Содержание.
1.Введение.
2. Междунароно-правовая ответственность:понятие
и виды.
3.Международное воздушное право:
понятие и система.
4. Список литературы.
- Введение.
Международно-правовая ответственность – обязанность
субъекта международного права устранить,
ликвидировать вред, причиненный им другому
субъекту международного права в результате
нарушения международно-правового обязательства,
или обязанность возместить ущерб в результате
правомерных действий, если это предусмотрено
договором.
Каждое международно-противоправное
деяние субъекта международного права
влечет за собой международную ответственность.
Международно-противоправное деяние может
представлять собой одно или более действий
или бездействий или их сочетание.
Значение
международной ответственности обусловлено
тем, что этот институт является необходимым
юридическим средством обеспечения выполнения
норм международного права и укрепления
международного правопорядка.
Наиболее
сложным в данном вопросе представляется
отсутствие полной ясности в определении
самого термина "международно-правовая
ответственность".
По
мнению А. Фердросса, отрицание принципа
ответственности государства за международные
правонарушения привело бы к гибели международного
права, так как с отказом от ответственности
за совершенный неправомерный акт отпали
бы также обязательства государств соблюдать
нормы международного права.
При
формировании общих принципов международно-правовой
ответственности Комиссия международного
права ООН определила международную ответственность
государств как все виды новых правоотношений,
возникающих в рамках международного
права в результате международно-противоправного
деяния государства, независимо от того,
ограничиваются ли они правоотношениями
между государством, совершившим противоправное
деяние, и государством, непосредственно
пострадавшим, или же распространяются
также на других субъектов международного
права, и независимо от того, сосредоточиваются
ли они на обязательстве виновного государства
восстановить в правах пострадавшее государство
и взыскать нанесенный ему ущерб или же
охватывают также право самого пострадавшего
государства или других субъектов международного
права принять к виновному государству
какую-либо санкцию, допускаемую международным
правом. Содержание же международной ответственности
определяется как последствия деяния
в плане возмещения ущерба и ответных
санкций.
Юридическими
основаниями международно-правовой ответственности
государств следует считать международные
договоры, международный обычай, решения
международных судов, решения международных
(межправительственных) организаций, обязательные
для исполнения государствами-членами,
односторонние международно-правовые
акты государств, а также решения международных
арбитражных судов. Фактическим основанием
международно-правовой ответственности
является правонарушение.
Применение
норм международно-правовой ответственности
приводит к возникновению нового международного
правового отношения, которое порождает,
с одной стороны, обязанность государства-правонарушителя
прекратить неправомерные действия, восстановить
нарушенное право пострадавшего государства,
возместить причиненный ущерб или подвергнуться
санкциям, а с другой стороны – право пострадавшей
стороны требовать от государства-правонарушителя
выполнения этих обязанностей и получить
соответствующее возмещение и удовлетворение
Факт наличия международно-противоправного
деяния обусловливается:
требованиями обязательства,
которое было нарушено;
рамочными условиями для такого
деяния.
В международном праве, как
и в любой правовой системе, противоправное
деяние способно порождать различные
виды правоотношений в зависимости от
обстоятельств.
Основные принципы
международно-правовой ответственности:
каждый субъект несет ответственность
за свое собственное поведение в отношении
своих собственных международно-правовых
обязательств;
один субъект международного
права может нести ответственность за
международно-противоправное деяние другого
субъекта (например, в том случае, если
деяние было совершено под его руководством
и контролем);
ответственность субъекта международного
права возникает в силу нарушения им международно-правового
обязательства независимо от происхождения
соответствующего обязательства (устанавление обычной нормой международного права, договором или общими принципами права);
деяние субъекта международного
права выражается в активном действии
или в бездействии.
Ответственность подразумевает
применение к субъектам, совершившим правонарушения,
предусмотренные нормами международного
права меры принуждения в установленном
для этого процессуальном порядке.
