Подростковая наркомания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 20:44, контрольная работа

Краткое описание

Современная социальная ситуация изменяется непрерывно, создавая предельно нестабильную систему, на фоне которой происходит формирование подростковой субкультуры. Являясь одной из наименее адаптированных и социально незащищенных групп, подростки несут на себе отпечаток общей социальной неопределенности, неуверенности и тревожности. В результате этого на первый план в ряду социально-педагогических и психолого-педагогических проблем выдвигаются проблемы подростковой наркомании.

Содержание

Введение
Подростковая наркомания как социально-педагогическая проблема
Основные направления профилактики наркомании среди молодёжи
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

готовая контрольная!.doc

— 164.50 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

  1. Введение
  2. Подростковая наркомания как социально-педагогическая проблема
  3. Основные направления профилактики наркомании среди молодёжи
  4. Заключение
  5. Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Люди победили чуму, малярию, тиф...Но пьянство, наркомания, СПИД, словно злые джинны, терзают человечество. Эти проблемы в нашем обществе долгое время предавались забвению, но и в эту бездну рано или поздно пришлось бы заглянуть.

Ч. Айтматов

Современная социальная ситуация изменяется непрерывно, создавая предельно нестабильную систему, на фоне которой происходит формирование подростковой субкультуры. Являясь одной из наименее адаптированных и социально незащищенных групп, подростки несут на себе отпечаток общей социальной неопределенности, неуверенности и тревожности. В результате этого на первый план в ряду социально-педагогических и психолого-педагогических проблем выдвигаются проблемы подростковой наркомании. Проведенный анализ литературы, документальных и статистических материалов позволяет сделать вывод о том, что за последние годы в России созревает новая по своим факторам и условиям проявления ситуация в сфере наркотического влияния на подростков. Она требует своего изучения, систематического мониторинга разработки и проведения мероприятий, направленных на решение проблемы подростковой наркомании. Без ее анализа невозможно предпринять адекватные меры предупреждения наркотизации среди несовершеннолетних.

Выбор темы исследования обусловлен рядом обстоятельств. Во-первых, неуклонно растет общее число наркоманов среди подростков. Наркомания стала по существу элементом негативной подростковой субкультуры. С учетом возраста большинства наркоманов (13 - 18 лет) под угрозой оказалось фактически треть нового поколения России.

Во-вторых, происходит расширение числа потребителей среди подростков тяжелых видов наркотиков, прежде всего, героина, кокаина, экстази.

В-третьих, с ростом наркомании увеличивается число заболеваний среди несовершеннолетних синдромом приобретенного иммунодефицита (СПИДом), вирусным гепатитом и другими серьезными заболеваниями.

В-четвертых, недостаточно изучены социально-педагогические условия проявления первичной наркомании у подростков и разработаны меры ее профилактики. В Уральском регионе, как и в целом по России, незаконное потребление наркотических средств превратилось в проблему, представляющую серьезную угрозу здоровью населения, экономике страны, социальной сфере и правопорядку. Наркомания приняла характер эпидемии.

Как показало исследование, в отечественной литературе недостаточно специальных исследований по проблеме первичной профилактики наркомании подростков. Проблема наркомании среди подростков одна из острейших и требует специального изучения и решения. Сегодня стратегическое направление в области профилактики наркотической зависимости регламентируется и обеспечивается рядом нормативно- правовых документов: ФЗ РФ «О наркотических средствах и психотропных веществах», Уголовный кодекс РФ, Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации, Закон «О профилактике алкоголизма, наркомании и токсикомании в Республике Башкортостан», Республиканская программа «Формирование гражданина нового Башкортостана» на 2002-2010 годы. Анализ литературы свидетельствует, что до сих пор нет междисциплинарных работ, в которых были бы даны целостные характеристики состояния подростковой наркомании, особенно с точки зрения социально-педагогической проблематики. Этот аспект является одним из наиболее важных, так как знание и понимание его помогло бы решить ряд психолого-педагогических проблем, связанных с социальной адаптацией, занятостью и общением в подростковой среде, установлением оптимально-комфортной атмосферы класса, школы, что позволило бы педагогам, инспекторам отделений по профилактике правонарушений несовершеннолетних (ОППН) оптимизировать процесс антинаркотической профилактической деятельности.

Актуальность и недостаточная разработанность данной проблемы и обусловили выбор темы контрольной работы «Деятельность социального педагога по профилактике подростковой наркомании в условиях общеобразовательной школы».

Проблема: какова деятельность социального педагога по предупреждению подростковой наркомании.

Цель исследования - на основе теоретического и практического исследования выявить эффективные пути профилактики подростковой наркомании в условиях общеобразовательной школы.

Объект исследования - процесс работы социального педагога по профилактике подростковой наркомании.

Предмет исследования - формы и методы первичной профилактики наркомании подростков в образовательных учреждениях.

1. Подростковая  наркомания как социально-педагогическая  проблема

Наркомания – заболевание, выражающееся в физической или психической зависимости от наркотических средств, непреодолимом влечении к ним, постепенно приводящим глубокому истощению физических и психических функций организма.

Употребление  наркотических веществ стало  серьезной молодёжной проблемой, а  в течение последнего десятилетия  её уже относят к числу детских  и подростковых проблем, которая характеризуется:

- Массовым увеличением  злоупотребления наркотическими препаратами среди детей и подростков, причем у подростков влечение к наркотику очень долго остается психологическим;

- «Омоложением»  контингента лиц, употребляющих  наркотические средства, до возраста 12-13 лет;

- Переходом  от «легко доступных» психоактивных веществ (транквилизаторы, барбитураты, препараты конопли), к таким дорогостоящим и престижным наркотикам, как кокаин, героин, «экстази», наносящими более разрушительное действие на организм подростков, вызывающими быстрое привыкание к наркотикам и приводящим к деградации личности;

- Удовлетворением  любопытства подростка относительно  действия наркотического вещества: познанием приносящего удовольствие, нового, волнующего и таящего  опасность опыта, достижением  чувства полного расслабления;

- Изменением  социального статуса подростков, начинающих употреблять наркотические  препараты. Если ещё лет пять  тому назад это были дети  из неблагополучных семей, где  ведущими были такие асоциальные  факторы, как пьянство и криминальность  родителей, жестокие внутрисемейные отношения, то на сегодняшний день число наркоманов пополняется подростками из благополучных семей с высоким достатком. Существующая в этих семьях финансовая свобода подростка, невысокие морально-этические нормы приводят к формированию особой молодёжной субкультуры, в которой ведущей ценностью становится свободное времяпровождение, а наркотики выступают атрибутом определенного стиля жизни;

- Следование  молодежной моде. Так, популярным  видом молодёжных развлечений  становятся ночные дискотеки, где распространяются психоактивные вещества «для безудержного веселья». Для обострения восприятия модной музыки, сексуальной расторможенности молодые люди начинают принимать психостимуляторы и психоделические вещества;

- Распространением  мифов о наркомании: миф первый – «я только попробую, это не страшно и не опасно»; миф второй – « я в любое время могу отказаться, я не наркоман»; миф третий – «алкоголь и табак –это тоже наркотики, но человек принимает их и это является общественно принятым, поэтому нет ничего страшного в принятии легких наркотиков. Опасность данных мифов состоит в недооценке наркотиков, после первого же приёма которых ухудшаются все компоненты здоровья – физические, генетические, социальные, психологические, и этот процесс стремительного падения не останавливается.

