Международно-правовая защита прав человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2014 в 15:10, контрольная работа

Краткое описание

Одним из ключевых материальных компонентов государства как основного субъекта международного права является наличие населения, под которым понимается совокупность всех физических лиц, проживающих на территории соответствующего государства .

Содержание

1. Понятие населения и гражданства в международном праве, спо¬собы приобретения и утраты гражданства …………………….…………………...3
2. Правовое положение иностранцев: основные виды правовых ре¬жимов иностранцев………………………………………………………………………7
3. Право убежища. Правовое положение беженцев и вынужденных переселенцев……………………………………………………………………..9
Задача……………………………………………………………………………13
Список использованных источников…………………………………………17

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная работа.doc

— 155.00 Кб (Скачать файл)

 

 

Тема 5. Международно-правовая защита прав человека

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

1. Понятие населения и гражданства в международном праве, способы приобретения и утраты гражданства …………………….…………………...3

 

2. Правовое положение иностранцев: основные виды правовых режимов иностранцев………………………………………………………………………7

 

3. Право убежища. Правовое положение беженцев и вынужденных переселенцев……………………………………………………………………..9

 

Задача……………………………………………………………………………13

 

Список использованных источников…………………………………………17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие населения и гражданства в международном праве, способы приобретения и утраты гражданства

 

Одним из ключевых материальных компонентов государства как основного субъекта международного права является наличие населения, под которым понимается совокупность всех физических лиц, проживающих на территории соответствующего государства (14).

Правовое положение населения определяется внутренним правом соответствующего государства с учетом его международных обязательств. И одним из важнейших является обязательство защищать свое население не только в мирное, но и в военное время. Международное сообщество готово оказать государству помощь в обеспечении такой защиты. Так, в п.п. 138 - 140 Итогового документа Всемирного саммита 2005 года зафиксировано намерение государств взять обязательство в случае необходимости оказывать помощь государствам в повышении их возможностей защищать свое население от последствий конфликтных ситуаций (геноцида, военных преступлений, этнических чисток, преступлений против человечности и так далее).

В международном праве существует множество вопросов, касающихся населения, которые регулируются  международными договорами(14). И один из них - гражданство, которое является важнейшим элементом правового статуса личности и основой взаимоотношений гражданина и государства. Это правовое состояние, которое предполагает наличие взаимных прав и обязанностей как у гражданина по отношению к государству, так и у государства по отношению к гражданину. Гражданин находится под юрисдикцией государства, которое, в свою очередь, может потребовать от своего гражданина выполнения ряда обязанностей, даже если он находится за пределами страны (13).

Правовое положение лиц, подпадающих под законодательную, судебную, исполнительную юрисдикцию государства, на территории которого они проживают, не идентично. В связи с этим выделяют следующие их категории:

- граждане данного государства;

- иностранцы (граждане других  государств);

- лица без гражданства (не являющиеся гражданами ни одного государства) (14).

Среди населения могут быть лица с двойным или множественным гражданством, то есть имеющие гражданство данного государства и гражданство одного или нескольких других государств (14).

Гражданство определяется как устойчивая правовая связь физического лица с государством. Оно характеризуется через некую совокупность взаимных юридических прав и обязанностей лица и государства, то есть сводится к правовому статусу гражданина в государстве. В институте гражданства синтезированы наиболее существенные политико-правовые, социальные, морально-нравственные и психологические связи и отношения, которые существуют между гражданином и государством (13). И в законодательствах разных государств употребляются различные термины для обозначения такой связи: в республиках используется термин «гражданство», в странах с монархической формой правления применяется термин «подданство». Международные договоры могут вводить иные термины для обозначения гражданства. Так, Европейская конвенция о гражданстве 1997 года использует термин «the European Conventionon Nationality» (национальность) (14).

Устойчивость связи лица по принадлежности к государству сохраняется и при нахождении гражданина вне пределов отечественного государства. В этом случае выдвигается тезис о личном (персональном) верховенстве государства, определяющем личную связь гражданина с государством, его верность государству (13).

