Неврозы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 13:31, реферат

Краткое описание

Неврозы - психогенные заболевания, в основе которых лежат нарушения высшей нервной деятельности, клинически проявляющиеся аффективными непсихотическими расстройствами (страх, тревога, депрессия, колебания настроения и пр.), соматовегетативными и двигательными расстройствами, переживаемыми как чуждые, болезненные проявления и имеющими тенденцию к обратному развитию и компенсации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………..4
I.1 Проблема диагностики
I.2 Распространенность
I.3 Этиология и патогенез
I.4 Эпидемиология
I.5 Систематика
I.6 Клиническая картина
Виды неврозов……………………………………………………………………………………8

II.1Неврастения (астенический невроз)
II.2Истерия (истерический невроз)
II.3Невроз навязчивых состояний (обсессивно-компульсиное расстройство)
II.4Ипохондрический невроз
II.5Идеаторные навязчивости
II.6Контрастные навязчивости
II.7Навязчивые действия
II.8Навязчивые представления
II.9Неврастенические фобии
II.10Неврозоподобные состояния

Системные неврозы детского возраста…………………………………………………….13

III.1Логоневроз (невротическое заикание)
III.2Невротические тики
III.3Неорганический энурез
III.4Неврастенический энкопрез
Невротические расстройства у детей раннего возраста………………………………...15
IV.1Психогенные реакции
IV.2Аффективно-шоковые реакции
IV.3Аналиктическая депрессия
IV.4Астеновегетативный синдром
IV.5Невротическая депрессия
IV.6Истероформные проявления
IV.7Ночные страхи
IV.8Аффективно - респираторные приступы
Школьная дезадаптация……………………………………………………………………….18

Заключение………………………………………………………………………………….……….20

Список использованной литературы………………………………………………...………21

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по неврозам.docx

— 48.35 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ: 

  1. Введение…………………………………………………………………………………………..4

I.1 Проблема диагностики

I.2 Распространенность

I.3 Этиология и патогенез

I.4 Эпидемиология

I.5 Систематика

I.6 Клиническая картина 

  1. Виды  неврозов……………………………………………………………………………………8
 

II.1Неврастения (астенический невроз)

II.2Истерия (истерический невроз)

II.3Невроз навязчивых состояний  (обсессивно-компульсиное  расстройство)

II.4Ипохондрический невроз

II.5Идеаторные навязчивости

II.6Контрастные навязчивости

II.7Навязчивые действия

II.8Навязчивые представления

II.9Неврастенические фобии

II.10Неврозоподобные состояния 
 

  1.   Системные неврозы детского возраста…………………………………………………….13
 

III.1Логоневроз (невротическое заикание)

III.2Невротические тики

III.3Неорганический энурез

III.4Неврастенический энкопрез 

  1.   Невротические расстройства у детей раннего возраста………………………………...15

IV.1Психогенные реакции

IV.2Аффективно-шоковые реакции

IV.3Аналиктическая  депрессия

IV.4Астеновегетативный синдром

IV.5Невротическая депрессия

IV.6Истероформные проявления

IV.7Ночные страхи

IV.8Аффективно - респираторные   приступы

  1. Школьная дезадаптация……………………………………………………………………….18
 

Заключение………………………………………………………………………………….……….20 
 

Список  использованной литературы………………………………………………...………21 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Введение.

Неврозы  - психогенные заболевания, в основе которых  лежат нарушения высшей нервной деятельности, клинически проявляющиеся аффективными непсихотическими  расстройствами (страх, тревога, депрессия, колебания настроения и пр.), соматовегетативными и двигательными расстройствами, переживаемыми как чуждые, болезненные проявления и имеющими тенденцию к обратному развитию и компенсации.    

 Невротические  расстройства наблюдаются в любом  возрасте, однако форму клинически  очерченных заболеваний (собственно  неврозов) они приобретают, как  правило, лишь после 6 – 7-летнего  возраста. До того невротические  расстройства проявляются обычно  в виде отдельных симптомов,  которые мало осознаются и  переживаются личностью ввиду  ее незрелости. 

  1. Проблема  диагностики.

