Сестринский процесс в терапии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 20:12, реферат

Краткое описание

Сестринский процесс - это организационная структура, необходимая для наблюдения, ухода, выполнения назначений врача терапевтическим больным. Это метод организации и оказания сестринской помощи, который обычно включает больного (пациента) и медицинскую сестру в качестве взаимодействующих лиц. Довольно важным является то, что пациент в данной ситуации должен рассматриваться не как отдельный случай заболевания, а как личность.

Вложенные файлы: 1 файл

Сестринский процесс в терапии.docx

— 24.16 Кб (Скачать файл)

Сестринский процесс  в терапии

Особенности организации  сестринского процесса в терапии 
 
Сестринский процесс - это организационная структура, необходимая для наблюдения, ухода, выполнения назначений врача терапевтическим больным. Это метод организации и оказания сестринской помощи, который обычно включает больного (пациента) и медицинскую сестру в качестве взаимодействующих лиц. Довольно важным является то, что пациент в данной ситуации должен рассматриваться не как отдельный случай заболевания, а как личность. 
 
До недавнего времени понятие «диагноз» относилось только к профессии врача. Но по мере того, как сестринское дело стало определяться в автономную профессию, возникла необходимость сформулировать, в чем сущность сестринской практики и ее отличие от деятельности специалистов других профессий здравоохранения. В профессиональный лексикон вошло понятие «сестринский процесс», под которым понимают «системный или прагматичный подход к оказанию сестринской помощи, ориентированной на потребности пациента». Цель его заключается в том, чтобы предупредить, облегчить, уменьшить или свести к минимуму проблемы (трудности), возникающие у пациента. Сам термин «сестринский процесс» только вводится у нас в стране. 
 
Он раскрывает сестринскую деятельность на современном уровне. Медсестры должны быть компетентными, способными мыслить и анализировать. Поэтому сестринский процесс - это все-таки образ мышления и действий медицинской сестры. Имеются три основные характеристики сестринского процесса в терапии: ЦЕЛЬ, ОРГАНИЗАЦИЯ, УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ (творческие способности медицинской сестры). 
 
ЦЕЛЬ - сестринский процесс в терапии в работе медсестры должен включать: 1. Идентификацию проблем и потребностей больного человека в наблюдении и уходе. 2. Определение приоритетов по уходу и ожидаемых целей и результатов ухода за больными. 3. Применение сестринской стратегии, направленной на удовлетворение различных нужд больного. 4. Оценка эффективности сестринского ухода. 
 
Составные части процесса, а именно: обследование, постановка сестринского диагноза, планирование, осуществление (реализация) плана и оценка полученных результатов составляют организационную структуру в сестринском процессе. 
 
Наконец третья характеристика - уровень образования медицинской сестры дает возможность применять знания и навыки в разрешении проблем различной трудности. 
 
Составными данного процесса являются: сестринское обследование пациента, диагностирование его состояния (определение потребностей и выявление проблем), планирование помощи, направленной на удовлетворение выявленных потребностей (проблем), выполнение (реализация) плана необходимых сестринских вмешательств и оценка полученных результатов. 
 
а) ОБСЛЕДОВАНИЕ - это прежде всего получение информации о состоянии здоровья больного и создание информационной базы. Это тщательный целенаправленный расспрос, включающий выявление жалоб, истории настоящего заболевания, перенесенных заболеваний, истории жизни, аллергологического анамнеза, а также выявление других проблем, волнующих больного. Источником информации может быть не только сам больной, но и члены семьи, друзья, коллеги по работе, медицинские работники, медицинская документация (амбулаторная карта, выписка из истории болезни и т. п.), специальная медицинская литература. Важный пункт в обследовании - это взаимоотношения между медсестрой и пациентом. В большинстве случаев пациент является наилучшим источником информации. Пациент, который настроен отвечать на вопросы, может дать наиболее точную информацию. Члены семьи используются для информации в том случае, когда пациентом является маленький ребенок, душевнобольной, пациенты, находящиеся в бессознательном состоянии. Так как оценка состояния является непрерывным процессом, медсестра должна поддерживать связь с другими членами бригады медицинской помощи (врачами медицинскими сестрами, санитарами и т. п.). Как источник информации привлекаются по мере необходимости и работники социальной службы, представители духовной сферы. Все они являются потенциальными источниками информации. 
 
