Обучение в Сестринском Деле

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 17:08, доклад

Краткое описание

Обучение в сестринском деле, или сестринская педагогика, включает в себя преподавательскую деятельность медицинских сестер и организацию обучения больных и их родственников, что в настоящее время реализуется через работу школ сестринского обучения. Школы обычно возглавляют медицинские сестры с повышенным уровнем образования.

Вложенные файлы: 1 файл

обуч.в СД.docx

— 32.67 Кб (Скачать файл)

Обучение в Сестринском Деле.

1. Введение.

Обучение в сестринском деле, или сестринская педагогика, включает в себя преподавательскую деятельность медицинских сестер и организацию  обучения больных и их родственников, что в настоящее время реализуется  через работу школ сестринского обучения. Школы обычно возглавляют медицинские  сестры с повышенным уровнем образования.

 

2. Обучение как функция сестринского дела

Медицинские сестры должны владеть  навыками сбора информации, уметь  анализировать полученные данные, планировать  свои действия и осуществлять их, учитывать  индивидуальные особенности пациента, оценивать полученные данные и владеть  педагогическими приемами. Так как  в современном обществе существует потребность в качественной сестринской  помощи, необходимо обучать медицинских  сестер основам педагогики.

В настоящее время роль среднего медицинского персонала заключается  в использовании современных  технологий, профилактике и формировании медицинской активности населения  по таким важным направлениям, как  здоровый образ жизни, профилактика заболеваний, отравлений, несчастных случаев, половое воспитание, планирование семьи  и др. Медицинские сестры должны иметь представление о методах  проведения профилактической работы с  населением, способах и приемах популяризации  здорового образа жизни, а также  профессионально проводить сестринскую работу в лечебных учреждениях, школах, в семьях, и т.д.

Основными задачами школ сестринского обучения являются:

1) развитие сестринского дела  в ЛПУ; 

2) внедрение современных сестринских технологии в практическое здравоохранение;

3) медицинское просвещение населения; 

4) представление медицинской, психологической  и социальной помощи больным  и их семьям;

5) изменение стиля общения медицинской  сестры и пациента с авторитарного  на стиль сотрудничества;

6) повышение престижа профессии  медицинской сестры;

7) увеличение роли пациента в  решении проблем со здоровьем; 

8) повышение активности населения  по формированию здорового образа  жизни. 

Новые технологии, современные подходы  к лечению дали возможность людям, страдающим различными, иногда тяжелыми заболеваниями, жить долго и вести  активный образ жизни. Изменилась роль пациента в преодолении своего недуга, больной стал непосредственным участником лечебного процесса. Медицинская  сестра должна обучать его новым  навыкам. Особое значение приобретает  терапевтическое обучение, которое  становится важной частью ежедневной работы медицинской сестры.

Терапевтическое обучение больных - это системный, ориентированный  на пациента учебный процесс, который  должен учитывать ряд факторов:

- способность пациента справляться  с заболеванием, контролировать  ситуацию;

- представления пациента о здоровье, его социально-культурный уровень; 

- потребности пациента независимо  от того, нарушены они или нет. 

Терапевтическое обучение является частью ежедневной жизни пациента, затрагивает  его семью, родственников и друзей. Качественное терапевтическое обучение должно включать в себя предоставление пациенту необходимой информации и  обязательную психологическую поддержку  самого пациента, его семьи и родственников. Это длительный непрерывный процесс, учитывающий образ жизни пациента и особенности его личности.

Функции медицинской  сестры как преподавателя состоят:

1) в выявлении потребности в  обучении у пациента или его  близких;

2) мотивации обучения;

3) передаче знаний пациенту;

4) выработке умений у пациента;

5) формировании у пациента устойчивых навыков.

Кроме того, медицинская сестра в  процессе обучения должна:

- соотносить свое профессиональное  поведение и заболевание пациента;

- учитывать индивидуальные особенности  пациента и его семьи; 

- проявлять сочувствие к пациенту;

- осознавать потребности пациента;

- учитывать эмоциональное состояние  пациента, его представления о  заболевании и лечении; 

- обучать пациента навыкам управления  лечебным процессом; 

- помогать пациентам управлять своим образом жизни;

- оценивать процесс обучения  и предоставлять необходимую  информацию.