Среди причин, влияющих на употребление наркотиков детьми и  подростками, можно выделить следующие: социально-экономические, конституционально-биологические, социальные, индивидуально-психологические.

Социально-экономическая  группа причин делится на две подгруппы:

1. причины глобального  характера;

2. традиционные  причины.

К причинам глобального характера относят:

- в последнее  время Россия становится крупным  рынком сбыта наркотиков: в связи  с интеграцией в мировую рыночную  систему границы страны всё больше становятся прозрачными, что способствует её включению в сферу мирового наркобизнеса;

- географическое  положение: Россия находится на  пересечении мировых торговых  путей. Она граничит с регионами,  где широко распространен наркобизнес, да и в ней самой расположены так называемые «наркозоны»;

- приобщение  российской молодежной культурно-досуговой  сферы к распространенным в  мире модным культурным течениям, включающим в качестве системного  элемента потребление наркотиков (различные варианты «наркофилософии», музыкально-танцевальные стили типа «кислотного рока», «рейва»). Наркотики, как видно, становятся составной частью не только молодежного образа жизни, но и молодежной субкультуры.

Традиционные  причины – это причины, свойственные только нашей стране, отдельным её регионам, слоям и группам населения. К ним можно отнести:

- агрессогенность  социально-политической и социально-экономической  ситуации в стране в целом  и в отдельных её регионах. Примером могут служить те  группы населения, у которых разрушился весь жизненный уклад в связи с боевыми действиями в той местности, где они проживали, результатом чего явился их переход в разряд беженцев. Это влечет за собой появление дезадапционного синдрома, который создает положительные предпосылки для наркотизации данной части населения;

- разрушение  существовавшей тоталитарной системы  моральных и поведенческих ценностей  без достаточной замены её  четкой иерархией принятых в  цивилизованном мире общечеловеческих  идеалов и гуманных норм поведения,  что обусловливает пассивную социальную позицию в отношении наркотиков;

- толерантное  отношение среди населения к  таким явлениям, как алкоголизм  и табакокурение. Нельзя сказать,  что каждый употребляющий алкоголь  или курящий станет наркоманом. Но вероятность такого перехода значительно выше у данной категории, чем у тех, кто отрицательно относится к алкоголю и табакокурению.

К причинам конституционально-биологического характера обычно относят наследственную отягощенность психическими или наркологическими заболеваниями:

- наследование  детьми у неблагополучных семей  психических и биологических  особенностей, способствующих развитию  вредных привычек: табакокурение,  употребление спиртных напитков  и наркотиков. К ним же необходимо  отнести патологию беременности, осложненные роды, тяжелые и хронические заболевания, сотрясения, травмы головного мозга;

- пограничные  нервно-психические расстройства, умственная  отсталость, задержки психического  развития;

- психические  заболевания, тяжелый характер  или частые нарушения общепринятых правил поведения у кого-либо из близких родственников.

Социальные  причины:

- условия воспитания  в семье (криминальная, аморальная, неполная семья с конфликтным  взаимодействием родителей, отсутствие  внимания, контроля и авторитета  родителей);

- низкий уровень образования членов семьи;

- влияние неформальной  группы сверстников;

- терпимость  общественного мнения к пьянству  и наркомании;

- раннее (12-13 лет)  начало самостоятельной жизни  и преждевременное освобождение  от опеки родителей; гиперопека  со стороны родителей или искаженные семейные отношения, приводящие к неправильному освоению социальных ролей;

- лёгкий и  неконтролируемый доступ к деньгам  и непонимание того, как они  достаются;

- оОгромное влияние средств массовой информации: ток-шоу на тему самых интимных сексуальных подробностей, специальные каналы, где безраздельно царят извращение, рок-н-ролл и наркотики;

- неуспешность  адаптации ребенка в образовательном  учреждении.

К причинам индивидуально-психологического характера обычно относят:

- подражание старшим подросткам или авторитетным сверстникам;

- попытки нейтрализовать  отрицательные эмоциональные переживания;

- стремление  соответствовать значимой для  подростка группе сверстников;

- аномальные черты личности (авантюризм, возбудимость, завышенная  или заниженная самооценка, повышенная комфортность, неустойчивость характера);

- «протестные» реакции  («назло»), направленные против старших  (родителей, педагогов);

- самодеструктивное поведение;

- любопытство;

- подчинение давлению  и угрозам.

Интересна точка зрения директора Национального института по злоупотреблению наркотиками (США) Алана И. Лешнера по вопросу о факторах риска употребления молодежью наркотических веществ и защитной группе факторов.

Факторы, связанные с большей  склонностью к употреблению наркотиков, называются факторами риска, а те, которые связаны с пониженной склонностью к злоупотреблению наркотиками, называются защитными факторами

Существует множество факторов риска злоупотребления наркотиками, каждый из которых представляет собой угрозу психологическому и социальному развитию человека и оказывает различное воздействие на него в зависимости от возрастной фазы. Этими факторами могут быть:

- проблемы, связанные  с физическим или психическим  здоровьем;

- употребление родителями  психоактивных веществ;

- высокий уровень семейного  стресса, семейная нестабильность, низкий уровень дохода в семье;

- личностные особенности  (неуверенность в себе, заниженная  самооценка, неприятие социальных  норм, ценностей);

- ранняя сексуальная активность  подростковая беременность;

- проблемы межличностного  общения в семье, в школе,  в среде сверстников;

- регулярное общение со  сверстниками, употребляющими психоактивные  вещества, отсутствие устойчивости  к их негативному влиянию;

- высокий уровень  преступности в регионе.

Факторами защиты от риска употребления наркотиков могут быть:

- стабильность  и сплоченность, адекватное воспитание  и теплые, доверительные отношения  в семье;

- средний и  высокий уровень дохода в семье,  обеспеченность жильем;

- высокая самооценка, развитые навыки самостоятельного решения проблем, поиска и принятия социальной поддержки, устойчивость к негативному влиянию сверстников, умение контролировать свое поведение;

- высокий уровень  устойчивости к стрессу, физическое  и психическое благополучие; соблюдение общественных норм в употреблении психоактивных веществ;

- высокое качество  медицинской помощи;

- низкий уровень  преступности в регионе;

- доступность  служб социальной помощи.

Исследованиями  факторов риска употребления психоактивных  веществ посвящен ряд отечественных исследований. Н.А. Сиротой разработана классификация факторов риска возникновения и развития наркомании в подростковом возрасте:

1.Факторы пре-, пери - и постнатальной отягощенности: патологически протекавшая беременность у матери; хронически острые и тяжелые заболевания матери в период беременности; хронические и острые тяжелые психические травмы в период беременности; патологически протекавшие роды; задержки нервно-психического развития в раннем возрасте; нервно-психические отклонения в раннем детстве.

