Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 13:13, реферат
Долгое время наука о лекарствах в первую очередь развивалась по пути создания обычных лекарств для взрослых больных. Порой врач испытывает большие затруднения при назначении лекарственной терапии детям. Долгие годы ему в помощь были представлены только варианты изменения доз лекарственных препаратов в зависимости от возраста ребенка. Но сейчас выделяют особую группу лекарственных средств, специально предназначенных для использования в детской практике. К препаратам, применяемым у детей, предъявляются особые требования. Прежде всего, это обусловлено анатомо-физиологическими особенностями детского организма, которые в значительной степени отличаются от организма взрослого. Основные требования, выдвигаемые к лекарственным препаратам для детей, - это их эффективность и безопасность.
Введение
Особенности детского организма.
Особенности организма новорождённых и детей в возрасте до 1 года.
Поступление лекарств с грудным молоком.
Особенности использования различных лекарственных форм.
Как принимать лекарства.
Возрастные ограничения.
Побочные эффекты на медицинские препараты.
Как давать лекарство ребенку.
Заключение.
Список литературы.
Содержание:
Введение
Заключение.
Список литературы.
Введение
Долгое время наука о лекарствах в первую очередь развивалась по пути создания обычных лекарств для взрослых больных. Порой врач испытывает большие затруднения при назначении лекарственной терапии детям. Долгие годы ему в помощь были представлены только варианты изменения доз лекарственных препаратов в зависимости от возраста ребенка. Но сейчас выделяют особую группу лекарственных средств, специально предназначенных для использования в детской практике. К препаратам, применяемым у детей, предъявляются особые требования. Прежде всего, это обусловлено анатомо-физиологическими особенностями детского организма, которые в значительной степени отличаются от организма взрослого. Основные требования, выдвигаемые к лекарственным препаратам для детей, - это их эффективность и безопасность. Этим вопросам посвящают специальные доклинические исследования, на основе которых принимаются решения относительно возможности использования определенного лекарственного средства у детей различных возрастных периодов. При отсутствии таких исследований в инструкции к лекарственным препаратам обычно указано, что они противопоказаны к применению в детском возрасте. Известно, что реакции детского организма на прием лекарств значительно отличаются от реакций взрослого человека, что обусловлено особенностями детского организма. В связи с этим проблема создания лекарств для детей является одной из самых актуальных и сложных, ее фармацевтические аспекты ограничиваются не только количественными характеристиками (дозирование), но и качественными показателями ( лекарственная форма, технология и др.), учитывающими все анатомо-физиологические особенности организма ребенка.
Основными признаками качества лекарств для детей являются: высокая терапевтическая эффективность; минимальное количество побочных эффектов, микробиологическая чистота и удобство применения, сочетающиеся с необходимой точностью дозирования.
Огромное значение для детских пероральных лекарственных средств имеет вкус и запах. Любая из этих органолептических составляющих может привести к снижению комплайентности (приверженности к лечению), а нередко и к категорическому отказу ребенка от приема препарата.
Периоды развития организма.
В процессе онтогенеза отдельные органы и системы созревают постепенно и завершают свое развитие в разные сроки жизни. Эта гетерохрония созревания обусловливает особенности функционирования организма детей разного возраста. Возникает необходимость выделения определенных этапов или периодов развития. Основными этапами развития являются внутриутробный и постнатальный, начинающийся с момента рождения. Во время внутриутробного периода закладываются ткани и органы, происходит их дифференцировка. Постнатальный этап охватывает все детство, он характеризуется продолжающимся созреванием органов и систем, изменениями физического развития, значительными качественными перестройками функционирования организма. Гетерохрония созревания органов и систем в постнатальном онтогенезе определяет специфику функциональных возможностей организма детей разного возраста, особенности его взаимодействия с внешней средой.
В современной науке нет общепринятой классификации периодов роста и развития и их возрастных границ. Симпозиум по проблеме возрастной периодизации в Москве созванный Институтом физиологии детей и подростков, рекомендовал схему возрастной периодизации, которая имеет значительное распространение. По этой схеме в жизненном цикле человека до достижения зрелого возраста выделяют следующие периоды:
Новорожденный-1 - 10 дней;
Грудной возраст-10 дней-1 год;
Дети старшего ясельного возраста 1-3 года
Дети дошкольного возраста 3-7 лет
Дети младшего школьного возраста 7-11 лет
Дети старшего школьного возраста 11-17 лет
Каждый возрастной
период характеризуется своими
специфическими особенностями.
