строгой регламентации аптечной деятельности, нормы и правила поведения фармацевта.  
    Первый Этический Кодекс Фармацевта был принят в 1852 году одной из крупнейших фармацевтических ассоциаций мира – American Pharmacists Association, насчитывающей более 50 тысяч членов по всей территории США. Кодекс  расставил акценты между 
«фармацевт – пациент»,  «фармацевт-врач», «фармацевт – общество», «фармацевт-фармацевт». Подобные «Кодексы чести» были приняты во многих странах мира, они определили основную обязанность фармацевта  - забота о благе каждого пациента. Здоровье ставится  выше коммерческих интересов. Принимается полная ответственность за качество лекарственной помощи. 
    Сегодня  аптечное дело переживает новые проблемы.  Аптека как бы выпадает из системы здравоохранения, где ее все больше трактуют как торговое заведение, а фармацевта - как торгового работника.  Назвать себя «продавцом» не согласится ни один фармацевт.  Если он торговый работник, то зачем нужен институт, зачем постигать премудрости многих фармацевтических и химических наук? «Консультант» - дело другое,  поскольку именно профессиональное консультирование есть основная функция аптеки.  Словосочетание  «провизор-консультант», «врач-консультант», «продавец-консультант» - не только маркетинговый ход! Наличие в штате таких специалистов позволяет оптимизировать работу с населением при большом наплыве людей. Консультант выслушивает, задает вопросы, помогает осуществлять выбор лекарства в случае необходимости. Не секрет, что к участковому врачу обращаются десятки больных,  не обращаются – сотни. И эти сотни людей идут в аптеку, рассчитывая на помощь фармацевта. Он  посоветует, что принимать,  какое лекарство можно приобрести подешевее.  
    Самолечение сегодня есть проблемой не только у нас, но и в других странах.  Рост самолечения в мировом масштабе очевиден, ВОЗ  признало этот факт.  Именно поэтому Воз приняло резолюцию (1998 г.),в которой признается ключевая роль фармацевтов в системе здравоохранения  и применении лекарственных средств.. Документы ВОЗ однозначно исходят из того, что где бы фармацевт ни работал – в аптеке, больнице, лаборатории, на производстве – «забота о здоровье людей должна быть большим приоритетом , чем продажа лекарств».Сегодня выделяется две главные аптечные функции:а/ торговля, б/ производственная.Согласно  международным стандартам надлежащей аптечной практики « фармацевт является помощником (советчиком, консультантом) людей в их заботе о здоровье и ключевой фигурой в обеспечении потребителя лекарственными средствами». 
      Что и говорить, лекарство – это особый товар.  Десятки тысяч препаратов выходят на фармацевтический рынок, каждый из них  имеет свои показания и противопоказания. Может ли врач, выписывая рецепт, полностью владеть этой информацией? Нет, конечно.  В старину лекарь имел в своем арсенале до сотни лекарств, из которых применял половину.  Сегодня  - объем лекарственной информации огромный, одолеть его доктору не по силам. Именно поэтому во многих странах имеются врачи-фармакологи, делающие лекарственные назначения.  Задача лечащего врача – поставить диагноз, на это  уходит его основное время и кроме него, никто этого не сделает. Задача врача-фармацевта – найти оптимальный вариант в лекарственном лечении больного.  Это разумный подход к проблеме современной медицины. В Этическом Кодекса Фармацевта записано, что фармацевт способствует праву человека на безопасное лечение. Дать пациенту исчерпывающую информацию о лекарстве, предоставить консультацию и помочь в выборе необходимого препарата, могут только люди, обличенные особой ответственностью/ В этом и заключена миссия фармацевта.


 

Этический кодекс фармацевта

 

Этический Кодекс фармацевтического работника.

Одним из первых кодексов фармацевта в мире был кодекс, принятый в 1852 году Американской фармацевтической ассоциацией.

 А в 1997 году в лице Международной фармацевтической федерации (FIP) мировой фармацевтической общественностью был принят «Кодекс Этики Фармацевтов» 

Он может выступать в качестве основы для написания кодексов фармацевтических обществ различных стран.

Обсуждение вопросов этики и единого документа так и не было принято до середины 90-х годов прошлого века.

И только лишь в 1995 году фармацевтической ассоциацией России был принят этический кодекс фармацевта.

А в 1996 году —  Этический кодекс фармацевтического работника.

В настоящее время модель современного этического кодекса состоит из двух частей:

первой — преамбулы и второй — принципов.

Во вступительной части кодекса FIP изложены цели создания и принятия этого документа.

Целью этого кодекса является декларирование фундаментальных принципов профессии фармацевта, основанных на моральных ценностях и обязательствах, которые могут быть руководящим документом в отношениях фармацевта с обществом.

