Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2014 в 12:50, контрольная работа
Центральным компонентом общей проблемы «международные договоры - составная часть правовой системы России» представляется вопрос об их положении в данной системе и соотношении с национальным правом, с его источниками.
Различные аспекты применения международных договоров в российской правовой системе занимают значительное место, как в нормотворчестве, так и в судебной практике.
Введение………………………………………………………………………3
Международный договор в системе российского законодательства…...5
Значение международных договоров в правовой системе России…....12
Заключение……………………………………………………………….......15
Список литературы…………………………………………………………..18
Контрольная работа
Международный договор в правовой системе РФ
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение
С принятием Конституции Российской Федерации 1993 г. существенно возросло значение взаимодействия российского, в том числе конституционного, права и международного права. Естественно, что в центре внимания оказались международно-правовые аспекты самой Конституции РФ, прежде всего ч. 4 ст. 15, согласно которой общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы, а в случаях, когда международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Позднее данные конституционные положения были восприняты отраслевым законодательством, зачастую в несколько модифицированном виде. Конституционная и отраслевая оценка международных договоров РФ как составной части российской правовой системы поставила не только теоретические, но и весьма важные в практическом плане проблемы перед отечественными законодательными и правоприменительными органами, должностными лицами и гражданами (индивидами), а также правовой наукой.
Центральным компонентом общей проблемы «международные договоры - составная часть правовой системы России» представляется вопрос об их положении в данной системе и соотношении с национальным правом, с его источниками.
Различные аспекты применения международных договоров в российской правовой системе занимают значительное место, как в нормотворчестве, так и в судебной практике.
Актуальность выбранной темы подтверждается существованием целого ряда факторов, свидетельствующих о возрастающей роли международного права во внутренних делах государства, что указывает на необходимость своевременного приведения положений российского права в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ, а также дальнейшего учета обозначенных международных регуляторов в правоприменительной, в том числе судебной, деятельности.
В связи с указанными обстоятельствами требуют исследования проблемы общетеоретического плана, касающиеся определения статуса международных договоров Российской Федерации в ее правовой системе.
Разработка данных вопросов позволяет выйти на новые, научно обоснованные решения по совершенствованию действующего конституционного и отраслевого законодательства в целях повышения качества и эффективности действия международных правовых институтов в среде российской правовой системы, сформулировать конкретные рекомендации по разрешению существующих сложностей в процессе применения международных договоров.
1. Международный договор в системе российского законодательства
Процессы демократизации российского общества с начала 90-х годов 20 века активно вторгаются не только в политическую, экономическую, культурную, социальную сферы, но также и в правовую сферу. Естественно правовые идеи привели к появлению в правовой науке того времени концепции прямого действия норм международного права на территории Российского государства. Таким образом, демократические изменения совершили отход от позитивистского правопонимания, видевшего в праве лишь продукт государственной воли, привели к пересмотру отечественной наукой своего взгляда наместо международного права в системе действующих правовых норм.
Это получило закрепление еще в Декларации прав и свобод человека и гражданина 1991г., а затем в ст. 32 Конституции РСФСР о том, что «общепризнанные международные нормы, относящиеся к правам человека, имеют преимущество перед законами РСФСР и непосредственно порождают права и обязанности граждан РСФСР».
Часть 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации устанавливает, что международные договоры Российской Федерации являются составной частью правовой системы Российской Федерации. Практика показывает, что именно договоры наиболее часто применяются судами общей юрисдикции. Очевидно, применение норм международного договора к правоотношениям, возникающим в пределах юрисдикции Российской Федерации, кажется не таким сложным, как применение других источников международного права. Однако и международный договор – отнюдь не простое явление. Для того чтобы правильно определить содержание и объем обязательства, вытекающего из международного договора, нужно учитывать довольно много обстоятельств.1
Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 г. N 5 определяет (со ссылкой на Федеральный закон «О международных договорах Российской Федерации») международный договор РФ как «международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких, связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования (например, конвенция, пакт, соглашение и т.п.).
Относительно применения международного договора в России Постановление говорит (п. 3): «Согласно части 3 статьи 5 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» положения официально опубликованных международных договоров Российской Федерации, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в Российской Федерации непосредственно. Для осуществления иных положений международных договоров Российской Федерации принимаются соответствующие правовые акты».2
К признакам, свидетельствующим о невозможности непосредственного применения положений международного договора Российской Федерации, Постановление относит, в частности, содержащиеся в договоре указания на обязательства государств-участников по внесению изменений во внутреннее законодательство этих государств.
Далее в Постановлении приводится прямое определение договора, который может непосредственно применяться при рассмотрении судом гражданских, уголовных или административных дел. Это международный договор, который вступил в силу и стал обязательным для Российской Федерации и положения которого не требуют издания внутригосударственных актов для их применения и способны порождать права и обязанности для субъектов национального права.
