Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2015 в 16:32, реферат
Изучение питания различных групп населения имеет большое практическое значение, так как на основе проведенных исследований появляется возможность выявить связь между характером питания и состоянием здоровья населения, разработать профилактические оздоровительные мероприятия и нормы питания.
Изучение питания различных групп населения имеет большое практическое значение, так как на основе проведенных исследований появляется возможность выявить связь между характером питания и состоянием здоровья населения, разработать профилактические оздоровительные мероприятия и нормы питания.
Выбор метода изучения питания зависит от целей, задач и условий работы, поэтому существует две группы методов:
1. социально-экономические - балансовый, бюджетный.
Данные методы позволяют проанализировать уровень потребления пищевых продуктов и характеризуют общую структуру питания населения.
2. социально-гигиенические.
Данные методы используются для:
· изучения индивидуального, семейного питания - анкетный, весовой, опросно-весовой, анкетно-опросный,частотный, метод 24-часового воспроизведения питания;
· изучения питания в организованных коллективах - статистический, лабораторный.
Б. лабораторный – это лабораторное определение химического состава (содержание белков, жиров, углеводов, сухих веществ, золы) и энергетической ценности готовой пищи. Результаты данного исследования сопоставляют с данными, полученными статистическими методами, затем их сравнивают с общероссийскими или с ведомственными нормами. С помощью лабораторного метода можно выявить факты нарушений технологии приготовления блюд, хранения, тепловой обработки продуктов, а также естественных (сезонных) колебаний химического состава продуктов.
Преимущество метода:
· наиболее точный метод, позволяющий оценить рацион питания с наибольшей достоверностью.
Недостаток метода:
· дорогостоящий, поэтому используется только для изучения питания в организованных коллективах.
Для получения более достоверных данных о фактической пищевой ценности рационов питания, отдельных приемов пищи и блюд наряду со статистической обработкой меню-раскладок проводят лабораторное исследование пищи.
Лабораторный метод используется при углубленном изучении фактического питания. При этом в течение 7... 10 дней в каждом сезоне проводятся ежедневные лабораторные исследования суточного рациона. Этот метод заключается в непосредственном аналитическом определении химического состава и энергетической ценности готовой пищи.
Чаще лабораторный метод применяют в качестве контрольного при изучении организованного питания статистическим методом. Лабораторный химический анализ позволяет выявить факты как естественных колебаний химического состава пищевых продуктов, изменений, происходящих при их хранении, холодной и тепловой обработке, так и нарушения технологии приготовления блюд, приводящих к снижению их пищевой и биологической ценности, изменений в связи с нарушением рецептуры (норм вложения) блюд. Это позволяет скорректировать неточности расчета фактического питания по меню-раскладкам.
Отбор проб
для бактериологического исследования
следует производить в стерильные широкогорлые
банки, закрываемые пергаментной бумагой
и обвязанные бечевкой. Остатки консервов
направляются на исследование
непосредственно в той банке, из которой
они использовались в пищу.
Мясо берут для анализа
в количестве 500 г, при этом пробу отбирают
из различных мест туши с обязательным
взятием мезентериальных лимфатических
узлов, а также участков трубчатой кости.
Мелкую рыбу отбирают
в количестве 2—3 штук, от крупной рыбы
— 2—3 куска, в том числе из спинки, ближе
к голове и из участков вблизи анального
отверстия.
Соленые продукты,
находящиеся в бочечной таре, берут сверху,
из середины и со дна бочки. В отдельную
посуду набирают 100—200 мл рассола.
Пробы жидких, полужидких
объектов (супы, соусы, кремы, молочные
продукты) отбирают после тщательного
перемешивания в количестве около 200 г.
Пробы испражнений
отбирают из последней более жидкой порции,
поступающей из верхних отделов кишечника.
При наличии в испражнениях гноя, слизи,
крови, их необходимо включить в отбираемый
материал.
Рвотные массы отбирают
в количестве 50—100 мл, промывные воды —
100—200 мл, до применения каких-либо лекарственных
средств.
Кровь у заболевших
забирают в стерильную сухую пробирку
в количестве 8—10 мл.
Пробу мочи на исследование
берут в количестве 20— 30мл.
Желчь и содержимое
12-перстной кишки берут на исследование
при помощи дуоденального зонда.
Спинномозговую жидкость
отбирают в стерильную пробирку в количестве
5—10 мл.
Отбор проб воды производят
в количестве не менее 1,5 литров.
Пробы секционного
материала забирают в количестве 50— 60
г каждого органа или ткани.
В лабораторию пробы
доставляют в опечатанном виде.
В сопроводительном
документе к материалам от заболевших
(умершего)указывается: Ф.И.О., возраст,
адрес, место работы, должность, дата заболевания,
дата и время сбора материала, фамилия
и должность лица, направившего материал.
