Внешняя задолженность крупных держав мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 21:24, курсовая работа

Краткое описание

В наше время сложно представить современную мировую экономику без системы международных заимствований, которая играет важнейшую роль в экономической политике любого государства и в целом в системе международных отношений. Это явление стало нормальным не только для развивающихся стран, но и для стран с достаточно высоким уровнем развития, таких как Великобритания, Франция, Италия, а США занимает одну из лидирующих позиций в списке главных должников в мире.
Внешние заимствования не только пополняют государственный бюджет, но и открывают возможность использования последних достижений в различных научно-технических областях, что позволяет занять более стабильную позицию на международном рынке.
Однако, стоит отметить, что череда долговых кризисов 1980-1990х годов, разразившихся в ряде стран, в частности кризис 1982 г. в Мексике, когда правительство заявило о невозможности дальнейшего обслуживания своего иностранного долга, говорит о том, что к этому процессу необходимо относиться с особой осторожностью.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы построения государственного бюджета. Способы покрытия бюджетного дефицита. 5
Глава 2. Международная финансовая политика РФ. Россия как кредитор. 9
Глава 3. Структура внешнего долга РФ. 15
Глава 4. Динамика изменения структуры внешнего долга России в различные исторические периоды. 21
Глава 5. Сравнительный анализ внешнего долга крупных мировых держав 27
Заключение 30
Приложения 32
Список использованной литературы 36
Список интернет-источников 37

Вложенные файлы: 1 файл

курсач (2).docx

— 85.42 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки  
Российской Федерации

ФГАОУ ВПО «Уральский Федеральный  Университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина"

Высшая школы экономики и менеджмента

Кафедра мировой экономики

 

 

 

Проблемы внешней  задолженности РФ

 

 

 

 

Руководитель: кандидат экономический наук, доцент

Бедрина Е.Б.

Выполнила: Живаеав Д.А.

204 гр.

 

 

 

 

Екатеринбург

2012

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы построения государственного бюджета. Способы покрытия бюджетного дефицита. 5

Глава 2.  Международная финансовая политика РФ. Россия как кредитор. 9

Глава 3. Структура внешнего долга РФ. 15

Глава 4. Динамика изменения структуры внешнего долга России в различные исторические периоды. 21

Глава 5. Сравнительный анализ внешнего долга крупных мировых держав 27

Заключение 30

Приложения 32

Список использованной литературы 36

Список интернет-источников 37

Введение

 В наше время сложно  представить современную мировую  экономику без системы международных  заимствований, которая играет  важнейшую роль в экономической  политике  любого государства  и в целом в системе международных  отношений.  Это явление стало  нормальным не только  для развивающихся  стран, но и для стран с  достаточно высоким уровнем развития, таких как Великобритания, Франция,  Италия, а США занимает одну  из лидирующих позиций в списке  главных должников в мире.

 Внешние заимствования  не только пополняют государственный  бюджет, но и открывают возможность   использования последних достижений  в различных научно-технических  областях, что позволяет занять  более стабильную позицию на  международном рынке. 

 Однако, стоит отметить, что череда долговых кризисов 1980-1990х годов, разразившихся в ряде стран, в частности кризис 1982 г. в Мексике, когда правительство заявило о невозможности дальнейшего обслуживания своего иностранного долга, говорит о том, что к этому процессу необходимо относиться с особой осторожностью.

 Финансовое сообщество  на тот момент еще было уверено,  что долговой кризис является  лишь следствием проблем краткосрочной  ликвидности, отсюда и продление  периодов погашения, перестройка  кредитно-денежной системы, что  на тот момент казалось достаточным  для того, чтобы вернуть странам  с нестабильной экономической  ситуацией кредитоспособность и  возможность дальнейшего экономического  роста. 

 Что касается России, то ее внешний долг (36 млрд. долл.) формировался в неблагоприятных политических, экономических и социальных условиях и, конечно же, во многом связан с политикой бывшего СССР.

 На данный момент, Российская  Федерация относится к странам с умеренным уровнем долга, успешно преодолев кризис 1998 г. и не так успешно кризис 2008 г. Во многом благодаря последовательной политике Правительства Российской Федерации, Министерства финансов, направленной на отказ от новых внешних заимствований в сочетании с операциями по активному управлению государственным внешним долгом.(Финансы 2003)

 Тем ни менее, существует  мнение, что нынешняя система  управления государственным долгом  должна быть модернизирована.  Каждая страна устанавливает  свой порядок управления внешним  долгом, но для этого необходимо  иметь четкую программу, основанную  на ошибках своих и своих  «соседей». 