Таким образом, государственный орган Российской Федерации, намеревающийся применить тот или иной международный договор, окажется перед необходимостью решить ряд вопросов относительно свойств этого договора.
Согласно приведенным указаниям из Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Федерального закона «О международных договорах» критериев применения договора четыре:
В настоящее время согласно п. 4 ст. 15 Конституции РФ «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы». Эта формулировка отличается тем, что не ограничивает круг отношений, регулируемых нормами международного права, только отношениями, связанными с правами человека.3
Но что, же представляют собой отечественная и международная правовые системы в понимании российской правовой доктрины?
В отечественной юридической науке приоритетной можно назвать точку зрения, согласно которой международное и внутригосударственное право являются самостоятельными нормативными правовыми системами, находящимися в постоянном взаимодействии между собой и не имеющими примата одна над другой, т.е. господствует дуалистической представление о правовых системах. Как следствие внутригосударственный акт не может являться источником международного права, международный договор или обычай не являются источниками внутригосударственного права. Но вместе с тем растет их взаимодействие.
Это можно увидеть в той же ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, где сказано, что общепризнанные нормы и принципы, международные договоры РФ являются частью ее правовой системы, а не законодательства или права. Ведь правовая система охватывает законодательство и еще группу явлений.
Что касается определения международного договора, то определение данное в законе «О международных договорах РФ» вполне соответствует определению в Венской конвенции о праве договоров 1986 г. В соответствии с законом «международный договор Российской Федерации означает международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами), с международной организацией либо с иным образованием, обладающим правом заключать международные договоры, в письменной форме и регулируемое международным правом».
Нужно отметить, что для вступления в силу договор должен отвечать некоторым требованиям, после выполнения которых, он может действовать в национальной правовой системе. С.Ю. Марочкин к таковым относит:
- признание обязательности норм договора;
- вступление договора в силу;
- его опубликование;
- отсылочные нормы к международному праву в законодательстве РФ (это обязательные условия);
- а также дополнительные условия (например, приказы министерств и ведомств). Соответственно только договор, отвечающий этим условиям может быть источником внутреннего права.4
Следует сказать, что согласно ст. 6 закона «О международных договорах РФ» международными договорами РФ являются те соглашения, применительно к которым РФ оформила свое участие, выразила свое согласие.
Здесь речь идет о ратифицированном международном договоре. Именно такой договор выступает в качестве источника российского права. Именно в момент ратификации международного договора Россия принимает на себя все обязательства по нему.
Закон выдвигает следующие требования к содержанию предложения о ратификации:5
Часть 6 ст. 125 Конституции РФ закрепляет положение о том, что не соответствующие Конституции РФ международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению. Таким образом, приоритет международных договоров не распространяется на Конституцию РФ. Более того, Конституционный Суд Российской Федерации согласно п. «а», «з» ст.125 Конституции РФ вправе разрешать дела о соответствии не вступивших в силу международных договоров Конституции РФ.6
Интересно, что, если международный договор не вступил в международную силу, а РФ выразила согласие на обязательность для нее этого договора, то этот договор не будет входить в ее правовую систему.
Еще один интересный момент связан с тем, что международное право допускает возможность заключения международного договора в устной форме. Но как вытекает из закона «о международных отношениях» (п. а ст.2), признанными являются только письменные соглашения.
Договор должен быть опубликован. Не опубликованные договоры не применяются. На это косвенно указывает ст.5 закона «О международных отношениях».
Российская правовая доктрина признает и отсылки к нормам международного права. Они не создают новые материальные нормы, а допускают применение норм международного права.
Таким образом, еще совсем недавно основным методом регулирования была юридическая норма, но с нарастанием процессов демократизации произошел пересмотр места международного договора в национальной системе права. Все более заметным становится тесное взаимодействие национальной и международной правовых систем: международно-правовые нормы и договоры признаются частью правовой системы России. Но стоит учесть, что только ратифицированные международные договоры признаются частью системы российского права. Также следует учесть, что Конституция имеет приоритет перед международным договором – противоречащий ей договор не вступает в силу на территории России.7
Таким образом, можно сказать что, приоритет международного договора над законом при наличии ратификации позволяет обеспечить национальные интересы, оберегая внутригосударственную систему от несанкционированного действия противоречащих закону международных договоров.
2. Значение международных договоров в правовой системе России
В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются частью ее правовой системы.
В литературе высказывается критическое мнение относительно включения в правовую систему страны всех общепризнанных принципов и норм международного права на том основании, что многие из них предназначены для регулирования только межгосударственных отношений. Действительно, эти принципы и нормы, как и международное право в целом, предназначены для регулирования межгосударственных отношений. Однако, будучи включенными в национальную правовую систему, они обретают новое юридическое качество. В частности, Конституция РФ обязала все органы государственной власти следовать этим принципам и нормам, создав конституционную гарантию соблюдения общепризнанных принципов и норм.
Информация о работе Международный договор в правовой системе РФ