2. Факторы наследственной отягощенности: психические заболевания, алкоголизм, наркомания.

3. Факторы нарушенного онтогенеза: черепно-мозговые травмы; психотравмы, тяжелые соматические заболевания.

4. Различные нарушения отношений в семье и семейного воспитания: неполные, распавшиеся семьи; отсутствие семьи; деструктивные семьи; воспитание по типу скрытой или явной гипопротекции (в том числе в семьях, где родители и старшие дети злоупотребляют алкоголем и наркотиками); психопатологические личности или акцентированные характерологические особенности родителей.

5. Нарушения психосоциальной адаптации в процессе развития подростка: формирующаяся отчужденность, противоречивость и нарастающая неудовлетворенность в отношениях с родителями; избегающий, поверхностный, формальный стиль общения в семье; формальное отношение к внутрисемейным проблемам, игнорирование их; снижение успеваемости; нарушение школьной дисциплины; неполноценность коммуникативных контактов (поверхностное, недифференцированное межличностное общение); конфликтность в отношениях со сверстниками; конфликтность в общениях с учителями и администрацией школ; нарушение принципа социальной обусловленности коммуникативных связей, построение общения со сверстниками преимущественно по «территориальному» принципу; уменьшение интенсивности и неустойчивость общения со сверстниками противоположного пола, выраженные проблемы общения с ними; отсутствие устойчивых увлечений; склонность к асоциальным формам поведения.

6. Психические факторы:

- зависимость особенностей личностного реагирования, социальной перцепции, характера межличностного общения и «Я-концепции» от влияния референтной группы сверстников;

- тенденция  к реализации эмоционального  напряжения в непосредственное  поведение, минуя процесс когнитивного осознания и принятия решения;

- игнорирование  системы социальных установок  и ролей;

- нарушения  в сфере социальной перцепции  (не соответствующая возрасту  коммуникативная и социальная  некомпетентность, несформированные  в соответствии с возрастом  самооценка и прогноз оценки своего поведения в глазах окружающих);

- несформированная  в соответствии с возрастом  способность адекватно оценивать  и вербовать взаимоотношения  с окружающими;

- отсутствие  стремления к конструктивному  решению проблемных и конфликтных ситуаций;

- отсутствие  сформированного представления  о жизненных целях;

- отсутствие  сформированного реального и  идеального образа Я и значимых  окружающих и, как следствие,  отсутствие стимула к саморазвитию  и усовершенствованию;

- неосознанный, часто парадоксально проявляющийся в поведении «призыв о помощи», направленный к членам семьи и окружающим.

Прослеживается  возрастная градация интереса подростков к наркотикам.

10 –  12 лет. Интересует все, что связано с наркотиками, - их действие, способы употребления. О последствиях употребления если и слышали, то всерьез не воспринимают. Сами наркотики не употребляют (возможна токсикомания), с употребляющими знакомы единицы. Знания отрывочны, получены с чужих слов.

12 –  14 лет. Основной интерес вызывает возможность употребления «легких» наркотиков (марихуана за наркотик не признается). О существовании глобальной проблемы задумываются лишь некоторые, пробовали наркотик немногие – из любопытства, знакомы с потребителями многие. О наркотиках многие знают из опыта знакомых или по рассказам. Многие сведения недостоверны. Опасность злоупотребления сильно недооценивается. Говорят о проблеме только между собой.

15 –  16 лет. По отношению к наркотикам формируются три группы.

1. Употребляющие и сочувствующие. Их интересуют вопросы, связанные со снижением риска при употреблении, с продолжительностью употребления без образования зависимости.

2. Радикальные противники («сам никогда не буду и не дам гибнуть другу»). Многие из членов этой группы считают употребление наркотиков признаком слабости и неполноценности.

3. Группа, не определившая своего отношения к наркотикам. Значительная её часть может начать употребление под влиянием друзей.

16 –  18 лет. Группы сохраняются, но число не определившихся значительно уменьшается. Качественно меняется содержание знаний о наркотиках: они детализируются и становятся более объективными.

Дети и подростки  получают информацию о наркотических  веществах от друзей, знакомых взрослых, незнакомых сверстников и взрослых, из средств массовой информации, сообщил кто-нибудь другой через Интернет.

2. Основные  направления профилактики наркомании  среди молодёжи

 

Профилактика (от греческого prophulaktikos – предохранительный) – это совокупность мероприятий, направленных на охрану здоровья, предупреждение возникновения и распространения болезней человека, на улучшение физического развития населения, сохранение трудоспособности и обеспечение долголетия.

Социально-педагогическая профилактика в вопросах злоупотребления  психоактивными веществами рассматривается  как комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих распространению и употреблению психоактивных веществ. Она направлена на предупреждение развития и ликвидацию негативных личностных, социальных и медицинских последствий злоупотребления психоактивными веществами (безнадзорность, беспризорность, преступность, рост ВИЧ-инфекций, гепатита, заболеваний, распространяемых половым путем и т.д.).

Можно выделить следующие основные современные профилактические подходы к злоупотреблению психоактивными веществами:

Подход, основанный на распространении информации о наркотиках. Данный подход является наиболее распространенным типом превентивных отношений. Он базируется на предоставлении частичной информации о наркотиках, их вреде и негативных последствиях употребления.

Существует три разных варианта информационного подхода: 1) предоставление частичной информации о влиянии употребления наркотиков на организм, поведение и продолжительность жизни человека; 2) запугивание, стремление вызвать страх перед наркотиками. Цель этой стратегии – предоставить устрашающую информации о наркотиках, показать неприглядные стороны их употребления; 3) предоставление факторов о деградации людей, употребляющих наркотики, их жизненных трудностях, ситуациях и мотивах употребления психоактивных веществ.

В настоящее  время эти методы частично комбинируются  с другими типами интервенций, так  как сами по себе они не являются эффективными.

Не смотря на то, что информационные программы способствуют повышению уровня знаний у обучающихся, они могут дать толчок к принятию решения не употреблять наркотик. Большинство таких программ не включают в себя задачи, направленные на изменение поведения подростков, формирование у них здорового поведенческого стиля, и не отвечают на вопрос, как может самореализоваться молодой человек в настоящее время без принятия психоактивных веществ. Чаще всего эти программы недостаточно интенсивны и непродолжительны. Тем не менее, совсем отказываться от них преждевременно. Информация о наркотических и психоактивных веществах, последствиях их употребления, заболеваниях, которые вызывают, способах лечения, профилактики и выздоровления должна даваться как можно более подробно и вплетаться в структуру других программ, имеющих более широкие цели.

