Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 22:18, контрольная работа
Международное гуманитарное право — отрасль международного права, призванная ограничить бедствия войны путем определения недопустимых методов и средств ведения военных действий и защиты жертв войны. Правила ведения военных действий, которые часто называют по-старому «законы и обычаи войны», представляют собой совокупность принципов и норм, устанавливающих ограничения в использовании военных методов и средств.
Введение…………………………………………………………………….3
Сущность и предмет международного гуманитарного права...................4
Понятие международного гуманитарного права. ………………………13
Источники международного гуманитарного права …………………….15
Заключение……………………………………………………………..… .19
Список литературы………………....……………………………………..20
тема: «Международное гуманитарное право: понятие, источники»
Содержание
Введение…………………………………………………………
Сущность и предмет международного гуманитарного права...................4
Понятие международного гуманитарного права. ………………………13
Источники международного гуманитарного права …………………….15
Заключение……………………………………………………
Список литературы………………....…………………………
Введение
Международное гуманитарное право — отрасль международного права, призванная ограничить бедствия войны путем определения недопустимых методов и средств ведения военных действий и защиты жертв войны. Правила ведения военных действий, которые часто называют по-старому «законы и обычаи войны», представляют собой совокупность принципов и норм, устанавливающих ограничения в использовании военных методов и средств.
Международный Суд ООН указал два основных принципа международного гуманитарного права:
• защита мирного населения и гражданских объектов, различие между комбатантами и некомбатантами;
• запрещение Причинения излишних страданий комбатантам.
Основным источником международного гуманитарного права является обычай; нормы, сформировавшиеся в обычном порядке, кодифицированы в Гаагских конвенциях 1899—1907 гг., а также Женевских конвенциях 1949 г.
Нормы международного гуманитарного права формируются главным образом не на основе практики государств в ходе вооруженных конфликтов, а на базе договорной практики государств и резолюций международных организаций. Процесс начинается принятием конвенции, реже — резолюций международной организации. За этим следует признание государствами и организациями соответствующих правил нормами международного обычного права.
Сферой действия международного гуманитарного права является область межгосударственных отношений. Оно распространяется на любые вооруженные конфликты между государствами, независимо от характера или происхождения конфликта или от причин, выдвигаемых сторонами, находящимися в конфликте.
1. Сущность и предмет международного
гуманитарного права.
В силу своего географического положения
и своей исторической судьбы Россия, безусловно,
оказывала и будет оказывать влияние на
ход развития человечества. Решая вопросы
обеспечения собственной безопасности,
она вносит свой вклад в безопасность
всей планеты, о чем свидетельствуют обязательства,
принятые Российской Федерацией и ее Вооруженными
Силами. Являясь постоянным членом Совета
Безопасности ООН, Россия несет ответственность
за поддержание мира на планете. В этой
связи следует подчеркнуть важную роль,
которую наша страна призвана сыграть
в осуществлении норм МГП.
Термин "международное гуманитарное
право" наиболее полно и четко отражает
суть проблемы. Он нашел широкое применение
в документах ООН, Международного Комитета
Красного Креста (МККК). Международное
гуманитарное право представляет собой
самостоятельную отрасль международного
публичного права.
Международное гуманитарное право - это
совокупность конвенционных и обычных
норм, регулирующих отношения между участвующими
в вооруженном конфликте и затронутыми
им субъектами международного права по
поводу применения средств и методов ведения
вооруженной борьбы, защиты раненых, больных,
военнопленных и гражданского населения,
а также устанавливающих ответственность
государств и отдельных лиц за нарушение
этих норм.
МГП содержит более 80 международных договоров,
деклараций и иных нормативных актов,
в которых сформулированы вопросы отношений,
связанных с подготовкой и ведением операций
(боевых действий), международно-правовые
обязательства, ответственность государств
и физических лиц.
Специфическим предметом регулирования
МГП являются как отношения между субъектами
в период вооруженной борьбы (средства,
способы ведения войны и т.д.), так и их
отношения в связи с такой борьбой (режим
раненых, военнопленных, заключение соглашений
о перемирии, подписание мирных договоров
и т.д.). Эти отношения возникают между
воюющими сторонами во время войны, международного
и немеждународного вооруженных конфликтов.
Методом правового регулирования МГП
является установление правил поведения
сторон путем согласования их воль и закрепление
их в международном договоре. Специфика
МГП состоит в том, что оно регулирует
конкретную область межгосударственных
отношений, а не все эти отношения в целом.
Оно закрепляет в своих нормах приемы,
правила практических действий субъектов,
наконец, имеет временные ограничения,
т.е. действует в период вооруженной борьбы,
а после ее окончания в отношениях между
воевавшими ранее субъектами должны, как
правило, устанавливаться мирные отношения,
регулируемые принципами и нормами других
отраслей международного права. Нормы
об ответственности сторон, о заключении
перемирия, мирного договора сохраняют
свою силу и после войны.
Объективные границы МГП определяются
объектом регулирования и субъектами
международного права. Объектом регулирования
МГП являются межгосударственные отношения.
Выйти за рамки межгосударственных отношений
международно-правовое регулирование
не может. От объекта МГП следует отличать
предмет международно-правового отношения,
под которым понимается все то, по поводу
чего стороны вступают в правоотношения.
Таким предметом могут быть действия и
воздержание от действий (например, договор
о сотрудничестве или о ненападении), территория
и т.д.
Субъектами МГП могут быть только участники
межгосударственных отношений (суверенные
государства, борющиеся за свою свободу
и независимость народы и нации, некоторые
международные межправительственные
организации).
Субъективные границы МГП указывают на
то, за какой предел оно не должно выходить.
Эти границы складываются из границ уже
принятых международно-правовых норм
и индивидуальных установок или границ
таких норм (или установок), которые могут
быть выработаны в будущем в процессе
создания новых норм (установок). Безусловно,
усмотрение создателей международно-правовых
норм и индивидуальных установок при определении
их границ ограничено объективными границами
международного права. При этом нормативные
границы права устанавливают некие рамки
поведения участников общественных отношений,
выход за которые физически возможен,
но недопустим или нежелателен в социальном
плане, так как влечет за собой применение
принуждения, наступление ответственности.
Следует отличать МГП и "право прав
человека". "Неизменное ядро" прав
человека закреплено в Конституции РФ.
Не подлежат ограничению (в том числе в
условиях чрезвычайного положения): право
на жизнь; право на обеспечение достоинства
личности; право на неприкосновенность
частной жизни, личную и семейную тайну,
защиту своей чести и доброго имени; свобода
совести, свобода вероисповедания; право
на свободное использование своих способностей
и имущества для предпринимательской
и иной не запрещенной законом экономической
деятельности; право на жилище. Права и
свободы традиционно делятся в науке на
три группы: личные; политические и социально-экономические
и культурные. Эта классификация помогает
уяснить относительную целостность прав
и свобод каждой группы. В Конституции
России такое разделение прямо не делается,
но в изложении прав заметна их сгруппированность.
Классификация достаточно условна, поскольку
отдельные права по своему характеру могут
быть отнесены к разным группам. Например,
свобода слова в равной мере может быть
отнесена как к личным, так и политическим
правам. Все права и свободы неразделимы
и взаимосвязанны, поэтому любая их классификация
носит условный характер. Гарантиями реализации
конституционных прав и свобод человека
являются политические, экономические,
социальные и иные условия жизни и деятельности
общества и государства, а также юридические
способы защиты прав человека .
Европейская конвенция о правах человека
и основных свободах была принята Советом
Европы (СЕ) 4 ноября 1950 г., вступила в силу
3 сентября 1953 г., ратифицирована Российской
Федерацией 30 марта 1998 г. и вступила в силу
5 мая 1998 г. С этого времени россияне получили
доступ в Европейский Суд по правам человека
. Юрисдикция Суда обязательна для всех
государств - членов СЕ (всего их 40) и распространяется
на вопросы, касающиеся толкования и применения
Конвенции и протоколов к ней, включая
жалобы отдельных лиц. Под юрисдикцию
Европейского Суда по правам человека
подпадают вопросы, касающиеся толкования
и применения Конвенции и протоколов к
ней. Суд, в частности, может получить заявление
от любого лица, неправительственной организации
или группы лиц, которые утверждают, что
стали жертвами нарушения со стороны государства
(правительства) прав, изложенных в Конвенции
или в протоколе к ней (ст. 32, 34 Протокола
N 11). К компетенции суда отнесена защита
политических и гражданских прав и свобод.
Она не распространяется на социально-экономические
права. Последние защищены не Конвенцией,
а Европейской социальной хартией (вступила
в силу 26 февраля 1965 г.).
Контроль является необходимым условием
функционирования МГП. Существуют два
вида контроля - государственный и международный.
Государственный контроль осуществляется
средствами, имеющимися в распоряжении
отдельного государства, независимо от
того, предусмотрен ли он внутригосударственным
или международным правом. Он осуществляется
в отношении всех видов обязательств по
международному праву и является основным.
Государственный контроль имеет две сферы
действия: внутреннюю (касается осуществления
международных обязательств субъектами
внутри государства); внешнюю (относится
к исполнению международных обязательств
иными субъектами международного права).
Общий контроль в той и другой сфере осуществляется
ведомством иностранных дел, а специальный
контроль - органами государственной власти
по вопросам своей компетенции. Развитие
в этой области в целом не идет по пути
создания новых органов, а предполагает
включение соответствующих вопросов в
компетенцию уже существующих органов.
Причем расширение компетенции государственных
органов в результате осуществления ими
контрольных функций в отношении выполнения
международных обязательств - недостаточно
исследованное явление российской действительности.
По мере увеличения числа норм МГП, реализуемых
в конечном счете во внутригосударственной
сфере, повышается роль контроля, осуществляемого
органами суда и прокуратуры. Зарубежные
представительства государства контролируют
деятельность как иностранных партнеров,
так и собственных организаций и граждан
в стране пребывания представительства.
Международный контроль осуществляется
коллективными усилиями государств при
помощи международных органов и организаций,
а также различных комиссий. Этот вид контроля
осуществляется международными средствами
на специально созданной для него нормативной
базе и не должен выходить за ее пределы.
Существуют два вида международного контроля:
специальный (конвенционный) и связанный
с институтом держав-покровительниц.
Специальный (или конвенционный) осуществляется
в отношении определенной конвенции или
группы однородных соглашений с помощью
специально созданного для этого механизма.
В этих целях создаются органы контроля,
причем нередко их деятельность дополняется
работой органов общей компетенции. Так,
в соответствии со ст. 90 Дополнительного
протокола I к Женевским конвенциям 1949
г. была создана Международная комиссия
по установлению фактов, которая приступила
к работе 25 июня 1991 г. По состоянию на 19
ноября 1999 г. 56 государств сделали заявления
о признании компетенции Комиссии. В соответствии
с п. "в" ст. 90 Протокола I Комиссия
компетентна: расследовать любые факты,
которые, как предполагается, представляют
собой серьезное нарушение, как оно определяется
Конвенциями и Протоколом I, или другое
серьезное нарушение вышеупомянутых документов;
содействовать "путем оказания своих
добрых услуг" восстановлению уважительного
отношения к Конвенциям и Протоколу I.
Хотя Женевские конвенции и Протокол I
применяются к международным вооруженным
конфликтам, комиссия заявила о своей
готовности проводить расследование по
фактам нарушения гуманитарного права
в немеждународных вооруженных конфликтах
при условии, что заинтересованные стороны
дадут на это согласие.
Иной способ международного контроля
за соблюдением МГП связан с институтом
держав-покровительниц, на которые возлагается
охрана интересов сторон, находящихся
в конфликте. Данный институт был юридически
закреплен в Женевской конвенции 1929 г.
"Об обращении с военнопленными",
а затем в Женевских конвенциях 1949 г. Если
воюющие не достигнут соглашения о кандидатуре
державы-покровительницы, то МККК может
"предложить им свои добрые услуги",
в том числе в качестве субститута. Общий
контроль осуществляется международными
органами и организациями, призванными
регулировать сотрудничество государств
(в частности, в области МГП), что связано
с контролем за соблюдением соответствующих
норм МГП.
В международном праве издавна установилось,
что меры принуждения могут применяться
лишь пострадавшим от правонарушения
государством. Односторонние меры принуждения,
осуществляемые государством, носят характер
самопомощи. Иначе решается вопрос, когда
речь идет о нарушении многостороннего
договора. Особо пострадавший от этого
участник вправе в одностороннем порядке
приостановить действие договора в отношениях
только с государством, его нарушившим.
Что же касается любого другого участника,
то он может в одностороннем порядке приостановить
действие договора в отношении себя самого
лишь в том случае, "если договор носит
такой характер, что существенное нарушение
его положений одним участником коренным
образом меняет положение каждого участника
в отношении дальнейшего выполнения своих
обязательств, вытекающих из договора".
В таком случае речь идет не о третьем
государстве, а об участнике, права которого
непосредственно затронуты нарушением
договора. Императивные нормы МГП порождают
универсальные обязательства, и поэтому
в случае их нарушения все государства
рассматриваются как непосредственно
заинтересованные и могут применять в
рамках международного права меры принуждения.
Решение о применении этих мер должно
приниматься государствами совместно,
причем если оно принято единогласно,
то и действие самого договора может быть
не только приостановлено, но и прекращено
как в части, так и в целом, в отношениях
как с нарушителем договора, так и между
всеми участниками. Следовательно, нарушение
императивной нормы - обязательства государства
в отношении международного сообщества
в целом - порождает универсальные правоотношения
ответственности. Поэтому в таких случаях
решающая роль принадлежит коллективному
принуждению. Права потерпевшего государства
на принятие односторонних мер принуждения
весьма ограничены. Известно, что неоднократное
одностороннее применение правительством
США силы под видом "санкций" не дало
положительного результата даже для реализации
внешнеполитических целей этой страны.
При этом международному правопорядку
был причинен урон.
Представляется сдержанной позиция России
в отношении принуждения, даже коллективного.
Исключение составляют случаи, когда принуждение
является средством обеспечения уважения
международного права, если речь идет
о сохранении мира, противодействии агрессии,
прекращении вооруженных конфликтов.
Россия выступает за повышение роли и
расширение полномочий ООН в осуществлении
принуждения, для чего может быть использован
значительный арсенал средств, имеющихся
в распоряжении ООН, включая ее вооруженные
силы (ст. 41, 42 Устава ООН).
Само осуществление принуждения и правовая
регламентация этого процесса требуют
четкого определения и разграничения
юридических видов принуждения. Чаще всего
к ним относят контрмеры и санкции.
Контрмеры - это меры, принимаемые государством
в отношении правонарушителя в рамках
международного права. Контрмеры делят
на реторсии и репрессалии.
Под реторсией понимаются правомерные
действия одного государства, принимаемые
им в ответ на дискриминационные ограничения,
установленные другим государством в
отношении физических или юридических
лиц первого государства. Практика показывает,
что чаще всего реторсии применяются государством
в случае дискриминации его граждан на
территории другого государства, недружественных
ограничений экономических и культурных
связей и т.п. Обычно реторсии состоят
в принятии мер, тождественных или аналогичных
тем, против которых они направлены. Но
могут быть использованы и другие средства.
Задача реторсий - добиться прекращения
дискриминационных мер, воздействовать
на решения государства выполнять свои
обязательства, после чего они должны
быть отменены. Отметим, что реторсии характерны
также для механизма действия политических
и моральных норм, правил вежливости и
иных неправовых международных норм. Реторсия,
будучи правомерным актом, может применяться
в качестве превентивной меры в случае
реальной угрозы правонарушения. Эффективность
реторсий в значительной степени зависит
от возможностей применяющего их государства.
Репрессалии представляют собой односторонние
меры принуждения, допускаемые международным
правом как контрмеры в случае правонарушения.
Репрессалии могут применяться лишь после
того, как правонарушение станет свершившимся
фактом. Объектами репрессалий могут быть
военные объекты и комбатанты. Запрещаются
любые формы насилия, физические и психические
пытки, а также другие репрессалии в отношении
как гражданского населения и гражданских
объектов, так и военнопленных, раненых,
больных. Репрессалии прекращаются по
достижении цели. Цель же состоит в том,
чтобы побудить к прекращению правонарушения
и выполнению обязательств. Кто правомочен
дать указания об осуществлении репрессалии?
Видимо, здесь необходимо установить отличия
между репрессалиями на различных уровнях
осуществления руководства. Универсальным
правом давать обязательные к исполнению
указания обладает Верховный Главнокомандующий.
Но следует также признать, что в ходе
вооруженного столкновения действия младших
командиров могут выглядеть как осуществление
репрессалий (например, решение о снятии
иммунитета с гражданского объекта).
Разновидностью правомерного применения
силы будет являться осуществление права
на индивидуальную или коллективную самооборону
в соответствии со ст. 51 Устава ООН. Только
в случае вооруженного нападения государство
может использовать против нападающего
государства вооруженную силу, но в этом
случае речь идет уже не о санкциях, а об
использовании права на самооборону. Репрессалии
в этом контексте выполняют роль квазииндивидуальных
санкций.
Самооборона - это особый вид контрмер,
принимаемых государством в ответ на преступное
вооруженное нападение на него, связанный
с правомерным применением вооруженной
силы. Если репрессалии носят наступательный
характер и направлены на то, чтобы заставить
нарушителя прекратить правонарушение
и уже затем возместить причиненный ущерб,
то цель самообороны, имеющей оборонительный
характер, - пресечь правонарушение собственными
силами его жертвы. В Концепции национальной
безопасности Российской Федерации, утвержденной
Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 г.
N 1300 (в редакции Указа Президента РФ от
10 января 2000 г. N 24), указано, что "Российская
Федерация рассматривает возможность
применения военной силы для обеспечения
своей национальной безопасности, исходя
из следующих принципов: применение всех
имеющихся в ее распоряжении сил и средств,
включая ядерное оружие, в случае необходимости
отражения вооруженной агрессии, если
все другие меры разрешения кризисной
ситуации исчерпаны или оказались неэффективными;
применение военной силы внутри страны
допускается в строгом соответствии с
Конституцией Российской Федерации и
федеральными законами в случаях возникновения
угрозы жизни граждан, территориальной
целостности страны, а также угрозы насильственного
изменения конституционного строя".
Под санкциями в международном праве понимаются
меры воздействия, применение которых
допустимо в случае правонарушения, если
несущий за него ответственность субъект
не выполняет свои обязательства. Термин
"санкция" имеет значение утверждения,
одобрения компетентной инстанцией какого-либо
юридического акта или меры. Санкциями
являются принудительные меры, осуществляемые
только международными организациями.
Наиболее широкими полномочиями по применению
санкций наделена ООН. Основное назначение
санкций - лишение правонарушителя возможности
пользоваться правами, вытекающими из
нарушенной им нормы или комплекса норм,
в который она входит.
Под санкциями в узком смысле слова понимаются
меры воздействия, которые могут применяться
только в случае правонарушения, а в ином
случае сами составляют правонарушение,
например приостановление действия договора
в ответ на его нарушение другой стороной.
Санкции в этом смысле представляют меры
"чистого" (физического) принуждения,
применяемые в ответ на отказ нести международную
ответственность. Основанием для применения
международно-правовых санкций является
не само по себе правонарушение, а отказ
виновного государства прекратить международное
правонарушение и (или) выполнить обязанности,
вытекающие из его международно-правовой
ответственности. Такой отказ - уже новое,
вторичное правонарушение, которое посягает
на сам принцип ответственности и поэтому
является основанием для применения по
отношению к государству-правонарушителю
международно-правовых санкций.
Санкция - необходимый структурный элемент,
атрибут международно-правовых норм. Без
санкций правила поведения не становятся
юридической нормой. В международном праве
очень редко встречаются нормы со сформулированными
санкциями, но это не означает, что в нем
не может быть применена "трехчленная"
структура правовой нормы и что в нормах
международного права санкции отсутствуют.
Нормам международного права как правовым
нормам присуща санкция. Всякое международно-противоправное
деяние государства влечет за собой международную
ответственность этого государства. Но
оно же влечет и установленную международным
правом соответствующую санкцию. Ответственность
представляет собой реализацию санкции,
следствие действия и применения санкции.
Правоотношение международной ответственности
как результат международно-противоправного
деяния является "вторичным", охранительным
правоотношением, производным от "первичных",
регулятивных правоотношений, устанавливающих
обязательства государств. Применение
силы, принуждение в сфере "первичных",
регулятивных правоотношений в соответствии
с п. 4 ст. 2 Устава ООН запрещается. Напротив,
характерной чертой "вторичных",
охранительных правоотношений является
именно наличие принуждения, применения
силы, поскольку любой санкции свойственно
принуждение.
Таким образом, применение силы, принуждение
возможно и правомерно в соответствии
с международным правом в одном-единственном
случае: в качестве меры реализации установленной
санкции в ответ на международно-противоправное
деяние. Развитие механизма репрессалий
и санкций видится в усилении их связей
с иными средствами воздействия и снижении
удельного веса прямого принуждения. Применение
репрессалий и санкций должно быть прекращено
не позже того момента, когда их цель достигнута.
Особенности международно-правового принуждения
состоят в следующем. Оно непосредственно
адресуется участникам межгосударственных
отношений (цель - заставить людей, выступающих
от имени государства, придерживаться
положений международного права). Оно
носит координационный характер и реализуется
государствами индивидуально или коллективно.
Для его применения государство может
использовать аппарат, рассматривая соответствующую
часть международного права как обязательную
для себя. Средства и меры международно-правового
принуждения ограничены соглашениями
участников межгосударственного общения.
2. Понятие международного гуманитарного права.
В международном праве неуклонно возрастает удельный вес норм, ориентированных на человека. Имеются в виду такие аспекты, как согласованные государствами общечеловеческие стандарты прав и свобод личности, обязательные для государств меры по обеспечению прав и Свобод и охране их от посягательств, а также предоставление самой личности юридической возможности реализовать и защищать признаваемые права и свободы.
Основу составляет принцип уважения прав человека и основных свобод, предполагающий их всеобщее значение: во-первых, полноту субъективных прав личности с точки зрения их перечня и внутреннего содержания; во-вторых, их распространение на всех людей без какой-либо дискриминации; в-третьих, вовлечение всех государств в соответствующие действия по обеспечению этих прав; в-четвертых, равно почтительное отношение к основным правам и свободам как в нормальных жизненных ситуациях, так и в условиях чрезвычайного положения либо во время вооруженных конфликтов.
Всеобщая ценность прав
и свобод может быть гарантирована
только при условии всеобщего
характера правового
В современном международном праве и в науке международного права ощутимо стремление к формированию в системе международного права целостного комплекса норм, непосредственно связанных с правами и свободами личности. Этот комплекс однородных норм, объединенных предметом регулирования и базирующихся на принципе уважения прав человека и основных свобод, представляет собой отрасль международного права, для обозначения которой предлагались разные наименования: "международная защита прав человека", "международное сотрудничество в обеспечении прав человека", "права человека и международное право" (либо просто "права человека"). Все эти варианты не подходят для отрасли права, поскольку характеризуют субъективные права, а не право как совокупность норм. А формулировка: "Права человека как отрасль права есть совокупность принципов и норм..." — допускает смешение указанных взаимосвязанных, но не однопорядковых категорий. Ближе к характеристике отрасли выражение "право прав человека", но такое словосочетание вряд ли удачно.
