Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 14:38, контрольная работа
Основной целью курсовой работы является проведение на основе изу-чения и анализа нормативно-правовых актов РФ и международной практики, юридической литературы исследования правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства прибывающих для ведения трудовой деяте-льности на территории Российской Федерации и возникающих в связи с этим правоотношениях и отличие его от правового положения российских граж-дан.
Введение.
1.
Понятие, категории и правовые основы статуса иностранцев в России
§ 1. Классификация лиц прибывающих для ведения трудовой деятельности на территории Российской Федерации
§2. Содержание понятия «иностранец» в законодательстве Российской Федерации.
2.
Особенности правового положения иностранцев в Российской Федерации
§1. Привлечение, прекращение и использование иностранной рабочей силы
§2. Применение труда российских граждан на территории иностранных государств
3.
Трудовые права иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации
§ 1. Особенности при трудоустройстве на работу
иностранцев в Российской Федерации
§ 2. Трудовые права иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации
§ 3. Виды трудовой деятельности, осуществляемые иностранными гражданами и лицами без гражданства
§ 4. Усиление ответственности работодателя за
незаконное привлечение иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности
4.
Заключение.
5.
Список использованной литературы.
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ
ПРАВО
по теме: ТРУДОВЫЕ
ПРАВА ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
|
Санкт-Петербург
2007 год
ПЛАН РАБОТЫ:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ВВЕДЕНИЕ
Ежегодно в Российскую Федерацию
въезжает более 20 миллионов ино-странных
граждан. Основная масса прибывает к нам
на заработки, причём на одного легально
работающего иностранца приходится десять
граждан, осу-ществляющих трудовую деятельность
незаконно. С каждым годом в Россий-ской
Федерации увеличивается количество иностранных
работников на рын-ке труда, и с принятием
в 2002 г. новой нормативно-правовой базы
возникло немало вопросов и сложностей,
в частности, с получением разрешений
и порядком их оформления как у работодателей,
так и у органов, занимающихся их выдачей.
Федеральные законы "О беженцах"1 и "О вынужденных переселенцах"2 не в состоянии решить сложные
проблемы, возникающие в связи с массовым
въездом иностранцев в Российскую Федерацию
без всеобъемлющего Федерального закона
об иностранных гражданах. Присоединение
Российской Федерации к Конвенции о статусе
беженцев (1951г.)3 и Протоколу, касающемуся статуса
беженцев (1966г.)4, создало необходимость привести
нормы рос-сийского права в соответствие
с вышеперечисленными актами. В связи
с этим назрела необходимость принятия
целого ряда законов, регулирующих порядок
въезда и пребывания в РФ иностранных
граждан и лиц без граж-данства, их права
и обязанности, ответственность за нарушение
российского законодательства, а также
иные аспекты миграционных процессов
в России.
Правительство РФ и депутаты отмечают
отсутствие эффективных пра-вовых механизмов
по привлечению к административной ответственности
как гастарбайтеров5, так и работодателей, незаконно
использующих труд иност-ранных работников.
Согласно действующему законодательству
получение разрешений на привлечение
и использование иностранных работников
и раз-решений на работу осуществляется
работодателем. В этой связи иностранные
работники легко становятся добычей недобросовестных
работодателей, стре-мящихся к извлечению
сверхприбылей, а также криминальных структур.
Не-законное привлечение иностранной
рабочей силы наносит колоссальный ущерб
экономике России, в том числе из-за неуплаты
налогов.
Основной целью курсовой работы является
проведение на основе изу-чения и анализа
нормативно-правовых актов РФ и международной
практики, юридической литературы исследования
правового положения иностранных граждан
и лиц без гражданства прибывающих для
ведения трудовой деяте-льности на территории
Российской Федерации и возникающих в
связи с этим правоотношениях и отличие
его от правового положения российских
граж-дан. Достижение указанной цели будет
осуществляться путем решения сле-дующих
задач:
Объектом работы выступили нормативно
закрепленное положение иностранных
граждан и лиц без гражданства
прибывающих для ведения трудовой деятельности
на территории Российской Федерации и
находящихся в Российской Федерации на
законном основании.
Предметом являются нормы действующего
российского законодательства и международные
нормативно-правовые акты, регулирующие
правовой статус иностранных граждан
и лиц без гражданства в РФ.
Международный
труд - это отношения, осложненные иностранным
элементом. Иностранный элемент может
присутствовать как в субъективном составе
(субъект отношения - иностранный работник
или иностранный работодатель), так и в
объекте (труд работника протекает за
границей, хотя участники отношения могут
принадлежать к одному государству).
§ 1. Классификация лиц прибывающих для
ведения трудовой деятельности на территории
Российской Федерации
Иностранный гражданин -
лицо, не являющееся гражданином Российской
Федерации и имеющее гражданство (подданство)
иностранного госуда-рства6.
Иностранный гражданин может быть принят
на работу в РФ только при наличии у него
документа, дающего право постоянного
или временного проживания в РФ.
Лицо без гражданства -
лицо, не являющееся гражданином Российcкой
Федерации и не имеющее доказательства
наличия гражданства иностранного государства7.
Постоянно проживающие
в РФ иностранные граждане, т.е имеющие
разрешение на постоянное проживание,
вид на жительство8, могут работать в РФ наравне
с местными гражданами.
Временно пребывающие
в РФ иностранные граждане могут заниматься
трудовой деятельностью, если это совместимо
с целями их пребывания в стране9.
§ 2. Содержание понятия
«иностранец» в законодательстве
Российской Федерации
Под индивидуальным статусом иностранца,
лица без гражданства в стране пребывания
понимается статус отдельного гражданина,
отдельного лица, совокупность предоставленных
ему прав и возложенных на него обязанностей.
Индивидуальный статус, объем составляющих
его прав и обязанностей носят подвижный
характер, изменяются с течением времени
под влиянием многих обстоятельств. Правовой
статус иностранных граждан, лиц без гражданства
или лиц с двойным гражданством, постоянно
или временно пребывающих на территории
страны, имеет определенные особенности
и специально регулируется законодательством
каждого государства.