Подход, основанный на аффективном (эмоциональном) обучении. В основе этого подхода лежит теоретическое положение о том, что употреблять наркотические вещества начинают, прежде всего, люди с недостаточно развитой эмоциональной сферой, которые воспитывались в семьях, где существовал запрет на выражение эмоций. Аффективное обучение базируется на понимании того, что зависимость от наркотиков чаще развивается у личностей с трудностями в определении и выражении эмоций, имеющих так называемые интерперсональные факторы риска – низкую самооценку, неразвитую способность к сопереживанию (эмпатию). В связи с этим у них не формируется умение накапливать собственный и чужой опыт переживаний, не развиваются навыки принятия решений в сложных стрессовых ситуациях. Кроме того, люди с неразвитой способностью открыто проявлять свои эмоции, обычно недостаточно общительны, скованы в проявлении чувств, низко оцениваются сверстниками и поэтому готовы любой ценой, даже посредством приобщения к наркотикам, включиться в группу сверстников и быть там принятым. Хотя данная модель и является эффективной, в современных условиях она не может использоваться изолированно от других, так как наркотизация в настоящее время распространилась не только на подростков с проблемной эмоциональной сферой, но и на многие другие слои этой возрастной группы. Кроме того, отечественная культура воспитания ребенка предполагает определенные эмоциональные запреты на чрезмерное эмпатическое сопереживание, что, несомненно, пагубно влияет на формирование личности в целом. Иными словами, родительские уговоры «не плачь, не кричи, успокойся, будь мужчиной», кроме известной пользы приносят ещё и вред.

Подход, основанный на влиянии социальных факторов. Он базируется на понимании того, что влияние сверстников и семьи играет важную роль, способствуя или препятствуя наркотизации. С точки зрения данного подхода важнейшим фактором развития человека является социальная среда как источник обратной связи, поощрений и наказаний. В связи с этим подчеркивается важность социально-ориентированной интервенции, представляющей собой специальные программы для родителей или программы, направленные на предотвращение социального давления наркотизирующейся среды сверстников.

Наиболее популярными  среди таких программ являются тренинги устойчивости к социальному давлению сверстников, в процессе которых дети и подростки обучаются навыкам отказа от предлагаемых наркотиков или других психоактивных веществ; «прививки» против воздействия средств массовой информации (в отношении легальных психоактивных веществ), программы, направленные против влияния родителей, употребляющих табак и алкоголь. Данные программы включают различные компоненты, однако не существует стройной модели социального влияния, объясняющей пути, приводящие к употреблению наркотика. Одним из важных подходов такого рода программах является работа с лидерами – сверстниками-подростками, желающими пройти определенное обучение, для того, чтобы в дальнейшем осуществлять профилактическую антинаркотическую активность в своей школе или жилом районе.

Подход, основанный на формировании жизненных  навыков. В данном подходе центральным является понятие об изменении поведения, поэтому в нем используются преимущественно методы поведенческой модификации и терапии. Основу этого направления составляют две теории – теория социального учения Бандуры и теория проблемного поведения Джессора. В данном контексте проблемное поведение подростка рассматривается, с точки зрения функциональных поблеем, и подразумевает помощь в достижении возрастных и личных целей. С этой точки зрения, начальная фаза употребления наркотиков, может быть попыткой демонстрации взрослого поведения, формой отчуждения от родительской дисциплины, выражением социального протеста и вызовом по отношению к ценностям среды, «инструментом» эксперимента, стремлением получить новый, ранее не познанный опыт, поиском удовольствия и расслабления, «открытием дверей» в группу сверстников, может дать возможность стать участником субкультурного жизненного стиля, сигналом о потребности в помощи, в ситуациях конфликта, напряжения, давления со стороны социальной среды, актом отчаяния, ответом на неопределенные нарушения в психическом и социальном развитии.

Исследователи этого вопроса  описывают множество таких субъективных мотивов и четко устанавливают один факт: употребление наркотиков становится основным фактором в поведении молодых людей. Именно поэтому они нуждаются в приобретении умений противостоять употреблению наркотиков, так как некомпетентны в других формах социального «разговора» со средой и рассматривают психоактивные вещества как часть среды.

На основе данной позиции  разрабатываются программы жизненных  навыков, которые заключаются в  повышении у подростков устойчивости к различным социальным влияниям, в том числе и к употреблению наркотиков, повышением индивидуальной компетентности путем обучения личностным и социальным навыкам. Программы развития жизненных навыков имеют три компонента.

Первый компонент  – информационный. Он заключается в изложении информации о здоровье, о вреде употребления наркотиков, социальной недопустимости их употребления. Второй компонент представляет собой развитие самоуправляемого поведения, сфокусированного на выбранном жизненном стиле, разработку планов самосовершенствования, развитие самооценки, социальной чувствительности и личностного контроля, обучение стратегиям принятия решений, устойчивости к влияниям социальной среды и давлению наркотизирующихся сверстников. Третий компонент – обучение различным социальным навыкам. Это навыки коммуникации, налаживание социальных контактов, а так же отказа от предложений употребить психоактивное вещество и отстаивание своей позиции, персональных границ и поддержания дружеских связей.

Подход, основанный на развитии деятельности, альтернативной употреблению наркотиков. Этот метод предполагает необходимость развития альтернативных социальных программ для молодежи, в которых могли бы быть в социально нормативных рамках реализованы стремление к риску, поиск острых ощущений, повышенная поведенческая активность, столь свойственные молодым. Данное направление является попыткой развития специфической активности с целью уменьшить риск употребления наркотиков.

Выделяют четыре варианта программ, основанных на деятельности, альтернативной употреблению наркотиков: 1) предложение специфической активности (например, путешествия с приключениями), которое вызывает волнение и предполагает преодоление различных препятствий; 2) комбинация возможности удовлетворения специфических для подростков потребностей (например, потребности в самореализации) со специфической активностью (например, занятие творчеством или экстремальным видом спорта); 3) поощрение участия подростков во всех видах специфической активности (разнообразные хобби, клубы и т.д.); 4) создание групп поддержки молодых людей, заботящихся о своей жизненной позиции. Результаты этих программ не свидетельствуют о явных успехах или неудачах. Однако они особенно эффективны в группах высокого риска отклоняющегося и аддитивного поведения.

Подход, основанный на укреплении здоровья.

Укрепление  здоровья – это процесс, помогающий человеку усилить контроль над факторами здоровья и таким образом улучшить его.

В настоящее время укрепление здоровья является неким объединяющим понятием и представляет собой процесс  «примирения» человека с окружающей средой. Он сочетает в себе личный выбор и социальную ответственность за здоровье, что ведет к улучшению здоровья в будущем.

Основой программ укрепления здоровья является развитие здоровой личности, проявляющей здоровый жизненный  стиль, не только влияющий на собственное благополучие человека, но и способствующий позитивным изменениям среды, социальной и культурной ситуации.

Существуют  следующие программы укрепления здоровья:

1. личная гигиена,  физическое и эмоциональное развитие, здоровый образ жизни (питание, досуг), превенция алкоголизма, курения и употребления наркотиков, заболеваний и несчастных случаев;

2. интерперсональные связи,  такие, как эмоциональные потребности,  связь с противоположным полом,  с родителями, учителями, обучение  взрослых и родителей;

3. среда и общественное  здоровье, которая подразумевает  влияние средств массовой информации, концентрацию общественных усилий  для улучшения жизни.