Медицинская сестра обучает пациентов  и членов их семей конкретным навыкам  само- и взаимоухода, уходу за ребенком, приему лекарств, правилам подготовки к исследованиям, рациональному питанию, умению выбирать адекватную физическую нагрузку.

Она должна стать полноправным членом команды специалистов, объединенной общей целью и ориентированной  на нужды пациентов, каждый член которой  в зависимости от индивидуальной компетенции вносит свой вклад в  лечебный процесс. Обучение пациентов  должно проводиться специально подготовленным медицинским персоналом с использованием эффективных учебных программ по долговременному ведению хронических  больных.

Таким образом, обучение является важной функцией сестринского дела, помогающей пациентам адаптироваться к своему состоянию, сохранить максимально  возможный комфортный уровень жизни.

Медицинская сестра, занимающаяся обучением  пациента и его родственников, должна соответствовать довольно высоким  требованиям.

1. Ей должны быть присущи лучшие  общечеловеческие качества: отзывчивость, сердечность, способность понять  проблемы пациента и сопереживать  ему, доброта, терпимость.

2. Она должна иметь соответствующий  уровень интеллектуального и  культурного развития, т.е. обладать  грамотной речью, внутренней и  внешней культурой, чувством юмора,  профессиональными знаниями и  умениями, широким кругозором.

3. От медицинской сестры требуется  высокая внутренняя дисциплина, умение работать над собой,  что проявляется в умении контролировать  свои эмоции, настроить себя на  задушевность, конфиденциальность, самостоятельностью  в действиях, настойчивостью, самообладанием, активностью, трудолюбием и ответственностью

4. Медицинская сестра должна  обладать педагогическими способностями:  умением выбрать оптимальный  метод воздействия на пациента, мотивировать обучение, используя  жизненные ценности, организовать  учебный процесс; иметь педагогический  такт.

Другими словами, медицинская  сестра должна:

- иметь организаторские способности  - способность организовать обучающий  процесс, быть лидером; 

- быть коммуникабельной - уметь  налаживать взаимоотношения с  пациентом и его близкими, учитывая  их индивидуальные и возрастные  особенности; 

- быть конструктивной - уметь проектировать  развитие обучающего процесса (как  преподнести тот или иной материал, в каком объеме и т.д.);

- обладать экспрессивностью - уметь  выражать свои мысли, чувства,  взгляды или скрывать их.

Таким образом, поведение и внешний  вид медицинской сестры должны внушать  пациенту уверенность в том, что  она все знает и умеет, готова передать ему свои знания и умения.

3. Принципы обучения пациентов  и их семьи

Сбор  информации о пациенте.

При каждом контакте с пациентом, начиная  с первичного, медицинская сестра получает о нем какую-либо информацию. Таким образом, сбор информации о пациенте является непрерывным. Всю эту информацию медицинская сестра анализирует и оценивает.

Она определяет, имеются ли у пациента знания и умения, касающиеся его  состояния, желает ли он или его близкие  получить соответствующие знания и  умения, способен ли пациент к обучению, в состоянии ли он обучаться и  т.д.

Определение проблем.

Собрав и оценив информацию, медицинская  сестра выделяет сестринскую проблему: дефицит знаний о водном балансе  и технике его определения. После  этого она должна определить способы  решения данной проблемы, что и  будет являться содержанием следующих  этапов обучения.

Определение целей обучения.

Перед составлением плана обучения медицинская сестра должна поставить  перед собой определенные цели. Формулировка целей обучения должна быть ориентирована  на три сферы: познавательную, эмоциональную  и психологическую. Цели отражают то, что необходимо сделать пациенту, чтобы достичь результата. Грамотно поставленная цель должна содержать  три компонента (аспекта):

1) то, что необходимо сделать  пациенту (то, что он должен суметь  сделать, понять и т.д.), т.е.  результат обучения;

2) временные рамки - интервал  времени (или конкретная дата), в течение которого будет достигнута  цель обучения (к 3-м суткам, через  неделю, к концу месяца);

3) с помощью кого или чего  цель будет достигнута (самостоятельно, с помощью родственников, при  помощи костылей).

 

Реализация  плана обучения.