Конституция РФ10 установила, что иностранные
граждане и лица без гражданства пользуются
в Российской Федерации правами и несут
обязанности наравне с гражданами РФ,
кроме случаев, установленных федеральным
законом или международным договором
РФ. Тем не менее, правовой статус иностранцев
существенно отличается от правового
статуса граждан РФ.
Особую актуальность приобретают проблемы,
связанные с законодательным регулированием
процесса привлечения и использования
в России иностранной рабочей силы. В общем
объеме иммиграционных потоков большой
удельный вес занимает миграция иностранной
рабочей силы в Российскую Федерацию.
К сожалению, в России до сих пор не принят
специальный закон в отношении трудящихся-мигрантов.
К тому же Российская Федерация не является
участником Конвенций о трудящихся-мигрантах11, принятых под эгидой таких
авторитетных международных межправительственных
организаций, как Организация Объединенных
Наций и Международная Организация Труда.
Так же назрела необходимость присоединения
к ряду конвенций, устанавливающих тот
минимальный объем прав, который государство
должно предоставить иностранным гражданам
и лицам без гражданства, находящимся
на его территории.
В России одним из важнейших нормативных
актов в этой области выступил Указ Президента
РФ от 16 декабря 1993 г. № 2146 "О привлечении
и использовании в РФ иностранной рабочей
силы"12.
Согласно Указу выдача разрешений на привлечение
иностранной рабочей силы и контроль за
ее использованием осуществлялось Федеральной
миграционной службой РФ по предложениям
органов исполнительной власти республик
в составе РФ, краев, областей, автономной
области, автономных округов, городов
федерального значения. Разрешениями
устанавливаются квоты на привлечение
определенного числа иностранных граждан
в целом и по группам профессий, нанимаемых
работодателями для работы.
2. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО
ПОЛОЖЕНИЯ ИНОСТРАНЦЕВ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
§1. Привлечение,
прекращение и использование иностранной
рабочей силы13
Разрешение на привлечение иностранной
рабочей силы выдает Федеральная миграционная
служба РФ. С января 1996 г. работодатели,
привлекающие работников из стран - участников
СНГ, обращаются за разрешением непосредственно
в территориальные миграционные службы.
ФМС РФ осуществляет контроль за использованием
(реализацией) разрешения. За выдачу разрешения
на каждого работника взимается плата
- минимальный месячной оплаты труда.
Разрешительный порядок не касается иностранцев
и лиц без гражданства, временно или постоянно
проживающих на территории Российской
Федерации. Ограничения по трудоустройству
относятся лишь к лицам, временно пребывающим
на территории Российской Федерации, которые
могут находиться в России в течение срока
выданной им визы либо в случае въезда14 в безвизовом режиме - не дольше
девяноста суток. Срок пребывания может
быть продлен или сокращен в определенных
ситуациях решением компетентного органа.
В случае же заключения таким иностранцем
трудового договора или же гражданско-правового
договора на выполнение работ (оказание
услуг) срок его пребывания продлевается
на срок действия такого договора, но не
более чем на один год с момента въезда
на территорию Российской Федерации. Причем
для такого продления необходимо соответствующее
решение территориального органа внутренних
дел и отметка в миграционной карте.
Федеральный закон15, как и прежнее законодательство,
предусматривает разрешительный порядок
привлечения и использования иностранных
работников в России. Это означает, что,
прежде чем на законных основаниях заключить
с иностранным гражданином или лицом без
гражданства трудовой или гражданско-правовой
договор на выполнение работ (оказание
услуг) ра-ботодатель обязан:
- иметь разрешение на привлечение и использование
иностранных работников;
- обеспечить получение иностранным гражданином
или лицом без гра-жданства разрешения
на работу;
- получить приглашение на въезд в РФ иностранного
работника.
Для получения разрешения на привлечение
и использование иностра-нных работников
работодателю необходимо обратиться в
соответствующий орган внутренних дел
с заявлением о необходимости использования
иност-ранных работников и лиц без гражданства
с приложением подтверждающих документов.
В качестве документов, подтверждающих
необходимость испо-льзования иностранных
работников, могут выступать проект трудового
дого-вора либо другие документы, подтверждающие
предварительную договорен-ность с иностранными
гражданами или зарубежными партнерами
о намере-нии и условиях привлечения иностранных
работников, а также копии учре-дительных
документов организации и пр. Обязательно
требуется представить заключение территориального
органа, ведающего вопросами занятости
насе-ления, о целесообразности привлечения
в данном случае иностранных работ-ников.
Такие заключения должны основываться
на принципе приоритетного права российских
граждан на занятие вакантных рабочих
мест и выдаваться с учетом наличия на
соответствующей территории равноценной
рабочей силы и отсутствия возможности
перераспределения трудовых ресурсов
из других регионов страны, в целях предотвращения
негативного воздействия найма иностранных
граждан на условия занятости граждан
РФ.
В разрешении указывается общая численность
привлекаемых иност-ранных работников,
срок его действия, основания для выдачи.
Работодатель может быть без предупреждения
лишен права пользоваться разрешением
на привлечение иностранной рабочей силы,
если по его вине возникает угроза гибели
людей или нанесения ущерба их здоровью.
При прекращении деяте-льности предприятия
или проведения им сокращения численности
или шта-тов разрешение, выданное ФМС РФ,
теряет силу независимо от окончания срока,
на который оно было выдано.
§2. Применение
труда российских граждан
на территории
иностранных государств
Процесс внешней трудовой миграции россиян16 сопряжен с рядом нега-тивных
последствий в связи с нерешенностью комплекса
организационных, правовых, экономических
и иных вопросов. Среди них - усиление оттока
за рубеж носителей дефицитных профессий
и как следствие – несбалансиро-ванность
национального рынка труда, рост масштабов
незаконной трудовой миграции, социальная
незащищенность россиян, работающих за
рубежом, потеря валютных поступлений
от российских граждан, работающих за
гра-ницей, недоиспользование возможностей
внешней трудовой миграции для формирования
перспективной профессионально-
Применение труда российских граждан
на территории иностранных го-сударств
может иметь место вследствие возникновения
трудовых отноше-ний на основании положений
либо нашего трудового права, либо на основе
трудового контракта, заключаемого с иностранным
нанимателем. Постоянно проживающий за
границей российский гражданин может
поступить по дого-вору найма на работу
в какое-либо иностранное учреждение или
к предпри-нимателю. Условия труда такого
гражданина будут определяться законода-тельством
о труде страны пребывания. Сам факт российского
гражданства не влечет за собой применения
норм нашего трудового права.