Данный подход, в основу которого положено развитие жизненной компетентности, личностных ресурсов и навыков преодоления проблем без употребления психоактивных веществ, получает все более широкое распространение в России. Программы рассчитаны на длительный позитивный эффект в результате развития ресурсов людей и имеют важное значение для уменьшения употребления наркотиков среди молодежи.

Копинг-профилактика, направленная на обучение человека преодолению  стресса, совладанию с ним.

В современных  условиях России наиболее эффективным  способом профилактической активности является путь формирования стрессоустойчивого жизненного стиля.

Каждый человек  находит собственные способы  совладания со стрессом (копинг-стратегии) на основе имеющегося у него личностного опыта (личностные ресурсы или копинг-ресурсы).

В зависимости  от используемых стратегий и ресурсов, у человека могут развиваться  разные формы поведения, как адаптивные, так и дезадаптивные.

Столкнувшись с проблемной ситуацией, человек производит её когнитивную оценку: 1) суммирует информацию о произошедшем и оценивает возможные последствия (первичная оценка); 2) определяет, каким методом можно повлиять на негативное событие и его исход, а так же механизмы и ресурсы преодоления стресса; решает, что он может сделать в данной ситуации (вторичная оценка). Затем ситуация рассматривается ещё раз, новым взглядом. Происходит когнитивная оценка ситуации.

После произведенной  оценки ситуации индивид приступает выработке механизмов преодоления стресса (копинг-процессу). Для этого он актуализирует имеющиеся у него ресурсы и выбирает стратегии поведения. Все стратегии поведения человека, формирующиеся у него в процессе жизни, можно подразделить на три большие группы:

1. Стратегия разрешения проблем – это активная поведенческая стратегия при которой человек старается использовать все имеющиеся у него личностные ресурсы для поиска возможных способов эффективного разрешения проблемы.

2. Стратегия поиска социальной поддержки – это активная поведенческая стратегия, при которой человек для эффективного разрешения проблемы обращается за помощью и поддержкой к окружающей его среде: семье, друзьям, значимым другим.

3. Стратегия избегания – это поведенческая стратегия, при которой человек старается избежать контакта с окружающей его действительностью, уйти от решения поблеем. Она может адекватный или неадекватный характер по отношению к конкретной ситуации и особенностям реагирования личности на стресс.

Наиболее эффективным  является использование всех трех поведенческих стратегий, в зависимости от ситуации. В некоторых случаях человек может самостоятельно справиться с возникшими трудностями, в других ему требуется поддержка окружающих, в-третьих – он просто может избежать столкновения с проблемной ситуацией, заранее подумав о её негативных последствиях.

Современные научные  исследования доказывают, что к формированию зависимости от наркотиков, алкоголя и других психоактивных веществ  у подростков ведет недостаточное  развитие у них личностных и средовых ресурсов, использование неэффективных копинг-стратегий. Следовательно – цель профилактической работы – оказание подросткам помощи в осознании механизмов формирования их собственного поведения; развитие ресурсов подростков: формирование у них адекватного представления о себе, социальной компетентности, умение принимать на себя ответственность за свою жизнь, умение общаться с окружающими, сопереживать им; находить и оказывать поддержку. Такая профилактика носит название копинг-профилактики (от слова «копинг» – преодоление, совладание; опыт, накопленный в результате совладания с требованиями среды, стрессом). Лучше всего такую работу поводить в форме тренинга, в ходе которого повышается компетентность в области взаимодействия с социальной средой, коммуникации, самосознания, а также усваиваются соответствующие знания о психоактивных веществах, их воздействии на организм и психику человека и механизмах формирования заболевания наркоманией.

В соответствии с классификацией Всемирной Организации  Здравоохранения, профилактика делится на первичную, вторичную и третичную.

Первичная профилактика наркомании имеет целью предотвратить возникновение нарушения или болезни, предупредить негативные исходы и усилить позитивные результаты развития индивида. Это может быть доступно несколькими путями:

- развитие и  усиление мотивации на позитивные  изменения в собственном жизненном  стиле индивида и в среде,  с которой он взаимодействует;

- направление  процесса осознания индивидом  себя, поведенческих, когнитивных  и эмоциональных проявлений своей личности, окружающей его среды;

- воздействие  на факторы риска наркотизации  с целью их уменьшения;

- развитие процесса  самоуправления индивидом своей  жизнью (управление самосознанием,  развитием);

- развитие социально-поддерживающего  процесса.

Первичная профилактика является наиболее массовой, неспецифической, использующей преимущественно педагогические, психологические и социальные влияния. Её воздействия направлены на общую популяцию детей, подростков и молодых людей.

В результате первичной  профилактики предполагается достичь полного избегания патологических исходов, редуцирования числа лиц, у которых может быть начат патологический процесс, что определяет её наибольшую эффективность. Она влияет, прежде всего, на формирование здоровья путем замены одних развивающих процессов на другие. Сформировав активный, функциональный адаптивный жизненный стиль человека, можно укрепить его здоровье и предупредить развитие болезни. Данный вид профилактики способен охватить наибольшее число людей, влиять на население в целом, иметь наиболее эффективные результаты.

Первичная профилактика наркомании проводится посредством нескольких стратегий:

1. информирование  населения о психоактивных веществах  (их видах и воздействии на  организм, психику и поведение  человека) и формирование мотивации на эффективное социально-психологическое и физическое развитие;

2. формирование  мотивации на социально-поддерживающее  поведение;

3. развитие проективных  факторов социального эффективного  поведения;

4. развитие навыков  решения проблем, поиска социальной поддержки, отказа от предлагаемого психоактивного вещества.

Контингенты воздействия: дети и подростки, посещающие школу; учащаяся молодежь; родители (семья); учителя; внешкольные подростковые молодежные коллективы и группы; дети, не посещающие школу; дети, лишенные родителей и постоянного места жительства; неорганизованные группы населения.

В приведенных выше стратегиях используются специальные технологии.

1. Социальные и педагогические технологии первичной профилактики: воздействие средств массовой информации; антинаркотическое обучение; использование альтернативных употреблению наркотиков программ детско-подростковой и молодёжной активности; создание социально-поддерживающих систем (социальные службы, молодёжные организации и т.д.); проведение антинаркотических мотивационных акций; организация деятельности социальных работников и волонтеров; деятельность системы ювенальной юстиции.

2. Психологические технологии первичной профилактики: развитие личностных ресурсов; формирование социальной и профессиональной компетентности; развитие адаптивных стратегий поведения; формирование функциональной семьи.

3. Медицинские технологии первичной профилактики осуществляются посредством определения генетических и биологических маркеров поведения риска и их коррекции на медицинском уровне.

Вторичная профилактика имеет своей целью изменение дезадаптивных и псевдоадаптивных моделей поведения риска на более адаптивную модель здорового поведения.

Поведение риска  может быть вызвано характеристиками индивида; характеристиками среды, действующей на индивида; специфическими комбинациями средовых и поведенческих характеристик. При этом среда рассматривается в качестве носителя такого доминирующего фактора, как стресс (любое требование среды является стрессом; в случае поведения риска стрессовое давление среды, её сопротивление резко увеличивается как реакция на это поведение), а само поведение индивида – как фактор риска наркомании.

