Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2015 в 18:12, реферат
Цель работы:
Дать определение международной торговли;
Изучить несколько современных теорий международной торговли и объяснить эти процессы;
Сделать соответствующие выводы.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………....3
1. МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ
1.1 Понятие и направление………………………………………………...4
1.2 Теория технологического взрыва…………………………………….5
1.3 Теория жизненного цикла продукта…………………………………..6
2. МНОГОФАКТОРНОСТЬ СОВРЕМЕННЫХ ТЕОРИИ ТОРГОВЛИ..............................................................................................................7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….9
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………...10
1.3 Теория жизненного цикла продукта…………………………………..6
2. МНОГОФАКТОРНОСТЬ СОВРЕМЕННЫХ
ТЕОРИИ ТОРГОВЛИ...............
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………...10
Одной из наиболее
важных форм международных экономических
отношений является международная торговля. Международная торговля играет все возрастающую
роль в экономическом развитии. Она существовала
еще до формирования мирового хозяйства
и являлась его непосредственной предшественницей.
Международный торговый обмен является одновременно
и предпосылкой, и следствием международного
разделения труда, выступает важным фактором
формирования и функционирования мирового
хозяйства. В своей исторической эволюции
она прошла путь от единичных внешнеторговых
сделок до долгосрочного крупномасштабного
торгово-экономического сотрудничества.
ЭКСПОРТ |
ИМПОРТ |
1) вывоз товаров, изготовленных (произведенных) в данной стране; |
1) ввоз из-за границы товаров, технологий для реализации на внутреннем рынке импортера, а также возмездное получение отиностранного импортера услуг производственного и потребительского назначения; |
2) вывоз сырья и п/ф для переработки за границей под таможенным контролем с последующим возвратом; |
2) ввоз сырья, п/ф, узлов, деталей
дли переработки в данной |
3) реэкспорт – вывоз товаров, ранее ввезенных из-за границы, включая товары, проданные на международных аукционах, товарных биржах и т.п.; |
3)реимпорт – обратный
ввоз из-за границы ранее |
4) временный вывоз за границу национальных товаров (на выставки, ярмарки) с последующим возвратом или вывоз ранее ввезенных иностранных товаров (на аукционы, выставки, ярмарки). |
4) временный ввоз товаров на международные выставки, ярмарки, аукционы; |
5) вывоз продукции в
порядке прямых |
5) ввоз продукции в рамках ТНК (транснациональные корпорации). |
1.2 Теория технологического взрыва
Дальнейшим развитием теории Хекшера – Олина можно считать теорию технологического разрыва. Если в той или иной отрасли начинают применяться технологические новшества, то тем самым страна получает сравнительные преимущества. Производя товар с меньшими, чем прежде, издержками, она может получить на мировом рынке дополнительную прибыль. Поэтому экспортеры заинтересованы в увеличении производства данного товара и его реализации на мировом рынке. Однако технологические новшества не могут быть узурпированы той или иной страной: постепенно они становятся достоянием и других стран. В результате ранее образовавшийся технологический разрыв оказывается преодоленным, а первоначальные преимущества утраченными.
Тем не менее, пока разрыв существует, он оказывает позитивное воздействие на экспорт товаров, в производстве которых использованы новые технологии. Вместе с тем он стимулирует и развитие экономики страны-импортера. В первом случае имеет место своеобразная “технологическая рента”, во втором – приобретается более совершенная в техническом отношении продукция, применение которой позволяет повысить эффективность экономики.
В целом теорию технологического разрыва можно рассматривать как дальнейшее развитие теории сравнительных преимуществ. Однако, как свидетельствует практика, торговля сохраняется и в случае выравнивания технологического потенциала двух стран. Поэтому поле применения этой теории оказывается суженным.
1.3 Теория жизненного цикла продукта
В 60-е годы широкое распространение получила теория жизненного цикла продукта, предложенная в 1966 г. английским экономистом Р. Верноном. В основе этой концепции лежит идея о том, что каждый новый продукт проходит своеобразный “жизненный” цикл. Точно так же, как в живой и неживой природе можно выделить несколько фаз развития организмов и явлений, в жизни нового продукта наблюдаются фазы внедрения, быстрого роста (расширения), зрелости и старения.
На первом этапе (внедрении) издержки производства нового товара относительно высоки, он доступен лишь ограниченному кругу лиц с высокими доходами, экспорт в целом незначителен.
