Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 19:37, реферат
В период грудного возраста (1 мес — 1 год) медицинский персонал наблюдает ребенка 1 раз в месяц на приеме в поликлинике,участковый педиатр или медицинская сестра посещает ребенка на дому тоже не реже одного раза в месяц. Во время приема и при посещении на дому осуществляют контроль за правильным физическим и нервно-психическим развитием ребенка, дают рекомендации по режиму, вскармливанию, закаливанию, физическому воспитанию, профилактике рахита, организации внешней среды, окружающей ребенка.
1.Введение
2. наблюдение детей до года в поликлинике
3. Заключение
4. Литература
Содержание
1.Введение
2. наблюдение детей до года в поликлинике
3. Заключение
4. Литература
Введение
В период грудного возраста (1 мес — 1 год) медицинский персонал наблюдает ребенка 1 раз в месяц на приеме в поликлинике,участковый педиатр или медицинская сестра посещает ребенка на дому тоже не реже одного раза в месяц. Во время приема и при посещении на дому осуществляют контроль за правильным физическим и нервно-психическим развитием ребенка, дают рекомендации по режиму, вскармливанию, закаливанию, физическому воспитанию, профилактике рахита, организации внешней среды, окружающей ребенка.
Медицинская сестра заранее
подбирает истории развития записавшихся
на прием или вызванных детей.
Перед приемом она взвешивает
ребенка, проводит антропометрические
измерения, при необходимости организует
контрольное кормление, определяя
количество высосанного молока, затем
по назначению врача проводит расчет
питания; все полученные данные заносит
в историю развития ребенка. Медицинская
сестра информирует врача о
На первом году жизни ребенка
после периода новорожденности
выделяют следующие этапы развития,
характеризующиеся
Наблюдение за детьми до года в поликлинике
Первым этапом развития после новорожденности является возраст 1–3 мес жизни. Медработники должны разъяснить родителям, что уже в первые месяцы жизни ребенка формируется циркадный психический биоритм, состоящий из отрезков бодрствования, засыпания, сна, пробуждения. Засыпание и пробуждение рассматривают как переходные категории. Ученые показали, что эти отрезки у здорового ребенка составляют около 10 мин. Увеличение длительности переходных отрезков до 30 мин и более проявляется сбоем психического биоритма и даже выпадением его основных отрезков — бодрствования и сна. Эти нарушения ритма существенно препятствуют нормальному психическому развитию ребенка и могут способствовать нервно-психическому расстройству. Отсюда — необходимость выполнения режима и создания условий для нормального сна (свежий воздух, тишина), пробуждения ребенка и правильной организации бодрствования с учетом возрастных особенностей.
В организации режима по-прежнему большое значение имеют прогулки. В 1–3 мес ребенок может одномоментно находиться на свежем воздухе 1–1,5 ч, а в сутки прогулки проводятся 2–3 раза.
Одежда в этом возрасте
дополняется ношением ползунков
в период бодрствования, что обеспечивает
свободу движений ребенка. В период
бодрствования ребенок должен находиться
в манеже (на плотной поверхности
— лист фанеры), что обеспечивает
свободу перемещений и
В 3 мес. проводят антропометрические измерения: определяют массу и длину тела, измеряют окружности головы и груди.
Измерения нужно проводить, обнажая детей в первую половину дня, в дальнейшем , необходимо строго соблюдать единую методику измерений. Не следует измерять детей непосредственно после кормления. Длину тела у детей раннего возраста измеряют в лежачем положении ребенка с помощью горизонтального ростомера. Измеряемого ребенка следует уложить на спину так, чтобы голова плотно прикасалась к неподвижной части ростомера, при этом нижний край глазницы и верхний край козелка уха должны находиться в одной горизонтальной плоскости. Ножки ребенка должны быть выпрямлены легким надавливанием левой руки медсестры на коленки. Правой рукой подводят подвижную часть ростомера к пяткам, сгибая стопы до прямого угла. Отсчет ведется по шкале ростомера (точность измерения длины тела — 0,5 см).
Взвешивание производится на детских весах в положении ребенка лежа или сидя (во втором полугодии жизни). Перед взвешиванием весы надо установить на ровной горизонтальной поверхности и отрегулировать. Если ребенок умеет сидеть, то нужно следить, чтобы при взвешивании ножки ребенка не свисали с весов. Окружность грудной клетки измеряют с помощью сантиметровой ленты. Ленту сзади укладывают под углом лопаток, а спереди на уровне сосков. Она должна плотно прилегать к телу, не сползая сзади. Точность измерения окружности грудной клетки — 0,5 см. Окружность головы измеряют наложением ленты сзади на выступ затылочного бугра, а спереди — по надбровным дугам.