Для реализации намеченного плана  медицинская сестра совместно с  пациентом и/или его родственниками создают благоприятную для обучения обстановку, выбирают время его проведения. Если микроклимат помещения неблагоприятен (плохое освещение, низкая температура, наличие посторонних) или состояние  пациента оставляет желать лучшего (больной расстроен, у него усилились  боли, одышка), то обучение лучше отложить.

Для успешного обучения можно использовать следующие методы:

- демонстрация - медицинская сестра  показывает навыки самоухода или взаимоухода (чистка зубов, использование костылей, инъекции, измерение АД и т.д.); четкая повторяющаяся демонстрация каждого этапа навыка является важным средством достижения целей обучения;

- консультирование - медицинская сестра  наблюдает со стороны, как пациент  выполняет конкретный навык и  при затруднении или на сложных  этапах оказывает ему консультативную  помощь;

- разыгрывание ролей - очень  эффективный метод обучения, особенно  социальным навыкам; при этом  методе лучше осознаются возможности  пациента и трудности самоухода в бытовой обстановке, вырабатываются новые навыки (умение завести разговор, уверенно вести себя в конкретной обстановке), повышается уровень самосознания, находятся новые решения проблемы.

Схема обучения состоит из пяти этапов:

1) изложение необходимой информации;

2) повторение пациентом всего,  что он запомнил;

3) показ (демонстрация) того, что  пациент должен освоить; 

4) повторение пациентом самостоятельно  или вместе с медицинской сестрой  навыка;

5) самостоятельное объяснение и  демонстрация пациентом навыка  от начала до конца. 

Каждая ступень этой схемы может  повториться по несколько раз, пока пациент не усвоит запланированный  материал. Медицинская сестра должна стремиться перейти от передачи знаний к выработке умений, а затем  и к устойчивому навыку.

В процессе обучения необходимо постоянно  поддерживать у обучаемых интерес, задавать им наводящие вопросы или строить беседу по принципу «вопрос - ответ», подчеркивать информацию важную для пациента. В конце беседы важно коротко повторить всю основную информацию.

Медицинской сестре нужно убедиться, что обучаемые правильно поняли передаваемую информацию. Для этого она систематически проверяет и оценивает их знания и умения.

Оценка  результата обучения.

После реализации плана обучения медицинская  сестра оценивает результат, т.е. соотносит  его с поставленными целями.

Таким образом, для достижения высоких  результатов обучения необходимы:

1) четко сформулированная цель  обучения;

2) убедительная мотивация к получению  знаний пациентом; 

3) доброжелательное отношение к  пациентам и их близким; 

4) создание ассоциативной связи  между новой информацией и  прошлым опытом и знаниями  пациента и его семьи; 

5) обязательная практическая отработка  полезных знаний;

6) эффективное (терапевтическое)  общение; 

7) умение слушать; 

8) терпеливость и настойчивость;

9) поощрение за успехи в обучении;

10) учет состояния пациента во  время обучения.

Из этого следует, что понимание  медицинской сестрой целей, задач  и принципов обучения, умение использовать разнообразные методы, способы и  средства обучения будут способствовать эффективному обучению больных и  их близких и, следовательно, повышению качества их жизни.

4.Задачи  и сферы обучения в сестринском  деле.

Задачами обучения в сестринском  деле являются пропаганда здорового  образа жизни, позволяющего сохранить  и укрепить здоровье и подготовка пациента к максимальной адаптации  в болезни.

Обучение, как правило, происходит в трех сферах: познавательной, эмоциональной  и психомоторной.

Познавательная сфера подразумевает, что человек получает информацию, узнает новые факты. Эту информацию он анализирует, отделяет важную, значимую для него, от второстепенной. Например, человек узнает о сущности заболевания, его причинах, факторах риска, течении и возможных исходах, принципах организации здорового образа жизни, рациональном питании, диете, способах закаливании, профилактических мероприятиях.

Эмоциональная (чувственная) сфера  заключается в том, что человек, получив информацию, реагирует на это чувствами (эмоциями), переживаниями, мыслями, мнениями. Он оценивает полученные знания и изменяет свое поведение. Например, человек активно слушает и реагирует на новую информацию (удивляется, тревожится, задумывается) и меняет свое поведение: начинает соблюдать диету, рационально питаться, заниматься физической культурой, одеваться по сезону, соблюдать правила безопасности жизнедеятельности.

Информация о работе Обучение в Сестринском Деле