Моральная медицина. Модели моральной медицины современном обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 10:12, реферат

Краткое описание

Перед тем как рассматривать принципы современной биомедицинской этики, охарактеризуем их развитие в различные исторические эпохи. Рассмотрим 4 модели моральной этики:
1) Модель Гиппократа ("не навреди")".

Принципы врачевания, заложенные "отцом медицины" Гиппократом (460-377гг. до н.э.), лежат у истоков врачебной этики как таковой. В своей знаменитой "Клятве", Гиппократ сформулировал обязанности врача перед пациентом.

Вложенные файлы: 1 файл

Моральная медицина.pptx

— 106.74 Кб (Скачать файл)

Моральная медицина. Модели моральной медицины  современном обществе

 

Выполнила: Мирзафаезова А

Группа:202-А м.п.д.

 

Исторические модели моральной  этики

 

Перед тем как рассматривать  принципы современной биомедицинской этики, охарактеризуем их развитие в  различные исторические эпохи. Рассмотрим 4 модели моральной этики:

1) Модель Гиппократа ("не навреди")".

 

Принципы врачевания, заложенные "отцом  медицины" Гиппократом (460-377гг. до н.э.), лежат у истоков врачебной  этики как таковой. В своей  знаменитой "Клятве", Гиппократ  сформулировал обязанности врача  перед пациентом.

 

Несмотря на то, что с тех пор  прошли многие века, "Клятва" не потеряла своей актуальности, более того, она стала эталоном построения многих этические документов. Например, Клятва российского врача, утвержденная 4-ой Конференцией Ассоциации врачей России, Москва, Россия, ноябрь 1994, содержит близкие  по духу и даже по формулировке принципы.

.

 

2)Модель Парацельса ("делай добро").

 

Другая модель врачебной этики  сложилась в Средние века. Наиболее четко ее принципы были изложены Парацельсом (1493-1541гг.). В отличие от модели Гиппократа, когда врач завоевывает социальное доверие пациента, в модели Парацельса основное значение приобретает патернализм  – эмоциональный и духовный контакт  врача с пациентом, на основе которого и строится весь лечебный процесс.

 

В духе того времени отношения врача  и пациента подобны отношениям духовного  наставника и послушника, так как  понятие pater (лат. – отец) в христианстве распространяется и на Бога. Вся сущность отношений врача и пациента определяется благодеянием врача, благо в свою очередь имеет божественное происхождение, ибо всякое Благо исходит свыше, от Бога.

3) Деонтологическая модель (принцип "соблюдения долга").

 

В основе данной модели лежит принцип "соблюдения долга" (deontos по-гречески означает "должное"). Она базируется на строжайшем выполнении предписаний морального порядка, соблюдение некоторого набора правил, устанавливаемых медицинским сообществом, социумом, а также собственным разумом и волей врача для обязательного исполнения. Для каждой врачебной специальности существует свой "кодекс чести", несоблюдение которого чревато дисциплинарными взысканиями или даже исключением из врачебного сословия.

4) Биоэтика (принцип "уважения  прав и достоинства человека").

Современная медицина, биология, генетика и соответствующие биомедицинские технологии вплотную подошли проблеме прогнозирования и управления наследственностью, проблеме жизни и смерти организма, контроля функций человеческого  организма на тканевом, клеточном  и субклеточном уровне. Некоторые  проблемы, стоящие перед современным  обществом, были упомянуты в самом  начале данной работы. Поэтому как  никогда остро стоит вопрос соблюдения прав и свобод пациента как личности, соблюдение прав пациента (право выбора, право на информацию и др.) возложено  на этические комитеты, которые фактически сделали биоэтику общественным институтом.

Модели моральной медицины в  современном обществе

 

Основная проблема современной  медицинской этики состоит в  том, что охрана здоровья должна быть правом человека, а не привилегией  для ограниченного круга лиц, которые в состоянии себе ее позволить. Медицина не всегда шла по этому  пути. Однако эта норма завоевывает  все большее признание. В осуществление  этого изменения свой вклад внесли две революции: биологическая и  социальная. Благодаря революции  в биологии охрана здоровья стала  весьма значимой для "жизни, свободы  и поиска счастья". Благодаря социальной революции, охрана здоровья стала правом каждого человека.

 

 

 

Рассмотрим 4 модели отношений "врач-пациент":

1) Модель технического типа.

 

Следствием биологической революции  является возникновение врача-ученого. Основное требование к такому врачу "беспристрастность". То есть врач должен опираться на факты, а не на ценностные суждения. Однако, врач-ученый не может быть свободным от ценностей. Он постоянно делает выбор – при  определении цели исследования, при  выяснении степени значимости статистических данных, при отборе из бесконечной  области опытных данных таких  данных наблюдения, которые являются "важными". И для каждого  из этих форм выбора в качестве обоснования  необходима система ценностей. Выбор  того, что имеет "значение", что  представляет "ценность", должен производиться постоянно. Врач, который  полагает, что его задача в том, чтобы предоставить все данные пациенту, а решение – за пациентом, обманывает себя, даже если признать, что во всех критических ситуациях, там, где  необходимо сделать решающий выбор, такой образ действий был бы в  моральном смысле здравым и ответственным. Более того, даже если в процессе принятия решения врач смог бы избежать суждений морального и иного ценностного  характера, даже если бы ему удалось  на деле осуществить неосуществимый идеал свободы от ценностных суждений, то такой образ действий был бы оскорбительным для него самого с  моральной точки зрения.

2) Модель сакрального типа.

 

Противоположной к модели технического типа является патерналистская модель, предложенная социологом медицины Робертом Н. Вильсоном. Кабинет врача или  больничная палата должны восприниматься как святыни и пациент должен смотреть на своего врача как на человека, отстраненного от мирской  суеты.

