Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 11:51, контрольная работа
Инновационная политика Республики Беларусь на современном этапе. ТНК России и Беларусь.
Инновационная политика Республики Беларусь на современном этапе 3
ТНК России и Беларуси 9
Тесты 17
Список используемой литературы 21
Содержание
Инновационная политика Республики Беларусь на современном этапе 3
ТНК России и Беларуси 9
Тесты 17
Список используемой литературы 21
Инновационная политика Республики Беларусь на современном этапе
Инновационная политика – это совокупность установленных органами государственной власти целей инновационной стратегии и механизмов поддержки приоритетных инновационных программ и проектов с целью повышения технологического уровня и конкурентоспособности производства.
Главная задача инновационной политики - стимулирование инновационных процессов, реализуемых через систему целей и усилий, признаваемых государством, закреплённых законодательно и ориентированных на развитие и государственную поддержку науки, наукоёмких технологий и мероприятий, обеспечивающих инновационные процессы в основных сферах промышленности, сельского хозяйства и социального комплекса.
Основными задачами государственной инновационной политики Республики Беларусь являются:
Направления инновационной политики Республики Беларусь:
1. Разработку и совершенствование нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности, механизмов ее стимулирования и защиты интеллектуальной собственности.
2. Создание системы комплексной
поддержки инновационной
3. Развитие инфраструктуры инновационного
процесса, включая систему информационного
обеспечения, систему экспертизы, финансово-экономическую
систему, производственно-
4. Развитие малого инновационного предпринимательства.
5. Совершенствование конкурсной системы отбора инновационных проектов и программ.
6. Подготовка кадров, ориентированных на инновационную деятельность.
Для социально-экономического прогресса любой страны, независимо от величины ее территории и природных условий, необходимо иметь соответствующий уровень развития науки в качестве собственного источника технологических инноваций. Этот уровень определяется структурой и состоянием науки и экономики в целом, а также политическими и социально-экономическими целями развития общества.В современных условиях развитие экономики Беларуси во многом зависит от такого научного потенциала, который бы отличался высокой степенью концентрации научных заведений и научных кадров, соответствующим уровнем развития науки, необходимыми возможностями и ресурсами, которые направляются на решение научно-технических проблем. Только такой научный потенциал в состоянии обеспечить разработку и внедрение проектов высокотехнологичных производств. Сегодня в условиях научно-технического прогресса наука превратилась в производительную силу и активно воздействует на эффективность всего народнохозяйственного комплекса. Она стала важнейшим фактором отраслевой и территориальной организации хозяйства, содействует формированию научно-производственного комплекса. Поэтому наличие научно-технической базы, ее соответствие производственному потенциалу, системе расселения - главное условие социально-экономического развития любого государства.С целью активизации инновационной деятельности, разрабатывается инновационная политика, представляющая собой совокупность принципов и мероприятий, обеспечивающих создание благоприятного инновационного климата в стране. Инновационная политика является составной частью социально-экономической политики. Она должна объединять общими задачами науку, технику, производство, потребление, финансовую систему, образование и быть ориентирована на использование интеллектуальных ресурсов, развитие высокотехнологичных производств и приоритеты экономики.Для эффективного управления инновационными процессами необходимы мониторинг, оценка инновационной деятельности, прогнозирование НТП, разработка государственных, отраслевых, региональных научно-технических программ и механизмов их реализации.Наша страна имеет значительный научно-технический и производственный потенциал, поэтому быстрое развитие науки, инновационной деятельности приобретают стратегическое значение. Этим обусловлен выбор инновационного пути развития экономики [1, c. 34].
В целях создания соответствующего правового поля для обеспечения инновационного процесса на всех его стадиях на уровне Главы государства и Правительства страны принят ряд законов, в том числе:
10 июля 2012 г. Президент Республики Беларусь подписал Законы Республики Беларусь № 425-З «О государственной инновационной политике и инновационной деятельности в Республике Беларусь» и № 424-З «О внесении изменений и дополнения в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам государственной инновационной политики и инновационной деятельности», принятые Палатой представителей 31 мая 2012 г. и одобренные Советом Республики 22 июня 2012 г[6].
Закон определяет правовые и организационные основы осуществления государственной инновационной политики и инновационной деятельности в Республике Беларусь. Главной целью Закона является необходимость сформировать правовые условия, содействующие росту экономического и социального благосостояния общества путем проведения соответствующей государственной инновационной политики и активизации инновационной деятельности как основы развития современной экономики.
В Законе государственная инновационная политика определена как составная часть государственной социально-экономической политики, представляющая собой комплекс осуществляемых государством организационных, экономических и правовых мер, направленных на регулирование инновационной деятельности.
В соответствии с Законом «О государственной инновационной политике и инновационной деятельности в Республике Беларусь» целью государственной инновационной политики в Республике Беларусь является создание благоприятных социально-экономических, организационных и правовых условий для инновационного развития и повышения конкурентоспособности национальной экономики.
