Организация сестринской службы на Крымской войне

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2014 в 18:06, реферат

Краткое описание

Понятие «сестра милосердия» существовало еще со средневековых времен. Это была женщина-сиделка, в обязанности которой входило попечение о бедных больных, утешение скорбящих, исправление лиц, предававшихся порокам, воспитание бедных и бесприютных детей и т.п. А определение понятию «медицинская сестра» было сформировано во времена Крымской войны, когда в основу об уходе за ранеными стало входить не только нравственное и религиозное начало, но и специальные навыки, которые приобретались при обучении.

Вложенные файлы: 1 файл

Понятие.docx

— 18.05 Кб (Скачать файл)

Понятие «сестра милосердия» существовало еще со средневековых времен. Это была женщина-сиделка, в обязанности которой входило попечение о бедных больных, утешение скорбящих, исправление лиц, предававшихся порокам, воспитание бедных и бесприютных детей и т.п. А определение понятию «медицинская сестра» было сформировано во времена Крымской войны, когда в основу об уходе за ранеными стало входить не только нравственное и религиозное начало, но и специальные навыки, которые приобретались при обучении. 

В начале сентября 1854 года девушка Даша с Корабельной стороны Севастополя вдруг обрезала косы, переоделась в матросскую форму, продала доставшийся от родителей дом — все свое сиротское имущество. Взамен она купила лошадь с повозкой, одеяла и много белого полотна, бутыли с уксусом и вином. Соседи решили, что она «тронулась умом» после гибели отца и решила отправиться на все четыре стороны. Но повозка двинулась к берегам речки Альмы, где шло одно из тяжелейших сражений Крымской войны. Эта «карета горя» стала первым передвижным перевязочным пунктом на поле боя, а Даша — воплощением сестры милосердия. «Знаменитая Дарья» - так отзывался о ней Н. И. Пирогов. Имя Даши стало символом мужества, храбрости, самоотверженности. Царь Николай I пожаловал девице Дарье золотую медаль на Владимирской ленте с надписью «За усердие» и 500 рублей серебром. Даша Севастопольская (Михайлова) умерла в 1910 году в г. Севастополе и похоронена на Корабельной стороне. На том месте, где стоял её домик, установлена мемориальная доска. В ознаменование 150-летия со дня её рождения была учреждена медаль имени Даши Севастопольской, которой награждаются самые достойные медицинские сестры, обладающие такими качествами, как преданность своей профессии, бескорыстие, чуткость, доброта, умение сострадать. Гуманистический и героический пример Даши воспламенил многие женские сердца. Вслед за ней ухаживать за ранеными взялись другие севастопольские патриотки — жены, сестры и дочери участников обороны.

Но все они не были медиками, в которых очень нуждались госпитали Севастополя. Тогда Николай Пирогов, знаменитый хирург, руководивший военной медициной осажденного города, призвал «употребить все свои силы и познания для пользы армии на боевом поле» сестер Крестовоздвиженской общины Петербурга, созданной по инициативе и на средства Великой княгини Елены Павловны. Н. И. Пирогов убедился на практике, что на войне в интересах раненого и больного необходимо расширить функции медицинской сестры, они должны быть шире, чем у сестры милосердия, и качество оказания медицинской помощи должно быть выше. Уже в ноябре 1854 года из столицы в Севастополь прибыли три отряда сестер милосердия. И с их помощью Пирогов смог за 12 дней навести порядок в госпиталях. В городе появились прежде невиданные, бережливые, с твердым характером сестры-хозяйки и сестры-аптекарши, наводившие ужас на интендантов и каптенармусов. Так, например, в Херсоне сестры милосердия привлекли к суду корыстолюбивого аптекаря, и устыдившийся вор застрелился. Сестры милосердия тех лет — девицы и вдовы «благородного происхождения», аристократки. Среди тех, кто, по словам Пирогова, «безропотно перенес все труды и опасности, бескорыстно жертвуя собой с геройством, которое бы сделало честь любому солдату», были Екатерина Грибоедова — сестра знаменитого писателя, княжна Бакунина — дочь сенатора, внучатая племянница М. И. Кутузова. Сестры милосердия носили как отличительный знак общины золотой крест на голубой ленте. Своей честностью и самоотверженностью они заслужили горячую любовь в армии: «Это их вдовушка князя Михаила прислала», — говорили с благодарностью солдаты о Великой княгине Елене Павловне. В период  Крымской войны Великая Княгиня Елена Павловна (сестра императора Николая 1) учредила на свои средства и организовала  в Петербурге Крестовоздвиженскую общину сестёр милосердия  для ухода за ранеными и больными не только на перевязочных пунктах, но и в военных госпиталях.          