Цель создания Этического кодекса работника фармации представлена  как совокупность этических норм и морально-нравственных принципов поведения фармацевтического работника при оказании квалифицированной, доступной и своевременной фармацевтической помощи.

Во второй части кодекса, главной, описаны этические нормы и морально-нравственные принципы производственной деятельности провизоров и фармацевтов.

В кодексе указана основная обязанность фармацевта — заботиться о благе каждого пациента. Это обязывает фармацевта быть объективным и ставить здоровье человека, а также его благополучие выше как личных, так и коммерческих интересов, в том числе и финансовых. Фармацевт обязан способствовать праву человека на лечение как безопасного, так и эффективного.

Фармацевт должен проявлять к пациентам одинаковое отношение и уважать их права на свободу выбора способа лечения, так как в кодексе ИР сказано, что если фармацевт привлекался к процессу разработки планов лечения, то у него должна быть уверенность в том, что это делается с разрешения больного.

Фармацевт обязан уважать и защищать права пациента на конфиденциальность.

Он выступает за сотрудничество с коллегами и другими специалистами и обязан уважать их систему ценностей, а также профессиональные способности.

Фармацевт должен быть честным и надежным в своих взаимоотношениях, связанных с профессиональной деятельностью.

Он служит каждому человеку в отдельности, а также обществу в целом.

Фармацевтический работник должен постоянно совершенствовать свои знания по специальности, а также умения и навыки.

Это эрудированный специалист, который прекрасно знает и помнит, что «лекарство в руках знающего человека подобно напитку бессмертия, а в руках невежды подобно огню и мечу».

У него сильно развито профессиональное чувство долга и нравственность. Он способен критически оценить себя и свою работу.

Необходимо отметить, что вообще в настоящее время существуют два вида этических кодексов — это профессиональные, о которых сказано выше, и корпоративные, регулирующие отношения людей внутри корпораций.


 

                                         

              Этический кодекс фармацевта

            Морально   -   этический    Кодекс          фармацевта   Кыргызской Республики


                                             

                                                  1. Общие положения

Морально - этический Кодекс фармацевта Кыргызской Республики (далее Кодекс) является совокупностью этических норм и принципов поведения фармацевта при оказании квалифицированной, доступной и своевременной фармацевтической помощи, которая включает обеспечение населения лекарственными средствами, всеми товарами аптечного ассортимента, а также оказание научно - консультативных услуг по всем вопросам, связанных с обращением лекарственных средств.

Кодекс определяет  отношения между фармацевтом, обществом, пациентом и медицинским работником и направлен, в первую очередь, на обеспечение прав, достоинства ,здоровья личности и общества в целом, а также определяет высокую моральную ответственность фармацевта перед обществом за свою деятельность. 

 Кодекс разработан  на основе принципов гуманизма  и милосердия, законодательства   Кыргызской  Республики, рекомендации Всемирной Организации Здравоохранения и Международной Фармацевтической Федерации.  

 Кодекс является инструментом  самодисциплины и нравственным  ориентиром фармацевта и его  профессиональной деятельности.

Главная цель настоящего Кодекса - улучшение доступа населения к качественной фармацевтической помощи, путем повышения профессионального долга, этики, гуманизма, милосердия и ответственности фармацевта.  

                                                         

                                                        2. Фармацевт и общество.

Основная задача профессиональной деятельности фармацевта - это сохранение здоровья человека.

Фармацевт должен оказывать фармацевтическую помощь, любому человеку независимо от национальности, политических и религиозных убеждений, имущественного положения, пола, возраста, социального статуса пациента.

Фармацевт в интересах сохранения здоровья населения должен гарантировать качество, безопасность и эффективность лекарственных препаратов.

Фармацевт должен способствовать укреплению здоровья населения, включая консультации по правилам приема лекарств.  

                                                              3. Фармацевт и врач.

Отношения между фармацевтом и врачом должны строиться на взаимном уважении.

Фармацевт и врач имеют общую задачу - возвращение здоровья пациенту.

Фармацевт является соратником врача при проведении фармакотерапии и должен оказывать всяческие содействия для правильного выбора и применения лекарственного средства.

Фармацевт не должен допускать бестактных высказываний в адрес врача, как и врач не имеет право умалять достоинство фармацевта.

Фармацевт не должен, подменять врача в выборе лекарственных средств, предлагать пациенту лекарственные препараты по своему усмотрению.

Фармацевт обязан обеспечить пациентов лекарственными средствами, которые выписал врач, а также соответствие их химического состава, дозировки и формы отпуска требованиям, предъявляемым врачом.

