Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 19:05, реферат
Конституция Японии — основной закон Японии, вступивший в силу 3 мая 1947. Формально является серией поправок в Конституцию Мэйдзи (1889), однако традиционно считается отдельной Конституцией
Конституция устанавливает принципы парламентарной государственной системы, основные гарантии и права граждан. Согласно Конституции, император Японии является «символом государства и единства народа» и исполняет чисто символическую функцию, не предусматривающую никакой реальной власти; все свои государственные акты он производит «по представлению Кабинета» вплоть до того, что широко распространена ошибочная точка зрения, согласно которой император вообще не является главой государства. Текст Конституции насчитывает 103 статьи, объединённых в 11 глав.
Введение 3
1 Конституция Японии. 5
2.Проблематика современной конституции Японии. 9
Заключение 15
Список литературы 17
Оглавление
Конституция Японии — основной закон Японии, вступивший в силу 3 мая 1947. Формально является серией поправок в Конституцию Мэйдзи (1889), однако традиционно считается отдельной Конституцией
Конституция
устанавливает принципы
Современная Конституция Японии была принята парламентом 24 августа 1946 г. и вступила в силу с 3 мая 1947 г., когда страна еще находилась под оккупацией вооруженных сил США и управлялась американской администрацией. Вопрос об отношении к действующей Конституции на всем протяжении послевоенной истории Японии был главным "водоразделом" для всех политических сил страны. "Гордость японского народа", или "пособие по самоубийству, именуемое Конституцией" - столь широк разброс мнений в японском обществе в оценке современной Конституции. Конституция, насчитывающая по возрасту немногим более 60 лет, из ныне действующих 178 конституций мира является 15-й по старшинству. Однако, конституционные дебаты, ведущиеся в настоящее время в Японии, имеют право на особое внимание. Парламентские советы по изучению Конституции призваны стать широким официальным форумом по изучению и обсуждению ныне действующего Основного закона. Принципиально важной особенностью статуса советов, отличающей их от постоянных комитетов Парламента, является отсутствие у них права законодательной инициативы, т.е. подготовленные ими документы не могут непосредственно вноситься на рассмотрение Парламента в качестве законопроектов. В активное обсуждение проблем, связанных с попытками ревизии Конституции, включились средства массовой информации Японии. Ведущие газеты страны по направленности своих передовиц сразу разделились на два лагеря – "за" и "против" пересмотра. "Форварды" японской прессы "Иомиури симбун" и "Санкэй симбун" приветствовали шаги в направлении пересмотра Конституции, не менее популярные "Майнити симбун" и "Асахи симбун" заявили о своих опасениях, связанных с возможностью ее пересмотра. "Иомиури симбун" даже опубликовала собственный проект нового Основного закона, занявший несколько полос газеты. Таким образом, вопрос о реформе Конституции оказался в фокусе внимания общественности Японии, ее политиков, правоведов, миллионов обычных граждан.
Конституция гласит, что император является символом государства и единства народа, его статус определяется волей всего народа, которому принадлежит суверенная власть. Формально Япония остается конституционной монархией, но отныне монарх не может влиять на принятие и осуществление законов. Народ осуществляет свою власть через демократически избираемый парламент и формируемые им и ответственные перед ним органы исполнительной власти. Естественно, что Конституция гарантирует гражданам буржуазно-демократические права и свободы - слова, совести, митингов, демонстраций, личную неприкосновенность и равноправие, независимость судебной власти и т. д. Важное значение для Японии имела ст. 9 Конституции, согласно которой Япония отказалась от права ведения войны как права нации, от обладания собственными вооруженными силами; Конституция не признает за японским государством права ведения войны. Таким образом, Конституция 1947 г. законодательно закрепила победу в Японии буржуазной демократии, а некоторые ее положения, как, например, ст. 9, значительно опередили свою эпоху.
В современной Японии статус императора определяется Основным законом как символ государства и единства народа; император не наделен полномочиями, связанными с осуществлением государственной власти; все его действия в государственной сфере могут быть предприняты не иначе как с совета и одобрения Кабинета, и Кабинет несет за них ответственность. Исследователи справедливо сравнивают современную японскую монархию с английской. Консерваторы стремятся законодательно и идеологически поднять роль императора в обществе. Однако их усилия лежат пока целиком в идеологическом русле, их непосредственная цель - формирование общественного мнения с целью упрочения авторитета института японской монархии. В своей деятельности они апеллируют к традициям довоенной Японии.
В Японии, как и в других странах мира, власть монарха обосновывалась "божественным провидением", "мандатом небес" и противопоставлялась власти, основанной на воле людей. Постулат божественного происхождения и личной "богочеловечности" императора наиболее непосредственно и полно выражается мифологией японской автохтонной религии - синто. Идеологическая традиция Японии всегда была акцентирована на уникальность японских институтов, включая монархию, подчеркивала их "внеисторичность". Усилия консерваторов, соответственно, нацелены на то, чтобы исподволь подготовить реставрацию традиций и институтов довоенной Японии. С 1967 г. в стране официально празднуется "День основания империи (Кигэнсэцу)"" - 11 февраля. Это мифологическая дата: якобы в этот день в 660 г. до н. э. на японскую землю сошел с неба первый легендарный император Дзимму-тэнно, внук богини солнца Аматэрасу-омиками, он основал государство и положил начало императорской династии, правящей Японией доныне. Таким образом, мифы синтоизма снова "воссоединяются" с государством.
Однозначная оценка процессов укрепления института монархии в Японии вряд ли возможна. С одной стороны, подобное продолжение и развитие послевоенного "обратного курса" вызывает тягостные воспоминания как в самой Японии, так и в окружающих ее странах о трагическом историческом прошлом. С другой стороны, огульное осуждение всего, что представляет собой монархические традиции Японии, было бы абсурдным: исторический опыт и Европы, и Азии свидетельствует, что на смену разрушенной монархии зачастую приходит не демократия, а анархия, а с ней - варварство и узурпация власти различными кликами. Пока реабилитация японской монархии происходит только в рамках государственно-идеологических функций, она способна играть роль важного социализирующего фактора современного японского общества.
Другим узловым пунктом дискуссий по Конституции в Японии является девятая статья. Она образует отдельную главу "Отказ от войны", которая провозглашает, что искренне стремясь к международному миру, основанному на справедливости и порядке, японский народ на вечные времена отказывается от войны как суверенного права нации, а также от угрозы или применения вооруженной силы как средства разрешения международных споров. Для достижения цели, указанной в предыдущем абзаце, никогда впредь не будут создаваться сухопутные, морские и военно-воздушные силы, равно как и другие средства войны. Право на ведение государством войны не признается.
Очевидно, что Основной закон страны стоит препятствием на пути тех сил, которые хотели бы вернуть вооруженное насилие в арсенал средств внешней политики Японии. Энтузиастами пересмотра Конституции и устранения из нее девятой статьи являются Либеральная партия и Либерально-демократическая партия Японии. В последнее десятилетие они в своей аргументации в пользу ремилитаризации Японии чаще всего ссылаются на опыт международных конфликтов последних лет, инцидент с вторжением северокорейского судна в территориальные воды Японии. Также популярен аргумент, используемый и центристскими партиями, Демократической и Комэйто, о необходимости участия Японии в миротворческих акциях ООН. Им оппонируют Социалистическая и Коммунистическая партии Японии, выступающие за сохранение действующей Конституции.