В соглашениях о международной трудовой
миграции, заключенных РФ с другими странами
(например, ФРГ, Швейцария, Китай, Польша,
Финлян-дия, Словакия) предусмотрено временное
(обычно до одного года) направле-ние граждан
РФ на работу или на работу-стажировку
в перечисленные страны с установлением
ежегодных квот для российских гостей-рабочих.
В каждом соглашении установлены определенные
требования к соискателю временной работы
(например, профессиональная подготовка,
профессиона-льные навыки, опыт работы
по специальности, возраст, состояние
здоровья, знание языка и др.). По соглашениям
набор на работу, стажировку или обу-чение
проводит непосредственно, бесплатно
ФМС РФ.
Негосударственные организации могут
осуществлять деятельность, связанную
с зарубежной миграцией, только по разрешению
(лицензии) ФМС РФ и ее территориальных
органов. Посредническая деятельность
в области международной трудовой миграции
может осуществляться только российс-кими
юридическими лицами при наличии лицензии,
контроль за соблюде-нием которой возлагается
па ФМС РФ и ее территориальные органы.
Посреднические фирмы, получившие государственные
лицензии на трудоустройство за рубежом,
обязаны выполнять ряд требований, в частнос-ти,
касающихся соблюдения прав трудящихся-мигрантов17. Так, регистрация граждан,
желающих найти работу за рубежом, а также
предоставление им анкет должны осуществляться
бесплатно. Взимание платы за трудоустройст-во,
включая регистрационный сбор, не допускается.
Это же относится к взи-манию любых видов
предоплаты за содействие в трудоустройстве.
Не допу-скаются также отчисления от заработной
платы трудоустраиваемого в поль-зу фирмы,
оказавшей помощь в трудоустройстве.
Для российских граждан, выезжающих за
рубеж на заработки18, осо-бое значение имеют международные
правила, закрепленные в конвенциях о
правах трудящихся - мигрантов, принятых
ООН и МОТ. Специфическая раз-новидность
выезда российского гражданина на работу
за пределы РФ - это заключение трудового
договора с зарубежным работодателем
(нанимателем). Речь в данном случае идет
о внешней трудовой миграции из России,
или об экспорте российской рабочей силы.
Ее следует отличать от эмиграции, т.е.
переезда гражданина РФ на постоянное
место жительства в зарубежную страну
с отказом от гражданства РФ или без намерения
возвратиться на ро-дину.
Граждане РФ, выезжающие на работу за границу
по трудовому дого-вору, заключенному
с зарубежными нанимателями, выходят (за
некоторыми исключениями) из-под сферы
действия российского законодательства.
Факт наличия российского гражданства
в данном случае не имеет значения. На
них распространяются трудовое законодательство
страны приема, а также международные
правила трудовой миграции, если, разумеется,
государство приема мигрантов признает
эти правила. Факт выхода работников-мигрантов
из сферы действия своего законодательства
не означает, что государство про-исхождения
полностью снимает с себя ответственность
за судьбу своих граждан, работающих за
рубежом.
Стаж работы по найму за границей российских
работников-мигрантов устанавливается
по документам, легализованным МИД РФ.
Документом, удостоверяющим трудовой
стаж за границей, необходимый для получения
пенсии по старости, может быть заверенная
должным образом копия трудо-вого договора
или документ налоговой службы об уплате
в период работы за рубежом страховых
взносов.
В отношении легализации в РФ иностранных
документов действуют общие правила о
легализации таких документов. Общее правило
состоит в том что консул РФ в соответствующем
государстве делая на документе спе-циальную
надпись, которая удостоверяет подлинность
подписи должност-ного лица иностранного
государства. Консульская легализация
заключается не только в засвидетельствовании
подлинности подписи, но и в удостове-рении
соответствия документов и актов законам
соответствующего государ-ства.
Участники Гаагской конвенции 1961г (Россия
участвует)19 договори-лись отменить требование
консульской легализации иностранных
докумен-тов. Вместо такой легализации
предусмотрено выполнение единственной
формальности: проставление особого штампа-апостиля
- органами государс-тва, выдавшего удостоверяемый
документ. Апостиль - это единая для
всех государств-участников указанной
конвенции, удостоверительная надпись
на документе. Она проставляется на самом
документе или на отдельном скреп-ляемом
с ним листе.
В Конституции РФ (п.2 ст. 61) имеется - положение
о том, что РФ гара-нтирует своим гражданам
защиту и покровительство за ее пределами.
Это за-креплено и в ст. 4 Федерального
закона о порядке выезда из Российской
Фе-дерации и въезда в Российскую Федерацию.
Она объясняет, что граждане РФ, пребывающие
за ее пределами, находятся под защитой
и покровитель-ством РФ20. Дипломатические представительства
и консульские учреждения РФ обязаны обеспечивать
меры по защите ее граждан и оказывать
им покро-вительство в порядке, определяемом
законодательством РФ и международ-ными
договорами РФ.
3. ТРУДОВЫЕ ПРАВА
ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
§ 1. Особенности при
трудоустройстве на работу
иностранцев
в Российской Федерации
- иностранный гражданин может быть принят
на работу в РФ только при наличии у него
документа, дающего право постоянного
или временного проживания в РФ;
- постоянно проживающие в РФ иностранные
граждане, т.е имеющие разрешение на постоянное
проживание, вид на жительство, могут работать
в РФ наравне с местными гражданами;
- временно пребывающие в РФ иностранные
граждане - это
лица, прие-хавшие по частным, служебным,
общественным, торговым делам, на лече-ние,
на учебу, в отпуск, на отдых.
Временно пребывающие в РФ иностранные
граждане могут занима-ться трудовой деятельностью,
если это совместимо с целями их пребывания
в стране.