Медицинская документация может давать информацию о состоянии здоровья пациентов в прошлом, о методах его лечения, достигнутых результатах. Изучение медицинской литературы помогает медицинской сестре повышать свой образовательный уровень по данному вопросу и дополнить информационную базу о больном. Далее необходимо провести тщательный осмотр больного, при этом необходимо определить состояние больного, его положение состояние сознания, телосложение, его поведение, контактность При осмотре кожных покровов и видимых слизистых оболочек обратить внимание на их цвет, эластичность, тургор кожи, наличие различных сыпей, рубцов, расчесов. Следует оценить состояние подкожно-жирового слоя, наличие варикозно расширенных вен на нижних конечностях, брюшной стенке, наличие жидкости в брюшной полости. Обследование также включает и проведение физических методов исследования: с помощью пальпации определяют голосовое дрожание, резистентность грудной клетки, болевые точки; с помощью перкуссии определяют перкуторные звуки над грудной клеткой: легочный, коробочный, бедренный, тимпанический, притупленно тимпанический; нижние границы легких и подвижность легочного края, высоту стояния верхушек и ширину полей Кернига; методом аускультации выявляются основные дыхательные шумы, везикулярное и бронхиальное дыхание и дополнительные хрипы, крепитация, шум трения плевры шум плеска Гиппократа и шум падающей капли, кроме того, следует определить бронхофонию. 
 
После сбора информации медицинская сестра ставит сестринский диагноз, то есть начинается следующий этап процесса, который соответствует в основном симптомному и проблемному. В сестринский диагноз включается определение и обозначение существующих и потенциальных проблем больного. 
 
Цель данного этапа - установить: 1) существующие или потенциальные проблемы, возникающие у пациента как своего рода ответные реакции организма на его состояние, в том числе и болезнь; 2) факторы, способствующие или вызывающие развитие этих проблем; 3) сильные стороны пациента, которые способствовали бы предупреждению или разрешению проблемы. Это может быть головная боль, головокружение, рвота, боли в животе, слюнотечение, понос, запор, бессонница, одышка, тревога, беспокойство и т. д. Следует подчеркнуть, что сестринский диагноз в течение заболевания и его лечения может изменяться. При постановке сестринского диагноза медсестра должна обращать внимание на то, что больной человек, как правило, имеет в какой-то степени измененную психику неконтактность возбуждение, агрессивность, плаксивость, депрессию, нежелание отвечать на вопросы Все эти проблемы должны учитываться при постановке сестринского диагноза 
 
Постановку сестринского диагноза не следует путать с постановкой врачебного диагноза. 
Их отличие: 
Врачебный диагноз 
- определяет болезнь; - может оставаться неизменным в течение всего времени болезни; - предполагает лечение в рамках врачебной практики; - как правило, связан с возникшими патофизиологическими изменениями в организме. 
Сестринский диагноз 
- нацелен на выполнение ответных реакций организма в связи с болезнью; - меняется каждый день или даже в течение дня по мере того, как изменяются реакции организма на болезнь; - сестринские вмешательства в пределах ее компетенции и практики; - с представлениями самого пациента о состоянии его здоровья. 
Медсестре предстоит решить, кто из профессиональных работников здравоохранения может разрешить данные проблемы пациента. 
 
Количество диагнозов зависит от характерологических особенностей пациента. 
 
Проблемы делятся на актуальные и потенциальные, которые рассматриваются с учетом приоритета (первичные, промежуточные, вторичные). 
 
Например: в стационар поступил неподвижный больной. Первичная его проблема - неподвижность или ограниченная подвижность. Вторая проблема (она является потенциальной) - это возможность возникновения пролежней. При каждом из поставленных диагнозов медсестра намечает себе действия, и на потенциальный диагноз - тоже, чтобы потенциальная проблема не превратилась в проблему явную. 
 
Задача медицинской сестры - разработать индивидуальный план ухода за больным с тем, чтобы пациент и его семья смогли бы адаптироваться к изменениям, которые могут возникнуть в связи с проблемами в здоровье. 
 