 Внешний долг государственного сектора в расширенном определении охватывает внешнюю задолженность органов государственного управления, органов денежно-кредитного регулирования, а также тех банков и нефинансовых предприятий, в которых органы государственного управления и денежно-кредитного регулирования напрямую или опосредованно владеют 50 и более процентами участия в капитале или контролируют их иным способом. Долговые обязательства перед нерезидентами остальных резидентов, не попадающих под данное определение, классифицируется как внешний долг частного сектора. (Экономсит 2007 №10).

 Все чаще и глубже  люди интересуются проблемами  внешнеэкономических отношений  той или иной страны, в то  время как эти отношений становятся  все запутаннее и сложнее, таки  образом создавая в умах людей  неправильное представление об  экономике в целом. Таки образом,  я ставлю перед собой цель: систематизировать знания в некоторых областях внешней политики государства, оторваться от стереотипов и выстроить правильное представление о сфере внешних заимствований России и некоторых других государств.

  Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:

  1. Укрепить теоретическую базу в сфере построения государственного бюджета, ввести основные понятие, которые понадобятся для дальнейшего исследования и просто расширения кругозора в данной области.
  2. Рассмотреть политику России как кредитора, а не должника.
  3. Структурировать внешний долг, проанализировать его составляющие.
  4. Проследить динамику изменения структуры внешнего долга, начиная с первых Романовых, заканчивая сегодняшним днем.
  5. Проанализировать различия и сходства внешних задолженностей крупных мировых держав.

 Итак, предметом моего исследования являются внешние экономические связи государств, а объектом – внешние долги России и других крупных мировых держав.

  Для полноценного  исследования использовались следующие методы: анализ, синтез, рефлексия.

 

 

Глава 1. Теоретические  основы построения государственного бюджета. Способы покрытия бюджетного дефицита.

 Для того чтобы верно оценить внешне-экономическое положение той или иной страны, необходимо ввести некоторые понятие и разобраться в теоритическом аспекте выбранной темы.

 Введем следующие понятия:

 Цены в международной торговле – разновидность цен, применяемых на мировом рынке. В зависимости от условий контракта на поставку товара фактурная цена – цена реальной сделки купли-продажи – может изменяться на сумму транспортных и страховых издержек. Цена СИФ [cost, insurance, freight] означает, что все расходы по перевозке груза, оплате таможенных сборов и страховке вместе с риском гибели или порчи товара до пересечения им борта судна несет продавец товара. Цена ФОБ [free on board] означает, что продавец несет лишь часть расходов по транспортировке и страхованию, а именно только до момента доставки товара на борт судна. Цена ФАС [free alongside ship] ограничивает транспортно-экспедиторские расходы отправителя доставкой груза до причала. Цена КАФ [cost and freight] включает полностью расходы по транспортировке товара, но не включает расходы по страхованию. Кроме того, в контракте оговариваются, будет ли установлена твердая цена [fixed price] или она будет изменяться впоследствии, т.е. определяется скользящая цена [sliding price]. В зависимости от характера реализации товара может быть установлена оптовая цена [wholesale price] в тех случаях, когда товар поставляется большими партиями крупным торговым и промышленным предприятием, и розничная цена [retail price], по которой реализуется товар в розничной торговле. Розничная цена всегда выше оптовых на сумму издержек на содержание розничной сбытовой сети.

 Внешне-торговый оборот – сумма стоимостей экспорта и импорта на определенный период: месяц, квартал, год. В России учет оборота внешней торговли производится строго за календарный период независимо от того, в счет торгового соглашения и плана какого периода производится ввоз и вывоз товаров. Вопрос оценки внешнеторгового оборота является одним из важнейших в статистике внешней торговли. Правильная оценка экспорта и импорта имеет большое практическое значение: на ее базе исчисляется средние цены, определяется сальдо внешнеторгового баланса, эффективность внешней торговли. Под мировым товарооборотом следует понимать сумму экспорта всех стран мира, так как экспорт товаров из всех стран мира соответствует импорту их в эти страны. Однако стоимость мирового экспорта всегда меньше стоимости импорта на сумму фрахта и страхования, так как все страны свой экспорт оценивают на базе цен ФОБ, а импорт подавляющее большинство стран – на базе цен СИФ.