Иностранные граждане, временно проживающие
в России, могут осу-ществлять трудовую
деятельность исключительно в пределах
того субъекта Российской Федерации, на
территории которого им разрешено временное
проживание. В то же время на основании
пункта 6 статьи 13 закона №115-ФЗ Правительство
РФ, учитывая региональные экономические
связи, вправе ус-танавливать случаи, когда
временно проживающие на территории одного
су-бъекта РФ иностранцы могут работать
на территории другого субъекта.
Граждане Республики Беларусь могут осуществлять
трудовую деятель-ность в России без разрешений.
Это закреплено в пункте 1 решения Высшего
совета сообщества Белоруссии и России
от 22.06.96 N 4 "О равных правах граждан
на трудоустройство, оплату труда и предоставление
других социа-льно-трудовых гарантий
§ 2. Трудовые
права иностранных граждан и лиц без гражданства
в Российской Федерации
В статьях 21-22 ТК РФ исчерпывающим образом
перечислены права и обязанности работника
и работодателя.
Согласно статье 11 Трудового кодекса РФ21 на территории Российс-кой Федерации
правила, установленные трудовым законодательством
и ины-ми актами, содержащими нормы трудового
права, распространяются, в част-ности,
на трудовые отношения с участием иностранных
граждан.
В соответствии с абзацем 5 статьи 11 ТК
РФ правила, установленные трудовым законодательством
и иными актами, содержащими нормы трудово-го
права, распространяются на трудовые отношения
с участием иностранных граждан, лиц без
гражданства, организаций, созданных или
учрежденных иностранными гражданами,
лицами без гражданства либо с их участием,
международных организаций и иностранных
юридических лиц, если иное не предусмотрено
международным договором Российской Федерации.
Трудовой кодекс РФ не содержит никаких
ограничений для иностран-цев в их правовом
статусе и не исключает их из сферы трудового
законода-тельства России. Другими словами,
иностранные граждане имеют право на осуществление
трудовой деятельности в РФ. Однако оформление
трудовых отношений зависит от статуса
проживания иностранного гражданина в
РФ. В соответствии с законом22, временно проживающий (получивший
разрешение на временное проживание в
РФ сроком на 3 года) или постоянно проживаю-щий
(получивший вид на жительство в РФ сроком
на 5 лет) в России иност-ранный гражданин,
оформляется по трудовому договору в том
же порядке, что и гражданин РФ.
На иностранцев полностью распространяются
положения законодате-льства об охране
труда, обеспечивающие рабочим и служащим
безопасность для жизни и здоровья, постановления,
запрещающие сверхурочные работы, и другие
правила трудового законодательства.
В соответствии со ст. 5 Феде-рального закона
N 125-ФЗ23 иностранные лица и лица без
гражданства подле-жат обязательному
социальному страхованию от несчастных
случаев на про-изводстве и профессиональных
заболеваний, причем этот закон не содержит
ограничений в связи с их правовым положением
в РФ.
На иностранных работников распространяется
положение статьи 91 ТК РФ о нормальной
продолжительности рабочего времени не
более 40 часов в неделю. Конкретная продолжительность
рабочего времени определяется в трудовом
договоре в соответствии с правилами внутреннего
трудового рас-порядка организации. В
зависимости от условий и характера выполнения
ра-боты с иностранным работником может
быть заключен трудовой договор ли-бо
договор гражданско-правового характера.
На иностранных работников, работающих
по трудовому договору, рас-спространяются
положения статьи 115 ТК РФ о продолжительности
ежегод-ного основного оплачиваемого
отпуска.
Размер и сроки выплаты заработной платы
иностранным работникам устанавливаются
при заключении трудового договора по
соглашению сто-рон.
Иностранные граждане, постоянно проживающие
в РФ пользуются
медицинской помощью наравне с гражданами
России, а временно пребыва-ющим в РФ иностранным
гражданам медицинская помощь оказывается
в по-рядке, устанавливаемом Министерством
здравоохранения РФ. В социаль-ном обеспечении
иностранные граждане, постоянно проживающие
в РФ, имеют право на получение пособий,
пенсий и на другие формы социального
обеспечения на общих основаниях с гражданами
РФ. Временно пребываю-щие имеют право
на получение пособий, пенсий и на другие
формы социаль-ного обеспечения на основаниях
в порядке, установленных законодательст-вом
РФ.
Иностранец вправе осуществлять трудовую
деятельность в команди-ровке на территории
иного субъекта РФ или исполнять трудовые
обязаннос-ти при разъездном характере
работы вне пределов того субъекта, на
террито-рии которого ему разрешено проживание
или выдано разрешение на работу.
Основанием для прекращения трудового
договора с иностранным ра-ботником является
пункт 12 части 1 статьи 83 ТК РФ. Прекращение
трудо-вого договора по обстоятельствам,
не зависящим от воли сторон не предус-матривает
предварительного предупреждения. Кроме
того, трудовой договор подлежит прекращению
по обстоятельствам, независящим от воли
сторон, в связи с приведением общего количества
работников, являющихся иностран-ными
гражданами или лицами без гражданства,
в соответствии с допустимой долей таких
работников, установленной Правительством
Российской Феде-рации24 для работодателей, осуществляющих
на территории Российской Фе-дерации определенные
виды экономической деятельности. При
этом, сог-ласно части 3 статьи 83 ТК РФ трудовой
договор по указанному основанию прекращается
не позднее окончания срока, установленного
Правительством Российской Федерации
для приведения работодателями, осуществляющими
на территории Российской Федерации определенные
виды экономической деятельности, общего
количества работников, являющихся иностранными
гражданами или лицами без гражданства,
в соответствии с допустимой долей таких
работников.
Работодатель (за исключением физического
лица - непредпринимате-ля) обязан оформлять
трудовые книжки на каждого работника.
В том числе и на иностранца, проработавшего
у него более пяти дней25, если эта работа яв-ляется
для него основной. Такая обязанность
предусмотрена статьей 66 ТК РФ. Организация
не имеет права принимать от работников
трудовые книжки иностранных государств.
Записи об общем (непрерывном) трудовом
стаже из трудовой книжки иностранного
образца в трудовую книжку российского
образца не переносятся. Такое разъяснение
приведено в письме Роструда26.