Международно-правовая ответственность
является разновидностью юридической
ответственности. В отличие от других
видов ответственности она всегда связана
с принуждением, с практическим применением
к правонарушителю установленных источниками
международного права санкций. Юридическая
ответственность сопровождается наступлением
отрицательных последствий для правонарушителя
в виде ограничений имущественного и неимущественного
порядка.
Для возникновения и осуществления
на практике юридической ответственности
требуются определенные, предусмотренные
нормами международного права основания
и условия.
В настоящее время принцип ответственности
субъекта за международные правонарушения
является общепризнанным принципом, носящим
императивный характер.
2.Междунароно-правовая
ответственность: понятие и виды.
Существуют два вида международно-правовой
ответственности государств – политическая
и материальная. Политическая ответственность
сопровождается применением принудительных
мер в отношении государства-правонарушителя
и сочетается с материальной ответственностью.
Наиболее распространенной
формой политической ответственности
являются:
санкции – это принудительные
меры, применяемые к государству-нарушителю
международными организациями, применяются
только в случае совершения тяжкого международного
преступления;
реторсии – это принудительные
действия одного государства, направленные
против другого государства, нарушившего
интересы первого (отзыв посла из государства,
совершившего недружественный акт; выдворение из страны равного числа дипломатов государства, которое ранее выслало из страны дипломатов первого государства; запрещение въезда в страну или отмена визитов делегаций, в том числе главы государства);
репрессалии – это правомерные
принудительные действия одного государства
против другого государства, применяются
в ответ на неправомерные действия другого
государства с целью восстановления нарушенного
права (приостановление или разрыв дипломатических
отношений, введение эмбарго на ввоз товаров
и сырья с территории государства-нарушителя);
сатисфакция (удовлетворение) – это предоставление государством-нарушителем
удовлетворения пострадавшему государству
за ущерб, причиненный его чести и достоинству
(официальное принесение извинения, выражение
сожаления или сочувствия, заверения в
том, что подобные неправомерные акции
не будут иметь места в будущем, оказание
почестей флагу потерпевшего государства
или исполнение его гимна в соответствующей
торжественной обстановке);
ресторация предполагает восстановление
государством-нарушителем прежнего состояния
какого-либо материального объекта (например,
восстановление качества и чистоты воды,
загрязненной по его вине).
Материальная ответственность наступает в случае нарушения
государством своих международных обязательств,
связанных с причинением материального
ущерба. Она может быть выражена в форме:
репарации – представляет собой
возмещение материального ущерба в денежном
выражении, товарами, услугами. Объем и
вид репараций определяются на основе
международных договоров;
реституции – это возврат в
натуре имущества, неправомерно изъятого
и вывезенного воюющим государством с
территории противника. Объектом реституции
может быть также возвращение неправомерно
захваченного или неправомерно задержанного
имущества в мирное время, т. е. вне связи с военными действиями;
субституция – разновидность
реституции – замена неправомерно уничтоженного
или поврежденного имущества, зданий,
транспортных средств, художественных
ценностей, личного имущества.
Различают два вида международных правонарушений:
преступления по международному праву
и иные международные правонарушения
(международные деликты).
Преступление по международному праву
– это деяние, нарушающие основополагающие,
жизненно важные интересы мирового сообщества,
оно рассматривается как преступление
перед международным сообществом в целом.
Одним из важных шагов явилось предложение
Комиссией международного права ООН разграничивать
при кодификации ответственности деликты
и международные преступления. Данная
классификация предпринята на основе
анализа обширного фактического материала
и международно-правовой доктрины, и, как
было отмечено в самой Комиссии международного
права ООН, позитивный вклад в разработку
данной проблемы внесла российская доктрина.