 Николай  Иванович Пирогов принимает предложение  Великой Княгини организовать  женский уход за ранеными на поле битвы. В октябре 1855г. в Севастополе Н.И.Пирогов разработал подробную инструкцию деятельности для каждой категории сестёр Крестовоздвиженской общины. Он участвовал в становлении «Крестовоздвиженской общины сестер попечения о раненых и больных». Интересно отметить, что иностранцы, в частности, немцы, пытались приписать инициативу в этом деле, то есть организацию женского ухода за ранеными в районе боевых действий, англичанке Найтингель, против чего, Пирогов протестует в самой решительной форме, доказывая что «Крестовоздвиженская община сестер попечения о раненых и больных» была учреждена в октябре 1854 года, а в ноябре того же года она уже находилась на фронте. «0 мисс же Найтингель» и «о ее высокой души дамах» — мы в первый раз услыхали., — пишет Пирогов, — только в начале 1855 года" — и далее продолжает: «Мы, русские, не должны дозволять никому переделывать до такой степени историческую истину. Мы имеем долг истребовать пальму первенства в деле столь благословенном и благотворном и ныне всеми принятом» По инициативе ученого в Севастополе впервые в истории отечественной и зарубежной медицины на театр военных действий были привлечены сестры милосердия. Николай Иванович впоследствии писал, что видел до того женскую службу в госпиталях и больницах, «но ещё нигде не было испробовано посылать женщин на поле битвы». 24 ноября в Крым прибыло 1-е отделение сестёр милосердия Крестовоздвиженской общины в составе 28 человек. В своём письме к жене в декабре 1854 года Н. И. Пирогов сообщал: «Дней пять тому назад приехала сюда Крестовоздвиженская община сестёр, числом до тридцати… Они день и ночь попеременно бывают в госпиталях, помогают при перевязке, бывают на операциях, раздают чай и вино. Присутствие женщины, опрятно одетой и участием помогающей, оживляет плачевную юдоль страданий и бедствий». Вскоре в осажденный Севастополь приехало еще несколько отделений самоотверженных женщин. Организация и содержание деятельности Общины были разработаны Н. И. Пироговым, который видел в ней, прежде всего, медицинское учреждение со специализацией труда сестёр. Поэтому сразу же по прибытии в Крым, он разделил их на сестёр — перевязочных, аптекарш и хозяек. Николай Иванович составил «Инструкцию сестрам на время их дежурства в госпиталях и перевязочных пунктах», подробно изложив в ней все их обязанности. Впоследствии он выделил группу транспортных сестёр, которые должны были сопровождать раненых в пути. Для них была также написана специальная инструкция. Под руководством Н. И. Пирогова сестры милосердия работали в перевязочных и операционных, ухаживали за ранеными в палатах, приготовляли лекарства в аптеках, следили за выдачей пищи, помогали готовить её, наблюдали за тем, чтобы интересы раненых не страдали из-за воровства интендантских чиновников. При исполнении своих обязанностей они не боялись ни неприятельских пуль и снарядов, ни «ужасающего зрелища самых страшных разрушений человеческого тела». 
В 1856 году война была закончена, и сестры вернулись в Петербург, где община продолжала свою благотворительную деятельность.

 

По возвращении из Крыма Н. И. Пирогов написал «Исторический обзор действий Крестовоздвиженской общины сестер попечения о раненых и больных в военных госпиталях в Крыму и Херсонской губернии с 1 -го декабря 1854 по 1 декабря 1855, где, анализируя действия сестер, дал оценку их деятельности: «Настоящие и прошедшие события предвещают будущее. Будущее Крестовоздвиженской общины предзнаменуют действия ее сестер, изложенные здесь без всякого пристрастия правдолюбивыми очевидцами и заслуживающие остаться в памяти современников». Крестовоздвиженская община сестер милосердия, работавшая в Крыму, стала прообразом будущих организаций Красного Креста. Произошла трансформация сестер милосердия в медицинских сестер.


Информация о работе Организация сестринской службы на Крымской войне