На XV Всероссийском съезде психиатров, который  проходил в ноябре прошлого года, один из рабочих дней был  посвящен проблемам  диагностики неврозов и оказанию квалифицированной  помощи пациентам  с невротическими расстройствами. 
По данным специалистов, необходимую помощь при этом заболевании получает лишь каждый десятый пациент, нуждающийся в ней. Согласно статистике, на сегодняшний день до 50 процентов посетителей территориальных поликлиник страдают неврозами. Распространенность невротических расстройств увеличивается с каждым днем. По данным Всемирной организации здравоохранения, за последние годы заболеваемость неврозами в мире существенно возросла.

Неврозы относят к так называемым болезням цивилизации, их широкую распространенность соотносят с информационными  перегрузками, воздействием на пациентов  неблагоприятных социально-бытовых  факторов, с многочисленными психотравмирующими ситуациями. Кстати, само понятие «невроз» было введено в медицину еще в 1776 году шотландским врачом Уильямом Кулленом. 
Представление о тесной взаимосвязи самочувствия человека и его психического состояния - одно из важнейших в современной медицине. Невротические расстройства сопровождаются не только изменениями в эмоциональной сфере, но и рядом физиологических ощущений, которые копируют симптомы реальных болезней. Это затрудняет диагностику. Дело в том, что невротические расстройства сопровождаются не только изменениями в эмоциональной сфере, такими как чувство тревоги, беспокойство, раздражительность, обидчивость, бессонница. Проявлений у неврозов очень много: это нестабильность артериального давления, нарушение функционирования сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта и так далее.

Стрессовые  факторы вызывают сильное эмоциональное  напряжение, что, в свою очередь, оказывает  сильное влияние на эндокринную  и нервную системы организма  человека. При продолжающихся стрессовых ситуациях эти изменения становятся трудно устранимыми. Таким образом, всем известное выражение, что «все болезни от нервов» не только не лишено смысла, но в определенной степени  подтверждается практикой. 
 

  1. Распространенность.

Точных  данных о распространенности неврозов среди населения нет.

Сведения  об учтенных случаях имеются по отдельным  регионам: от 15,8 до 21,8 на 1000 населения. Среди психических заболеваний  на долю неврозов приходится 20-25% (Б. Д. Петраков).

Среди студентов больные неврозами  составляют 54,6%. Среди непсихотических расстройств неврозы и психопатии занимают второе место (30,5%).

Между переписями (1968 и 1983 гг .) психически больных  доля неврозов сократилась существенно. Такая структура непсихотических  расстройств была характерна для  развитых стран в 30-40-е годы, когда  доля пограничных состояний составляла 44%.

На протяжении последующих десятилетий происходил быстрый рост распространенности неврозов и психопатий, которые только за последние 14 лет выросли в два  раза. В результате в 70-80-е годы в  европейских странах именно эти  психические расстройства определяли картину иепсихотических состояний.

Суммарная доля неврозов и психопатий составила 83%.

Уменьшение  доли неврозов среди учтенных больных  происходит по двум причинам: во-первых, внимание уделялось более тяжелым  психическим заболеваниям и больные  неврозами оказались "обделенными" помощью; во-вторых, из-за "бегства" больных от устаревших форм учета.

  1. Этиология и патогенез.

Точных  данных о распространенности неврозов среди населения нет.

Сведения  об учтенных случаях имеются по отдельным  регионам: от 15,8 до 21,8 на 1000 населения. Среди психических заболеваний  на долю неврозов приходится 20-25%.

Среди студентов больные неврозами  составляют 54,6%. А. С. Киселев и 3.Г. Сочнева (1988) считают, что среди непсихотических  расстройств неврозы и психопатии занимают второе место (30,5%)

Между переписями (1968 и 1983 гг .) психически больных  доля неврозов сократилась существенно. Такая структура непсихотических  расстройств была характерна для  развитых стран в 30-40-е годы, когда  доля пограничных состояний составляла 44%.

На протяжении последующих десятилетий происходил быстрый рост распространенности неврозов и психопатий, которые только за последние 14 лет выросли в два  раза. В результате в 70-80-е годы в  европейских странах именно эти  психические расстройства определяли картину иепсихотических состояний.

Суммарная доля неврозов и психопатий составила 83%.

Уменьшение  доли неврозов среди учтенных больных  происходит по двум причинам: во-первых, внимание уделялось более тяжелым  психическим заболеваниям и больные  неврозами оказались "обделенными" помощью; во-вторых, из-за "бегства" больных от устаревших форм учета. 

