Роль информатики в медицине

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 00:41, реферат

Краткое описание

В наше время повсеместно все с большим темпом во все сферы деятельности человечества входят компьютерные технологии. Лидирующие области по внедрению компьютерных технологий в быт человека являются бухгалтерия, различные складско-учетные программы. Темпы внедрения компьютерных технологий у нас в стране довольно, этому есть простое пояснение в нашей стране очень много квалифицированных специалистов по компьютерным технологиям, и пока не наблюдается нехватка этих специалистов (как это наблюдается в развитых странах, например в США). Но, не смотря на все сказанное выше, медицина очень отстает по внедрению даже простейших усовершенствованиях, например, вся учетная информация ведется на бумаге (не говоря о разработке и внедрении каких-либо экспертных систем)

Содержание

Введение 3
Персональные компьютеры в медицинской практике 3
Комплексная система автоматизации деятельности медицинского учреждения 5
Больничные информационные системы 6
Телемедицина 10
Информационные технологии в онкологии 11

Вложенные файлы: 1 файл

Роль информатики в медицине.doc

— 139.50 Кб (Скачать файл)


 

 

Реферат

Роль информатики в медицине

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Казань 2006 
http://adminka.info

 

 

Содержание

 

 

Введение

В наше время повсеместно все  с большим темпом во все сферы  деятельности человечества входят компьютерные технологии. Лидирующие области по внедрению компьютерных технологий в быт человека являются бухгалтерия, различные складско-учетные программы. Темпы внедрения компьютерных технологий у нас в стране довольно, этому есть простое пояснение в нашей стране очень много квалифицированных специалистов по компьютерным технологиям, и пока не наблюдается нехватка этих специалистов (как это наблюдается в развитых странах, например в США). Но, не смотря на все сказанное выше, медицина очень отстает по внедрению даже простейших усовершенствованиях, например, вся учетная информация ведется на бумаге (не говоря о разработке и внедрении каких-либо экспертных систем). Причины этого понятны, практически вся медицина финансируется государством и бывает, больницам не хватает средств на самые необходимые лекарства, не говоря уж о внедрении компьютерных систем по учету и анализу, практически все медицинское оборудование и программное обеспечение к нему к нам поступает из-за границы в качестве гуманитарной помощи. А некоторые частные больницы и поликлиники если и приобретают какое-либо программное обеспечение, то приобретают его за рубежом, что стоит намного дороже, чем стоила бы разработка у отечественных производителей, но и быстрее чем разработка у отечественных производителей. Я надеюсь, что скоро и медицину затронет компьютерный прогресс, тем более, что во многих медицинских исследованиях просто не возможно обойтись без компьютера и специального программного обеспечения к нему.

Персональные компьютеры в медицинской  практике

За последние  20 лет уровень  применения компьютеров в медицине чрезвычайно повысился. Практическая медицина становится все более и более автоматизированной. Существует множество  программ для компьютеров.

Выделяют два  вида компьютерного  обеспечения: программное и аппаратное. Программное обеспечение включает в себя системное  и прикладное.

Системное программное обеспечение  предназначено для функционирования  самого  компьютера как единого  целого. Это, в первую очередь, операционная система, а также сервисные программы  различного назначения - драйверы, утилиты  и т. п. В системное программное обеспечение входит сетевой интерфейс, который обеспечивает доступ к данным на сервере. Данные, введенные в компьютер, организованы,  как правило, в базу данных, которая, в свою очередь, управляется прикладной программой управления базой  данных (СУБД)  и может содержать, в частности, истории болезни, рентгеновские снимки в оцифрованном виде, статистическую отчетность по стационару, бухгалтерский учет.

Прикладное обеспечение представляет  собой  программы,  для которых, собственно, и предназначен компьютер. Это - вычисления, обработка результатов исследований, различного рода расчеты, обмен информацией между компьютерами и т. д.

Сложные современные  исследования  в медицине немыслимы без применения вычислительной техники. К таким  исследованиям  можно отнести компьютерную томографию, томографию с использованием явления  ядерно-магнитного резонанса, ультрасонографию, исследования с применением изотопов. Количество информации, которое получается при таких исследования так огромно,  что  без  компьютера человек был бы неспособен ее воспринять и обработать.