§ 3. Виды
трудовой деятельности, осуществляемые
иностранными гражданами и лицами без
гражданства
Иностранные граждане могут быть участниками
хозяйственных обще-ств и товариществ27. Создание иностранными гражданами
хозяйственных об-ществ и товариществ
осуществляется в порядке и на условиях,
определяе-мых законом28, а также иными актами российского
законодательства. Так, в согласно п. 6
ст. 9 закона29 предусматривается, что создание
такого общества с участием иностранных
инвесторов осуществляется в соответствии
с Феде-ральными законами об иностранных
инвестициях. Иностранные граждане, лица
без гражданства, российские граждане,
имеющие постоянное место жи-тельства
за границей, могут быть иностранными
инвесторами в Российской Федерации при
условии, что они зарегистрированы для
ведения хозяйствен-ной деятельности
в стране их гражданства или постоянного
места жительст-ва. Правовой режим иностранных
инвестиций, а также деятельности иност-ранных
инвесторов по их осуществлению не может
быть менее благоприя-тным, чем режим для
имущества, имущественных прав и инвестиционной
деятельности российских граждан и юридических
лиц за изъятиями, уста-новленными законом30.
Иностранцы вправе быть предпринимателями,
включая осуществ-ление предпринимательской
деятельности без образования юридического
лица. Для ведения такой деятельности
необходима государственная регис-трация,
требования к которой определяются законом31 о порядке государст-вен-ной
регистрации субъектов предпринимательской
деятельности.
Членами производственного кооператива32 могут быть не только рос-сийские
граждане, но и наравне с ними иностранные
граждане и лица без гражданства. Однако
членами сельскохозяйственного производственного
ко-оператива33 могут быть лишь граждане Российской
Федерации. К членству же в сельскохозяйственном
потребительском кооперативе допускаются,
ино-странные граждане — сельскохозяйственные
товаропроизводители, признаю-щие устав
потребительского кооператива и участвующие
в его хозяйствен-ной деятельности. Иностранные
граждане имеют равные права с граждана-ми
Российской Федерации в сфере отношений,
регулируемых законодатель-ством об общественных
объединениях34. Иностранные граждане и лица
без гражданства, проживающие на территории
Российской Федерации, могут со-стоять
в российских профсоюзах35.
Право иностранцев участвовать в благотворительной
деятельности за-креплено в законе36.
Иностранные организации и граждане могут
осуществлять косми-чес-кую деятельность37 под юрисдикцией Российской
Федерации, производят страхование космической
техники, а также рисков, связанных с космичес-кой
деятельностью, в порядке, установленном
Гражданским кодексом Рос-сийской Федерации.
Иностранные граждане, лица без гражданства
и иностранные юриди-ческие лица осуществляют
архитектурную деятельность38 наравне с российс-кими гражданами
и юридическими лицами, если это предусмотрено
между-народным договором Российской
Федерации. При отсутствии соответствую-щего
международного договора Российской Федерации
иностранные граж-дане, лица без гражданства
и иностранные юридические лица могут
прини-мать участие в архитектурной деятельности
на территории Российской Феде-рации только
с архитектором - российскими гражданином
или юридическим лицом.
На территории Российской Федерации иностранные
граждане или ино-странные юридические
лица осуществляют деятельность в области
племен-ного животноводства в той мере,
в какой указанный режим предоставляется
соответствующим иностранным государством
гражданам и юридическим ли-цам Российской
Федерации39.
§ 4. Усиление
ответственности работодателя
за незаконное привлечение иностранных
граждан
и лиц без гражданства к трудовой деятельности
КоАП РФ усилил ответственность за нарушение
порядка привлечения к трудовой деятельности
в Российской Федерации иностранных граждан
и лиц без гражданства и за незаконный
прием на работу иностранцев.
В соответствии с внесенными поправками
нарушение правил мигра-ционного учета
и порядка привлечения к трудовой деятельности
иностран-ной рабочей силы может повлечь
для организации весьма серьезные финан-совые
последствия. Размеры штрафов (они предусмотрены
кодексом об ад-министративных правонарушениях40) разнятся в зависимости от
нарушения. Так, если фирма взяла на работу
сотрудника, у которого отсутствует разре-шение
на работу, или у самой компании нет разрешение
на привлечение ино-странной рабочей силы,
ей придется выложить от 250 000 до 800 000 рублей
или приостановить деятельность на три
месяца (п. 2 ст. 18.15 Ко АП). Если же работодатель
не уведомил миграционную службу, центр
занятости или налоговую - от 400 000 до 800
000 рублей, или приостановление деятель-ности
на такой же срок (п. 3 ст. 18.15 Ко АП). Наложение
миллионного штрафа возможно только в
двух ситуациях:
1. в случае привлечения к трудовой деятельности
иностранца вопреки установленным федеральным
законом ограничениям в отношении иностран-цев
на осуществление отдельных видов деятельности.
В числе ограничений прежде всего следует
назвать установленный п. 5 статье 13 закона41 запрет временно проживающему
в РФ иностранному гражданину осуществлять
тру-довую деятельность вне пределов субъекта
РФ, на территории которого ему разрешено
временное проживание. Другое ограничение
касается права ино-странца замещать определенные
должности и заниматься отдельными вида-ми
деятельности.
К примеру, в статье 14 закона установлено,
что иностранный гражда-нин не имеет права:
занимать должности на муниципальной
службе42, долж-ности судьи43, прокурора44, следователя45, нотариуса46, адвоката47, должност-ного лица таможенных
органов48, патентного поверенного49, входить в сос-тав летного
гражданского воздушного судна50, а также морских судовых эки-пажей51. Они не могут заниматься добычей
промысловой рыбы и других вод-ных животных
и растений в водоемах РФ, поступать на
службу в милицию52, быть призванными в ряды вооруженных
сил России53.
2. в случае несоблюдения иностранным юридическим
лицом (его фи-лиалом или представительством)
ограничений, установленных федеральным
законом, на осуществление зарубежными
организациями отдельных видов деятельности.
Например, в п. 3-5 ст. 6 закона РФ54 установлены ограниче-ния при
осуществлении отдельных видов страховой
деятельности в отноше-нии дочерних обществ
иностранных инвесторов.