Медицинская сестра ведет сестринскую историю болезни, записывает перечень выявленных диагнозов. По поводу каждого из них разрабатывает свою тактику и план мероприятий. Это третий компонент сестринского процесса, целью которого являются: определение приоритетов обслуживания; определение возможных последствий и разработка плана ухода за больным. 
 
Мероприятия, которые должна проводить медсестра: определение мер по уходу за больным; написание плана по уходу за больным; планирование ожидаемых результатов; подготовка к необходимым консультациям. План - это определение программы действий. Прежде всего, медицинская сестра должна добиться расположения больного но не заигрывать с ним. В план следует включать мероприятия по уходу и наблюдению за больным, подготовку больных к дополнительным методам исследования; методику забора биологического материала для лабораторных методов исследования; выполнение различных врачебных назначений по лечению больного, а также планировать консультации других специалистов и т. д. При этом пациент должен быть вовлечен в процесс планирования. Цели, намеченные медицинской сестрой, могут быть: кратковременными - рассчитанные на 7-10 дней; долговременными рассчитанные на более длительный срок. Во время написания целей необходимо учитывать: действие, критерий, условия. 
 
Например: медсестра должна научить пациента в течение двух дней делать самому себе инъекции инсулина. ДЕЙСТВИЕ - делать инъекции. КРИТЕРИЙ - в течение двух дней. УСЛОВИЯ - с помощью медицинской сестры. Спланировав все мероприятия, медицинская сестра их выполняет. Это четвертый этап сестринского процесса. 
 
ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ДЕЙСТВИЙ, необходимых для выполнения плана. Целью данного этапа является обеспечение соответствующего ухода за больным, своевременное выполнение врачебных назначений: подготовка больных к различным исследованиям, осуществление забора биологического материала на исследование (кровь, моча, кал, мокрота, желудочное и дуоденальное содержимое), своевременная раздача лекарственных средств, выполнение различных инъекций, организация необходимых консультаций, а также своевременное проведение мероприятий по уходу и наблюдению за больным. Осуществление действий - это, прежде всего, реализация планируемых мероприятий: оказание помощи пациенту в выполнении жизненных потребностей; обучение и консультирование пациента и членов его семьи; уход за пациентом. В зависимости от планируемых мер существует три основных типа реализации: 
 
а) ЗАВИСИМАЯ - при этом требуются указания врача, но должны быть использованы знания и навыки медицинской сестры, например раздача конкретных лекарств больному инъекции и вливания, введение зонда для забора желудочного или дуоденального содержимого, проведение подготовки больного к специальным методам исследования и т. д.; 
 
б) НЕЗАВИСИМАЯ - включает непосредственную деятельность медсестры. Как правило, ее действия регулируются сестринской практикой: уход за волосами, глазами, полостью рта, кожей, профилактика пролежней, подмывание больного; 
в) ВЗАИМОЗАВИСИМАЯ - совместная деятельность медицинской сестры с другими специалистами в области медицины через протоколы и различные предписания. Протокол - это написанный план процедур, выполняемых медсестрой во время обследования 
 
Потребность пациента в помощи может быть временной, постоянной или реабилитирующей. Например: в случае временного ухода помощь требуется в течение короткого времени (ОРЗ). У больного, не имеющего способности к самообслуживанию из-за поражения грудного отдела позвоночника, потребность в помощи постоянная. 
 
Реабилитирующая помощь поможет пациенту приобрести новые навыки выполнения ежедневных потребностей, чтобы стать более независимым и быть более способным к самоуходу. 
 
Среди методов осуществления мероприятий по уходу за больным используется и СОВЕТ. С помощью совета медицинская сестра помогает больному решать проблемы, это облегчает контакт между больными, семьей и медперсоналом Совет - это эмоциональная, интеллектуальная и психологическая помощь. Медицинская сестра дает советы, чтобы помочь больному подготовиться к предстоящим или настоящим изменениям, возникающим из-за стресса, который всегда присутствует при любом заболевании В число пациентов, нуждающихся в совете, включаются и те лица, которым нужно приспособиться к новому здоровому образу жизни - бросить курить похудеть и т. п. Во время заболеваний, вызывающих опасение за жизнь пациента, его близкие нуждаются в совете, чтобы примириться в какой-то степени с возможным летальным исходом. 
 