4) Эпидемиология.

Неврозы относятся к числу наиболее распространенных форм  нервно-психических заболеваний. По данным В.А.Колеговой (1973), основанным на показателях диспансерного учета в Москве, больные неврозами составляют 23,3% к общему числу детей и подростков (до 17 лет включительно), находящихся под наблюдением психиатров. Данные отдельных  выборочных эпидемиологических исследований показывают, что истинная распространенность невротических расстройств в детском возрасте превышает показатели диспансерного учета в 5-7 раз (Козловская Г.В., Лебедев С.В., 1976). Согласно исследованиям тех же авторов, невротические расстройства у детей школьного возраста встречаются в 2-2,5 раза чаще, чем у дошкольников. При этом в обеих возрастных группах детей преобладают мальчики.

5)Систематика.

В общей  психиатрии в нашей стране основными  формами неврозов считаются неврастения (астенический невроз), истерия (истерический невроз) и невроз навязчивых состояний. В связи с недостаточностью этих 3-х основных форм неврозов, а также  учитывая номенклатуру неврозов в Международной  статистической классификации болезней, травм и причин смерти (1975) была предложена рабочая классификация неврозов у детей и подростков, которая  объединяет все основные клинические  формы этих заболеваний в детском  и подростковом возрасте. Выделены две подгруппы неврозов: общие  неврозы (психоневрозы), характеризующиеся  преобладанием общеневротических  психических и вегетативных расстройств, и системные неврозы. В первую подгруппу, исходя из ведущего психопатологического синдрома, включены неврозы страха, истерический невроз, невроз навязчивых состояний, депрессивный невроз, неврастения и ипохондрический невроз. Подгруппа системных неврозов объединяет невротические тики, невротическое заикание, невротический расстройства сна, невротическое отсутствие аппетита, невротический энурез и энкопрез, а также патологические привычные действия детского возраста (сосание пальцев, кусание ногтей, яктацию, мастурбацию, трихотилломанию).

6)Клиническая  картина. 

Проявления  неврозов у детей и младших  подростков отличаются большим своеобразием, которое связано с незавершенностью, рудиментарностью симптоматики, преобладанием  соматовегетативных и двигательных расстройств, слабостью или отсутствием  личностного осознания имеющихся  нарушений. Эти особенности объясняют  преимущественно моносимптомный характер невротических расстройств и  статистически достоверное преобладание системных невротических нарушений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Виды  неврозов:
 
  1. Неврастения (астенический невроз).
 

Возникновению неврастении у детей и подростков способствуют соматическая ослабленность  и перегрузка различными дополнительными  занятиями. Неврастения в выраженной форме встречается только у детей  школьного возраста и подростков. Основные проявления невроза – повышенная раздражительность, несдержанность, гневливость  и в то же время – истощаемость аффекта, легкий переход к плачу, утомляемость, плохая переносимость  любого психического напряжения. Наблюдается  вегетососудистая дистония, сниженный  аппетит, расстройства сна. У детей  более младшего возраста отмечаются двигательная расторможенность, неусидчивость, склонность к лишним движениям.

2) Истерический невроз.

В младшем  детском возрасте часто встречаются  рудиментарные моторные припадки: падения  с криком, плачем, разбрасыванием конечностей, ударами об пол и аффект-респираторные  приступы, которые возникают в  связи с обидой, недовольством  при отказе выполнить требование ребенка, наказании и т.д. Наиболее редко у детей и подростков встречаются истерические сенсорные  расстройства: гипер- и гипестезия кожи и слизистых, истерическая слепота (амавроз).

3) Невроз навязчивых состояний  (обсессивно-компульсиное  расстройство).

Отличается  преобладанием ранообразных навязчивых явлений, т.е. движений, действий, страхов, опасений, представлений и мыслей, возникающих неотступно вопреки  желанию. Основными видами навязчивостей  у детей являются навязчивые движения и действия (обсессии) и навязчивые страхи (фобии). В зависимости от преобладания тех или других условно  выделяют невроз навязчивых действий (обессивный невроз) и невроз навязчивых страхов (фобический невроз). Часто  встречаются смешанные навязчивости.

Информация о работе Неврозы