Человеческий зародыш
содержит 94,5% воды, у младенца —
74,7%, а у взрослого человека, в
среднем, 61,5%. Новорожденный делает
40—60 дыхательных движений в минуту,
взрослый — 15—18; пульс у новорожденного
140, у взрослого 70—80; полный оборот
•крови у новорожденного
Различия в гидратации тканей, частоте дыхания, сердцебиения и другие дают основания предположить и неодинаковое распределение в организме взрослого человека и ребенка лекарственных веществ, особенно водорастворимых.
Организм ребенка, кроме того, характеризуется неполным развитием или даже отсутствием ряда ферментных систем, играющих важную роль в биотрансформации лекарственных веществ, иным уровнем их адсорбции, метаболизма и выведения.
Действие любого лекарства зависит и от индивидуальных особенностей организма. Большое значение при этом имеет возраст человека. Поскольку специальных лекарств для детей (до 14 лет) и людей пожилого возраста (старше 60 лет) немного, дозы и частота приёма для этих возрастных категорий отличаются от общепринятых. Поэтому следует внимательно следить за дозировками, указанными в инструкции к лекарству, и выполнять предписания врача.
Организм взрослого человека и организм ребёнка сильно различаются. Ниже перечислены наиболее существенные отличия, о которых необходимо знать родителям.
Главное из отличий - малая масса тела детей. Поэтому дозы лекарств для них, как правило, меньше, чем для взрослых.
Пониженная активность пищеварительных ферментов и желчных кислот в первые годы жизни приводит к тому, что у детей хуже усваиваются жирорастворимые лекарства (в частности, витамины D и Е).
Родителям важно помнить, что при склонности ребёнка к запорам всасывание лекарства в его организме увеличивается, и обычная доза может ему навредить. А при диарее, наоборот, всасывание уменьшается, и лекарство действует менее эффективно.
Нервная система и мозг ребёнка ещё недостаточно сформированы, поэтому для детей характерны плаксивость, смена настроения, нервозность. С осторожностью следует применять лекарства, возбуждающие нервную систему (настойки элеутерококка, аралии, лимонника, препараты, содержащие кофеин), снотворные средства (Нитрозепам, Барбитал) и транквилизаторы (Седуксен, Реланиум, Феназепам), а также препараты, имеющие побочное влияние на нервную систему. У детей такие побочные эффекты могут проявляться особенно сильно.
У детей в возрасте до 5 лет снижена активность ферментов печени, поэтому лекарства выводятся из организма недостаточно быстро. В связи с этим детям нужно реже принимать лекарства, чем взрослым.
Детям до 5-6 лет не рекомендуется употребление Анальгина и до 12 лет - всех препаратов, содержащих ацетилсалициловую кислоту (Аспирин, Натрия салицилат, Цитрамон, Седалгин и др.).
Следует с осторожностью применять аэрозоли, особенно детям до 3 лет, а при проведении ингаляций нельзя оставлять ребёнка без присмотра.
Внимание! Применение любых лекарств у детей в возрасте до 3 лет должно быть обязательно согласовано с врачом. Самостоятельно давать лекарства нужно лишь в экстренных случаях, когда жизни ребёнка угрожает опасность, а у вас нет возможности проконсультироваться у врача. Если вы не можете оценить степень опасности, лучше перестраховаться и позвонить в "скорую". Если ситуация не опасна, вам, по крайней мере, помогут с правильным выбором лекарства.
2. Особенности организма новорождённых и детей в возрасте до 1 года.
У новорождённых и детей в возрасте до 1 года вдобавок к перечисленным выше особенностям есть и другие, характерные только для этого периода.
Заселение кишечника полезными микроорганизмами (кишечной флорой) происходит у ребёнка в возрасте от 1 до 3 месяцев. Кишечная флора необходима для выработки некоторых витаминов и поддержания иммунитета. Применение жаропонижающих препаратов и антибиотиков у детей до трёхмесячного возраста может вызвать кишечный дисбактериоз, т. к. эти препараты вместе с болезнетворными микробами уничтожают и полезные микроорганизмы, обитающие в кишечнике.