Такие санкции уже применяются по всей
стране и дают большой эф-фект. По такому
максимуму могут наказать недобросовестного
работодате-ля, привлекающего к трудовой
деятельности иностранца без получения
обя-зательного разрешения на использование
и привлечение иностранной рабо-чей силы
либо при отсутствии у последнего разрешения
на работу. Работо-дателю грозит столь
суровая ответственность и в случае неуведомления
им соответствующего госоргана о привлечении
к трудовой деятельности ино-странца,
если уведомление обязательно в соответствии
с законом.
Следует отметить, что согласно вступившим
в силу с 15.01.2007 поп-равкам в Закон о правовом
положении иностранных граждан55 у работода-теля не будет необходимости
получать разрешение на привлечение иностран-ной
рабочей силы, прибывающей в РФ в безвизовом
порядке, но ему при-дется уведомить указанный
орган о привлечении иностранных работников.
При этом нужно иметь в виду, что размер
штрафа будет многократно увели-чен в
случае привлечения к трудовой деятельности
двух и более иностран-ных граждан, так
как административная ответственность
наступает за нару-шение правил в данной
сфере в отношении каждого нелегала. Нарушение
законно-дательных ограничений в отношении
иностранцев на осуществление ими отдельных
видов деятельности может обернуться
для работодателей и альтернативной санкцией,
а именно административным приостановлением
деятельности на срок до 90 суток. Работодателю,
принимающему на работу иностранных граждан,
прибывших в безвизовом порядке, необходимо
с ними заключить договор и проинформировать
об этом миграционную и налого-вую службу,
органы занятости.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В соответствии с рассмотренными в курсовой
работе законодательны-ми актами России
и международными нормативно-правовыми
актами мож-но сделать вывод, что:
1. Правовое регулирование административно-правового
статуса иност-ранных граждан и лиц без
гражданства в законодательстве Российской
Феде-рации осуществляемое на основе норм
Конституции РФ, федеральных зако-нов
полностью соответствует стандартам международного
права и обеспе-чивает надежную защиту
прав и свобод иностранных граждан и лиц
без гра-жданства, находящихся на территории
Российской Федерации.
2. Российская Федерация предоставляет
политическое убежище иност-ранным гражданам
и лица без гражданства в соответствии
с общепризнан-ными нормами международного
права.
3. Указанные выше понятия "постоянно
проживающие" и "временно пребывающие"
иностранные граждане применяются ко
всем категориям ино-странцев, в том числе
к гражданам государств - участников Содружества
Не-зависимых Государств (СНГ). Из стран
- членов СНГ на основании визы в Россию
въезжают граждане Грузии и Туркменистана.
Остальные - в безви-зовом порядке на основании
миграционной карты.
4. Новый порядок регистрации иностранных
граждан стал более прос-тым и понятным,
устранены излишние согласования и дублирование
полно-мочий разных служб. Следует также
отметить, что закон устанавливает чет-кие
сроки для выдачи необходимых разрешений
и выполнения регистраци-онных действия
в отношении иностранцев.
Вместе с тем сегодня сложно сказать, будет
ли введенная система реа-льно способствовать
легализации большинства трудовых мигрантов
или ос-танется лишь декларацией о намерениях.
Многое будет зависеть от содержа-ния
подзаконных актов, которые должно принять
Правительство во испол-нение закона (например,
Правил и порядка осуществления миграционного
учета - статья 8 Закона "О миграционном
учете"56).
5. На территории России правила, установленные
трудовым законно-дательством и иными
актами, содержащими нормы трудового права,
распро-страняются на трудовые отношения
с участием иностранных граждан, лиц без
гражданства, организаций, созданных или
учрежденных иностранными гражданами,
лицами без гражданства либо с их участием,
международных организаций и иностранных
юридических лиц, если иное не предусмотрено
международным договором РФ (ст. 11 ТК РФ).
6. Иностранные граждане имеют право свободно
распоряжаться свои-ми способностями
к труду, выбирать род деятельности и профессию,
а также право свободно использовать свои
способности и имущество для предприни-мательской
и иной, не запрещенной законом, экономической
деятельности с учетом ограничений, предусмотренных
законодательством.
7. Оформление на работу иностранных работников
происходит на тех же условиях, что и прием
на работу российских граждан. То есть,
основани-ем возникновения трудовых отношений
будет являться трудовой договор, ко-торый
заключается в письменной форме в двух
экземплярах, каждый из ко-торых подписывается
сторонами.
Таким образом, для обеспечения и реализации
декларированного в Конституции приоритета
прав и свобод с моей точки зрения необходимо:
- внести изменения и дополнения в Трудовой
Кодекс одновременно на-чав разработку
принципиально нового, базирующегося
на трудовых правах, Трудового процессуального
Кодекса;
- создать систему гражданского контроля
за соблюдением трудовых прав, основанную
на принципах социального партнерства
и взаимной ответ-ственности;
- рекомендовать работодателям при оформлении
трудовых отношений с иностранными гражданами
заключать срочные трудовые договора
на сро-ки, указанные в разрешении на временное
проживание в Российской Фе-дерации;
- принять дополнительные штрафные санкции,
как одну из мер адми-нистративного воздействия
на работодателей за привлечение имеющихся
нелегалов к работе;
- усилить координацию действий российских
и зарубежных правоохранительных органов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовые
акты Российской Федерации
1. Конституция Российской Федерации (принята
на всенародном голо-совании 12 декабря
1993г.). // «Российская газета» от 25 декабря
1993 г.
2. Закон РФ от 18 апреля 1991 г. № 1026-I "О
милиции" (с изм. и доп. от 2 марта 2007г.).
// «Ведомости Съезда народных депутатов
РСФСР и Верхов-ного Совета РСФСР» от 22
апреля 1991 г., № 16, ст. 503
3. Федеральный закон РФ от 17 января 1992
г. № 2202-I "О прокурату-ре Российской
Федерации" (с изм. и доп. от 5 июня 2007г.).//
«Ведомости Съезда народных депутатов
Российской Федерации и Верховного Совета
Российской Федерации» от 20 февраля 1992
г., № 8, ст. 366
4. Закон РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-I "О статусе
судей в Российской Федерации" (с изм.
