Содержание
Введение
На протяжении всей истории
вооруженные конфликты людей отличались
особой жестокостью. Жестокостью отличалось
отношение не только к врагу, но и к собственным
раненым войнам.
До XIX в. Защита личности во время
вооруженных конфликтов осуществлялась
главным образом при помощи норм обычного
права. На рубеже XVIII-XIX вв. произошли качественные
изменения природы вооруженных конфликтов:
Они приобрели тотальный и всеобъемлющий
характер. Были качественно усовершенствованы
средства ведения боевых действий, военные
действия стали распространяться на большие
территории. Как следствие, увеличилось
число жертв вооруженных конфликтов (в
том числе гражданских лиц), а так же возрос
ущерб, причиняемый экономике государств
и частной собственности. Все это сделало
актуальным кодификацию норм обычного
права и их совершенствование.
Соответствующие усилия стали
предприниматься с середины XIX в. В 1856 г.
Была принята Парижская декларация о морской
войне, в 1868г. – Санкт-Петербургская декларация
об отмене употребления взрывчатых и зажигательных
пуль, а в 1874 г. – Брюссельская декларация
о законах и обычаях войны.
В 1899-1907 гг. были проведены Гаагские
конференции мира, увенчавшиеся принятием
важнейших международных договоров и
деклараций, направленных на ограничение
действий воюющих.
После Второй мировой войны,
в 1949 г. были приняты четыре Женевские
конвенции о защите жертв вооруженных
конфликтов. В 1977 г. были приняты два дополнительных
протокола к женевским конвенциям, развивающие
их положения.
К жертвам вооруженных конфликтов
относятся: военнопленные, раненые и больные,
лица из состава вооруженных сил, потерпевшие
кораблекрушение на море, а также гражданское
население, в том числе на оккупированных
территориях. Согласно Женевским конвенциям,
жертвы войны должны при всех обстоятельствах
пользоваться защитой и гуманным обращением
без какой бы то ни было дискриминации
по причинам расы, цвета кожи, религии
или веры, пола, происхождения или имущественного
положения. Запрещается любое посягательство
на их жизнь и физическую неприкосновенность,
в частности убийство, нанесение увечья,
жестокое бесчеловечное обращение, пытки,
истязания, посягательство на человеческое
достоинство, оскорбительное и унижающее
обращение, осуждение и применение наказания
за несовершенные правонарушения, в том
числе коллективные наказания.
- Защита военнопленных.
Основные нормы о режиме военного
плена содержатся в III Женевской конвенции
1949 г., а так же в первом Дополнительном
протоколе 1977 г.
На статус военнопленного могут
претендовать комбатанты (лица, имеющие
право непосредственно участвовать в
военных действиях), а так же некоторые
другие категории лиц. К ним относятся:
лица, следующие за вооруженными силами,
но не входящие в их состав непосредственно,
как, например гражданские лица, входящие
в экипаж военных самолетов, военные корреспонденты,
поставщики, личный состав рабочих команд
или служб, на которых возложено бытовое
обслуживание вооруженных сил; члены экипажей
судов торгового флота и экипажей гражданской
авиации сторон.
В случае возникновения сомнения
в том, имеет ли лицо право на статус военнопленного,
оно продолжает сохранять такой статус,
пока его статус не будет определен компетентным
судебным органом. Медико-санитарный состав
и духовный персонал, задержанные держащей
в плену державой с целью оказания помощи
военнопленным, не должны считаться военнопленными.
Военнопленные находятся во
власти неприятельской державы, но не
отдельных лиц или воинских частей, взявших
их в плен.
С военнопленными следует всегда
обращаться гуманно, с уважением их личности
и чести. Запрещены акты, приводящие к
смерти военнопленного или ставящие его
здоровье под серьезную угрозу. Держащая
в плену держава обязана бесплатно обеспечить
содержание военнопленных и также врачебную
помощь. С учетом положений, касающихся
звания и пола, держащая в плену держава
должна со всеми военнопленными обращаться
одинаково, без какой-либо дискриминации.
Каждый военнопленный при его
допросе обязан сообщить только свои фамилию,
имя и звание, дату рождения и личный номер.
Если военнопленный сознательно нарушит
это правило, ему может угрожать ограничение
преимуществ, предоставляемых военнопленным
его звания или положения.
Все вещи и предметы личного
пользования, за исключением оружия, лошадей,
воинского снаряжения и военных документов,
остаются во владении военнопленных. Денежные
суммы и ценные вещи могут быть отобраны
у военнопленных только по распоряжению
офицера и только после регистрации этих
сумм и вещей и выдачи расписки. Данные
суммы и вещи возвращаются по окончании
плена.
