Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июля 2013 в 16:02, методичка
Правовой статус загранпредставительств определяется системой международно-правовых норм, определяющих положение функ¬ции и права органов внешних сношений государства — диплома¬тических представительств и консульских учреждений, представи¬тельств Российской Федерации при международных организациях. Включает в себя правовые нормы, основными источниками кото¬рых являются российское законодательство, международные дого¬воры и международные обычаи.
КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ
ПРАВОВОЙ СТАТУС ЗАГРАНПРЕДСТАВИТЕЛЬСТ-
ВА — признанная и гарантированная международно-правовыми
нормами система принципов, прав и обязанностей
дипломатических представительств и консульских
учреждений страны.
ИММУНИТЕТ — общепризнанный принцип международного
права, заключающийся в изъятии из-под
юрисдикции государства пребывания или
освобождение от иностранной юрисдикции.
Вытекает из принципов суверенного равенства
государств, их невмешательства во внутренние
дела друг друга.
ПРИВИЛЕГИИ — льготы, особые права и преимущества,
которыми наделяются дипломатические
представительства, консульские учреждения
и их персонал.
НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ — общепризнанный принцип международного
права, запрещающий какое-либо посягательство
со стороны кого-нибудь на помещения, имущество
и средства передвижения, архивы, документы
и официальную корреспонденцию, на беспрепятственные
сношения диппредставительств и консульств
со своим центром и загранучреждениями
представляемого государства, где бы они
не находились.
Международно-правовой статус дипломатических
представительств, консульских учреждений
и их персонала регулируется нормами международного
права, объединенными под названием соответственно
«дипломатическое право», «консульское
право». Дипломатическое право и консульское
право определяют статус, функции, полномочия,
формы и методы работы дипломатических
представительств, консульских учреждений
и их персонала. При этом уместно заметить,
что в настоящее время международные обычаи
продолжают быть одним из источников дипломатического
и консульского права, активно способствуют
регулированию связей между государствами.
Дипломатические представительства и
консульские учреждения осуществляют
свою деятельность в соответствии с Конституцией
Российской Федерации, федеральными законами,
указами и распоряжениями Президента
страны, Положением о Министерстве иностранных
дел Российской Федерации, Положением
о Посольстве Российской Федерации, Положением
о консульском учреждении Российской
Федерации, Положением о Постоянном представительстве
Российской Федерации при международной
организации1 постановлениями и распоряжениями Правительства
России2, нормативными актами МИД России, а также
соответствующими международными договорами
и конвенциями. И все это — с учетом законодательства
и обычаев страны пребывания.
^
Правовой статус загранпредставительств
определяется системой международно-правовых
норм, определяющих положение функции
и права органов внешних сношений государства
— дипломатических представительств
и консульских учреждений, представительств
Российской Федерации при международных
организациях. Включает в себя правовые
нормы, основными источниками которых
являются российское законодательство,
международные договоры и международные
обычаи.
Статус формировался исторически на протяжении
многих веков.
Консульские отношения зародились и начали
складываться в древние времена, причем
значительно раньше, чем дипломатические.
До начала XX в. регулировались они главным
образом на основе обычая. Возникновение
консульских структур диктовалось потребностями
развития торговли и мореплавания. В конце
III в. до н. э. в Греции, а затем в Древнем
Риме, появился институт иностранных проксенов
и преторов, занимавшихся улаживанием
спорных вопросов с иностранцами. Именно
от римлян пошло название консульской
службы — consules — «люди совета».
В XVI—XVII вв. стали образовываться дипломатические
представительства. Однако сохранялись
и продолжали совершенствоваться и консульства.
Стали появляться консульские уставы,
заключаться договоры и конвенции по консульским
вопросам. Первая консульская конвенция
была подписана в 1769 г. между Францией
и Испанией. Затем появились первые многосторонние
конвенции: Каракасская — 1911 г. и Гаванская
— 1928 г., на основе которых и с учетом многолетней
консульской практики был разработан
фундаментальный документ —Венская Конвенция о консульских
сношениях 1963 года1.
В России основы консульских и дипломатических
отношений были заложены при Петре I. В
период его царствования в ряде западных
стран появились российские консульские
агентства2. При назначении консула в Бордо его
основные задачи Петр I сформулировал
так: «Дабы подданные наши, которые прибудут
для отправления купечества своего, могли
найти протекцию и вспоможение, которые
им будут потребны».
О функциях и задачах российских консульских
учреждений можно судить и по ориентировке,
которую 3 июля 1869 г. подписал канцлер А.И.Горчаков.
В ней, в частности, говорилось, что существование
консульских постов за границею имеет
две главные цели: «оказание содействия
находящимся за границей русским подданным
и доставление консулами из мест их пребывания
всякого рода сведений, могущих иметь
значение для интересов России и в особенности
для русской торговли»3.