Основными задачами на 2012 год, является: координировать работу государственных заказчиков, головных организаций по выполнению и финансированию программ, курировать работу Государственных научно-технических экспертных советов, участвовать в работе Координационных советов по приоритетным направлениям, заседаниях Научно-технических советов по научно-техническим программам.
Республиканским бюджетом на 2012 год расходы на финансирование научной, научно-технической и инновационной деятельности установлены в размере 1,3 трлн. рублей. Такие объемы расходов республиканского бюджета на финансирование внутренних затрат на научные исследования и разработки в структуре наукоемкости оценивается на уровне 17,1%. В то же время, показатель «внутренние затраты на научные исследования и разработки, в процентах к ВВП» в 2012 году составит 0,67% к ВВП.
Основные задачи научно-инновационной сферы на 2012 год направлены на модернизацию национальной экономики в соответствии с приоритетными направлениями научно-технической деятельности и Государственной программой инновационного развития на 2011 – 2015 годы, в том числе разработку для утверждения Главой государства программы развития промышленного комплекса на период до 2020 года.Формирование нового сегмента национальной экономики — высокотехнологичных наукоемких предприятий и производств, соответствующих V и VI технологическим укладам; увеличение удельного веса инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции до 14–15%; увеличение доли инновационно-активных организаций в общем количестве организаций до не менее 31%; ростнаукоемкости ВВП до 1,4–1,6 %; рост доли экспорта наукоемкой и высокотехнологичной продукции в общем объеме белорусского экспорта до 10,0% и др.
«Ключевая задача развития
инновационной экономики –
Беларусь в ближайшие пять лет планирует втрое увеличить экспорт высокотехнологичнойпродукции.
По программе планируется
выполнить более 900 проектов по созданию
новых предприятий и
К примеру, использование инновационных
разработок на предприятиях фармацевтической
промышленности позволит довести долю
отечественных препаратов на внутреннем
рынке фармацевтической продукции до
50%, увеличить экспорт лекарственных препаратов
в 2 раза, при этом импортоемкость произведенной
продукции уменьшится до 32,7%. Всего в производстве
будет освоено 197 новых лекарственных
средств.
В результате реализации
проектов госпрограммы концерном "Белнефтехим"
глубина переработки нефти
В области энергетики
и энергосбережения главным проектом
станет строительство АЭС. Будет также завершено строительство
Гродненской ГЭС мощностью 17 МВт и Полоцкой
ГЭС мощностью 21 МВт. Решение этих и других
задач позволит Беларуси увеличить к 2015
году долю собственных энергоресурсов
до 28-30% и уменьшить долю природного газа
в потреблении до 64%.
Новые проекты будут выполнены в сфере
машиностроения и металлургии. В частности,
планируется строительство на РУП "БМЗ"
завода по производству листового проката
с выпуском новой продукции - горячекатаного
листа шириной от 800 до 1850 мм, толщиной
листа от 0,8 до 25 мм, что снизит зависимость
предприятий промышленного комплекса
республики от импорта. В целом развитие
производства машин и оборудования будет
направлено на расширение модельного
ряда автомобилей, освоение производства
автобусов повышенной пассажировместимости,
создание нового семейства автопоездов
уровня Евро-4 и Евро-5. Рост валовой добавленной
стоимости в производстве машин и оборудования
ожидается в 1,5 раза, их экспорт - в 2,5 раза,
транспортных средств и оборудования
в 1,7 раза и 2,5 раза, соответственно.
Госпрограмма инновационного развития затронет также строительную отрасль[8]. В стране планируется ввести в строй три новые технологические линии по производству цемента на основе современных энергосберегающих технологий. Проектами предусматривается замена природного газа на уголь и использование других альтернативных видов топлива. Ввод этих линий обеспечит прирост базовых мощностей по производству цемента в 2 раза и позволит полностью обеспечить потребность в этой продукции внутреннего рынка. Помимо этого, появится возможность увеличить экспортные поставки цемента в другие страны.
Мировое развитие в ближайшей перспективе будет определяться становлением новых технологических укладов. Соответственно, экономический профиль Беларуси, его технологическая и отраслевая структура также должны существенно измениться. Развитие инновационной экономики предполагает значительное повышение эффективности использования интеллектуального потенциала страны и улучшение взаимодействия основных участников инновационного процесса: образования, науки и производства. Экономика должна стать более наукоемкой, основанной на значительно возросшей доле инновационных технологий V и VI укладов за счет создания инновационной системы. Необходим переход к быстрому обновлению основных средств. Ключевой задачей должно стать создание в Беларуси условий для перетока капиталов в инновационные отрасли, формирующие экспортоориентированные высокотехнологичные производства.
Негативное воздействие мирового финансово-экономического кризиса на национальную экономику и, соответственно, научно-техническую сферу остается. Затянулся процесс формирования венчурного бизнеса, страхового рынка, инвестиционных фондов. Финансирование инноваций не должно ограничиваться бюджетом. Надо активнее привлекать средства зарубежных и отечественных инвесторов, разработать условия страхования инновационной деятельности.
Сегодня большинство
белорусских предприятий нельзя
отнести к инновационно-