Очень важным  в  последнее  время  становится использование компьютеров, объединенных в компьютерные сети при  помощи  специальных  кабелей  или телефонных каналов. Такие компьютерные сети позволяют очень эффективно производить обмен данными между  удаленными  друг от друга компьютерами. В рамках Российского Министерства Здравоохранения и медицинской промышленности  функционирует  компьютерная сеть MEDNET, которая позволяет упростить сбор статистических медицинских данных по регионам, делать соответствующую обработку, агрегирование данных и составление отчетности. Кроме того, эта сеть позволяет передавать любые данные между медицинскими учреждениями, имеющими компьютеры. В последнее время также получили распространение компьютерные гипертекстовые системы, которые позволяют таким образом  организовать  информацию,  что  она становится легко доступной для людей, не являющихся специалистами в  компьютерном деле. Такие гипертекстовые  системы  могут включать в себя как текстовую информацию, так и звуковую и графическую, в том числе,  движущиеся видеоизображения.  Это позволяет создавать информационные системы, осуществляющие информационную поддержку медиков в тех случаях, когда их квалификации или опыта  недостаточно для  принятия решений  о комплексе лечебных мероприятий, например, на догоспитальном этапе. Эти же системы, оснащенные подсистемой вопросов и оценки ответов, могут использоваться для целей обучения.

 

Комплексная система автоматизации деятельности медицинского учреждения

 Европейские медицинские системы  существенно отличаются от Российских  автоматизированных информационных  систем, в которых рассматриваются  в основном медицинские аспекты  проблемы тем, что в них основное  внимание уделяется организационной структуре управления здравоохранением. Организационная структура должна позволять эффективно предоставлять медицинские услуги, независимо от применения новейших высокозатратных медицинских технологий. Система управления должна быть конкурентоспособна, приносить прибыль даже при высочайшем качестве лечения. Для такой организации без информационной системы, невозможно принятие оперативных решений в области медицины и экономики. Расходы на информатизацию практически повышают конкурентоспособность медучреждения на рынке оказания медицинских услуг [1]. Переход к платной или страховой медицине в России, развитие конкуренции в области медицинских услуг порождает необходимость разработки медицинских информационных систем нового поколения, отражающих специфику Российской медицины и появление рыночных отношений. Информационные системы должны быть комплексные, включающие в себя взаимосвязанные в единое целое автоматизированной системы медицинского учреждения, призванные решать задачи по следующим направлениям: административное, медицинское, финансово-хозяйственное и научное.

Такой подход позволяет оперативно проводить анализ финансового состояния  предприятия при повышении качества медицинского обслуживания, за счет приобретения нового медицинского оборудования и развития медицинской информатики (информатизация медицинской деятельности предприятия).

Медицинская информатика играет особую роль в процессе здравоохранения  не только потому, что дает возможность  проводить сравнительный анализ как внутри медицинской организации , так и в объединении. Это повышает конкуренцию и, как правило, выигрывает пациент. Вложенные средства в информационные технологии, являются наиболее эффективным при оптимизации управления.

Существующие медицинские информационные системы можно разделить по следующим критериям:

  • Медицинские системы, включающие в себя разрозненные несогласованные программы, решающие узкие задачи врачей-специалистов, таких как рентгенолог, УЗИ и т.д. К таким относятся система МЕДиНФОС (Ростовское НИИ акушерства и педиатрии), АРМы фирмы “ВИДАР” (г. Москва);
  • Медицинские системы организации делопроизводства врачей и обработки медицинской статистики. Представителями являются “Авицена” (“Коста”, г. С-Петербург), “HS-пациент” (Hsoft, г. Калинград). Особо следует выделить систему “Эверест”, в которой намечается комплексный подход к построению информационной системы [4].

Если оценивать данные системы  по уровню развития с точки зрения критериев, предложенных специалистами  института медицинских записей (Medical Record Institute, USA) [5], то они удовлетворяют условиям третьего-четвертого уровня развития информационных систем.

Новые требования в политике здравоохранения, а также бурное развитие компьютерных технологий ставят перед разработчиками программного обеспечения задачу создания комплексных систем автоматизации деятельности медицинских учреждений. Разработка и внедрение таких систем позволяет эффективно решать задачи интеграции всех имеющихся источников информации как медицинской, так и хозяйственной ориентации, облегчить работу медицинского персонала. Это выражается в увеличении скорости обработки информации различного типа, повышении оперативности принятия решений.

Больничные информационные системы

Система сбора и обработки информации в современной больнице должна выполнять столь много разнообразных функций, что их нельзя даже описать, а уж тем более автоматизировать в сколько-нибудь короткие сроки. Поэтому попытки создать всеобъемлющие автоматизированные больничные информационные системы на одной программно-технической базе прекратились еще в 80-х годах, и автоматизация обработки информации теперь обеспечивается с помощью комплекса взаимодействующих относительно автономных информационных систем отдельных подразделений или служб. Преимущество этого подхода состоит в том, что такие системы могут вводиться в эксплуатацию постепенно, по мере того как позволят финансовые возможности и возрастет степень готовности медицинского персонала к внедрению таких систем. Настоящая статья посвящена описанию развития комплекса больничных информационных систем и возникающих при этом проблем. За основу взят почти 30-летний опыт разработки и внедрения подобного комплекса в Центральной клинической больнице (ЦКБ).

Жизненный цикл автоматизированной информационной системы состоит из пяти основных стадий:

    • разработки системы или приобретения готовой системы;
    • внедрения системы;
    • сопровождения программного обеспечения;
    • эксплуатации системы;
    • демонтажа системы.