и доп. от 2 марта 2007г.). // «Ведомости Съезда
народ-ных депутатов Российской Федерации
и Верховного Совета Российской Фе-дерации»
от 30 июля 1992 г., № 30, ст. 1792
5. Закон РФ от 23 сентября 1992 г. № 3520-I "О
товарных знаках, знаках обслуживания
и наименованиях мест происхождения товаров"
(с изм. и доп. от 24 декабря 2002г). // «Ведомости
Съезда Народных Депутатов Российс-кой
Федерации и Верховного Совета Российской
Федерации» № 42 от 22 октября 1992 г., ст. 2322
6. Постановление Верховного Совета РФ
от 13 ноября 1992 № 3876-1 «О присоединении
Российской Федерации к Конвенции о статусе
беженцев и Протоколу, касающемуся статуса
беженцев». // Журнал "Социальная защи-та".
Вып. 11.- М., 1995. С. 65 - 83. (Извлечения)
7. Закон РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015-I "Об
организации страхового дела в Российской
Федерации" (с изм. и доп. от 17 мая 2007г.).//
«Ведомости Съезда народных депутатов
Российской Федерации и Верховного Совета
Российской Федерации» от 14 января 1993
г., № 2, ст. 56
8. Федеральный закон от 19 февраля 1993 г.
№ 4528-I "О беженцах" (с изм. и доп. от
30 декабря 2006г.).// «Ведомости Съезда народных
депутатов Российской Федерации и Верховного
Совета Российской Федерации» от 25 марта
1993 г., № 12, ст. 425
9. Закон РФ от 19 февраля 1993 г. № 4530-I "О
вынужденных переселе-нцах" (с изм. и
доп. от 18 июля 2006г.).// «Ведомости Съезда
народных де-путатов и Верховного Совета
Российской Федерации» от 25 марта 1993 г.,
№ 12, ст. 427
10. Закон РФ от 20 августа 1993 г. № 5663-I "О
космической деятель-ности" (с изм. и
доп. от 18 декабря 2006г.).// «Российская газета»
от 6 октяб-ря 1993 г.
11. Указ Президента РФ от 16 декабря 1993 г.
№ 2146 «О привлечении и использовании в
Российской Федерации иностранной рабочей
силы» (с изм. от 5 октября 2002 г.)// «Российская
газета» от 30 декабря 1993 г.
12. Указ Президента РФ от 9 августа 1994 г.
№ 1668 "О Федеральной миграционной программе"
(с изм. и доп. от 13 июня 1996 г.). // Собрание
законодательства Российской Федерации
от 29 августа 1994 г. № 18 ст. 2065
13. Федеральный закон от 30 ноября 1994 г.
№ 51-ФЗ «Гражданский кодекс РФ. Часть первая»
(с изменениями от 26.06.2007г.).// «Российская
газета» от 8 декабря 1994 г. N 238-239
14. Федеральный закон от 24 апреля 1995 №
47-ФЗ "О ратификации соглашения о сотрудничестве
в области трудовой миграции и социальной
защиты трудящихся-мигрантов". // «Собрание
законодательства Российской Федерации
от 24 апреля 1995 г., № 17, ст. 1457
15. Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ
"О системе государс-твенной службы
Российской Федерации" (с изм. от 6 июля
2006 г.). // «Пар-ламентская
газета» от 31 мая 2003 г. № 98
16. Федеральный закон от 3 августа 1995 г.
№ 123-ФЗ "О племенном животноводстве"
(с изм. и доп. от 26 июня 2007г.). // «Российская
газета» от 10 августа 1995 г. № 154
17. Федеральный закон от 11 августа 1995 г.
№ 135-ФЗ "О благотвори-тельной деятельности
и благотворительных организациях"
(с изм. и доп. от 30 декабря 2006 г.). // «Российская
газета» от 17 августа 1995 г. № 159
18. Федеральный закон от 26 декабря 1995 г.
№ 208-ФЗ "Об акционер-ных обществах"
(с изм. и доп. от 5 февраля 2007г.). // «Российская
газета» от 29 декабря 1995 г. № 248
19. Федеральный закон от 12 января 1996 №
7-ФЗ «О некоммерческих организациях»
(с изм. и доп. от 26 июня 2007г.). // «Российская
газета» от 24 января 1996 г. № 14
20. Федеральный закон от 12 января 1996 г.
№ 10-ФЗ "О профессиона-льных союзах,
их правах и гарантиях деятельности"
(с изм. и доп. от 9 мая 2005 г.). // «Российской
газете" от 20 января 1996 г. № 12
21. Федеральный закон от 08 мая 1996 № 41-ФЗ
"О производствен-ных кооперативах"
(с изм. от 18.12.2006г.). // «Российская газета»
от 16 мая 1996г. № 91
22. Федеральный закон от 15 августа 1996 г.
№ 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской
Федерации и въезда в Российскую Федерацию»
(с изм. и доп. от 10 января 2007г.). // «Российская
газета» от 22 августа 1996 г.
23. Воздушный кодекс Российской Федерации
от 19 марта 1997 г. № 60-ФЗ (ВК РФ) (с изм. и доп.
от 26 июня 2007 г.). // «Российская газета»
от 26 марта 1997 г. № 59-60
24. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ
"О службе в та-моженных органах Российской
Федерации" (с изм. и доп. от 2 марта 2007г.).
// «Собрание законодательства Российской
Федерации от 28 июля 1997г. № 30, ст. 3586
25.Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ
"Об обязательном социальном страховании
от несчастных случаев на производстве
и профес-сиональных заболеваний" (с
изменениями от 21 июля 2007 г.). // «Собрание
законодательства Российской Федерации»
от 3 августа 1998 г., № 31, ст. 3803
26. Федеральный закон от 24 мая 1999 г. № 99-ФЗ
"О государственной политике Российской
Федерации в отношении соотечественников
за рубе-жом" (с изм. и доп. от 18 июля 2006г.).
// «Собрание законодательства Рос-сийской
Федерации» от 31 мая 1999 г., № 22, ст. 2670
27. Федеральный закон от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ
"Об иностранных инвестициях в Российской
Федерации" (с изм. и доп. от 26 июня 2007г.).