Исследование материалов,
доставленных в лабораторию в процессе
расследования пищевого отравления, производится
немедленно по их получении.
Исследование материалов
от пострадавших:
кровь засевают в питательную
среду (Раппопорт или желчный бульон) в
соотношении 1 : 10 (5 мл на 45 мл среды). Термостатируют
10 дней при 37°С, делая высев на среду Эндо
через 18—24 часа, на 3, 4, 6, 10-е сутки. При
наличии роста работают по общепринятой
методике.
Желчь засевают в количестве
5 мл на 45—50 мл мясо-пептонного бульона
(1 : 10), помещают на 7 суток в термостат при
37°С и делают высевы через 18—20 часов и
3, 5, 7 суток на среду Эндо. При наличии подозрительного
роста работают по общепринятой методике.
Мочу центрифугируют,
засевают осадок в 5 мл магниевой среды
обычной концентрации или 10 мл мочи на
10 мл среды двойной концентрации. Через
18—20 часов инкубации при 37°С делают высев
петлей на висмут-сульфит агар, инкубируют
при 37°С 48 часов. При наличии подозрительного
роста идентификацию проводят по общепринятой
методике.
Промывные воды желудка
после нейтрализации (1 мл 10% соды на 10 мл
пробы) засевают по 0,1 мл на среду Эндо
(Левина), Плоскирева, ЖСА, кровяной агар.
Дальнейшее исследование
проводят в зависимости от характера роста
по общепринятой методике.
Критерии диагностики
Высокая обсемененность
пищевых продуктов, вызвавших отравление,
105 и более КОЕ (колониеобразующих единиц)
в 1 г, обнаружение идентичных культур
в клиническом материале от пострадавших,
нарастание титра антител при исследовании
в динамике парных сывороток подтверждают
диагноз пищевой токсикоинфекции.
Объекты санитарно-бактериологического
обследования:
а) готовые блюда, кулинарные
изделия, скоропортящиеся пищевые продукты
в предприятиях общественного питания
и торговли; б) в отдельных случаях сырье
и полуфабрикаты (по ходу технологического
процесса — по эпидпоказаниям, при высокой
бактериальной обсемененности готовых
продуктов, блюд и др.).
в) оборудование, инвентарь,
посуда и др. с целью эффективности санитарной
обработки; г) смывы с рук, санитарной одежды,
личных полотенец (с целью проверки соблюдения
правил личной гигиены персоналом); д)
вода центрального водоснабжения и особенно
местных источников водоснабжения (места
водозабора и краны).
Техника отбора проб
Для отбора проб продуктов
и блюд в лаборатории заготавливаются
стерильные банки, закрытые двумя слоями
бумаги и обвязанные бечевкой, стерильные
ложки, стерильные пинцеты и ножи, завернутые
в бумагу.
Пробы продуктов рекомендуется
отбирать вдвоем с привлечением в качестве
помощника представителя обследуемого
учреждения. Помощник в одной руке держит
банку, другой — по мере необходимости
открывает крышку. В это время лицо, отбирающее
пробу, развертывает требующуюся ему ложку
или пинцет, берет материал и переносит
в банку. При необходимости отбора пробы
от большого куска отрезают часть его
с помощью стерильного ножа и пинцета,
не менее 200 г. Жидкие блюда отбирают после
тщательного перемешивания, плотные —
из разных мест в глубине куска.
С
Расчет энергетической ценности продуктов
Энергетическая ценность пищи определяется с учетом энергетической ценности, содержащихся в ней белков, жиров и углеводов и рассчитывается на основе процентного содержания в ней этих веществ. Пример расчета энергетической ценности 100 г продукта приведен в табл. 42.
Энергетическая ценность пищевого продукта рассчитывается путем умножения коэффициента энергетической ценности опре- деленного компонента пищи (белков, жиров или углеводов) на его количество и суммирование результатов по каждому из них. Калорийность всего рациона равняется сумме энергетической ценности всех продуктов, входящих в его состав.
Наоборот, используя данные о содержании основных пищевых веществ, рассчитывается их вклад в процентах в общую калорий- ность рациона.
Пример расчета вклада основных пищевых веществ (в %) в общую калорийность рациона: калорийность рациона - 2000 ккал и он содержит 75 г белков, 100 г жиров и 200 г углеводов.
Калорийность:
- белков = 300 ккал (75гХ4 ккал/г), что обеспечивает 15% общей калорийности рациона (300/2000x100);
- жиров = 900 ккал (100гХ9ккал/г), что обеспечивает 45% общей калорийности рациона (900/2000x100);
- углеводов = 800 ккал (200гХ4ккал/г), что обеспечивает 40% общей калорийности рациона (800/2000Х100).