 Внешний государственный долг -  задолженность государства по непогашенным внешним займам и не выплаченным по ним процентам. Внешний государственный долг складывается из задолженности данного государства международным и региональным банкам, правительствам, частным иностранным банкам и др. Текущий внешний государственный долг – тот, по которому срок уплаты наступает в текущем или ближайшем бюджетном году; капитальный внешний государственный долг – тот, по которому срок платежа еще не наступил. Займы и кредиты, образующие внешний государственный долг,  могут быть краткосрочным (до 1 года), среднесрочными (от 1 года до 10 лет) и долгосрочными (от 10 до 50-60 лет).

 Бюджетный дефицит - отрицательное бюджетное сальдо, характеризует превышение расходов бюджета и чистого кредитования над суммой доходов и полученных официальных трансфертов, определяемых в соответствии с установленным принципами формирования государственных финансов и классификации доходов и расходов. Можно выделить ряд причин образования бюджетного дефицита:

  1. Кризисные явления в экономике
  2. Неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране
  3. Чрезвычайные обстоятельства (война, крупные стихийные бедствия)
  4. Милитаризация экономики в мирное время
  5. Коррупция в государственном секторе
  6. Осуществление крупных централизованных вложений в развитие производства и осуществление структурной перестройки
  7. Политический популизм, выражающийся в росте социальных программ, не обеспеченных финансовыми ресурсами.1

 По ряду критериев можно классифицировать бюджетный дефицит следующим образом:

  1. По характеру возникновения: случайный или действительный. Случайный бюджетный дефицит зачастую обусловлен временными разрывами в поступлении и расходовании средств. Действительный дефицит объясняется невосполнимым отставанием роста доходов бюджета от роста расходов.
  2. По продолжительности: хронический или временной. Хронический дефицит – долгосрочная несбалансированность бюджета – является следствием разрыва между бюджетными расходами и доходами на протяжении ряда лет. Несбалансированность имеет краткосрочный характер, если несоответствие расходов и доходов ограничивается рамками одного года.

 Источниками финансирования дефицита федерального бюджета РФ на данном этапе развития страны являются:

  1. Внутренние источники: кредиты, полученные РФ от кредитных организаций в валюте РФ; государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени РФ; бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы.
  2. Внешние источники: государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени РФ; кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.  Международная финансовая политика РФ. Россия как кредитор.

 Финансовая политика - совокупность различных мероприятий государства в области финансов. Политика изначально подразумевает соответствующее правовое обеспечение тех решений, которые принимаются. Законодательными правами наделено только государство. 

 Финансовая политика, как правило, нацелена на решение задач конкретного этапа развития общества, отличается гибкостью, подвижностью. Немаловажно, что обычно задачи финансовой тактики ограничены годом или несколько большим интервалом времени. (Например : новые задачи, которые ставятся в Федеральном бюджете.)

 Финансовые стратегия и тактика должны быть взаимосвязаны, но необходимо чтобы тактика подчинялась стратегии. Если государство не добивается результатов с помощью тактики, приходится вносить коррективы и стратегический курс ( например, политика Гайдара была нацелена на очень скорый результат, но стратегию пришлось корректировать).

Финансовая политика - элемент надстройки, а финансы - элемент базиса, значит нельзя проводить финансовую политику игнорируя основные особенности финансовой категории.

 В соответствии с Конституцией и Законом о Центральном банке России, ЦБ является самостоятельным в проведении денежно-кредитной и валютной политик, направленных на поддержание как внутренней так и внешней стабильности национальной валюты. Инструментами денежно-кредитной политики являются операции ЦБР на открытом рынке, нормативы обязательного резервирования, ставка рефинансирования, а также политика кредитования коммерческих банков. Со времени принятия Закона о Центральном банке он пытался осуществлять жесткую политику: относительно высокие резервные требования, высокие базовые процентные ставки, минимально возможный кредит расширенному правительству. Таким образом, Центральный банк добивался снижения инфляции, стабилизации реального обменного курса на уровне, соответствующем относительной покупательной способности рубля, и - как результат - уменьшения процентных ставок до величин, при которых инвестирование в реальный сектор становится целесообразным.

Информация о работе Внешняя задолженность крупных держав мира