// «Собрание законодательства Российской
Федерации» от 12 июля 1999 г., № 28, ст. 3493
28. Кодекс внутреннего
водного транспорта Российской Федерации
от 7 марта 2001 г. № 24-ФЗ (КВВТ РФ) (с изм. и
доп. от 26 июня 2007 г.). // «Российская газета»
от 13 марта 2001 г. № 50
29. Федеральный закон от 8 августа 2001 г.
№ 129-ФЗ "О государствен-ной регистрации
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"
(с изм. от 19 июля 2007г.). // "Российской
газете" от 10 августа 2001 г. № 153
30. Уголовно-процессуальный кодекс РФ
от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (УПК РФ) (с изм.
и доп. от 6 июня 2007 г.). // "Российской
газете" от 22 декабря 2001 г. № 249
31. Кодекс Российской Федерации об административных
правонару-шениях от 30 декабря 2001 № 195-ФЗ
(ред. от 24 июля 2007г.). // «Российская газета»
от 31 декабря 2001г. № 256
32. Трудовой кодекс Российской Федерации
от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (ТК РФ) (с изм.
и доп. от 21 июля 2007 г.). // «Парламентская
газета» от 5 января 2002 г. № 2-5
33. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 63-Ф3
"Об адвокатской дея-тельности и адвокатуре
в Российской Федерации" (с изм. и доп.
от 20 декаб-ря 2004 г.). // «Российская газета»
от 5 июня 2002 г. № 100
34.Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ
"Об обороте земе-ль сельскохозяйственного
назначения" (с изм. и доп. от 5 февраля
2007 г.). // «Российская газета от 27 июля 2002
г. № 137
35. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. №
115-ФЗ «О правовом по-ложении иностранных
граждан в Российской Федерации» (с изм.
и доп. от 6 января 2007 г.). // «Российская
газета» от 31 июля 2002 г.
36. Постановление Правительства РФ от
16 апреля 2003 г. № 225 "О трудовых книжках"
(с изм. и доп. от 6 февраля 2004 г.).// «Российская
га-зета" от 22 апреля 2003 г. № 77
37. Письмо Управления правового обеспечения
Федеральной службы по труду и занятости
от 15 июня 2005 г. № 908-6-1 "Об оформлении
трудо-вой книжки для иностранного работника".
// «Нормативные акты для бух-галтера»
от 26 июля 2005 г. № 14
38. Федеральный закон от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ
«О миграционном учете иностранных граждан
и лиц без гражданства в Российской Феде-рации».
// «Парламентская газета от 27 июля 2006 г.
№ 122
Международные нормативно-правовые
акты
39. Конвенции МОТ «Относительно защиты
заработной платы» от 01.07.1949 № 95 (ратифицирована
Указом Президиума Верховного Совета
СССР от 31.01.1961 № 31). // «Ведомости ВС СССР»
от 01 ноября 1961, № 44, ст. 447; "Бюллетень
Верховного Суда РФ", № 5, 1995
40. "Конвенция о статусе беженцев"(Заключена
в г. Женеве 28.07.1951), «Права и свободы личности».
Библиотекой "Российской газеты"
совместно с библиотекой журнала "Социальная
защита". Вып. 11.- М., 1995. С. 65 - 83. (Извлечения)
41. Конвенция, отменяющая требование легализации
иностранных офи-циальных документов
(Гаага, 5 октября 1961 г.). // "Бюллетень
международ-ных договоров", № 6, 1993
42. Конвенция ООН о защите прав трудящихся-мигрантов
и членов их семей (1990 г.)
43. Решение Высшего совета сообщества
Белоруссии и России от 22 июня 1996г. № 4
«О равных правах граждан на трудоустройство,
оплату тру-да и предоставление других
социально-трудовых гарантий»
44. Договор о создании Союзного государства
(Москва, 8 декабря 1999 г.)
1Федеральный закон от 19 февраля
1993 г. N 4528-I "О беженцах" (с изм.
и доп. от 30 декабря 2006 г.)
2 Закон РФ от 19 февраля 1993 г. N 4530-I
"О вынужденных переселенцах"
(с изм. и доп. от 18 июля 2006 г.)
3 "Конвенция о статусе беженцев"
(Заключена в г. Женеве 28.07.1951) , вступила
в силу 22.04.1954.
Россия присоединилась к Конвенции с заявлением
(Постановление ВС РФ от 13.11.1992 N 3876-1). Конвенция
вступила в силу для России 01.02.1993.
4 Постановление ВС РФ от 13.11.1992 N 3876-1
"О присоединении Российской Федерации
к Конвенции о статусе беженцев и Протоколу,
касающемуся статуса беженцев"
5 Федеральный закон от 24 мая 1999
г. N 99-ФЗ "О государственной политике
Российской Федерации в
6 Федеральный закон от 25 июля 2002
г. N 115-ФЗ "О правовом положении
иностранных граждан в
7 Федеральный закон от 25 июля 2002
г. N 115-ФЗ "О правовом положении
иностранных граждан в
8 Федеральный закон от 25 июля 2002
г. N 115-ФЗ "О правовом положении
иностранных граждан в
9 Федеральный закон от 25 июля 2002
г. N 115-ФЗ "О правовом положении
иностранных граждан в
10 Конституция Российской
11 Конвенция ООН о защите прав
трудящихся-мигрантов и членов
их семей (1990 г.)
12 Указом Президента РФ от 28 декабря
2006 г. N 1475 настоящий Указ признан утратившим
силу с 15 января 2007 г. и принят Федеральный
закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом
положении иностранных граждан в Российской
Федерации" (с изм. и доп. от 6 января
2007г.)
13 Федеральный закон от 25 июля 2002
г. N 115-ФЗ "О правовом положении
иностранных граждан в
14 Федеральный закон от 15 августа
1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда
из Российской Федерации и
въезда в Российскую Федерацию"
(с изм. и доп. от 10 января 2007 г.) Статья
25.8 Порядок оформления и выдачи документов
для въезда в Российскую Федерацию и выезда
из Российской Федерации иностранных
граждан и лиц без гражданства
15 Федеральный закон от 25 июля 2002
г. N 115-ФЗ "О правовом положении
иностранных граждан в
Информация о работе Трудовые права иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации