Общественная медицина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 01:57, реферат

Краткое описание

Общественная (социальная) медицина (лат. socialis—общественный, товарищеский) в широком смысле слова понимается как наука о сохранении здоровья населения, предупреждений и лечении болезней.
В разных странах термин «общественная (социальная) медицина» понимается по-разному: от более общего представления о социальной медицине— науке о сохранении здоровья населения (в большинстве стран мира) до более конкретного определения общественной медицины как общественно-медицинской деятельности передовых медицинских работников и других слоев общества по улучшению медико-санитарного обслуживания населения (определение проф. М. М. Левита, относящееся к дореволюционной " России).

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Становление общественной медицины в России……………………………….4
Связь общественной и земской медицины……………………………………...9
Заключение……………………………………………………………………….13
Список используемой литературы…………

Вложенные файлы: 1 файл

общественная медицина.docx

— 33.75 Кб (Скачать файл)

Северный государственный  медицинский университет

Институт общественного  здоровья

здравоохранения и социальной работы

Директор института

 

 

 

 

Реферат

«Общественная медицина»

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка первого  курса 9 группы

Педиатрического факультета

Иванова Любовь Борисовна

 

 

 

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...3

Становление общественной медицины в России……………………………….4

Связь общественной и земской  медицины……………………………………...9

Заключение……………………………………………………………………….13

Список используемой литературы……………………………………………...14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Общественная (социальная) медицина (лат. socialis—общественный, товарищеский) в широком смысле слова понимается как наука о сохранении здоровья населения, предупреждений и лечении  болезней.

В разных странах термин «общественная (социальная) медицина»  понимается по-разному: от более общего представления о социальной медицине— науке о сохранении здоровья населения (в большинстве стран мира) до более конкретного определения общественной медицины как общественно-медицинской деятельности передовых медицинских работников и других слоев общества по улучшению медико-санитарного обслуживания населения (определение проф. М. М. Левита, относящееся к дореволюционной " России).

Становление, общественной (социальной) медицины как науки  в различных странах мира проходило  неодновременно — в те периоды  истории каждой страны, когда в  ней утверждалось капиталистическое  производство и формировалось буржуазное общество.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Становление общественной медицины в России

 

В России общественно-медицинская  деятельность зародилась в первой половине XIX столетия (в тесной связи с идеями русского Просвещения и движением  декабристов) и оформилась в 50—60 гг. XIX в.(в период движения революционеров-разночинцев).

В России первые попытки  учета численности (мужского) населения  страны были предприняты при Петре I и связаны с призывом на военную  службу. «Духовный регламент» (1722) предписывал священникам «иметь всяк у себя книг, которые обычно нарицаются метрики, то есть книги записные, в которых записывать прихода своего младенцев рождение и крещение со означением года и дня и с именованием родителей», вести учет умерших до крещения и через каждые четыре месяца «о том уведомлять письменно в синод». Однако в первой половине XVIII в. записи о рождении и смерти велись с большими пробелами и не давали верного представления о численности мужского населения, особенно после смерти Петра.

Один из сподвижников Петра I, видный государственный деятель России В.Н.Татищев (1686—1750) — историк, географ, создатель военной промышленности в России и, в частности, мастерских на Урале (ныне Нижне-Тагильский завод) — составил в 1724 г. и разослал по стране от Академии наук обширный вопросник (198 пунктов), о местных эпидемиях повальных болезней и средствах их лечения. Позднее М. В. Ломоносов разработал более удобный для заполнения и анализа вопросник, состоявший из 30 пунктов. И, несмотря на то, что полные ответы на эти вопросники собрать так и не удалось, они послужили началом будущих медико-топографических описаний, сыгравших важную роль в изучении и развитии экономики России.

М.В.Ломоносов неоднократно обращал внимание на охрану здоровья российского народа, приращение которого полагал «самым главным делом», ибо в нем «состоит величество, могущество и богатство всего государства, а не в обширности, тщетной без обитателей».

В 1761 г. М.В.Ломоносов составил обширное письмо «О размножении и сохранении российского народа», которое направил крупному государственному деятелю России графу И.И.Шувалову. В письме, которое явилось результатом глубокого научного исследования, он предпринял попытку непосредственного учета новорожденных и показал, какой ущерб наносит России высокая детская смертность: «Положим, что в России мужеска полу до 12 миллионов... на каждый год будет рожденных полмиллиона, из коих в три года умрет половина или еще, по здешнему небрежению, и больше, так что на всякий год достанется по сту тысяч младенцев не свыше трех лет. Не стоит ли труда и попечения нашего, чтобы хотя десятую долю, то есть 10 тысяч, можно было удобными способами сохранить в жизни?»

Он обращал внимание на недостаточное число лекарей  и аптек, плохую помощь при родах, осуждал обычай крестить детей в  холодной воде, говорил о вреде  «обжорства и пьянства» во время  религиозных праздников и т. д. и, исходя из своего анализа, ставил конкретные задачи, направленные на развитие медицинского дела в России. Это подготовка достаточного числа лекарей и повивальных  бабок из «прирожденных россиян», создание учебника о повивальном  искусстве, организация борьбы с  «моровыми поветриями», учреждение    богаделен    и приютов для младенцев, искоренение вредных привычек, улучшение труда «работных» людей (в первую очередь горнорабочих) и т. д. Передовые идеи М.В.Ломоносова во многом определили дальнейшее развитие медицинского дела в стране. Их претворение в жизнь растянулось на долгие десятилетия и осуществлялось его учениками и последователями.

В конце XVIII в. вопросы санитарной статистики в России разрабатывали  математик, физиолог и врач Д.Бернулли (1700—1782) и физик Л.Ю.Крафт (1743—1814), занимавшийся «политической арифметикой».

На рубеже XVIII и XIX вв. развитию санитарной статистики были посвящены работы С.Г.Зыбелина — первого профессора Московского университета из «прирожденных россиян» и Н.М.Максимовича-Амбодика который писал: «Здравый рассудок повелевает больше пещися о размножении народа прилежным соблюдением новорожденных детей, чем населением необработанной земли неизвестными чужеземными пришельцами» (эпиграф к «Искусству повивания, или науке о бабичьем деле»).

В первой половине XIX в. вопросы  демографии и санитарной статистики изучал П.П.Пелехин (1794—1871) — профессор судебной медицины и медицинской полиции в Петербургской медико-хирургической академии.

Большую роль в разработке и внедрении методов санитарной статистики в России играли научные  общества: Общество испытателей природы и Физико-медицинское общество при Московском университете, Вольное экономическое общество «поощрению в России земледелия и домостроительства и др.

Период конца XVIII — начала XIX в. явился временем утверждения капитализма  в  международном    масштабе. Техника производства развивалась  бурными темпами.  

В России идея государственного участия в организации медицинского дела восходит, как уже отмечалось, к В.Н.Татищеву и М.В.Ломоносову. В конце XVIII —первой половине XIX столетия, когда под влиянием идей русского просвещения и декабризма в России зарождалась общественно-медицинская деятельность, вопросы государственной организации медицинского дела стали предметом специальных научных исследований. Так, в 1784 г. российский врач И.Л.Данилевский защитил в Геттингенском университете докторскую диссертацию «Государственная власть — самый лучший доктор». В 1785 г. профессор Московского университета Ф.Ф.Керестури произнес актовую речь «О медицинской полиции в России». Идея государственной основы медицины в предварительном виде сформулирована в программных документах декабристов—«Русской правде» (1823) и уставе «Союза благоденствия»: государственное (за счет волости) обслуживание неимущих и организация больниц и аптек, улучшение медицинского обеспечения в российской армии, отрицательное отношение к благотворительности как основному средству решения проблемы сохранения народного здоровья, идеи будущего социального обеспечения и принципа волостной организации медицинской помощи (будущая земская медицина). Понятно, что реализация этих идей отодвинулась на целое столетие.

Становление общественной медицины, учет заболеваемости и смертности и  связанный с ними анализ вредных  условий труда приводили к  необходимости разработки научно обоснованных гигиенических нормативов, в результате чего сформировалась новая наука экспериментальная гигиена.

В России становление научной  гигиены проходило во второй половине XIX в. Одним из ее основоположников был  Алексей Петрович Доброславин (1842—1889).

В 1868 г. он защитил докторскую диссертацию «Материалы для физиологии метаморфоза» (обмена веществ). Затем в течение двух лет работал в лабораториях А.Вюртца, М.Петтенкофера и К.Фойта. По возвращении на родину он возглавил первую в России кафедру гигиены в Петербургской медико-хирургической академии (1871). При кафедре по его инициативе была создана экспериментальная лаборатория для научных исследований и практических занятий со слушателями академии. А.П.Доброславин является автором первых в России учебников гигиены: «Гигиена. Курс общественного здравоохранения» (1882—1884) и «Курс военной гигиены» (1885—1887). Его научные труды посвящены изучению обмена веществ, гигиене питания и военной гигиене.

А.П.Доброславин внес большой вклад в развитие общественной медицины в России. Он принимал участие в благоустройстве Петербурга. По его инициативе в 1878 т. было основано Русское общество охранения народного здравия и научно-практический журнал «Здоровье», редактором которого он был в течение 10 лет (1874—1884).

Вторая в России кафедра  гигиены была создана в 1882 г. в  Московском университете. Ее возглавил  Федор Федорович Эрисман (1842—1915) —выдающийся российский гигиенист (швейцарец по происхождению), один из основоположников экспериментальной гигиены в России, активный деятель общественной медицины. В 1869 г., приехав в Россию, он «из швейцарца превратился в русского, искренне любил Россию и отдал все лучшие годы своей жизни на служение ей» (И.М.Сеченов).

Деятельность Ф.Ф.Эрисмана носила общественный характер. Он уделял большое внимание школьной гигиене и гигиене жилища, впервые опубликовал материалы о вопиющем антисанитарном состоянии подвальных жилищ и ночлежных домов Петербурга, боролся за усовершенствование канализации и «надлежащее устройство санитарной части в России». Для повышения уровня своей подготовки в области общественной гигиены и санитарии Ф.Ф.Эрисман в течение ряда лет (с 1872 г.) работал в лабораториях М.Петтенкофера и К.Фойта.

В 1879 г. Московское земство, обеспокоенное ростом заболеваемости и тяжелым санитарно-гигиеническим состоянием предприятий Московской губернии, пригласило Ф.Ф.Эрисмана для проведения углубленного санитарно-гигиенического обследования фабрик и заводов. В течение шести лет (1879—1885) Ф.Ф.Эрисман и два его сотрудника обследовали 1080 предприятий с общим числом рабочих 114 000. Результаты этой уникальной по своим масштабам работы были опубликованы в «Материалах по исследованию фабрик и заводов Московской губернии» (1890). Их данные неоднократно использовались в трудах о развитии капитализма в России и считаются лучшими в современной литературе по фабрично-заводской статистике.

В 1881 г. Ф.Ф.Эрисман был избран профессором Московского университета, а в 1882 г. возглавил первую в Москве (вторую в России) кафедру гигиены. В университете Ф.Ф.Эрисман занимал «крайне левое крыло». Его лекции и научные труды отличались широким общественным подходом к решению проблем медицины. Он принимал активное участие в сооружении новых клиник университета, и в частности гигиенического корпуса, где размещалась его кафедра; руководил работами по проектированию канализации Москвы и участвовал в сооружении Московского (Рублевского) водопровода; был активным участником Пироговского общества и председателем Пироговских съездов. В 1896 г., когда профессор Эрисман выступил в поддержку передовых студентов, он был уволен из университета:   крупнейший   гигиенист России был лишен возможности работать. Его пребывание в России сделалось невозможным, и Ф.Ф.Эрисман был вынужден возвратиться в Швейцарию.

Ф. Ф. Эрисман    создал    научную школу российских ученых-гигиенистов. Одним из его учеников был выдающийся советский гигиенист Г.В.Хтопин (1863—1929).

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 
 
 
 

 

 

 

 

 

Связь общественной и земской медицины  

 
  Запутанным остается вопрос о взаимосвязи общественной и земской медицины. Это объясняется, прежде всего, поверхностным исследованием ряда проблем истории отечественной медицины второй половины XVIII—первой половины XIX века. Представление о том, что общественная медицина родилась на гребне революционной волны 50-х годов XIX века, как и отождествление ее с земской медициной, не соответствуют ходу общественного развития в России. Еще в 1958 г. М. П. Мультановский обращал внимание на «укоренившееся игнорирование» эпохи, предшествовавшей земской медицине, подчеркивая необходимость более глубокого ее изучения. Именно в этот период, отражавший зарождение в стране капиталистических производственных отношений, под влиянием просветительских идей шло исключительно бурное развитие прогрессивной общественной мысли, в том числе и общественно-медицинской. В 80—90-е годы прошлого столетия сформировались либерально-просветительское и либерально-реформистское направление общественно-медицинской мысли. С именем А. Н. Радищева связано зарождение ее революционного направления, получившего свое выражение в программных документах декабристов, впервые подошедших к здравоохранению и медицине как к важнейшей сфере общественно-политической жизни страны. Под влиянием этих направлений и началась общественно-медицинская деятельность в России.  
Зарождение и становление общественной медицины в России связано, прежде всего, с концепцией выдающихся просветителей конца XVIII—начала XIX века Н. И. Новикова и А. С. Кайсарова о необходимости общественной инициативы в решении важнейших вопросов в жизни нации, в том числе здравоохранения. Эта концепция получила дальнейшее развитие в уставе декабристского Союза благоденствия. В этот период в России стали возникать первые органы периодической медицинской печати, врачебные общества, общественные лечебницы и аптеки, благотворительные организации. В разночинный период революционно-освободительной борьбы в России дальнейшее развитие общественно-медицинской мысли шло под влиянием революционного и либерального направлений. Революционное направление определяли теории утопического социализма, основной формой которого стало народничество. Его идеологи Н. Г. Чернышевский, Д. И. Писарев, П. А. Лавров и др. придавали большое значение вопросам народонаселения, социальной гигиены, медицинского обеспечения народных масс. В 60—70-е годы народничество превратилось в массовую идеологию разночинной интеллигенции, стремившейся быть выразителем интересов крестьянства. Различные философско-методологические направления теоретиков народничества объединяло стремление обосновать право личности на социальную активность. В этот период многие врачи и студенты-медики становились на путь революционной борьбы. П.И.Боков, В С.Курочкин, В.О.Португалов, В.А.Манассеин, А.В.Петров, П.А.Песков и др. были активными членами «Земли и воли» 60-х годов. Врачи-демократы В.О.Португалов и А.В.Петров стали крупными представителями революционного направления общественно-медицинской мысли. Первостепенное значение они придавали «предупредительной» медицине, успехи которой связывали с ликвидацией голода и нищеты.

Информация о работе Общественная медицина