Повышенная проницаемость и чувствительность кожи, особенно у недоношенных детей, приводит к тому, что лекарства быстро всасываются через неё. Поэтому случайное попадание лекарственных препаратов на кожу ребёнка может нежелательно повлиять на весь организм. Например, следует осторожно применять спиртовой раствор йода для обработки кожи детей, т. к. он легко всасывается и может нарушать работу щитовидной железы. Особенно опасны присыпки, содержащие борную кислоту, - они могут вызвать отравление. Нельзя пользоваться мазями, содержащими гормональные вещества (Фторокорт, Флуцинар, Лоринден). Во избежание ожогов не следует ставить детям в возрасте до 1 года горчичники и применять бактерицидный перцовый пластырь.
У детей в возрасте до 1 года почки развиты ещё недостаточно, поэтому приём лекарств может вызвать их повреждение (особенно опасны Анальгин, Димедрол, Аминазин, лекарства, содержащие ртуть, большинство антибиотиков), а также привести к развитию побочных эффектов (боли в пояснице, уменьшение объёма выделяемой за сутки мочи, окрашивание мочи в розовый, красный или бурый цвет).
Слизистая оболочка дыхательных путей у детей особенно чувствительна, поэтому вдыхание лекарств может вызвать её раздражение. Аэрозоли и ингаляции в этот период жизни применять нельзя
3.Поступление лекарств с грудным молоком.
В настоящее время считается, что вред от поступления лекарств, принимаемых кормящей матерью и попадающих в молоко, преувеличен. Согласно современным исследованиям, концентрация лекарств в молоке составляет 1-2% от его содержания в крови матери. Если женщина принимает лекарства в обычных терапевтических дозах, в организм ребёнка они попадают в мизерном количестве. Чтобы ещё больше обезопасить организм ребёнка, можно порекомендовать принимать лекарства после кормления, за 3-4 ч до следующего. Однако имеются и исключения из правил.
Грудное молоко непригодно для кормления, если:
-женщина вынуждена принимать цитостатики и иммунодепрессанты (Азатиопирин, Циклоспорин и др.);
-женщина для диагностики или лечения получает радиоконтрастные вещества (изотопы)
В этих случаях собственное молоко следует сцеживать, а ребёнка вскармливать донорским молоком.
Кроме того, некоторые лекарства могут оказывать вредное воздействие на ребёнка, если кормящая женщина вынуждена принимать их в очень больших дозах. Особенно это относится к антибиотикам, солям лития и брома, снотворным, противовоспалительным, болеутоляющим, гормональным и противоаллергическим средствам. Если необходимо принимать большие дозы препаратов из этих групп, нужно предварительно посоветоваться с врачом.
4.Особенности использования различных лекарственных форм.
Твердые (таблетки, капсулы, пилюли, драже, порошки). Используются в основном для лечения детей старше 3 лет, поскольку детям более младшего возраста их принимать трудно.
Не следует перед приёмом измельчать или раскусывать таблетки с защитной оболочкой, т. к. она предохраняет лекарственное средство от действия желудочного сока
Жидкие (микстуры, сиропы, капли, суспензии, настои, отвары) Наиболее часто применяются для лечения детей начиная с самого раннего возраста.
Не следует смешивать лекарства с пищевыми продуктами (кашей, киселём и т. п.), т. к. у ребёнка может навсегда выработаться отвращение к этому виду пищи. Неприятный вкус можно замаскировать, добавив лекарства во фруктовые или ягодные соки и сиропы (сахарный, малиновый, клубничный).
Жидкие лекарственные формы дозируются ложками и каплями. Существуют специальные детские формы выпуска некоторых препаратов, которые отличаются пониженной концентрацией действующего вещества (например, Галазолин, Нафтизин).
Количество капель в определённом объёме жидкого лекарства зависит от характера растворителя: водные растворы содержат около 20 капель в 1 мл, масляные - 30, спиртовые - 50. Капли обычно разводят в воде. Детям школьного возраста растворы, микстуры, капли можно давать в мерных стаканчиках.
Отвары и настои трав широко применяются при простудных заболеваниях, высокой температуре, инфекционно-воспалительных заболеваниях мочевыделительной системы и желудочно-кишечного тракта. Приготовленные настои и отвары хранят в холодильнике не более 2-3 суток
Мягкие (суппозитории, мази). Часто используются для лечения детей начиная с момента рождения, т. к. ректальный способ введения лекарств является одним из самых простых. Кроме того, при этом способе введения удаётся избежать вредного воздействия лекарства на печень. В виде свечей выпускается большое количество жаропонижающих, противовоспалительных препаратов.
Мази. Рекомендуется пользоваться мазями и кремами со специальными детскими дозировками