Заключение (образец)
Питание достаточно (недостаточно) по уровню энергетической ценности и качественно полноценно (неполноценно). В пищевом рационе содержание белков, жиров, углеводов, кальция и фосфора, витаминов А, В1 и С в пределах физиологической нормы (занижено, завышено). Питание сбалансированное (несбалансированное), благоприятное (неблагоприятное) соотношение между белками, жирами и углеводами, белками животного и растительного происхождения, жирами животного и растительного происхождения, кальцием и фосфором. Режим питания по распределению суточной калорийности питания по приемам пищи, по кратности приема пищи организован правильно (неправильно). Рекомендации. Для обеспечения энергетической и качественной потребностей и сбалансированности пищевого рациона необходимо в него ввести (удалить, уменьшить, увеличить) ... (перечислить необходимые продукты питания). Для нормализации режима питания следует организовать правильное распределение энергетической ценности по отдельным приемам и изменить кратность приема пищи.
Питательные вещества (определение и способы выражения)
Способы выражения пищевой ценности
В настоящем сводном издании все данные приводятся в расчете на порцию продукта (100 г). Основной
причиной для такого решения было стремление максимально увеличить число описываемых в книге пи
-
щевых продуктов (с учетом заданного объема).
Для продуктов, закупка или приготовление которых сопряжено с большим количеством отходов, в раз
-
деле 4.2 приведены рекомендации по расчету содержания питательных веществ в них «при закупке» или
«при подаче на стол»
Как правило, для каждого питательного вещества величины каждого показателя выражаются некото
-
рым числом с заданным количеством знаков после запятой, хотя встречаются и исключения. Например,
содержание железа в жидких молочных продуктах выражено числом с двумя знаками после запятой, так
как количество потребленного продукта существенно сказывается на величине показателя. В
случае бо
-
лее нестабильных витаминов типа биотина число знаков после запятой меньше, так как их количество
несущественно.
Многие пищевые продукты закупают или готовят вместе с несъедобными частями (например, коче
-
рыжка капусты, кости и т.
п.), что подразумевает использование некоторого коэффициента пересчета на
съедобную часть продукта, показывающего долю съедобной части в данном продукте. Для пищевого сы
-
рья это относится к съедобному материалу, остающемуся после удаления несъедобных частей (например,
верхних листьев белокочанной капусты). Для консервированных продуктов (например, овощей) этот ко
-
эффициент относится к съедобному содержимому после сливания жидкости.
Белок
Для большинства пищевых продуктов содержание белка рассчитывается путем умножения величины
содержания азота на коэффициенты, приведенные в табл.
2.
Таблица 2. Коэффициенты пересчета общего содержания азота на содержание белка
(по данным ФАО/ВОЗ, 1973)
Зерновые
Пшеница, в т. ч.:
непросеянная мука
прочая мука, за исключением непросеянной
мука для макаронных изделий
отруби
Кукуруза
Рис
Ячмень, овес, рожь
Соя
Орехи:
арахис, бразильский орех
миндаль
все другие орехи
Молоко и молочные продукты
Желатин
Все другие продукты
5,83
5,70
5,70
6,31
6,25
5,95
5,83
5,70
5,41
5,18
5,30
6,38
5,55
6,25
Доля небелкового азота во многих пищевых продуктах довольно велика, особенно в рыбе, фруктах
и овощах, но в большинстве из них он присутствует в виде аминокислот, и поэтому использование ко
-
эффициента пересчета по общему содержанию азота связано с небольшой погрешностью, приводящей
к тому, что содержание белка в строгом смысле получается слишком высоким. Для продуктов, содержа
-
щих измеримые количества небелкового азота в форме мочевины, пуринов и пиримидинов (например,
для грибов), содержание небелкового азота перед умножением на соответствующий коэффициент следу
-
ет вычесть из общего содержания азота.
18
Введение
Жиры
В большинстве пищевых продуктов жиры представлены смесью триглицеридов, фосфолипидов, стери
-
нов и аналогичных соединений. Значения в Таблицах относятся к общему содержанию жиров (не только
к триглицеридам).
Углеводы
Общее содержание углеводов и их компонентов, крахмала, а также общее содержание сахаров и отдельных
из них (глюкозы, фруктозы, сахарозы, мальтозы, лактозы), за исключением пищевых волокон, по возмож
-
ности выражены в их моносахаридном эквиваленте.
Значения общего содержания углеводов в Таблицах обычно получены как сумма рассчитанных пока
-
зателей «по имеющимся углеводам» и отличаются от значений для содержания углеводов «по разности»,
которые иногда используются в других таблицах пищевой ценности или на этикетках продовольствен
-
ных товаров. Значения «по разности» получают путем вычитания массы других компонентов из общей
массы продукта, и во многих случаях в них входят пищевые волокна, а также погрешности других ана
-
лизов.
Некоторые значения включены в наши таблицы из других источников или получены от производи
-
телей данного пищевого продукта, и чтобы отличить их от данных непосредственных анализов, мы их