Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 17:41, курсовая работа
Целью данной работы является глубокое и всестороннее исследование сущностной природы правоотношений по международному усыновлению и анализ его особенностей с учетом действующего законодательства Республики Беларусь.
Целевая направленность обусловила необходимость решения следующих задач:
определить систему международных документов, регулирующих вопросы международного усыновления;
рассмотреть правовое регулирование порядка осуществления международного усыновления в Республике Беларусь;
выявить роль Национального Центра усыновления Республики Беларусь в сфере международного усыновления.
ВВЕДЕНИЕ
Важность глубокого
и всестороннего анализа
Вопрос усыновления детей иностранными
гражданами занимает особое место в законодательстве
Республики Беларусь. Актуальность института
международного усыновления заключается
в том, что усыновление является приоритетной
формой устройства, поскольку обеспечивает
ребенку безопасность и постоянство на
всю оставшуюся жизнь. Однако, несмотря
на очевидный рост числа случаев усыновлений
в Республике Беларусь в последние несколько
лет, количество детей-сирот, передаваемых
на воспитание в семью усыновителей, всё
ещё остаётся невысоким.
Таким образом, в 2010 году было усыновлено
672 ребёнка, что составило около 5% нуждающихся
детей. Для нескольких последних лет в
целом характерна тенденция уменьшения
количества международного усыновления.
С начала 2007 года иностранные граждане
приняли в свои семьи четверых белорусских
детей. Как писали «Белорусские новости»
раньше, гражданами Италии, единственной
страны, где белорусские дети находят
новых родителей. Для сравнения - в 2003 году
иностранцы усыновили 714 белорусских детей,
а в 2004 году новую семью в зарубежье нашли
596. Иностранные граждане в общей сложности
усыновили 3200 белорусских детей, при этом
белорусскими семьями усыновлено 6500 детей.
Для международного усыновления характерно
то, что оно дает шанс обрести семью детям,
которые в Беларуси его почти не имеют.
Иностранцы готовы взять не только здоровых,
но и больных детей, чего наши граждане
не делают почти никогда - в первую очередь
из-за низкого уровня жизни. Многие дети,
усыновленные иностранцами, имели хронические
заболевания или инвалидность, особенности
психофизического развития.
Решение современных задач охраны прав
детей, лишившихся попечения родителей,
связано с созданием правовых основ для
устройства осиротевшего ребенка в семью,
через усыновление, в качестве альтернативы
допускается усыновление иностранными
гражданами. При этом права и интересы
ребенка должны быть соблюдены, причем
в силу того, что несовершеннолетний сам
не в состоянии понять свой интерес, это
должны сделать за него законные представители
и суд. Этим и объясняется актуальность
изучения и анализа сущности международного
усыновления, а также его регулирования
в законодательстве Республики Беларусь.
Целью данной работы является глубокое и всестороннее исследование сущностной природы правоотношений по международному усыновлению и анализ его особенностей с учетом действующего законодательства Республики Беларусь.
Целевая направленность обусловила необходимость решения следующих задач:
В соответствии с целями и задачами исследования выработана структура курсовой работы. Она состоит из введения, трех основных глав и заключения. Первая глава включает в себя рассмотрение системы международных документов, регулирующих вопросы международного усыновления, вторая – правового регулирования порядка осуществления международного усыновления в Республике Беларусь, третья – выявления роли Национального Центра усыновления Республики Беларусь в сфере международного усыновления .
Объектом изучения работы являются общественные отношения в области международного усыновления и комплекс проблем, связанных с их правовой регламентацией и защитой прав и интересов детей при международном усыновлении. Предметом исследования являются нормы действующего белорусского и зарубежного законодательства по международному усыновлению, теоретические исследования, посвященные институту усыновления детей.
В ходе написания работы
была использована нормативная, учебная
и специальная юридическая
ГЛАВА 1 СИСТЕМА МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОКУМЕНТОВ РЕГУЛИРУЮЩИХ ВОПРОСЫ МЕЖДУНАРОДНОГО УСЫНОВЛЕНИЯ
1.1 Понятие иностранного элемента
Любые брачно-семейные отношения, так
или иначе связанные с
1) в иностранном гражданстве его участников;
2) в нахождении объекта
3) в иных характеристиках.
Данный перечень не является исчерпывающим. В частности, в качестве иностранного элемента может выступать то обстоятельство, что юридический факт, с которым связано возникновение, изменение или прекращение отношения, имел место за границей. В подавляющем большинстве случаев в семейном праве связь правоотношения с иностранным государством выражается в иностранной характеристике субъектов правоотношения.
Под иностранным элементом следует понимать не элемент правоотношения, а лишь его определенную "окраску", "характеристику", выявляющую связь с иностранным государством и дающую основания для постановки вопроса о подлежащем применению праве. Общепринятая структура правоотношения в данном случае не затрагивается. Понятие иностранного элемента используется в международном частном праве только для определенной цели - для квалификации в законе той категории гражданских правоотношений, к которым можно применять не только отечественное, но и иностранное право[4].
Необходимо также обратить внимание на то, что иностранный элемент характеризует именно правоотношение, т.е. является его субъектом, объектом, либо содержанием. Поэтому, например, тот факт, что в качестве представителя стороны выступает иностранный гражданин или что стороной предъявляется в суд документ, выданный иностранными властями, не дает основания для рассмотрения правоотношения как правоотношения с иностранным элементом[5].
