Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 16:05, реферат
Субъекты международного права — это акторы (действующие субъекты, субъекты политики), которые в силу юридических норм могут выступать в качестве носителей субъективных юридических прав и обязанностей, и несущие в необходимых случаях международно-правовую ответственность.
Понятие и виды субъектов международного праваПонятие субъектов международного праваСубъекты международного права — это акторы (действующие субъекты, субъекты политики), которые в силу юридических норм могут выступать в качестве носителей субъективных юридических прав и обязанностей, и несущие в необходимых случаях международно-правовую ответственность. Таковыми являются:
Основные признаки субъектов международного права: 1) субъекты международного права — это лица, участники международных отношений, которые могут быть носителями субъективных юридических прав и обязанностей. Для этого они должны обладать определенными свойствами:
2) все субъекты международного права это такие лица, которые приобрели свойства субъекта в силу норм международного права. Иначе говоря, юридические нормы образуют обязательную основу деятельности акторов как субъектов международного права. Виды субъектов международного праваСубъекты международного права могут быть:
Постоянными субъектами являются государства. Нация,
борющаяся за свое освобождение, выступает
как временный субъект лишь на
период борьбы и создания независимого
государства. Некоторые международные
организации созданы для Содержание международной правосубъектностиЛюбой субъект международного права обладает:
Правоспособность — это способность субъекта международного права иметь субъективные права и юридические обязанности. Этой способностью обладают:
Наличие
правоспособности означает наличие
юридической возможности у лиц
своими действиями порождать субъективные
права и юридические Дееспособность означает осуществление субъектами международного права самостоятельно, своими осознанными действиями своих прав и обязанностей. Например, в соответствии с Соглашением о сотрудничестве в борьбе с преступлениями в сфере экономики 1996 г. стороны будут стремиться к приведению законодательства своих государств в соответствие с нормами международного права. Стороны определяют перечень своих уполномоченных ведомств, ответственных за выполнение этого соглашения. Каждое государство имеет право направить другой стороне запросы об оказании содействия по сбору сведений и материалов о деяниях, связанных с легализацией средств, полученных в результате преступной деятельности. Запрашивающая сторона обязана предоставить банковские, кредитно-финансовые и другие документы. Субъекты международного права обладают деликтоспособностью, т.е. способностью нести юридическую ответственность за совершенные правонарушения. Так, согласно ст. 31 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. государство флага несет ответственность за любой ущерб или убытки, причиненные прибрежному государству в результате несоблюдения каким-либо военным кораблем или другим государственным судном, эксплуатируемым в некоммерческих целях, законов и правил прибрежного государства, касающихся прохода через территориальное море, или положений Конвенции, или других норм международного права. В соответствии со ст. II Конвенции о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами 1972 г. государство несет абсолютную ответственность за выплату компенсации за ущерб, причиненный его космическим объектом на поверхности Земли или воздушному судну в полете. Все субъекты международного права являются носителями соответствующих прав и обязанностей. Это свойство называется правосубъектностью, которая включает два основных структурных элемента (в общей теории права добавляется правовой статус):
Виды правосубъектности:
Общая правосубъектность — это способность акторов ipsofacto быть субъектом международного права вообще. Такой правосубъектностью обладают только суверенные государства. Они являются первичными субъектами международного права. Общей правосубъектностью теоретически обладают также нации, борющиеся за свою независимость. Отраслевая
правосубъектность — это способность акторов быть участниками
правоотношений в определенной области
межгосударственных отношений. Такой
правосубъектностью обладают межправительственные
организации. Например, Международная
морская организация (ИМО) вправе принимать
участие в правоотношениях, затрагивающихмеждународное
торговое судоходство, и может одобрять
международно-правовые нормы относительно
безопасности мореплавания, эффективности
судоходства, предотвращения загрязнения
с судов и борьбы с ним. Специальная правосубъектность — это способность акторов быть участником лишь определенного круга правоотношений в рамках отдельной отрасли международного права. Специальной правосубъектностью, например, обладают физические лица (индивиды). Их правосубъектность, в частности, признана Всеобщей декларацией прав человека 1948 г. (ст. 6), Международным пактом о гражданских и политических правах 1966 г. (ст. 2 и далее), Международной конвенцией о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей 1990 г. (ст. 8 и далее). Таким образом, субъекты международного права должны обладать способностью самостоятельно участвовать в урегулированных международным правом международных отношениях, непосредственно вступать в юридическое взаимодействие с другими управомоченными или обязанными международным правом лицами. Субъект международного права отличается от понятия «субъект правоотношения». Субъект международного права — это актор, обладающий правосубъектностью, т.е. лицо, потенциально способное быть участником международных правоотношений. Субъект правоотношения — это реальный участник данных правовых отношений. Таким образом, понятие участника правоотношения уже понятия субъекта права. Правосубъектность в единстве с другими общими правами и обязанностями субъектов международного права охватывается понятием правового статуса. Основными элементами последнего являются права и обязанности акторов международного права в реальных правоотношениях, основанием возникновения которых служат императивные принципы международного права и соответствующий юридический факт. Так, согласно ст. 6 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. каждое государство обладает правоспособностью заключать договор. Эта правоспособность государств базируется на таких общепризнанных принципах международного права, как принцип уважения государственного суверенитета и суверенного равенства государств, а также принцип сотрудничества государств. В случае вооруженного нападения (агрессии) каждое государство имеет неотъемлемое право на индивидуальную или коллективную самооборону (ст. 51 Устава ООН). |
субъект международного права - носитель международных прав и обязанностей, возникающих в соответствии с общими нормами международного права либо предписаниями международно-правовых актов. Соответственно международная правосубъектность - юридическая способность лица быть субъектом международного права. Международная правосубъектность по своему происхождению делится на фактическую и юридическую. Существуют поэтому две категории субъектов международного права: первичные (суверенные) и производные (несуверенные). Отличаются они тем, что первичные субъекты международного права никто не создает в качестве таковых. Производные субъекты международного права создаются первичными. Правоспособность производных субъектов международного права оговаривается в договорах об их создании.
Первичные субъекты международного права.
1. Государства. Признаки: территория, население, публичные власти (система органов).
2. Нации, борющиеся за
национальное самоопределение.
Производные субъекты международного права.
1. Международные организации. Существует два вида:
2. Государственно-подобные
субъекты (Ватикан, Сан-Марино, Монако,
Андорра, Мальтийский орден в
Риме). Относятся они к производным
субъектам, так как в основе
их создания лежит договор.
Как правило, договор с
Помимо этого существуют
участники отдельных видов
Государства как основные субъекты международного праваПод государством в международном праве понимается страна со всеми присущими ей признаками суверенного государства. Однако не всякая страна может быть государством в международно-правовом смысле и субъектом международного права (например, колониальные страны и другие геополитические единицы). Из истории Первая попытка кодификации международно-правовых признаков государства была дана в Межамериканской конвенции о правах и обязанностях государства 1933 г. Согласно ст. 1 этой Конвенции государство как лицо международного права должно обладать следующими условиями:
Наиболее важными признаками государства являются суверенитет, территория, население и власть. Суверенитет является отличительным политико-юридическим свойством государства. Государственный суверенитет — это присущее государству верховенство на своей территории и его независимость в сфере международных отношений. Таким свойством обладают только государства, что и предопределяет их главные характерные особенности как основных субъектов международного права. Суверенитет является фундаментом всех основных прав государства. Суверенитетом
обладает любое государство с
момента его возникновения. Его
международная правосубъектность не зависит от волеизъявления других
субъектов. Она прекращается лишь с прекращением
данного государства. Согласно ст. 3 Межамериканской
конвенции о правах и обязанностях государств
1933 г. «политическое существование государства
не зависит от его признания другими государствами.