На втором этапе, по мере повышения спроса на продукт (что наблюдается, если он удовлетворяет уже сформировавшиеся или потенциальные общественные потребности в первую очередь местного рынка, а затем и мирового), выпуск продукта становится серийным, издержки его производства снижаются. Объем поставляемой на экспорт продукции возрастает. Вначале спрос мирового рынка удовлетворяется поставками преимущественно из страны, в которой товар был первоначально внедрен, однако постепенно продукт начинает производиться и в других странах. С этой целью фирма-пионер может создавать филиалы, совместные предприятия, продавать различного рода лицензии.
На третьем этапе (зрелости) общий объем выпуска продукции достигает максимального значения. Однако, поскольку рынок уже насыщен, дальнейшего роста производства не наблюдается. При этом зарубежные фирмы, освоившие выпуск товара, пытаются конкурировать с фирмой-пионером даже на ее внутреннем рынке.
Наконец, на четвертом этапе вследствие появления новых товаров, более полно удовлетворяющих те же потребности, спрос на первоначальный товар снижается, что приводит к сокращению его производства.
Необходимо отметить, что теория жизненного цикла товара отражает некоторые реально существующие взаимосвязи в мировом хозяйстве (например, лидерство США и в меньшей мере других стран с развитой рыночной экономикой в разработке и внедрении новых продуктов). Однако она может объяснить в целом достаточно ограниченный круг явлений. Так, имеется устойчивый спрос на сырьевые товары и некоторые пищевые продукты (в частности алкогольные напитки). Между тем их производство не может быть увеличено в сколько-нибудь значительных масштабах или перенесено в другие страны.
В ряде теорий международной торговли обращается особое внимание на достижение и поддержание конкурентных преимуществ, которые к настоящему времени уже достаточно подробно выявлены. Для обеспечения конкурентных преимуществ компании должны непрерывно внедрять в производство технические новшества и усовершенствования. Полем деятельности крупной компании становится все мировое экономическое пространство.
Основной упор в новейших теориях делается на анализ все возрастающей части международной торговли в виде внутрифирменной торговли в рамках транснациональных корпораций. Поэтому происходит определенное сближение форм и методов разработки и осуществления транснациональными корпорациями стратегии развития как внутри страны, так и в пределах мирового экономического пространства, которое разделено государственными границами. Так, учитывая все возрастающее разнообразие номенклатуры производимой продукции в различных странах, считается, что для поддержания устойчивой тенденции к росту торговли стране достаточно иметь структуру производимой в ней продукции, отличную от структуры производства в других странах. Специализация на отдельных видах продукции обрабатывающей промышленности позволяет добиваться экономии на масштабах производства. Это, в свою очередь, обеспечивает выгоду от внешней торговли, поскольку позволяет предложить товары мировому рынку по конкурентоспособным ценам. К тому же само увеличение масштабов производства сверх внутренних потребностей заставляет производителей искать возможности сбыта товаров за границей.
Теоретическое исследование причин включения стран в международное разделение труда показывает, что, по-видимому, не существует единой причины, порождающей стимулы к такому участию. В разные исторические периоды причины могли быть различными. Так, включение страны в колониальную торговлю происходило насильственным путем, что, однако, повлекло за собой трансформацию экономики, принявшую однобокий, уродливый, но, тем не менее, устойчиво воспроизводящийся характер.
Преодоление колониального наследия до сих пор остается сложной и трудноразрешимой проблемой для целого ряда стран. Опыт последних десятилетий свидетельствует со всей определенностью, что без участия в международном разделении труда нельзя обеспечить благоприятных условий для быстрого прогресса национальной экономики. Наибольшего успеха в целом добились те страны, которые ориентировались на более широкое и глубокое включение в международное разделение труда. Примером могут служить “новые индустриальные страны”.
К участию в МРТ может стимулировать как рост внутреннего производства и ограниченность внутреннего потребления, так и целенаправленная государственная политика поощрения экспортной ориентации хотя бы некоторых отраслей национальной экономики.
Одним из существенных сдвигов, который произошел за последние несколько лет, является тот факт, что за этот период в мировой торговле доминирующим фактором стал технический прогресс. Кроме того за последние несколько лет резко увеличилась доля мирового товарооборота. Процессы международной торговли предоставлены и изучены в реферате, в связи с рассмотрением их теории.
Информация о работе Современные теории международной торговли