Принципы деятельности и организационная структура Всемирной торговой организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 12:34, реферат

Краткое описание

Схематически процесс присоединения государств ко Всемирной торговой организации можно представить следующим образом:
Предоставление меморандума
Рассмотрение заявки рабочей группой
Доклад и проект протокола
Рассмотрение Генеральным Советом и голосование

Содержание

Введение 3
Глава 1. История создания ВТО
1.1 Генеральное соглашение по тарифам и торговле 5
1.2.Уругвайский раунд 1986-1994 гг.
Глава 2. Концепция ВТО 13
2.1. Основные принципы деятельности ВТО 13
2.2. Критика политики ВТО 18
Глава 3. Условия вступления в ВТО
Глава 4. Организационная структура ВТО 35
4.1. Министерские конференции 35
42.Комиссия по урегулированию споров 38
Заключение 43
Список литературы 45

Вложенные файлы: 1 файл

MEO_-_referat.docx

— 33.19 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное образовательное  бюджетное учреждение высшего профессионального  образования

 

«ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

(Финансовый университет)

 

Кафедра «Мировая экономика и международный  бизнес»

 

 

 

 

Реферат

 

на тему:

 

 

«Принципы деятельности и организационная  структура Всемирной торговой организации»

 

 

Выполнил:

студент группы ФК2-7

Жуков Н.С.

 

 

Проверил:

к.э.н., доц.

Миронова  В.Н.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2011

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение 3

Глава 1. История создания ВТО

1.1 Генеральное соглашение по тарифам и торговле 5

1.2.Уругвайский раунд 1986-1994 гг.

Глава 2. Концепция ВТО 13

2.1. Основные принципы деятельности ВТО     13

 2.2. Критика политики ВТО 18

Глава 3. Условия вступления в ВТО

Глава 4. Организационная структура ВТО 35

4.1. Министерские конференции 35

42.Комиссия по урегулированию споров 38

Заключение 43

Список литературы 45

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. История создания ВТО

  1. Генеральное соглашение по тарифам и торговле

Уже в середине XIX века перед основными индустриальными державами Старого Света и США встал вопрос о необходимости регулирования мировой торговли. Несмотря на то, что внешнеторговая политика большей части стран была продиктована национальными интересами, стала очевидной необходимость регулирования международной торговли посредством установления определенных компромиссов и единообразия. Великая депрессия 1929-1933 годов лишь усугубила проблему. Дело в том, что многие развитые странны, и особенно США, установили сверхвысокие таможенные пошлины на импортируемые товары в целях защиты национальных производителей. Совокупность данных факторов и определила необходимость институционального и юридического контроля над осуществлением внешнеторговых операций в условиях интернационализации экономической жизни.

Первые шаги в отношении данного  вопросы были сделаны в 1944 году, когда  на конференции в Бреттон Вудсе  были основаны Международный валютный фонд и Международный банк реконструкции  и развития. Однако эти организации  были созданы с целью регулирования  международных денежно-кредитных  и валютных отношений. Что же касается международной торговли, то в 1947 году в Женеве было подписано Генеральное соглашение по тарифам и торговле, историю которого принято делить на так называемые «раунды», среди которых:

    • Женева, 1947 год
    • Аннеси, 1949 год
    • Торки, 1950 год
    • Женева, 1956 год
    • Женева, 1960-1961 года
    • Женева, 1964-1967 года
    • Токио, 1973-1979 года

Последним же этапом истории ГАТТ считается  Уругвайский раунд, в рамках которого была утверждена Всемирная торговая организация. Рассмотрим основные направления  регулирования Генерального соглашения по тарифам и торговле.

Во время  первого раунда переговоров были утверждены положения по снижению тарифных ставок, охватывающих около 10 миллиардов мировой торговли.1 Если рассматривать первые 20 лет существования ГАТТ, то объектами дискуссий были только таможенные пошлины. При это численность стран, принимавших участие в раундах, варьировалась от 13 в Аннеси до 38 в Торки.