Вторичная профилактика наркомании осуществляется с применением различных стратегий: 1) формирование мотивации на изменение поведения; 2) изменение дезадаптивных форм на адаптивные; 3) формирование и развитие социально-поддерживающей сети.

Контингенты воздействия – дети и взрослые (семья, учителя, специалисты, непрофессионалы).

В этих стратегиях используются специальные технологии.

1. Социальные и педагогические технологии: формирование мотивации на полное прекращение употребления наркотиков, если оно имеет место; формирование мотивации на изменение поведения; развитие проблем – преодолевающего поведения; формирование социально-поддерживающего поведения и стратегии поиска социальной поддержки в просоциальных сетях.

2. Психологические технологии: преодоление барьеров осознания эмоциональных состояний; осознание формирующейся зависимости от наркотика как проблемы личности; развитие эмоциональных, когнитивных и поведенческих стратегий проблем – преодолевающего поведения (стратегии разрешения проблем, поиска и принятия социальной поддержки, распознавание и модификация стратегии избегания); анализ, осознание и развитие личностных и средовых ресурсов преодоления проблемы формирующейся зависимости от психоактивных веществ. Развитие коммуникативных ресурсов, социальной компетентности, ценностных ориентаций; принятие ответственности за свою жизнь, свое поведение и его последствия; восприятие социальной поддержки; изменение стереотипов поведения и ролевого взаимодействия в семье; формирование психологической резистентности к давлению наркологической среды.

3. Медицинские технологии заключаются в нормализации физического и психического развития, биохимического и физиологического равновесия.

Третичная профилактика наркомании направлена на восстановление личности и ее эффективного функционирования в социальной среде после соответствующего лечения, уменьшение вероятности рецидива заболевания. Другое направление третичной профилактики – снижение вреда от употребления наркотиков у тех, кто ещё не готов полностью отказаться от них.

Возможности третичной  профилактики гораздо ниже, чем первичной  и вторичной, так как эффект от первичного воздействия определяется необходимостью замены патологических звеньев поведения индивида на здоровые. Данный вид профилактики основан на медицинском воздействии, однако базируется на сильной структуре социальной поддержки. Он требует индивидуального подхода и направлен на предупреждение перехода сформированного заболевания в его более тяжелую стадию. Активность больного в борьбе с заболеванием, осознание им собственной ответственности за свое здоровье – обязательное условие проведения третичной профилактики.

Третичная профилактика наркомании осуществляется с применением нескольких стратегий:

1. формирование  мотивации на изменение поведения,  включение в лечение, прекращение  употребления наркотиков или  других психоактивных веществ;

2. изменение  зависимых, дезадаптивных форм поведения на адаптивные;

3. осознание  ценностей личности;

4. изменение  жизненного стиля;

5. развитие коммуникативной  и социальной компетентности, личностных  ресурсов и адаптивных копинг-навыков;

6. формирование  и развитие социально-поддерживающей сети.

Контингенты воздействия – лица, зависимые от наркотиков и других психоактивных веществ, члены семьи, другие значимые лица, члены групп само- и взаимопомощи и т.д.

В этих стратегиях используются различные  технологии.

1. Социальные и педагогические технологии: формирование социально-поддерживающей и развивающей среды; формирование мотивации на изменение поведения, прекращение употребления психоактивных веществ и постоянное поддержание процесса продвижения к здоровью; развитие навыков копинг-поведения, социальной компетентности, преодоление искушения наркотизации; формирование социально-поддерживающего поведения и стратегии поиска социальной поддержки в социально-поддерживающих сетях.

2. Психологические технологии: осознание личностных, экзистенциональных, духовных и нравственных ценностей; осознание личных целей и путей их достижения; осознание влечения и зависимости; формирование копинг-стратегий преодоления влечения и зависимости; изменение жизненного стиля в целом; развитие коммуникативной и социальной компетентности; развитие когнитивной и поведенческой сфер; развитие личностных ресурсов совладания с зависимостью.

3. Медицинские технологии заключаются в грамотном психофармакологическом вмешательстве в соответствующие периоды при соответствующих терапии состояниях, а также в нормализации физического и психического состояния, биохимического и физиологического равновесия.

Все виды профилактической деятельности в образовательной среде основываются на следующих принципах.

1. Комплексность. Она предполагает согласованное взаимодействие на межведомственном и профессиональном уровнях, взаимодействие органов управления образованием всех уровней.

2. Дифференцированность. Дифференциация целей, задач, средств и планируемых результатов с учетом возраста учеников и степени их вовлечения в наркогенную ситуацию. По возрасту предполагается выделение детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет), младшего школьного возраста (7-10 лет), среднего школьного возраста (11-14 лет), старшего подросткового возраста (15-16 лет), юношеского возраста (17-18 лет) и молодежи (от 18 лет).

3. Аксиологичность (ценностная ориентация). Принятие общечеловеческих ценностей и норм поведения является одним из основных морально-этических барьеров для потребления психоактивных веществ.

4. Многоаспектность. Ведущими аспектами профилактической деятельности в образовательной среде являются: социальный аспект, ориентированный на формирование позитивных моральных и нравственных ценностей; психологический аспект, направленный на формирование стрессоустойчивых личностных установок; образовательный аспект, формирующий систему представлений и знаний о социально-психологических, медицинских, правовых и морально-этических последствиях злоупотребления психоактивных веществ.

5. Последовательность (этапность).

6. Легитимность – создание правовой базы антинаркотической профилактической деятельности.

Учет этих принципов  обеспечивает современный методологический и технологический подход учебных  профилактических программ, их несомненную  эффективность.

Выделяются  также и задачи профилактической работы с детьми в школах и других учебных заведениях:

- дать детям  объективную информацию о действии  химических веществ на организм;

- сориентировать  их на способность сделать  свой собственный выбор; дети  и подростки должны чувствовать, что действительно могут сделать правильный для себя выбор, что им это доверяют, но, ни в коем случае не по принципу «здесь, теперь и сразу»;

- дать детям  возможность овладения определенными  поведенческими навыками, облегчающими  следование здоровому образу жизни;

- сформировать  рефлексивную позицию молодого  человека на основе создания  поля его самореализации как  личности и индивидуальности, которая  будет способствовать тому, что  ребёнок самостоятельно сможет  найти свою социальную нишу, дать оценку своим действиям, поступкам, задуматься об их последствиях и о том, как эти последствия смогут повлиять на его судьбу.

Таким образом, антинаркотическую  профилактическую работу в образовательном  учреждении целесообразно строить  на основе программ, идеей которых должна стать формирование рефлексивной позиции молодого человека по созданию поля самореализации его как личности и индивидуальности в процессе различных форм занятий. Эта деятельность должна способствовать реализации накапливающихся у детей и подростков фрустрированных потребностей и обеспечивать сброс энергии неотреагированных отрицательных эмоций.