В дальнейшем на протяжении года антропометрические измерения проводят в 6, 9, 12 мес.
Окружность головы новорожденного — 33–37,5 см, до 3–5 мес ежемесячно увеличивается на 1–1,5 см, в последующие месяцы—на 0,5–0,7см. К году окружность головы увеличивается на 10–12 см и достигает 46–48 см.
Окружность грудной
При оценке физического развития каждого обследованного ребенка прежде всего решают вопрос о соответствии развития возрасту ребенка. Для этого используют таблицы, отражающие средние величины и варьирование длины и массы тела у детей первого года жизни. Есть и эмпирические формулы для бестабличной оценки роста и массы тела.
При пользовании этими материалами следует придавать значение не столько положению показателей ребенка в ряду средних величин, сколько параллелизму изменений массы и длины тела. Именно корреляция длины и массы тела является показательной в оценке физического развития ребенка.
В настоящее время широко распространена оценка соотношения длины и массы тела по центилям массы относительно длины ребенка (или центильный метод оценки). В основу центильного метода оценки физического развития ребенка положены принципы вариабельности, наблюдаемой у здоровых детей.
Эмпирические таблицы (формулы) отражают средние (межполовые) показатели длины и массы тела. Взгляд на норму как на среднестатистический показатель лишь приблизительно отражает многообразие реальных закономерностей.
Эмпирические формулы
для расчета основных соматометрических
данных у детей первого года жизни:
1. Длина тела, см.
Длина тела у 6-месячного ребенка равна
66 см, на каждый недостающий месяц вычитают
2,5 см, на каждый месяц свыше 6 прибавляют
1,5 см.
2.Масса тела, г.
Масса тела в 6 мес равна 8000 г (условно),
на каждый месяц до 6 вычитают по 800 г, на
каждый месяц свыше 6 прибавляют по 400 г.
3. Масса тела (г) пр длине
тела, см.
При длине тела 66 см масса составляет 8200
г, на каждый недостающий 1 см отнимают
по 300 г, на каждый дополнительный 1 см прибавляют
по 250 г.
4. Окружность груди, см.
Окружность груди в 6 мес составляет 45
см, на каждый недостающий месяц вычитают
по 2 см, на каждый месяц свыше 6 прибавляют
по 0,5 см.
5. Окружность головы, см.
У ребенка 6 мес окружность головы составляет
43 см, на каждый месяц до 6 вычитают по 1,5
см, на каждый месяц свыше 6 прибавляют
по 0,5 см.
При патронажном посещении
на дому медицинская сестра должна
обращать внимание и оценивать двигательные
умения ребенка и его нервно-
На 6-й неделе ребенок умеет удерживать прямо голову, если держать его в вертикальном положении, в положении на животе приподнимает на мгновение голову или поворачивает ее в сторону. На 3-м месяце ребенок протягивает руку к предмету и толкает его, но еще не хватает; поднимает голову и грудь в положении лежа на животе; стоит, поддерживаемый под мышки, при этом не сгибает ноги в коленях, но сгибает в тазобедренных суставах.
В конце 2-го месяца наблюдаются четкая ориентировочная
реакция ребенка на звуки, отыскание их
источников, а в 2–3 мес ребенок прислушивается
к звукам, реагирует на них. К 6 нед отмечаются
зрительно-слуховой поиск и зрительное
сосредоточение на лице взрослого, к концу
2-го месяца у ребенка появляется активное
познание и радостное общение уже и вне
пищевой ситуации. В 3 мес намечается выраженная
потребность в общении со взрослым. Ребенок
должен реагировать на обращенную к нему
речь, сосредоточивать взгляд на лице
говорящего.
На этапе 1–3 мес.жизни ребенка основной линией
в развитии является воздействие на слуховой
и зрительный анализаторы. С ребенком
1–3 мес необходимо ласково разговаривать,
вызывать его улыбку, а с 1,5–2 мес говорить
ему такие звуки, как “у”, “агу” и др.,
те, что пытается произносить сам ребенок,
при этом добиваясь фиксации взгляда ребенка
на губах говорящего взрослого.
С 1,5–2 мес следует подвешивать к кроватке одну
игрушку, лучше с окраской желто-зеленого
спектра, не раздражающего глаз, на расстоянии
70 см от груди ребенка, периодически перемещать
игрушку и звенеть ею, добиваясь фиксации
взгляда ребенка на игрушке и движений
головой вслед за перемещающейся игрушкой.