Военнопленные эвакуируются
в лагери, расположенные достаточно далеко
от зоны военных действий. Держащая в плену
держава может подвергнуть военнопленных
интернированию. Она может обязать их
не выходить за установленную черту лагеря,
в котором они интернированы, или же, если
лагерь обнесен оградой, не выходить за
эту ограду. Военнопленным может быть
под честное слово предоставлена свобода.
Условия размещения военнопленных
в лагерях должны быть не менее благоприятными,
чем условия, которыми пользуются войска
держащей в плену державы. III Женевская
конвенция устанавливает подробные требования
к помещениям для военнопленных, их питанию
и одежде, медицинской помощи, им оказываемой.
Военнопленным должна быть предоставлена
свобода для выполнения обрядов их религии.
Держащая в плену держава может
использовать трудоспособных военнопленных
в качестве рабочей силы с учетом их возраста,
пола, звания, а также физических способностей.
Офицеры не могут принуждаться к работе.
Военнопленные могут быть привлечены
в принудительном порядке только к определенным
работам невоенного характера.
Военнопленные имеют право
представлять военным властям просьбы
по поводу режима плена. Военнопленные
имеют право на представление их интересов
доверенными лицами, которые должны быть
утверждены держащей в плену державой.
Военнопленные подчиняются
законам, уставам и приказам, действующим
в вооруженных силах держащей в плену
державы. Военнопленный, пытающийся бежать
или пойманный до удачного завершения
побега, подлежит за этот проступок только
дисциплинарным взысканиям, даже в случае
рецидива.
Тяжело больные и тяжело раненные
военнопленные должны быть отправлены
на родину (кроме случаев, когда военнопленные
не желают репатриироваться во время военных
действий). Военнопленные освобождаются
и репатриируются тотчас же по прекращении
военных действий.
Каждая из находящихся в конфликте
сторон обязана учредить официальное
справочное бюро по делам военнопленных,
находящихся в ее власти, и сообщать ему
сведения о военнопленных. Эти сведения
сообщаются заинтересованным семьям.
В нейтральной стране должно быть учреждено
Центральное справочное агентство по
делам военнопленных, концентрирующее
все сведения, касающиеся военнопленных.
2. Защита раненных, больных и потерпевших
кораблекрушение
Защита раненых, больных и потерпевших
кораблекрушение регулируется I и II Женевской
конвенцией, а также I Дополнительным протоколом.
«Раненые» и «больные» означают лиц,
как военнослужащих, так и гражданских,
которые вследствие травмы, болезни или
другого физического или психического
расстройства или инвалидности нуждаются
в медицинской помощи или уходе и которые
воздерживаются от любых враждебных действий.1 «Лица,
потерпевшие кораблекрушение» означают
лиц, как военнослужащих, так и гражданских,
которые подвергаются опасности на море
или в других водах в результате несчастья,
случившегося либо с ними, либо с перевозившим
их судном или летательным аппаратом,
и которые воздерживаются от любых враждебных
действий.2
Раненые, больные и потерпевшие кораблекрушение,
независимо от того, к какой стороне они
принадлежат, пользуются уважением и защитой.
С ними обращаются гуманно и предоставляют
им медицинскую помощь и уход. Между ними
не проводится никакого различия по каким
бы то было соображениям, кроме медицинских.
Запрещается любое посягательство на
их жизнь и личность и, в частности, запрещается
добивать или истреблять их, подвергать
их пыткам, проводить над ними биологические
опыты, преднамеренно оставлять их без
медицинской помощи или ухода, предумышленно
создавать условия для их заражения.
Раненые, больные и потерпевшие кораблекрушение
воюющей стороны, оказавшиеся во власти
противника, считаются военнопленными.
Во всякое время, и в особенности, после
боя, стороны в конфликте должны принимать
все возможные меры к тому, чтобы разыскать
и подобрать раненных, больных, потерпевших
кораблекрушение и обеспечить им необходимый
уход.
Военные власти должны разрешать населению
и благотворительным обществам, даже в
районах вторжения или оккупированных
районах, подбирать раненых и больных
независимо от их национальности и ухаживать
за ними. Гражданское население должно
относиться с уважением к этим больным
и раненым и, в частности, не применять
в отношении их никаких актов насилия.
3. Медицинские формирования,
персонал и транспорт
Правовое положение медицинских
формирований и медицинского персонала
определено в Женевских конвенциях и I
Дополнительном протоколе.
Медицинские формирования пользуются
уважением и защитой и не могут быть объектом
нападения. Такие формирования не должны
использоваться для попытки прикрыть
военные объекты от нападения или для
совершения действий, направленных против
неприятеля (в этом случае они могут быть
лишены покровительства).
Медицинский персонал пользуется
уважением и покровительством. Ни одно
лицо не может быть подвергнуто наказанию
за выполнение им медицинских функций.
