Межполушарная асимметрия
мозга
Основные
положения межполушарной асимметрии
мозга
- 1. Межполушарная асимметрия головного мозга, понимаемая как различное по характеру и неравное по значимости участие левого или правого полушарий в осуществлении психических функций, имеет не глобальный, а парциальный характер.
- 2. Каждая конкретная форма межполушарной асимметрии характеризуется определенной степенью, мерой. Учитывая количественные показатели, можно говорить о сильной или слабой асимметрии (моторной или сенсорной).
- 3. Межполушарная асимметрия мозга у взрослого человека – продукт действия биосоциальных механизмов.
два основных
направления в изучении проблемы
межполушарной асимметрии мозга.
Первое направление
- Экспериментальное изучение специфики нарушений отдельных психических функций при поражении симметричных отделов левого и правого полушарий мозга. Сопоставление конкретных форм нарушений ВПФ при левосторонних и правосторонних патологических очагах позволяет выявить нейропсихологические симптомы, характерные для поражения только левого или только правого полушария.
Второе направление
- Сопоставление целостных нейропсихологических синдромов, возникающих при поражении симметрично расположенных структур левого и правого полушарий. Этот путь исследования является традиционным для нейропсихологии.
- Клинические наблюдения за больными с локальными поражениями левого и правого полушарий мозга дают богатый фактический материал о функциональной неравноценности полушарий.
Доказательства
функциональной асимметрии полушарий
- многочисленные данные о появлении речевых нарушений (афазий) при поражении левого полушария
- факты о ведущей роли левого полушария в осуществлении не только речевых, но и других, связанных с речью функций.
- специальному анализу подвергались клинические материалы о связи между доминантностью полушария по речи и ведущей рукой
- Клинические наблюдения специфики нарушений психических функций при локальных поражениях левого и правого полушарий в последние годы подкрепляются и специальными исследованиями с использованием хирургических методов.
- Результаты исследований показали, что мозолистое тело представляет собой дифференцированную систему, различные участки которой выполняют разную роль в механизмах межполушарного взаимодействия.
- Специальным направлением исследований являются исследования закономерностей формирования парной работы полушарий в онтогенезе
Под функциональной асимметрией понимается различное по характеру и
неравное по значимости участие левого
или правого полушария мозга в осуществлении
психических функций.
Положения
данного подхода
- Функциональная асимметрия носит не глобальный, а парциальный характер. Выделяют моторные асимметрии, сенсорные и психические). В разных системах характер функциональной асимметрии может быть неодинаков;
- Каждая конкретная форма функциональной ассиметрии отличается своей степенью, мерой выраженности. Можно говорить о сильной или слабой асимметрии;
- Функциональная асимметрия больших полушарий у взрослого человека есть продукт действия биосоциальных структур. Как показали исследования, проведенные на детях, основы функциональной специализации являются врожденными, но по мере развития ребенка происходит усовершенствование и усложнение механизмов межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия
Межполушарное взаимодействие
- Долгое время считалось, что оба полушария мозга абсолютно самостоятельны и представляют собой такой же парный орган, как почки или легкие. Но работы Роджера Уолкотта Сперри по перерезке комиссур мозга показали, что при нарушении взаимосвязи между левым и правым полушариями возникают серьезные нарушения психических функций.
Результат
перерезки комиссур мозга (мозолистого
тела), получивший название «Модель
расщепленного мозга», характеризуется
триадой симптомов:
- аномия, проявляющаяся в нарушении способности давать отчет обо всех видах сенсорной информации, поступающей в правое полушарие;
дископия-дисграфия, для которой характерно нарушение письма и конструктивной деятельности при выполнении их одной (правой или левой) рукой;
нарушение координации движений.
- Эксперименты показали, что при частичной перерезке мозолистого тела эти симптомы проявляются не полностью. Мозолистое тело представляет собой дифференцированную систему, различные участки которого выполняют разные функции в механизмах межполушарного взаимодействия. При частичной перерезке отдельных участков мозолистого тела возникают нарушения только одной модальности, кроме того, отмечается сравнительно быстрое восстановление психических функций.
- Работы под руководством Э. Г. Симерницкой показали, что процессы межполушарного взаимодействия у детей протекают иначе, чем у взрослых. У детей синдрома расщепленного мозга не наблюдается, поскольку мозолистое тело созревает достаточно поздно (примерно к двадцати годам).
Системный
характер психической деятельности
состоит в дифференцированном участии
различных мозговых образований
и полушарий мозга в организации
высших психических функций.
- Ни одно полушарие не может быть рассмотрено как доминирующее по отношению к какой-либо функции или деятельности. Каждое полушарие доминирует по свойственному ему принципу работы, по тому вкладу, которое оно вносит в организацию психической функции
- Таким образом, можно сказать, что межполушарная организация психических процессов основана на единстве двух факторов: функциональной асимметрии (специализации) полушарий мозга и их взаимодействии в психической деятельности человека.
Спасибо за внимание!