Сестринский уход нужен для того, чтобы помогать решать проблемы со здоровьем, предотвращать появление потенциальных проблем и поддерживать его здоровье. 
 
И заключительный этап - оценка результатов. 
 
ОЦЕНКА ДЕЙСТВИЯ МЕДСЕСТРЫ - это исследование реакции больного на вмешательства медсестры и является заключительным этапом сестринского процесса, целью которого является -определить степень, до которой намеченные мероприятия по уходу за больным были достигнуты. 
 
Если медсестра думала, что, поговорив с пациентом, успокоит его, то она должна через некоторое время непременно себя проконтролировать: опять вступить в беседу с больным, выяснить его состояние. Если она ввела обезболивающее средство, то через некоторое время обязана проверить, изменилось ли состояние пациента, ослабла ли боль. 
 
Мероприятия, которые медицинская сестра должна проводить; оценка реакции пациента на вмешательства медсестры, мнение пациента о сестринском вмешательстве; оценка полученных результатов и подведение итогов; оценка качества оказанной помощи, то т есть влияние ухода на пациента; корректировка плана по уходу за больным в том случае, если результат не достиг ожидаемого. 
 
Здесь происходит оценка реакции пациента на сестринское лечение. Этот этап осуществляется совместно с пациентом, который активно участвует в лечебном процессе. Оценка проводится постоянно, когда медсестра общается с пациентом. В ходе оценки медсестра судит об успехе этапов лечения, проверяя реакцию пациента и сравнивая ее с ожидаемой реакцией. Оценка показывает - была ли достигнута намеченная цель. Например: у онкологического больного при поступлении сила боли достигала 8 баллов (по десятибалльной системе). Медицинская сестра ставит сестринский диагноз «хроническая боль», ставит задачу - через два дня силу боли снизить до 1 балла - через два дня она проверяет конечный результат. 
 
Если необходимо, то план пересматривается, прерывается, изменяется. Когда цели не достигаются, то оценка дает возможность увидеть факторы, мешающие достижению поставленной цели. Когда конечный результат сестринского процесса приводит к неудаче, то сестринский процесс повторяется последовательно для нахождения ошибки и изменения плана сестринских вмешательств. 
 
Оценка всего сестринского процесса в терапии производится в том случае, если пациент выписывается, если его перевели в другое лечебное учреждение, если пациент умер или в случае длительного заболевания. 
 
Этот этап включает три различных аспекта: 
 
1. Оценка реакции больного на вмешательство медсестры. Она может быть доброжелательной, негативной, агрессивной, благодарной и т. д. 
 
2. Мнение больного о вмешательстве - как необходимость для улучшения здоровья (инъекции, вливания и другие процедуры). 
 
3. Оценка достижения поставленной цели - чем быстрее улучшается здоровье, общее состояние больного, тем правильней была поставлена цель. 
 
Кроме вышесказанного, необходимо помнить: для того, чтобы правильно наблюдать за больным и своевременно осуществлять должный уход за различными терапевтическими больными медицинская сестра должна хорошо знать симптомы заболеваний и представлять механизм их развития. 
 
Итог: сестринский диагноз - это есть не что иное, как выявленные медицинской сестрой проблемы пациента, которые она может лечить. В 1982 году в учебнике по сестринскому делу авторов Карлсон, Крафт и Макгюре появилось новое определение "Сестринский диагноз - состояние здоровья пациента (нынешнее или потенциальное), установленное в результате проведенного сестринского обследования и требующее вмешательства со стороны медицинской сестры». 
Осуществление и внедрение сестринского процесса в ЛПУ поможет решить следующие задачи: 
- повысить качество и снизить сроки лечебного процесса без привлечения дополнительных средств; 
- снизить потребность во врачебных кадрах, создавая "сестринские отделения, дома, Hospis" с минимальным количеством врачей; 
- повысить роль медсестры в лечебном процессе, что немаловажно для достижения более высокого, соответственно труду, социального статуса медицинской сестры в обществе; 
- внедрение многоуровневого сестринского образования позволит обеспечить  

            Кыргызско- Российский Славянский университет                                                                             


Информация о работе Сестринский процесс в терапии