Медицинский персонал, попавший во власть
противной стороны, задерживается лишь
в той мере, в какой этого требует состояние
военнопленных. Лица, принадлежащие к
персоналу, задержанному таким образом,
не считаются военнопленными; они продолжают
исполнять свои медицинские обязанности
на пользу военнопленных. Однако данные
лица пользуются преимуществами: им предоставляется
ряд льгот в целях выполнения их медицинских
обязанностей (запрет на принуждение к
работе, не связанной с медицинскими функциями
и др.). Члены персонала, задержание которых
не является необходимым, возвращаются
стороне, к которой они принадлежат, как
только откроется путь для их возвращения
и как только это позволит военное положение.
Имущество подвижных медицинских
формирований вооруженных сил, которые
попадают в руки противника, оставляется
для ухода за ранеными и больными. Здания,
имущество и склады постоянных медицинских
учреждений вооруженных сил остаются
подчиненными действию законов войны,
но не могут получать другого назначения,
пока они нужны для раненых и больных.
Однако командиры частей действующей
армии могут располагать ими в случае
крайней военной необходимости, предварительно
обеспечив участь раненых и больных, которые
находятся там на излечении.
Оккупирующая держава обязана
обеспечить, чтобы медицинские потребности
гражданского населения на оккупированной
территории продолжали удовлетворяться.
В связи с этим, оккупирующая держава не
может реквизировать гражданские медицинские
формирования, их оборудования и материалы
или привлекать в принудительном порядке
к труду их персонал, пока эти ресурсы
необходимы для обеспечения надлежащего
медицинского обслуживания. Реквизиция
возможна лишь, если эти ресурсы необходимы
для оказания помощи лицам из состава
вооруженных сил оккупирующей державы
или военнопленным. При этом, должны приниматься
меры для обеспечения того, чтобы затронутые
реквизицией медицинские нужды продолжали
удовлетворяться.
Каждая сторона, находящаяся
в конфликте, обеспечивает опознавание
медицинского персонала, а так же медицинских
формирований и санитарно-транспортных
средств. К числу опознавательных средств
относятся отличительная эмблема, удостоверение
личности, отличительные сигналы.
Медицинские транспортные средства
не должны подвергаться нападению. Защита
сохраняется во время полетов санитарных
летательных аппаратов над территорией
противника при условии, что на совершение
таких полетов предварительно было получено
согласие противной стороны. При отсутствии
такого согласия, санитарный летательный
аппарат прилагает все усилия для своего
опознавания. Как только он опознан, противная
сторона прилагает все разумные усилия,
с тем чтобы отдать приказ приземлиться
или принять другие меры для охраны своих
интересов и в любом случае дать летательному
аппарату время для выполнения приказа,
прежде чем прибегнуть нападению на него.
Санитарному летательному аппарату может
быть отдан приказ приземлиться с целью
проверки. Если по результатам проверки
установлено, что требования к санитарным
летательным аппаратам соблюдены, аппарату
разрешается продолжать полет. В противном
случае аппарат может быть задержан.
4. Защита населения оккупированной
территории.
Режим оккупированной территории
и правовое положение ее населения устанавливаются
гуманитарным правом, IV Женевской конвенцией
и I Дополнительным протоколом.
Оккупация не влечет переход
суверенитета. Это положение вытекает
из запрета применения силы в международных
отношениях и принципа территориальной
целостности. Оккупация начинается с установления
фактического контроля над территорией,
с созданием оккупационной администрации
и прекращается с момента утраты фактического
контроля над территорией.
В случае оккупации происходит
замена субъекта, осуществляющего государственные
функции. Оккупирующая держава должна
заботиться о поддержании правопорядка
на оккупированной территории и об удовлетворении
потребностей ее населения в питании,
одежде, жилье и медицинской помощи. Если
снабжение населения оккупированной территории
недостаточно, оккупирующая держава должна
согласиться на мероприятия по оказанию
помощи данному населению, которые могут
осуществляться другими государствами
или гуманитарными организациями. Оккупирующая
держава может взимать налоги с населения
оккупированной территории.
Некоторые элементы публичного
порядка, созданные предшествующей властью,
сохраняются. Оккупирующая держава, тем
не менее, может подчинить население оккупированной
территории действию постановлений, существенно
необходимых для поддержания нормального
управления территории и обеспечения
безопасности оккупирующей державы. В
случае нарушения данных постановлений
оккупирующая держава может предать обвиняемых
своим надлежащим образом, созданным неполитическим
военным судам при условии их нахождения
на оккупированной территории. Для населения
оккупированной территории предусмотрен
ряд судебных гарантий, действующих при
осуществлении правосудия властями оккупирующей
державы.