Проведение социально-педагогической профилактики наркомании в общеобразовательных учреждениях среди подростков.

В качестве примера  можно привести анализ целевой программы «Школа без наркотиков».

Цель  программы – создание в школьной среде условий, препятствующих распространению наркотиков, становление активно отрицающей позиции по отношению к наркотикам у большинства учащихся.

Помимо блока целеполагания и организации в программу входят следующие группы структурных компонентов:

- действия, направленные  на школьную среду в целом;

- действия, направленные  на детей «группы риска»;

- действия, направленные  на помощь детям, замеченным  в употреблении наркотиков.

Формула программы представлена следующими понятиями:

1. Образование и информация. Распространение информации о причинах, формах и последствиях злоупотребления наркотическими средствами, формирование у учащихся негативного отношения к возможности употребления наркотиков. Развитие навыков критического анализа и оценки информации, получаемой о наркотиках. Тренинг общения. Тренинг учения «Сказать наркотику «нет». Изучение основ профилактики наркомании в молодежной среде; первичная помощь человеку, оказавшемуся жертвой наркотиков.

Кто проводит работу: специально приглашенные специалисты, сотрудники служб психолого-педагогического медико-социального (ППМС) сопровождения, классные руководители, наиболее подготовленные учителя-предметники.

На  кого направлена деятельность: на учащихся всех возрастов, родителей, коллег-педагогов. Программа для взрослых обязательно должна быть дополнена анализом факторов риска распространения наркомании и изучением путей помощи подростку, поддавшемуся влиянию наркотиков.

Формы: урочные и внеурочные беседы, анализ специальной литературы, встречи за «круглым столом», диспуты, тренинги.

2. Общее признание правил и норм неприятия наркотиков. Очень важно, чтобы дети поняли и приняли школьную политику в отношении наркотиков. Необходимо ясно и четко договориться, что в школе обязательно будет пресекаться распространение идеи о возможности и допустимости наркотиков, их легализация и облегчения доступа к ним. Важно, чтобы координацию программы борьбы с наркотиками вели педагоги, обладающие авторитетом и в детской, и во взрослой среде. Дети гораздо охотнее будут помогать педагогу, которому они доверяют, пристрастия, и увлечения которого разделяют, образу жизни которого готовы следовать.

3. Чувствительность к сигналам опасности. В школе должна быть разработана специальная система повышения чувствительности к опасности распространения наркотиков. Родителей и педагогов целесообразно ознакомить с основами диагностики употребления детьми наркотиков. Обязательно нужно довести до всех заинтересованных лиц, к кому конкретно можно обратиться в случае, если возникнет предположение о наличии опасности. По сути, речь идет о создании в школе специальной «группы доверия», члены которой обладают достаточными знаниями и облечены полномочиями действовать в соответствии с создавшейся ситуацией.

            Роль может исполнять инициативная группа педагогов, принявшая на себя ответственность за реализацию программы. Для успеха программы очень важно, чтобы и сами дети приняли участие в такой работе, преодолев извечную убежденность, что «доносить на товарища нельзя». На этапе «общественного договора» необходимо попытаться объяснить учащимся, что «табу недоносительства» в данном случае не действует, поскольку сокрытие такой важной информации может нанести непоправимый вред здоровью их товарища. Очевидно, что в этом случае дети должны полностью доверять тем взрослым, с которыми они намерены поделиться информацией.

4. Тренинги активного отрицания. В последнее время появилось множество описаний тренингов: «Навыки жизни», «Основы коммуникации», «Нарконон», «Программа моей независимости» и т.д. Все они направлены на формирование личностной устойчивости к негативным влияниям. Общая логика их построения связана с повышением личностного самоуважения, поиском средств самореализации и межличностного общения, умением критически оценивать информацию и действовать в соответствии со своими убеждениями.

Методы реализации программы могут быть различны. Наиболее целесообразны деловые игры, анализ проблемных ситуаций, проигрывание ролей, создание сообществ противодействия наркотикам. При этом важно помнить: наркотики всегда заполняют вакуум занятости. Школа, в которой не думают о свободном времени и свободном самоопределении ребенка, – это школа, толкающая его на путь наркозависимости.

5. Убежденность в доступности помощи. Одним из самых страшных заблуждений может стать уверенность, что беда наркомании непреодолима. Важно, чтобы в школе были специалисты, которые обладают всей полнотой информации о соответствующих наркологических службах и центрах помощи наркоманам. Дети, педагоги и родители должны знать и верить, что современная диагностика проблемы поможет ее разрешению, что даже на стадии развитой болезни еще не все потеряно. В этом отношении очень полезными могут оказаться беседы с теми, кто смог избавиться от наркотической зависимости сам или помог справиться с недугом своим близким. Например, очень полезен опыт Центра профилактики наркоманий Санкт-Петербурга, общественных организаций «Матери наркоманов», «Общества анонимных наркоманов», целевых программ «12 шагов», «Автобус» и т.д.

При этом школьным специалистам не стоит  переоценивать свои силы и браться  за решение проблемы в тех случаях, когда они профессионально некомпетентны.

6. Целевая работа с «группой риска». Когда мы говорим о «группе риска», то, прежде всего, имеем в виду риск для ребенка оказаться жертвой наркотиков. Содержание работы с этой группой состоит в ее выявлении и создании индивидуальной программы помощи в преодолении проблем, ведущих к появлению склонности к наркотикам.

Кто должен оказывать  эту помощь? Специалисты ППМС-центра или специальной группы вместе с  классными руководителями должны определить в каждом классе «группу риска» и  разработать программу работы с  детьми. Ее реализация может быть осуществлена уже самими классными руководителями. В особых случаях может понадобиться квалифицированная помощь специалиста. Было бы хорошо, если бы в школе сложилась практика, когда каждый ребенок может обратиться к специалистам за советом в сложной для него ситуации.

7. Адресная помощь попавшим в беду. Рано или поздно педагогам придется столкнуться и с более тяжелыми проблемами: с самим заболеванием, со случаями распространения наркотиков, с социально-опасными группировками. Еще раз подчеркнем: это сфера действия профессионально компетентных лиц. В каждом городе, в каждом районе имеются государственные и общественные структуры, ответственные за осуществление такой работы. Информацию о них можно получить в соответствующих министерствах и комитетах образования, здравоохранения, внутренних дел, по делам молодежи. Педагогическая позиция может быть связан с помощью в обращении. Если сам наркоман не в состоянии осуществить необходимые шаги, то за него это могут и должны сделать родители, в крайнем случае – педагоги или друзья .

Третье условие – обязательное введение в школьную программу занятий по профилактике употребление ПАВ (один или два часа в неделю) среди детей.

Занятия должны предусматривать теоретический  и практический материал: лекции; беседы; тренинги поведения; когнитивная модификация и терапия; личностный тренинг; дискуссии; мозговые штурмы; ролевые игры; психогимнастика; элементы психодрамы; элементы индивидуальной и групповой психотерапии; круглые столы и т.д.