Даже еще не признанное государство имеет
право защищать свою целостность и свою
независимость, заботиться о своей сохранности
и процветании и, как следствие этого,
организоваться, как ему заблагорассудится,
законодательствовать относительно своих
интересов, управлять своими ведомствами
и определять юрисдикцию и компетенцию
своих судов». Согласно Уставу ООН государствам присуща не только суверенность, но и независимость. Все члены ООН воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения против политической независимости любого государства. Территория является неотъемлемым условием существования государства. Она закрепляется и гарантируется общепризнанными нормами и принципами международного права. Согласно Заключительному акту Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. государства обязаны уважать территориальную целостность каждого из государств-участников. В соответствии с этим они воздерживаются от любых действий, не совместимых с целями и принципами Устава ООН, против территориальной целостности, политической независимости или единства любого государства. Государства-участники Заключительного акта рассматривают как нерушимые все границы друг друга, а также границы всех государств в Европе, поэтому они будут воздерживаться сейчас и в будущем от любых посягательств на эти границы. Они воздерживаются также от любых или действий, направленных на захват и узурпацию части или всей территории любого государства-участника. Население является
постоянным признаком государства. Согласно
Уставу ООН, Декларации о предоставлении
независимости колониальным странам и
народам г. и Международному пакту об экономических,
социальных и культурных правах 1966 г. народы
являются субъектом права на самоопределение.
В силу этого права они свободно устанавливают
свой политический статус и свободно обеспечивают
свое экономическое, социальное и культурное
развитие. Публичная власть является одним из основных признаков государства. Оно в международном праве является носителем организованной суверенной власти. В каких бы отношениях ни выступали правительство государства и иные его органы, они всегда действуют от имени государства. Государство в международно-правовом смысле понимается как единство власти и суверенитета. Государства
выступают в международных Понятие суверенного равенства включает следующие элементы:
Любое
государство обязано Особенности правосубъектности федеративных государствУнитарное
государство участвует в Сложными государствами являются федерации. Члены федерации (республики, области, штаты, земли и т. д.) сохраняют при этом определенную внутригосударственную самостоятельность, но, как правило, не обладают конституционным правом самостоятельного участия во внешнихсношениях, следовательно, не являются субъектами международного права. В этом случае только федерация в целом выступает на международной арене в качестве единого субъекта международного права. Как отмечается в ст. 2 Межамериканской конвенции о правах и обязанностях государств 1933 г., «федеративное государство составляет только одно лицо перед международным правом». Например, согласно ст. 10 Конституции США ни один штат не может вступать в договоры, союзы и конфедерации. Ни один штат не может без согласия Конгресса заключать соглашения или конвенции с другим штатом или с иностранной державой. РФ
является демократическим федеративным
государством, которое состоит из
республик, краев, областей, городов
федерального значения, автономной области,
автономных округов — равноправных
субъектов РФ. Республика в составе
РФ имеет свою конституцию и
Вне пределов ведения РФ и совместных полномочий субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти. Согласно Федеральному закону «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ» 1998 г. субъекты РФ в пределах полномочий, предоставленных им Конституцией, федеральным законодательством и договорами между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ о разграничении предметов ведения и полномочий, обладают правом на осуществление международных и внешнеэкономических связей с субъектами иностранных государств, а также на участие в деятельности международных организаций. Субъекты РФ с согласия Правительства РФ могут осуществлять такие связи и с органами государственной власти иностранных государств. Республики не вправе:
Республики
могут заключать международные
договоры по вопросам, входящим в их
компетенцию. Однако в любом случае
эти договоры должны носить вторичный,
производный характер. Они могут
содержать нормы, обеспечивающие реализацию
соответствующих договоров РФ. В
целях обеспечения выполнения таких
договоров республики могут иметь
свои представительства в |
Информация о работе Понятие и виды субъектов международного права