В первые 1,5–2 мес развитие движений осуществляется в положении на животе, при этом ребенок видит больше предметов. С 2,5–3 мес по несколько раз в день следует давать ему возможность упираться ногами в ровную плоскость, поддерживая под мышки.
Длительность зрительного сосредоточения к 3 мес достигает 7–10 мин.
Как указывают Л. Т. Журба и Е. М. Мастюкова, важное значение для оценки нервно-психического развития ребенка имеет появление с 10–12 нед жизни положительного мимико-соматического комплекса. Суть его заключается в том, что вступление в контакт с ребенком вызывает оживление, сопровождающееся глубокими вздохами, вскидыванием ручек, перебиранием ножек, радостным “повизгиванием”. Своевременное появление мимико-соматического комплекса свидетельствует о хорошем нервно-психическом развитии ребенка.
Медицинскому персоналу следует помнить о том, что с 1,5–2 мес ребенку нужно назначить лечебную физкультуру (ЛФК). В этом возрасте (до 3 мес), при отсутствии признаков задержки развития ребенка, в занятия ЛФК включают рефлекторные гимнастические упражнения в виде ползания, разгибания спины в положении на боку, рефлекторные упражнения для стоп, выкладывание ребенка на живот, приемы общего поглаживающего массажа туловища и конечностей. Лечебную физкультуру у детей раннего возраста проводят в виде индивидуальных занятий. Медицинская сестра должна показать приемы массажа и ЛФК матери или пригласить ее для этого в кабинет здорового ребенка.
После контрольной проверки умений матери в проведении ЛФК последующие ежедневные занятия она проводит самостоятельно.
Следующий этап в развитии ребенка первого года жизни — от 3 до 6 мес. В этот этап жизни ребенок вступает со значительно окрепшей нервной системой, что приводит к постепенному укорочению сна и увеличению продолжительности бодрствования и активности. В режиме дня бодрствование постепенно увеличивается до 1,5 ч; в начале этого периода сохраняется 6 кормлений, а с 4,5–5 мес ребенок кормится 5 раз в сутки через каждые 4 ч.
В питании ребенка до 5–6 мес основным является грудное молоко. Однако к концу этого возрастного периода необходимо введение растительного белка, увеличение в рационе железа, витаминов А и С, так как эти питательные компоненты часто оказываются дефицитными в рационе детей. С этой точки зрения в качестве первого прикорма целесообразно назначать овощное пюре, а спустя 3–4 нед — второй прикорм (каша). Медсестра должна объяснить матери, что введение овощного прикорма следует начинать с одного вида овощей (картофель, кабачки), переходя потом к смеси овощей, с постепенным расширением ассортимента (цветная и белокочанная капуста, тыква, морковь, позднее — томаты, зеленый горошек). В качестве второго прикорма целесообразно использовать безглютеновые злаки (гречу, кукурузу, рис), поскольку к настоящему времени доказано, что глютенсодержащие злаки могут вызвать у детей проявления целиакии. При введении злакового прикорма наиболее удобны сухие инстантные каши, преимущество которых заключается в мгновенном приготовлении (смешать сухой порошок с теплой кипяченой водой), а достоинства — в гарантированном составе и обогащении витаминами и, как правило, кальцием и железом. Гречневая и гречневая с яблоком инстантная каша, изготовляемая в России, содержит линолевую и линоленовую кислоты, обогащена железом — 10 мг на одну порцию (100% рекомендуемого суточного потребления), кальцием, витаминами С, А, В1, В2, РР, не содержит глютена. В этом возрасте увеличивают количество вводимых соков до 50 мл. Изменения в кормлении ребенка требуют соблюдения принципов индивидуальности и постепенности.
В 3–4 мес ребенок рассматривает игрушки, но отдает предпочтение рассматриванию своих рук; после 5 мес доминирует интерес к игрушкам. С 5 мес игрушки уже не подвешивают, а выкладывают во время бодрствования рядом с ребенком (стимуляция переворотов на живот). Следует учить ребенка брать игрушку, которую взрослый держит над его грудью или сбоку. При положении ребенка на животе игрушки должны находиться на расстоянии его протянутой руки (побуждение к ползанию).
Медсестре необходимо обратить внимание родителей на то, что избыток игрушек в поле зрения ребенка не развивает его психику и внимание, а, наоборот, утомляет.