Целесообразно проводить занятия по следующим  темам: «Знакомство с миром собственных эмоций», «Знакомство с телом», «Работа с самооценкой», «Развитие стрессоустойчивости», «Работа с внушаемостью», «Снижение деструктивной конфликтности», «Тренинг коммуникативной компетентности», «Работа с конкретными личными проблемами» и т.д.

Очень важно  установить при работе доверительные, честные, эмоционально и социально  поддерживающие отношения. Также необходимо выработать обязательные правила. Важнейшими из них должны быть умение слушать, оказывать взаимное доверие, проявлять  уважение к ученикам, соблюдать конфиденциальность.

В настоящее  время во всем мире в образовательной  среде борьба с наркоманиями проводится путем использования различных  профилактических моделей. Структура  последних зависит от конкретных условий среды обитания. Профилактика должна строиться с учетом трех основных сфер жизнедеятельности детей и подростков – семья, школа, досуг. Наиболее адекватным ориентиром является стратегия сдерживания. Данные направления дают возможность работать не только с «группами риска» и обеспечить реализацию реабилитационных программ, но и продолжить работу с лицами, прошедшими курс терапии и реабилитации. Кроме этого, эти направления обеспечивают комплексный подход м активное выявление заболевших наркоманией подростков.Таким образом, для более эффективной педагогической профилактики целесообразно соблюдение всех этих трех условий. 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В результате проведенной  работы были сделаны следующие выводы:

1. Наркомания – заболевание, выражающееся в физической или психической зависимости от наркотических веществ, непреодолимом влечении к ним, постепенно приводящим к глубокому истощению физических и психических функций организма.

2. Причинами подростковой наркомании являются социально-экономические, конституционально-биологические, социальные и индивидуально-психологические.

3. Социально-педагогическая профилактика наркомании – комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, направленных на выявление и устранение причин, условий, способствующих распространению и употреблению психоактивных веществ, предупреждение развития и ликвидацию негативных личностных, социальных и медицинских последствий злоупотребления психоактивными веществами.

4. Основными современными подходами к профилактике злоупотреблению психоактивными веществами являются: информационный; аффективное (эмоциональное) обучение; влияние социальных факторов; формирование жизненных навыков; развитие деятельности, альтернативной употреблению наркотиков; укрепление здоровья; копинг-профилактика, направленная на обучение человека преодолению стресса, совладания с ним.

Проблема наркоманий - динамичное явление. Ее существование подчиняется двум основным законам. Согласно первому из них, чем более терпимо относится общество к потребителям наркотиков, тем более нормальные люди вовлекаются в одурманивание. По второму закону у человека, живущего среди наркоманов, больше шансов стать потребителем наркотиков, чем у человека, живущего в трезвом обществе. Наша сегодняшняя надежда на приостановление дальнейшей эскалации проблемы наркотизма возлагается на паллиативные меры:

    • Первой из таких мер является своевременное выявление потребителей наркотиков и токсических веществ, что возможно путем массовых диагностических обследований. Но надо осознавать, что эффект от осуществления только такой меры сведется к выявлению определенного количества уже заболевающих и больных людей.
    • Другой важной мерой будет служить профилактика (в том числе психолого-педагогическая), проводимая под постоянным медицинским контролем (наблюдением), прежде всего для лиц с выявленной гиперчувствительностью, "группами риска".
    • Третья мера - обучение населения, ведущего здоровый, трезвый, социально позитивный образ жизни, приемам жизни в нездоровом обществе, где имеются люди, потребляющие алкоголь, наркотики, токсические вещества.

Задачи  массовой профилактики - это соблюдение и развитие условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья, пропаганда здорового образа жизни, предупреждение возникновения и развития заболеваний путем воздействия на неблагоприятные факторы окружающей природной и социальной среды и вредные привычки, как можно более раннее обнаружение нарушений адаптации к условиям внешней среды и проявлений заболеваний для проведения коррекционных мероприятий, предупреждение утяжеления заболевания, восстановление трудоспособности.

Используя силы только здравоохранения, массовую профилактику никаких болезней не предотвратить. Необходимы слаженные, координированные усилия всех систем социальной инфраструктуры общества на основе системного подхода проведения соответствующих комплексных исследований, объединение по целевому принципу всех средств здравоохранения, образования и достижения медицинской науки от консультирования до новых методов психолого-педагогической коррекции патологических состояний, лечения и медико-социальной реабилитации 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы:

1. Аменд А., Жукова  М., Фролова Е. Проблема профилактики  наркомании в молодежной среде  // Педагогика. – 2004. ? № 4. ? С. 21 –  29.

2. Горбатенко  Л.С. Родителям и педагогам: все о наркомании. – Ростов н/Д.: Феникс, 2003. – 348с.

3. Еникеева Д.Д.  Как предупредить алкоголизм  и наркоманию у подростков. –  М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 144с

4. Исакова О.П.  Психологические основы профилактики  наркозависимости (Вдали от пропасти и рядом с нею). – СПб.: КАРО, 2004. – 112с

5. Колесова Л.С.  Подростки как группа, уязвимая  для наркомании и ВИЧ-инфекции // Педагогика. – 2002. ? №1. – С.34 –  41.

6. Концепция  профилактики злоупотребления психоактивными  веществами в образовательной среде: Проект // Учительская газета. – 1999. ? №52. – С. 21.

7. Коробкина  З.В., Попов В.А. Профилактика наркотической  зависимости у детей и молодежи . – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 192с.

8. Лисецкий К.  Подростковая наркомания и алкоголизм: факторы риска и защиты // Основы безопасности жизнедеятельности. – 2004. ? № 5. – С.40 – 42.

9. Мирошниченко  Л.Д. и др. Проблемы антинаркотической  профилактики в подростковой  среде // Педагогика. – 2000. – №  3. – С.3 – 13.

10. Мочалов А.  Деликатный подход к кричащей проблеме: Наркомания: профилактика и помощь // Основы безопасности жизни. – 2002. – № 5. – С.18 – 20.

11. Мустаева  Ф.А. Основы социальной педагогики. – М.: Академический проект, 2001. –  416 с.

12. Предупреждение  подростковой и юношеской наркомании / Под ред. С.В. Березина, К.С. Лисецкого, И.Б. Орешниковой. – М.: Издательство Института Психотерапии, 2000. – 256 с.

13. Пузыревская  И. За школу без наркотиков // Воспитание школьников. – 2001. –  № 7. – С. 38 – 39.

14. Рожков М.И., Ковальчук М.А. Профилактика наркомании у подростков. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 144 с.

15. Сердюкова  Н.Б. Наркотики и наркомания. –  Ростов н/Д: Феникс, 2000. – 252 с.

16. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Профилактика наркомании  и алкоголизма. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 176 с.

17. Сирота Н.А., Ялтонский В.М., Хажилина И.И., Видерман  Н.С. Профилактика наркомании  у подростков: от терапии к  практике. – М.: Генезис, 2001. – 216 с.

18. Социальная  педагогика / Под общ. ред. М.А.  Галагузовой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 416 с.



Информация о работе Подростковая наркомания