 

Основной принцип данной модели – следующий: оказывая пациенту помощь, не нанеси ему вреда. Лишая пациента возможности принимать решения, он перекладывает ее на врача. Тем  самым патернализм ликвидирует  или, по крайней мере, сводит до минимума все другие моральные основания, необходимые для сбалансированной этической системы. Поэтому для  сбалансированной этической системы  необходимо расширить круг моральных  норм, которых должен придерживаться медик:

а) Приносить пользу и не наносить вреда. Ни один человек не может снять  моральную обязанность приносить  пользу и при этом полностью избежать нанесения вреда. Некоторые этики  считают принесение пользы и ненанесение вреда двумя различными принципами, придавая большой моральный вес последнему принципу. Это характерно и для профессиональной медицинской этики.

б) Защита личной свободы. Личная свобода  необходима для человека. Личная свобода  и врача, и пациента должна защищаться, даже если кажется, что это может  нанести какой-то вред. Вот почему определенным пациентам, заранее осведомленным  законным образом, общество разрешает  отказываться от процедуры переливания  крови или от других видов медицинской  помощи, хотя большинству людей кажется, что в результате этого больному наносится огромный вред.

в) Охрана человеческого достоинства. Многие шаги в процессе госпитализации, оказания медицинской помощи и содержания пациентов, особенно тяжело больных, заключают  в себе угрозу человеческому достоинству. Истощенному, дряхлому человеку, которого с жизнью связывают внутривенные трубки трудно поддерживать чувство  собственного достоинства. И ничего нет удивительного в том, что  многие предпочитают возвратиться домой  и там умереть. Ведь именно там, под  родным кровом, они обретают силы и  чувство достоинства.

г) Говорить правду и исполнять  обещания. Эта проблема возникает  уже тогда, когда мальчику, которому делают прививку от кори, говорят: "Она  не причинит тебе ни малейшего вреда", или когда студента-медика представляют в больнице как "доктора". Все  эти случаи могут быть оправданы, как способы избежать нанесения  вреда пациенту. Но несомненно, что  и в каждом отдельном случае (особенно если учесть продолжительность утраты доверия), и на протяжении длительного  периода подобного рода нарушения  принципа: "Говорить правду и исполнять  обещания" могут нанести вред, а не принести какую-то пользу. И  мальчик, которому делают прививку, и  студент-медик догадываются, чего им ждать в дальнейшем от медицины. Но даже без этого каждый подобный случай – это покушение на достоинство, свободу и гуманность. Иногда такие  действия могут быть оправданы, однако оправдательные аргументы должны быть очень вескими.

д) Соблюдай справедливость и восстанавливай ее. Моральные нормы широких слоев  общества выходят за пределы обязанности  оказания пациенту помощи и ненанесения ему вреда еще в одном требовании – требовании справедливого распределения услуг в здравоохранении. То, что мы метафорически назвали социальной революцией, усилило нашу озабоченность равенством в распределении основных медицинских услуг. Если охрана здоровья – право, то это право – для всех. Недостаточно демонстрировать индивидуальные случаи крепкого здоровья и благополучные статистические данные о здоровье населения. В данный момент истории вопрос о справедливости в распределении медицинских услуг вызывает особую озабоченность вследствие высокого уровня дискриминации. Справедливость требует возмещения. Здоровье тех, кто подвергся дискриминации, должно быть поддержано и восстановлено в первую очередь.

 

3) Модель коллегиального типа.

 

Принципы данной модели говорят  о том, что врач и пациент должны видеть друг в друге коллег, стремящихся  к общей цели – к ликвидации болезни и защите здоровья пациента. Врач – это "друг" больного. Когда  два человека или две группы людей  действительно отстаивают общие  цели, их доверие оправдано, и модель коллегиального типа адекватна. Здесь  налицо равенство и в достоинстве, и уважении, и в мире содействия, что не было присуще предыдущим моделям.

 

Какие-то признаки сообщества, движимого  реальными общими интересами, возникли в радикальном движении в защиту здоровья и в бесплатных клиниках, но все же надо констатировать, что  этнические, классовые, экономические  и ценностные различия между людьми превращают принцип общих интересов, необходимых для модели коллегиального типа, в пустую мечту. Необходимо создать  модель, в большей мере соответствующую  условиям и допускающую равенство  между пациентом и врачом в  сфере морали, не принимая утопическую  посылку коллегиальности.

4) Модель контрактного типа.

 

В основе этой модели лежит контракт или соглашение. В контракте два  индивида действуют на основе взаимных обязательств и ожидающейся взаимной выгоды. Но обязанности и выгода, даже если они выражены несколько  туманно, имеют свои границы. Основные принципы свободы, личного достоинства, честности, исполнения обещаний и справедливости необходимы для модели контрактного типа. Ее предпосылкой служит доверие, даже когда видно, что полной взаимности интересов нет. Лишь в модели контрактного типа может существовать подлинное  разделение морального авторитета и  ответственности. Она позволяет  избежать отказа от морали со стороны  врача, что характерно для модели технического типа, и отказа от морали со стороны пациента, что характерно для модели сакрального типа

 Она позволяет избежать ложного и неконтролируемого равенства в модели коллегиального типа. В отношениях, основанных на контракте, врач осознает, что в случаях значимого выбора за пациентом должна сохраняться свобода управлять своей жизнью и судьбой. Если же врач не сможет жить в согласии со своей совестью, вступив в такие отношения, то контракт или расторгается, или не заключается. Это означает, что необходимо провести более глубокое обсуждение моральных оснований, на которых основываются решения медицинских проблем до того или по мере того, как эти решения будут приниматься.

Спасибо за внимание!!!!!!!!!!!!!!!


Информация о работе Моральная медицина. Модели моральной медицины современном обществе