В отношениях усыновления в качестве иностранного элемента выступает субъект правоотношения – усыновитель или усыновленный должен являться иностранным гражданином или лицом без гражданства. На порядок правового регулирования усыновления, в соответствии с КоБС РБ[6], влияет место совершения усыновления (на территории Республики Беларусь или на территории иностранного государства) и место жительства усыновителя или усыновленного.
1.2 Правовое регулирование отношений, осложненных иностранным элементом.
Наличие в семейном отношении иностранного элемента приводит к вопросу о подлежащих применению нормах семейного права. Данный вопрос весьма существенен, поскольку различия в семейном праве отдельных государств могут быть весьма значительны. Эти различия обусловлены тем, что институт брака и семьи традиционно регулировался нормами обычаев и религии. И в настоящее время различия в семейном праве государств отражают национальные особенности и традиции, сложившиеся на протяжении многих лет и поэтому с трудом поддающиеся переменам.
Отношения родителей и детей, порядок и условия усыновления могут кардинально отличаться в законодательстве разных государств.
Определить, семейное право какого из затронутых государств должно быть применено, призваны коллизионные нормы, разрешающие коллизию между претендующими на регулирование, "сталкивающимися" законами. Устанавливая подлежащее применению право, коллизионные нормы в принципе не определяют конкретные права и обязанности сторон семейного правоотношения, а лишь отсылают к семейному праву того или иного государства, которое и должно урегулировать эти права и обязанности. Коллизионные нормы семейного права относятся к сфере международного частного права. В силу специфики семейных отношений коллизионный метод регулирования применительно к семейным отношениям с иностранным элементом является основным.
Помимо коллизионного, в международном частном праве используется и материально-правовой метод регулирования. Данный метод предполагает устранение самого вопроса о выборе права с помощью материально-правовых норм, непосредственно регулирующих права и обязанности участников частноправового отношения с иностранным элементом.
По мнению некоторых юристов, в настоящее время наблюдается тенденция к снижению роли коллизионного регулирования и замене его основными принципами, определяющими, какие нормы следует применять в каждом конкретном случае. К таковым относятся: принцип нахождения наиболее тесной связи правоотношения с конкретным правопорядком, принцип нахождения наиболее благоприятного правопорядка, учет императивных норм страны суда и третьей страны.
Однако в семейном праве преобладает коллизионный метод регулирования. Это связано с тем, что семейные отношения имеют глубокие исторические, религиозные, нравственные и этнические корни. Таким образом, в области семейного права коллизионный способ регулирования, является сейчас основным.
1.3. Коллизионные
вопросы регулирования
Регулирование усыновления является, пожалуй, центральным моментом в защите прав детей[10].
Из того, что иностранным элементом в отношениях усыновления является субъект, следует, что основными коллизионными привязками в области отношений усыновления являются:
а) закон гражданства усыновителя.
б) закон гражданства лица, в отношении которого устанавливается или отменяется опека или попечительство.
В Белорусси усыновление, имеющее международный характер, регулируется коллизионными нормами, закрепленными в СК РБ. Согласно СК РБ , усыновление считается международным, когда оно осуществляется:
1) Иностранными гражданами или
лицами без гражданства в
2) Иностранными гражданами или лицами без гражданства в отношении ребенка-гражданина РБ за пределами территории РБ;
3) Белорускими гражданами в
4) Белорусскими гражданами в отношении ребенка, являющегося иностранным гражданином на территории иностранного государства[11].
С принятием Семейного Кодекса в семейном законодательстве РБ основным коллизионным принципом, применяемым при усыновлении (или отмене усыновления) иностранными гражданами белорусских детей на территории Белорусии стал закон гражданства усыновителя.
В соответствии с СК РБ усыновление (в том числе отмена усыновления) на территории Белорусии иностранными гражданами ребенка, являющегося белорусским гражданином, производится в соответствии с законодательством страны гражданства усыновителя (а если это лицо без гражданства - в соответствии с законодательством государства, в котором это лицо имеет постоянное место жительства на момент подачи заявления). При усыновлении в Белоруссии белоруского ребенка супругами, имеющими разное иностранное гражданство, должны быть, очевидно, соблюдены требования, предусмотренные законодательством как государства, гражданином которого является муж, так и государства, гражданкой которого является жена.
Применение при усыновлении
соответствующего иностранного законодательства
обеспечивает в дальнейшем стабильность
усыновления в иностранном
Тем не менее, белорусский закон не ограничивается отсылкой к закону гражданства усыновителя. Согласно СК РБ при усыновлении на территории Белорусии иностранными гражданами или лицами без гражданства детей - граждан РБ должны быть также соблюдены нормы белорусского законодательства. В принципе такой подход не является особенностью белорусского права. Законодательство большинства стран использует привязки к личному закону усыновителя и усыновляемого в сочетании друг с другом; иногда прямо указывается на применение и того, и другого закона (например, в Венгрии). Дети, таким образом, получают как бы двойную защиту - и по правилам иностранного законодательства (закона страны гражданства усыновителя), и по правилам белорусского законодательства[15]. Если требования того или иного из этих законов не соблюдены, усыновление не может состояться.
Информация о работе Типичные случаи международного усыновления на территории Республики Беларусь