В рамках Женевского раунда 1964-1967 годов были введены преференции для развивающихся  стран и так называемые антидемпинговые меры. Демпинг – это продажа товара по искусственно заниженным ценам с целью вытеснения конкурентов с рынка. Это был весьма серьезный шаг в отношении либерализации мировой торговли.

Еще более  продуктивным можно считать токийский  раунд, в рамках которого были рассмотрены  уже не только тарифные, но и нетарифные методы регулирования мировой торговли. В частности, помимо принятия обновленного Антидемпингового кодекса, были приняты:

    • Кодекс по субсидиям и компенсационным пошлинам
    • Кодекс по государственным заказам
    • Конвенция по упрощению и гармонизации таможенных процедур
    • Соглашение по вопросам стандартизации и сертификации продукции

Что же касается вопроса снижения тарифных ставок, то к токийскому раунду средняя величина таможенной ставки составила 4,7%. Выросла  и численность стран-участниц ГАТТ, а именно до 102 в Токио.

Тем не менее,  несмотря на очевидные успехи в рамках регулирования таможенных тарифов  данное соглашение нуждалось в серьезной  доработке. Дело в том, в период с 1950-х до 1970-х годов экономическая  ситуация в мире существенно изменилась. Процесс глобализации ускорялся, а  темпы роста рынка услуг оказались  настолько высоки, что данный сектор также требовал регулирования. Кроме  того, в условиях научно-технического прогресса, роста численности наукоемких производств, постепенного становления  рынка технологий соглашение ГАТТ оказалось  неэффективным. Дополнительного регулирования  требовали права на интеллектуальную собственность, а также международный  рынок капитала. Кроме того, не стоит  забывать о том, что страны так  и не создали орган регулирования  международной торговли. ГАТТ оставался  лишь международным соглашением. В  связи с этим, именно Уругвайский  раунд 1986-1994 годов, в рамках которого были решены многие вопросы касательно международной торговли в разных сферах, можно считать последним  этапом истории ГАТТ, речь о котором  пойдет в следующем разделе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. История создания ВТО

2.Уругвайский раунд 1986 - 1994 годов

123 страны  приняли участие в дискуссии,  продолжавшейся семь с половиной  лет – в Уругвайском раунде  в рамках соглашения ГАТТ. В  1986 году было принято решение  пересмотреть не только существующие  положения ГАТТ, но и организационную  структуру данного объединения  стран-участниц. Стал очевиден тот  факт, что мировой торговле все-таки  необходимо именно институциональное  регулирование посредством какой-либо  международной организации, подобной  МВФ или МБРР. Кроме того, был  поднят вопрос о необходимости  регулирования не только международной  торговли товарами, но и международной  торговли услугами.

В результате Уругвайского раунда были приняты соглашения, охватывающие куда более широкий  спектр отраслей мирового хозяйства:

