Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 20:20, контрольная работа
Положения рефлекторной теории, разработанные И. М. Сеченовым. И. П. Павловым и развитые Н. Е. Введенским. А. А. Ухтомским. В. М. Бехтеревым, П. К. Анохиным и другими физиологами, являются научно-теоретической основой советской физиологии и психологии. Эти положения находят свое творческое развитие в исследованиях советских физиологов и психологов. Рефлекторная теория, признающая рефлекторную сущность деятельности нервной системы, основывается на трех главных принципах:
Рефлекторный принцип
1. Рефлекторная теория и ее основные принципы
Положения рефлекторной теории, разработанные И. М. Сеченовым. И. П. Павловым и развитые Н. Е. Введенским. А. А. Ухтомским. В. М. Бехтеревым, П. К. Анохиным и другими физиологами, являются научно-теоретической основой советской физиологии и психологии. Эти положения находят свое творческое развитие в исследованиях советских физиологов и психологов. Рефлекторная теория, признающая рефлекторную сущность деятельности нервной системы, основывается на трех главных принципах:
1) принципе материалистического детерминизма;
2) принципе структурности;
3) принципе анализа и синтеза.
Принцип материалистического детерминизма означает, что каждый нервный процесс в головном мозге обусловливается (вызывается) действием определенных раздражителей.
Принцип структурности заключается в том, что различия функций разных отделов нервной системы зависят от особенностей их строения, а изменение строения отделов нервной системы в процессе развития обусловливается изменением функций. Так, у животных, которые не имеют головного мозга, высшая нервная деятельность отличается значительно большей примитивностью по сравнению с высшей нервной деятельностью животных, у которых есть головной мозг. У человека в ходе исторического развития головной мозг достиг особенно сложного строения и совершенства, что связано с его трудовой деятельностью и общественными условиями жизни, требующими постоянного речевого общения.
Принцип анализа и синтеза выражается в следующем. При поступлении в центральную нервную систему центростремительных импульсов в одних нейронах возникает возбуждение, в других — торможение, т. е. происходит физиологический анализ. Результатом является различение конкретных предметов и явлений действительности и процессов, происходящих внутри организма.
Одновременно при образовании
условного рефлекса
2. Рефлекс – понятие, его роль и значение в организме
Вся деятельность
нервной системы имеет
Рефлекс - это приспособительная реакция организма, обеспечивающая тонкое, точное и совершенное уравновешивание организма с состоянием внешней или внутренней среды. "Если отключить все рецепторы, то человек должен заснуть мертвым сном и никогда не проснуться" (И.М. Сеченов). Т.о. нервная система работает по принципу отражения: стимул - ответная реакция. Авторами рефлекторной теории являются выдающиеся отечественные физиологи И.П. Павлов и И.М. Сеченов.
Для осуществления
любого рефлекса необходимо
Рефлекторная дуга - это цепь нейронов, по которым проходит нервный импульс от рецептора (воспринимающей части) до органа, отвечающего на раздражение.
Рефлекторная дуга состоит из 5 звеньев:
рецептор, воспринимающий внешние
или внутренние воздействия; рецепторы
преобразуют воздействующую энергию
в энергию нервного импульса; рецепторы
обладают очень высокой
чувствительный (центростремительный, афферентный) нейрон, образованный чувствительным нейроном, по которому нервный импульс поступает в ЦНС
вставочный нейрон, лежащий в ЦНС, по которому нервный импульс переключается на двигательный нейрон
двигательный нейрон (центробежный, эфферентный), по которому нервный импульс проводится к рабочему органу, отвечающему на раздражение
нервные окончания - эффекторы, передающие нервный импульс на рабочий орган (мышцу, железу др.)
Рефлекторные дуги некоторых рефлексов не имеют вставочных нейронов, например коленный рефлекс. Каждый рефлекс имеет:
время рефлекса - время от нанесения раздражения до ответа на него
рецептивное поле - определенный рефлекс возникает только при раздражении определенной рецепторной зоны
нервный центр - определенная локализация каждого рефлекса в центральной нервной системе.
Классификация рефлексов
По биологическому значению:
и др.
По отвечающему рабочему органу:
и др.
По нахождению нервного
спинальные (нервные центры находятся в спинном мозге - мочеиспускание, дефекация и др.,)
бульбарные (нервные центры находятся в продолговатом мозге - кашель, чиханье и др.)
мезенцнфальные (нервные центры находятся в среднем мозге - выпрямление тела, ходьба)
диэнцефальные (в промежуточном мозге - терморегуляция и др.)
корковые (нервные центры находятся в коре больших полушарий - все условные рефлексы).
По сложности рефлекса:
простые
сложные (цепные рефлексы)
По отвечающему органу:
вегетативные
соматические
По происхождению:
врожденные (безусловные)
приобретенные (условные).