Фармацевт должен быть нетерпим к ошибкам врачей при назначении лекарств. Не оставлять без внимания все ошибки и неточности, обсуждать их с врачами и помнить, что даже небольшая неточность врача может перерасти в роковую ошибку при лечении пациента.

Фармацевт должен информировать врача о новых лечебных, профилактических и диагностических препаратах и требовать от врачей правильного выписывания рецептов.  

 

                                                  4. Фармацевт и пациент.

Фармацевт должен уважать честь и достоинство пациента.

Фармацевт должен с уважением относиться к каждому пациенту, не проявляя предпочтение или неприязнь к кому-либо. Внимательное отношение, понимание и забота фармацевта к пациенту могут вселить уверенность пациента в выздоровлении.

Фармацевт должен владеть основами психологии для улучшения взаимопонимания с пациентом.

При общении с пациентом недопустимы раздражительность, обида, спешка, нетерпение, заносчивость, безразличие.

Фармацевт должен помнить, что перед ним пациент, и делать ему скидку на раздражительность и грубость.

Фармацевт должен следить за своей речью, жестами и мимикой, говорить ясно, конкретно и достаточно громко.

Внешним видом фармацевтический работник должен располагать к себе пациента.

Фармацевт должен информировать больных об истинной ценности лекарств, возможных побочных эффектах, вызываемых лекарственными средствами, способах применения и хранения.

Фармацевт обязан хранить медицинскую тайну пациента и доверенную ему личную информацию.

Фармацевт должен всегда оказывать первую доврачебную помощь. 

 

                                        

 

                                            5. Профессиональный долг фармацевта.

 

Основное условие деятельности фармацевта - высокий профессионализм и компетентность в вопросах лекарственного обеспечения.

Фармацевт должен постоянно совершенствовать свои специальные знания, умения, навыки, эрудицию и помнить, что «лекарство в руках знающего человека подобно бессмертию жизни, и в руках невежды- подобно огню и мечу».

Фармацевт должен приложить все силы, чтобы качество оказываемой лекарственной помощи было на самом высоком уровне. Всегда помнить об обязанности сохранять человеческую жизнь, относясь с сочувствием и уважением к человеческому достоинству, проявлять внимательное, терпеливое и заботливое отношение к пациентам.

Фармацевт должен принимать меры по повышению доступности лекарств для пациентов путем снижения их стоимости.

Профессиональное чувство долга, нравственность предполагают умение критически оценивать себя и свою работу.

Фармацевт должен владеть достоверной информацией о лекарственных средствах, их побочных эффектах и совместимости.

Фармацевт должен исключить ошибки в приготовлении, контроле и при отпуске лекарственных средств.

Фармацевт должен способствовать внедрению последних достижений науки в практику.

Фармацевт должен соблюдать все правила изготовления, хранения и отпуска лекарственных средств, не распространять, не рекомендовать больным средства, неизвестного происхождения, не разрешенные к применению или заведомо вредные лекарства.

При осуществлении фармацевтической деятельности, фармацевт должен придерживаться принципов этической конкуренции, этического маркетинга и рекламы. При этом основным принципом должно быть обеспечение безопасности и эффективности при профилактике и лечении заболеваний пациентов, а также соблюдение диентологических норм взаимодействия между всеми субъектами фармацевтического рынка.

Фармацевт не вправе использовать свои знания и опыт в негуманных целях.  

 

                                         6. Профессиональная независимость.

Право и долг фармацевта - хранить свою профессиональную независимость и сознавать меру ответственности за свои поступки.

Фармацевт должен поддерживать престиж своей работы и приоритетность своих знаний в области лекарственных средств.

Вступая в сотрудничество с производителями фармацевтической продукции, посредниками Фармацевт должен быть беспристрастен, самостоятелен и свободен от экономического влияния.

Фармацевт не вправе навязывать пациентам свои политические, религиозные и философские взгляды. 

 

                                        7. Взаимоотношения фармацевтов.  Солидарность.

Фармацевт обязан по отношению к своим коллегам быть честным, справедливым, доброжелательным, порядочным.

Отношения в коллективе должны строиться на гуманной основе и взаимном уважении.

Фармацевт должен уважать труд и опыт каждого члена коллектива независимо от занимаемой должности, а также быть готовым бескорыстно передавать свой опыт и знания.

Критика в адрес фармацевта должна быть аргументированной и не оскорбительной. Критике подлежат только профессиональные действия.

Критика в адрес фармацевта в присутствии пациента не допустима.

Фармацевт несет личную ответственность за соблюдение безупречности своей профессии.

Фармацевт обязан поддерживать честь и благородные традиции фармацевтического сообщества.

Информация о работе Медицинская этика и деонтология