Комиссией международного права ООН в
первоначальном проекте сформулировала
виды правонарушений так: "Деяние государства,
нарушающее международное обязательство,
является международно-противоправным
деянием, независимо от объекта нарушенного
обязательства. Международно-противоправное
деяние, возникающее в результате нарушения
государством международного обязательства,
столь основополагающего для обеспечения
жизненно важных интересов международного
сообщества, что его нарушение рассматривается
как преступление международным сообществом
в целом, составляет международное преступление.
3. Понятие международного
воздушного права.
Представление
о том, что есть современное международное
воздушное право, дает его обширная нормативная
база, состоящая из:
_ универсальной
Конвенции о международной гражданской
авиации 1944 г. (Чикагская конвенция
1944 г.);
_ соглашений
о коммерческих правах: Соглашения
о транзите при международных
воздушных сообщениях 1944 г. (или «о
двух свободах» воздуха) и Соглашения
о международном воздушном транспорте
1944 г. (или о «пяти свободах»
воздуха), относящиеся к регулярным
международным воздушным сообщениям;
_ конвенций
об унификации правил, содержащихся
в Конвенции для унификации
правил, касающихся международных
воздушных перевозок 1929 г. (Варшавская
конвенция 1929 г.), и заменяющая ее
Конвенция для унификации некоторых
правил международных воздушных
перевозок 1999 г. (Монреальская конвенция
1999 г.). Эти конвенции устанавливают режим
единообразного применения перевозчиками
части правил международных воздушных
перевозок при осуществлении международных
воздушных сообщений. В эту группу входит
также Конвенция об ответственности за
ущерб, причиненный воздушным судном третьим
лицам на поверхности, 1952 г. (Римская конвенция
1952 г.);
_ конвенций
по борьбе с угоном и захватом
самолетов: Конвенции о преступлениях
и некоторых других актах, совершаемых
на борту воздушного судна 1963 г. (Токийская
конвенция 1963 г.), Конвенции о борьбе с
незаконным захватом воздушых судов 1970
г. (Гаагская конвенция 1970 г.), Конвенции
о борьбе с незаконными актами, направленными
против безопасности гражданской авиации,
1971 г. (Монреальская конвенция 1971 г.), Протокола
о борьбе с незаконными актами насилия
в аэропортах, обслуживающих международную
гражданскую авиацию 1988 г., дополняющего
Монреальскую конвенцию 1971 г., Конвенции
о маркировке пластических взрывчатых
веществ в целях их обнаружения 1991 г.;
_ конвенции
об унификации норм, гарантирующих
защиту финансовых интересов
кредиторов при лизинге воздушных
судов: Конвенции о международных
гарантиях в отношении подвижного
оборудования и Протокола по
авиационному оборудованию к
ней 2001 г. (Кейптаунская конвенция 2001 г.).
Важную
часть нормативной базы действующего
международного воздушного права образуют
региональные соглашения: многостороннее
Соглашение о коммерческих правах при
нерегулярных воздушных сообщениях в
Европе 1956 г.; Соглашение о порядке установления
тарифов при регулярных воздушных сообщениях
между членами Европейской конференции
гражданской авиации (ЕКГА) 1967 г., Соглашение
о коммерческих правах при нерегулярных
воздушных сообщениях членов Ассоциации
государств ЮгоВосточной Азии (АСЕАН)
1971 г., Соглашение о процедурах установления
тарифов внутриевропейских регулярных
перевозок между членами ЕКГА 1987 г., Соглашение
о распределении емкости на внутриевропейских
регулярных воздушных сообщениях между
членами ЕКГА 1987 г., Декларация Ямусукро
о новой африканской политике в области
воздушного транспорта 1988 г. (пересмотрена
в сентябре 1994 г.), Решение 297 Комиссии Картахенского
соглашения по претворению в жизнь Акта
Каракаса 1991 г., подписанного пятью государствами
Андского пакта (Боливией, Венесуэлой,
Колумбией, Перу и Эквадором), в котором
устанавливается политика «открытого
неба» в области воздушного транспорта.1