В последнее время
для обозначения
Использование слова "гуманитарное" согласуется с терминологией Устава ООН, актов СБСЕ. Устав ООН провозглашает цель осуществления международного сотрудничества в разрешении международных проблем гуманитарного характера (п. 3 ст. 1). В документах СБСЕ регламентируются вопросы сотрудничества в гуманитарной области.
То обстоятельство, что
термин "международное гуманитарное
право" в течение десятилетий
уже использовался для
Данная отрасль права включает нормы трех видов:
1) нормы, действующие
в нормальных ситуациях
2) нормы, предназначенные
для условий вооруженных конфли
3) нормы, применение которых обязательно в любых ситуациях (например, право на признание правосубъ-ектности, право на свободу мысли, совести и религии, запрещение пыток или других жестоких, бесчеловечных видов обращения и наказания).
Специфика международного
гуманитарного права
3. Источники международного гуманитарного права.
Источники международного гуманитарного права весьма многочисленны и характеризуются предметным разнообразием.
Наиболее общий характер имеют два универсальных договора, именуемые пактами, — Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах. Их предшественницей была Всеобщая декларация прав человека, день принятия которой — 10 декабря 1948 г. — отмечается в странах мира как День прав человека. Эта Декларация и сегодня сохраняет свое значение как первый комплексный документ в данной области сотрудничества, как своего рода первоисточник, положивший начало процессу формирования международного гуманитарного права в его современном смысле. Но Декларация не содержала обязывающих норм, имела рекомендательное значение, провозглашалась "в качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и все государства".
Международные пакты о правах человека — это обязательные для участвующих государств нормативные акты. Они были приняты Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 г. и открыты для подписания. От имени СССР они были подписаны 18 марта 1968 г., ратифицированы 18 сентября 1973 г. Пакт об экономических, социальных и культурных правах вступил в силу 3 января 1976 г. Пакт о гражданских и политических правах — 23 марта 1976 г.
Ко второму из названных пактов были приняты два факультативных протокола, имеющих самостоятельное нормативной значение. К первому факультативному протоколу, принятому одновременно с пактами и регламентирующему личные обращения в Комитет по правам человека, СССР присоединился значительно позднее (заявление от 5 июля 1991 г.), он вступил в силу для Российской Федерации 1 января 1992 г. Второй факультативный протокол, имеющий целью отмену смертной казни, был принят 15 декабря 1989 г. (Российская Федерация, как и многие другие государства, в нем пока не участвует).
Источниками международного гуманитарного права являются: Конвенция о политических правах женщин 1952 г., Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г., Конвенция о правах ребенка 1989 г., а также, поскольку речь идет о регламентации статуса определенных групп людей, Конвенция о статусе беженцев 1951 г. (Российская Федерация присоединилась в 1992 г.), Международная конвенция о защите прав всех трудящихся — мигрантов и членов их семей 1990 г., Конвенция о коренных и ведущих племенной образ жизни народах в независимых странах 1989 г.
Самостоятельную группу составляют акты, ориентированные на предотвращение, пресечение или упразднение таких действий, которые посягают на права, интересы или на само существование больших человеческих коллективов либо отдельных людей. Имеются в виду Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г., Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г., Международная конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него 1973 г., две конвенции об упразднении рабства и институтов и обычаев, сходных с рабством, — 1926/1953 и 1956 гг., Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г.
Специфическую разновидность актов составляют конвенции Международной организации труда, регламентирующие не только представляющие общий интерес и заслуживающие единообразного решения вопросы трудовых отношений, но и важные социальные аспекты жизнедеятельности индивида и коллектива. Среди почти двухсот актов МОТ можно выделить конвенции о запрете принудительного труда (относительно принудительного или обязательного труда — 1930 г., об упразднении принудительного труда — 1957 г.), относительно равного вознаграждения мужчин и женщин за труд равной ценности — 1951 г., о минимальном возрасте для приема на работу — 1973 г„ относительно ежегодных оплачиваемых отпусков — 1936 г., об охране заработной платы — 1949 г. (здесь названы лишь наиболее важные из большого числа конвенций, ратифицированных от имени СССР или РФ).
Информация о работе Международное гуманитарное право: понятие, источники