В 1820 г. был принят первый Консульский
устав России. В 1903 г. был принят новый
Консульский устав, действовавший до 1917
г. К тому времени Россия имела уже 29 генеральных
консульств, 69 консульств, 39 вице-консульств
и более 300 нештатных консульств и вице-консульств.
В первые годы советской власти действовали
различные декреты и инструкции по консульским
вопросам. Лишь в 1926 г. был принят Консульский
устав СССР, который в 1976 г. был переработан
и действует до сих пор в Российской Федерации.
Основным многосторонним нормативным
актом, регулирующим консульские отношения,
как уже было отмечено, является Венская
Конвенция о консульских сношениях 1963
г. Но поскольку консульские функции выполняются
и дипломатическими представительствами,
то в качестве нормативной базы их регулирования
используется также и Венская Конвенция
о дипломатических сношениях 1961 года4.
После прекращения существования СССР
как субъекта международного права мировое
сообщество признало Российскую Федерацию
в качестве правопреемника в отношении
членства в международных договорах и,
вместе с тем, невозможным выступления в этом качестве других,
возникших на территории бывшего СССР,
государств. Россия получила юридические
основания нотифицировать другим государствам
о том, что посольства и консульства бывшего
СССР следует рассматривать «в качестве
дипломатических и консульских представительств
Российской Федерации» и что Россия «продолжает
осуществлять права и выполнять обязательства,
вытекающие из международных договоров
СССР». Соответственно Российская Федерация
выступает в качестве стороны всех действующих
договоров вместо Союза ССР5.
Государства, вступая в двусторонние дипломатические
и консульские отношения, могут создавать
особый правовой режим для своих загранучреждений
и их персонала, отличающийся от режима,
определенного конвенциями о дипломатических
и консульских сношениях. Однако всегда
следует помнить, что законы и правила
страны пребывания не должны противоречить
его международным договорным обязательствам.
В случае коллизии безоговорочно должна
применяться норма договора, в котором
участвует данное государство. Не говоря
уже о необходимости соблюдения общих принципов международного
права:
Для успешного выполнения своих
функций дипломатическим
Для российских консульств и диппредставительств
это прежде всего защита интересов Государства
Российского и его граждан, содействие
развитию дружеских отношений России
с иностранными государствами; консульское
обеспечение внешних экономических, научно-технических,
культурных, спортивных и иных связей;
участие в решении вопросов гражданства,
трудовой миграции; решение визовых проблем.
Особое место во всем этом занимает специальная
работа по защите прав соотечественников,
с которыми российские диппредставительства
и консульские учреждения поддерживают
постоянные контакты.
Формы работы: переговоры и консультации;
подготовка аналитических материалов
и служебных записок, предложений и рекомендаций
в соответствующие властные инстанции
и средства массовой информации; участие
в разработке проектов консульских конвенций,
оформление консульских патентов и загранпаспортов,
выдача виз, регистрация актов гражданского
состояния, легализация документов, другие
формы повседневной деятельности. А это
уже не что иное, как самое непосредственное
участие в «дипломатии глобального характера»1.
Но вернемся к вопросу об иммунитетах.
Иммунитет — это изъятие из-под юрисдикции
органов власти государства пребывания
или освобождение от иностранной юрисдикции.Иммунитеты распространяются на зарубежные
государства, принадлежащее им имущество
и на людей, выступающих от лица государства,
которое и направило их на загранработу.
Иммунитеты представляются только в тех
случаях и в том объеме, в каком они необходимы
для обеспечения нормального функционирования
дипломатических представительств, консульских
учреждений и их персонала.
Такая дипломатическая и консульская
практика юридически закрепляется в двусторонних
договорах (конвенциях). Иностранное государство
не может быть привлечено к суду другим
государством в качестве ответчика, за
исключением случаев прямо выраженного
им согласия. Посольства и консульства
учреждаются, а их работники направляются
за границу от лица иностранного государства
и обязаны защищать интересы своего государства,
а также интересы его физических и юридических
лиц.
^ Привилегии (льготы) — это преимущества,
которыми наделяются дипломатические
представительства, консульские учреждения, а через них — их главы и персонал.
Иммунитеты и привилегии отнюдь не освобождают
персонал диппредставительств и консульских
учреждений от обязанности уважать законы
и правила страны пребывания. Они не имеют
права вмешиваться в ее внутренние дела.
Нарушение этого требования может привести
к объявлению нарушителя персоной нон
грата и выдворению. Это положение требует
от дипломатических и консульских работников
проявления особой осмотрительности в
своих действиях и повседневном поведении,
такта и осторожности как в беседах, так
и в публичных высказываниях.
С целью более предметного изучения и
соответствующей оценки каждого из иммунитетов
и привилегий целесообразно рассмотреть
их более подробно. Но сразу оговоримся,
что помещения дипломатического представительства
и помещения консульского учреждения
не должны использоваться в целях, не совместимых
с функциями посольства и консульства1. Не могут эксплуатироваться в нарушение
норм международного права и специальных
соглашений между аккредитующим государством
и государством пребывания.