Безусловные рефлексы
являются видовыми, постоянными,
наследственными, сохраняются
Согласование всех
рефлекторных реакций
РЕФЛЕКТОРНЫЙ
ПРИНЦИП ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ(ВНД)
Сущность работы нервной
системы заключается в
Возникновение и развитие нервной системы в процессе эволюции означало прежде всего появление и усовершенствование рефлекторных механизмов. Эти механизмы, независимо от степени их сложности, имеют ряд принципиально общих черт. Для осуществления рефлекса необходимы, как минимум, два элемента: воспринимающий (рецепторный) и исполнительный (эффекторный). Рецепторы могут реагировать на очень широкий диапазон раздражителей и занимать большие площади (рефлексогенная зона). К таким относятся, например, рецепторы болевой чувствительности, рецепторы внутренних органов. Другие воспринимающие элементы, напротив, являются чрезвычайно специализированными и имеют ограниченную рефлексогенную зону. В качестве примера можно назвать вкусовые рецепторы, располагающиеся на поверхности языка, или зрительные палочки и колбочки.
Точно так же исполнительный
аппарат рефлекса может представлять
собой изолированную мышцу и
иметь жесткую связь с
главная особенность которых — неожиданность.
“Стартовый” рефлекс — одна из многих реакций, требующих согласованной работы различных систем организма. Такая заинтересованность невозможна при наличии жестких прямых связей с рецепторами и эффекторами, поскольку это привело бы к появлению независимых друг от друга и не поддающихся координации рефлекторных механизмов.
В процессе эволюции сформировался еще один элемент, обеспечивающий рефлекторные реакции, — вставочные нейроны. Благодаря этим нейронам импульсы от рецепторов достигают эффекторных аппаратов не сразу, а после промежуточной обработки во время которой и устанавливается согласованность в различных реакциях. Широко взаимодействуя между собой и образуя скопления, вставочные нейроны создают возможность для объединения всех рефлекторных механизмов в единое целое. Формируется интегральная нервная деятельность, которая представляет собой нечто большее, чем сумма отдельных реакций.
Каждая отдельная реакция
подчиняется центральным
Интегральная нервная
деятельность еще не означает высшей
нервной деятельности. Объединение
организма в единое целое и
организация сложных
Однако безусловнорефлекторная деятельность неизбежно страдает ограниченностью, потому что она почти не поддается исправлениям и тем самым препятствует накоплению индивидуального опыта. Каждый индивид от рождения почти полностью готов к определенным действиям, однообразно повторяющимся из поколения в поколение. Если условия среды внезапно изменяются. то великолепно отлаженный механизм реагирования оказывается неприспособленным.
Гораздо большая гибкость поведения наблюдается у организмов, которые способны к индивидуальному обучению. Это становится возможным благодаря возникновению в нервной системе временных нервных связей. Наиболее изученным типом такой нервной связи является условный рефлекс. При помощи этого рефлекса раздражитель, бывший ранее безразличным, приобретает значение жизненно важного сигнала и вызывает определенную реакцию. В механизмах условного рефлекса заложены предпосылки индивидуальной памяти, без которой, как известно, невозможно обучение.
По мере эволюционирования коры больших полушарий возникают огромные зоны нервных клеток, которые не имеют никакой врожденной программы, а предназначены лишь для образования связей в процессе индивидуального обучения. Поскольку работа нервной системы основана на рефлекторном принципе, то и обучение распространяется на три основные звена рефлекторного механизма:
анализ поступающей
от рецепторов информации, интегральная
обработка в промежуточных
Личный опыт оказывает
влияние как на восприятие и переработку
информации из внешней и внутренней
среды, так и на формирование программ
деятельности — краткосрочных или
долгосрочных. В результате восприятия
многих раздражителей происходит опознавание,
т.е. сведения о раздражителе сравниваются
с заложенной в памяти информацией.
Точно так же при организации
ответных действий учитываются не только
потребности на данный момент, но и
прошлый опыт успешных или неуспешных
реакций в аналогичной
При выполнении намеченного действия могут возникнуть непредвиденные помехи. Следовательно, необходимо сохранять конечную цель реакции до ее полного осуществления, для чего требуются специальные механизмы.
Процессы распознавания поступающих сигналов, выработка учитывающих прошлый опыт программ действия, контроль за их выполнением составляют содержание высшей нервной деятельности. Эта деятельность, оставаясь рефлекторной по своей сущности, отличается от врожденных автоматизмов гораздо большей гибкостью и избирательностью. Один и тот же раздражитель может вызывать разные реакции в зависимости от состояния на данный момент, общей ситуации, индивидуального опыта, потому что многое зависит не от особенностей раздражителя, а от той обработки, которую он проходит в промежуточных звеньях рефлекторного аппарата.
Информация о работе Рефлекторный принцип деятельности нервной системы