Средняя продолжительность жизненного цикла автоматизированной информационной системы составляет 10-15 лет. За последние тридцать лет наблюдается тенденция ее сокращения. Если система, разработанная для миникомпьютера образца 1980 года, могла прожить 15 и более лет, то системы для сетей персональных компьютеров живут не более 10 лет.

 

Разработка системы  или приобретение готовой системы

На этапе разработки автоматизированной информационной системы или подготовки к приобретению готовой системы  проводится предпроектное обследование существующих потоков данных в автоматизируемом подразделении или службе больницы. Затем проектируется будущая человеко-машинная технология сбора и обработки данных. После этого разрабатывается или приобретается программное обеспечение, выполняющее наиболее существенные функции, а также выполняется проект создания или обновления вычислительных сетей больницы. На эти шаги разработки может уйти 1—2 года. В течение еще 1—2 лет ведется разработка остальных функций системы.

Внедрение системы

На  следующем этапе внедряется разработанное  или вновь приобретенное программное обеспечение. Этот этап включает в себя создание или обновление вычислительных сетей (в том числе закупку или модернизацию средств вычислительной техники), разработку или редактирование справочно-нормативной базы, обучение медицинского персонала и сопровождающих программистов, изменение штатов и другие организационные мероприятия. Этап внедрения перекрывается этапом разработки.

Сопровождение программного обеспечения

При внедрении  разработанного или приобретенного программного обеспечения неизбежно  выявляются ошибки проектирования или разработки. Кроме того, за достаточно длительное время разработки условия работы автоматизируемого подразделения или службы также могут измениться, и притом достаточно существенно.

Ошибки  и изменения условий корректируются программистами, сопровождающими программное обеспечение информационной системы.

Эксплуатация системы

Автоматизированная  информационная система эксплуатируется  ее пользователями с помощью специально назначенного персонала (службы эксплуатации информационной системы), который поддерживает в рабочем состоянии вычислительные сети, используемые автоматизированной системой, а также ее программное обеспечение и базы данных. Эксплуатация системы начинается практически одновременно с сопровождением программного обеспечения и продолжается несколько дольше сопровождения.

Демонтаж системы

По  истечении жизненного цикла информационной системы она должна быть выведена из эксплуатации, то есть демонтирована. Процесс вывода из эксплуатации включает в себя физический демонтаж морально и физически устаревших компонентов вычислительных сетей, а также специфические подготовительные операции, обеспечивающие взаимодействие демонтируемой системы с той, что идет ей на замену (разработка и выполнение процедур выгрузки данных из старой системы и загрузки данных в новую и т.д.). Последние операции могут потребовать достаточно много времени (несколько лет в случае сложных систем).

Замена старой системы на новую

При замене старой системы на новую жизненные  циклы обеих систем должны быть состыкованы. Поскольку главным условием такой стыковки является непрерывность линии эксплуатации, то результат стыковки жизненных циклов должен быть таким, как показано на рис. 2. Ввод в эксплуатацию новой системы отмечен на этом рисунке пунктирной вертикальной линией. Это не означает, что старая система в этот момент прекращает работу: процесс ее демонтажа все еще продолжается, например, в старой системе выдаются годовые статистические отчеты.

 

Телемедицина

Телемедицина - это отрасль современной  медицины, которая развивалась параллельно совершенствованию знаний о теле и здоровье человека вместе с развитием информационных технологий. Современная медицинская диагностика предполагает получение визуальной информации о здоровье пациента. Поэтому для формирования телемедицины необходимы были информационные средства, позволяющие врачу "видеть" пациента. Считается, что впервые телевизионная связь была использована в США в 1959 году для проведения психиатрической консультации. В настоящее время клинические телемедицинские программы существуют во многих информационно развитых странах мира, например, только в США сооружено более 70 крупных электронных сетей, 35 организаций занято проблемами телевизионной медицины, ряд крупных лечебных учреждений имеет собственные программы по телемедицине. В нашей стране работы по дистанционной передаче медицинской информации осуществлялись с конца 60-х годов, и конечно были неразрывно связаны с космической медициной, имеющей опыт в разработке и применении биотелеметрических систем.

Наиболее  правильное определение "телемедицине" можно дать после рассмотрения места  и роли информатики в современной  медицинской науке. Информатика - отрасль науки, изучающая структуру и общие свойства научной информации, а также вопросы, связанные с ее сбором, хранением, поиском, переработкой, преобразованием, распространением и использованием в различных сферах человеческой деятельности. Ее медицинская отрасль, образовавшаяся в результате внедрения информационных технологий в одну из древнейших областей деятельности человека, сегодня становится одним из важнейших направлений интеллектуального прорыва медицины на новые рубежи.

Информация о работе Роль информатики в медицине