С содержанием гражданства неразрывно связаны и правовые последствия, которые вытекают для лица из факта обладания конкретным гражданством. К ним можно отнести: 1) безусловное подчинение лица суверенной государственной власти, распространение на лицо действия законов государства; 2) предоставление лицу юридических прав и свобод, их обеспечение и возложение на него юридических обязанностей; 3) защита лица со стороны государства, в том числе во время пребывания его за границей (13).

Правовое положение граждан определяется законодательством государств: конституцией, законами о гражданстве и другими нормативными актами. Вместе с тем, отсутствие специального нормативного акта о гражданстве не означает, что в соответствующем государстве не существует института гражданства, ведь право на гражданство относится к основным правам человека. Статья 15 Всеобщей декларации прав человека 1948 года гласит: «Каждый человек имеет право на гражданство». Данное право закреплено также в статье 24 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 года, в статье 7 Конвенции о правах ребенка 1989 года, в статье 4 Европейской конвенции о гражданстве 1997 года и так далее. Кроме того, в теории международного права выделяются специальные нормы и принципы, касающиеся гражданства: право ребенка на гражданство; запрещение произвольного лишения гражданства; предотвращение безгражданства и так далее (14).

Можно выделить следующие способы приобретения гражданства:

1)   в общем порядке, куда относится приобретение гражданства в результате рождения и натурализации (приема в гражданство).

В результате рождения гражданство предоставляется государством независимо от воли физического лица, получающего гражданство. Данный способ известен также как приобретение гражданства происхождением (филиация). В этом случае применяются два принципа: национальный (право крови) и территориальный (право почвы). Согласно принципу «права крови» гражданство предоставляется в зависимости от гражданства родителей и независимо от места рождения. Так, данный принцип закреплен в законодательстве некоторых арабских государств. По принципу «права почвы» гражданство, наоборот, предоставляется в зависимости от места рождения и независимо от гражданства родителей. Данный принцип характерен для законодательства стран Латинской Америки, не случайно он нашел отражение в Американской конвенции о правах человека 1969 года (14).

Приобретение гражданства в порядке натурализации происходит путем подачи ходатайства лица, достигшего совершеннолетия и обладающего дееспособностью, если это лицо проживает на территории данного государства в течение определенного времени (5, 7 или 10 лет), знает государственный язык этой страны, признает ее конституцию, имеет средства к существованию; при вступлении в брак с иностранцем; при усыновлении ребенка, когда он имеет гражданство другого государства или является лицом без гражданства. При усыновлении усыновляемый получает, как правило, гражданство усыновителя. При этом должны быть соблюдены требования законов государств как усыновляемого, так и усыновителя. В случае коллизии законодательств различных стран при усыновлении вопрос обычно решается в пользу государства, на территории которого находится усыновляемый. В случае натурализации родителей несовершеннолетние дети автоматически приобретают гражданство. Решение о приеме в гражданство принимают компетентные органы государства, и нередко предусматривается упрощенный порядок приема в гражданство для определенной категории лиц (14).

2) в исключительном порядке. Сюда относятся: групповое предоставление гражданства (трансферт); оптация (выбор гражданства); реинтеграция (восстановление в гражданстве); пожалование гражданства.

Оптация представляет собой право жителей территории, перешедшей по международному соглашению от одного государства к другому, выбрать либо сохранение своего прежнего гражданства, либо переход в гражданство другого государства. Выбор происходит путем подачи индивидуальных заявлений. Если выбор сделан в пользу сохранения прежнего гражданства, то обычно происходит переселение данного лица в определенный срок в государство гражданства, но при этом это лицо сохраняет свои имущественные права (14).

Трансферт как автоматическое изменение правовой связи лиц с государством означает, что эти лица независимо от их воли переходят в гражданство того государства, которому передавалась территория. В настоящее время трансферт в международной практике не используется (14).

Реинтеграция представляет собой приобретение гражданства путем восстановления первоначального гражданства. Условия реинтеграции для лиц, потерявших гражданство вследствие различных причин, регулируются внутренними законами каждого государства (14).

Иногда имеют место случаи приобретения гражданства в порядке его пожалования гражданину другого государства за особые заслуги перед данным государством. Пожалование гражданства осуществляется по инициативе компетентных властей государства и с согласия пожалованного (14).

Формы утраты гражданства:

1) автоматическая утрата гражданства. В Европейской конвенции о гражданстве 1997 года содержится перечень оснований такой утраты гражданства: добровольное приобретение гражданства другого государства; приобретение гражданства на основании подложных документов; добровольная служба в вооруженных силах иностранного государства; поведение, причиняющее серьезный ущерб жизненно важным интересам государства; потеря подлинной связи между государством и гражданином, постоянно проживающим за границей. Ряд государств отказались от автоматической утраты гражданства, однако, в законодательстве некоторых стран она сохранилась (14);

2) выход из гражданства, который происходит по инициативе заинтересованного лица. Порядок определяется законодательством государств, и решение об этом, как правило, принимают те же органы, которые осуществляют прием в гражданство. Выход из гражданства может сопровождаться предварительными условиями, например воинской обязанностью перед государством, финансовыми обязательствами перед государством, юридическими или физическими лицами и так далее. По законодательству многих государств не допускается выход из гражданства лица, которое привлечено в качестве обвиняемого или если в отношении его вступил в силу приговор суда (14);

3) лишение гражданства. Эта форма во многих странах отменена, поскольку Всеобщая декларация прав человека 1948 года провозглашает, что «никто не может быть произвольно лишен своего гражданства» (14).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Правовое положение иностранцев: основные виды правовых режимов иностранцев

 

Иностранным гражданином (иностранцем) является лицо, находящееся на территории государства, не являющееся его гражданином и имеющее подтверждение наличия у него гражданства другого государства (14).

Основополагающее значение для определения правового положения иностранцев в любой стране должны иметь общепризнанные принципы и нормы общего международного права о правах и свободах человека. Они содержатся во Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, Международном пакте о гражданских и политических правах и Факультативных протоколах к этому Пакту, Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, Конвенции СНГ о правах и основных свободах человека (16).

Вопрос о допуске иностранцев на свою территорию каждое государство решает самостоятельно и определяет условия их пребывания на своей территории. В настоящее время большинство государств допускает въезд иностранцев на свою территорию только с предварительного разрешения, которое обычно оформляется в виде специальной отметки (визы) на паспорте въезжающего иностранца (14).

Объем прав и обязанностей иностранных граждан (правовой режим иностранцев) определяется национальным законодательством государства проживания и современным международным правом. В практике государств различают следующие виды правовых режимов иностранцев:

1) национальный режим - приравнивание иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц в том, что касается их прав и обязанностей, к отечественным гражданам и юридическим лицам. Поскольку на иностранных физических и юридических лиц распространяются те же права и преимущества, которыми в данной стране пользуются местные физические и юридические лица, все они ставятся в равное положение. Принцип национального режима может быть установлен как во внутреннем законодательстве, так и в международных договорах. Национальный режим применяется в международных торговых договорах в ограниченном числе случаев, например по некоторым вопросам торгового мореплавания. Кроме того, предоставление национального режима предусматривается в отношении свободного доступа иностранных юридических лиц и граждан в суды. Национальный режим применяется в договорах о правовой помощи, социальном обеспечении (судебная защита, предоставление трудовых и иных прав на основе национального режима) (17);

2) специальный режим - предоставление иностранцам особых прав, установленных национальным законодательством или международным договором (14). Среди многосторонних международных договоров можно выделить, в частности, Конвенцию о дипломатических сношениях 1961 года и Конвенцию о консульских сношениях 1963 года, закрепляющих привилегии и иммунитеты дипломатических и консульских агентов. Положения о преимуществах могут быть связаны с установлением упрощенного порядка пересечения границы, безвизового въезда в страну и другое;

Информация о работе Международно-правовая защита прав человека