    • Генеральное соглашение о торговле услугами, в рамках которого выделялось 4 вида торговли услугами: трансграничная торговля, потребление за рубежом, коммерческое присутствие, перемещение физического лица. Кроме того, ГАТС предусматривает 2 вида обязательств: общие, включающие в себя принцип режима наибольшего благоприятствования, и специфические, определяющие конкретные условия доступа на рынок той или иной страны.
    • Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности. Данное соглашение устанавливает минимальные стандарты для признания и защиты основных объектов интеллектуальной собственности. На мой взгляд, принятие данного соглашения связано со все более возрастающей значимостью рынка технологий. К базовым стандартам ТРИПС можно отнести положение о сроке защиты имущественных авторских прав не менее 50 лет, принятие компьютерных программ в условиях НТП как литературных произведений с точки зрения авторского права, положения о сроке защиты патентов не менее 20 лет и т.д.
    • Соглашение о торговых аспектах инвестиционных мер. Основной целью ТРИМС принято считать защиту иностранных инвесторов на территории страны-рецепиента. К основным запретам ТРИМС можно отнести требование обязательного экспорта фиксированной доли продукции, требование в отношении использования иностранной валюты, требование использования иностранным предприятием определенной доли национальных товаров. Среди прочих недопустимых требований данного соглашения можно выделить ограничения на денежные переводы, кадровую политику, предполагающую обязательное использование национальной рабочей силы и т.д.
    • Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам. Согласно данному соглашению, запрещены прямые экспортные субсидии, программы, допускающие удержание валюты или любая подобная практика, влекущая за собой, выплату премии при экспорте, внутренние транспортные и фрахтовые тарифы для экспортных отгрузок, устанавливаемы или взимаемы на более льготных условиях по сравнению с перевозками на внутреннем рынке. Кроме того, введено понятие «законных» и «незаконных» субсидий. Субсидирование признается законным лишь в случае, если его величина не превышает 3% от общей величины импорта или 1% от общей стоимости товара или же в случае его применения в отношении охраны окружающей среды или регионального развития.
    • Соглашение по защитным мерам. Данное соглашение позволяет странам временно ограничивать импорт, если компетентным органам удается доказать, что данный импорт наносит существенный вред национальным производителям. Соглашение предусматривает временное (до 8 лет) применение защитных мер в отношении определенной продукции. Что же касается развивающихся стран, то для них срок защитных мер пролонгирован до 10 лет. Кроме того, в рамках данного соглашения четко определены методы ограничения импорта: защитные меры могут быть выражены в виде увеличения таможенных тарифов или количественных ограничений, однако применяться должны на основе режима наибольшего благоприятствования к импорту из всех стран.
    • Соглашение по правительственным закупкам. Цель данного соглашения заключается в том, чтобы обязать правительства использовать только коммерческие соображения при закупке товаров и услуг для государственного использования вне зависимости от того, национальный ли поставщик или иностранный.

Конечно же, основным итогом Уругвайского раунда можно считать создание Всемирной  торговой организации или ВТО, в  рамках которой осуществляется регулирование  и либерализация международной  торговли. На мой взгляд, данное определение  применимо даже скорее не к мировой  торговле, а ко всем международным  экономическим отношениям в целом. В мировой экономике появился новый институциональный элемент, имеющий правовой статус, определенную организационную структуру и, что  еще более важно, определенную концепцию, принципы деятельности. Создание ВТО  можно считать действительно  поворотным моментом в системе мирового хозяйства. В отличие от ГАТТ, новая  организация охватывает практически  все отрасли мировой торговли и осуществляет регулирование путем  равноправного диалога между  странами-участницами, подписавшими ряд  соответствующих соглашений.

 

 

Глава 2. Концепция ВТО

    1. Основные принципы деятельности ВТО

Логично предположить, что Всемирной  торговой организации, исторически  сложившейся исходя из  Генерального соглашения по тарифам и торговле, свойственны соответствующие принципы. Как уже было сказано, цель ВТО  заключается в обеспечении регулирования  и либерализации международной  торговли. Что же касается ГАТТ, то основные постулаты включали в себя положения  по уменьшению таможенных тарифов. Принципы ВТО охватывают куда более широкий  круг вопросов. Рассмотрим каждый из них.

Первым принципом ВТО принято  считать отсутствие дискриминации. Иначе говоря, каждая страна-участница ВТО обязана соблюдать режим наибольшего благоприятствования. Это означает, что страна, осуществляя внешнеторговые операции, обязана устанавливать на взаимно поставляемые товары пошлины не выше тех, которые установлены по отношению к какой-либо третьей стране. На мой взгляд, это систематизирует таможенные методы регулирования для стран-участниц ВТО.

Вторым принципом ВТО, который  напрямую связан с первым, является признание национального режима. Суть данного принципа состоит в том, что товары иностранного происхождения обращаются на внутреннем рынке страны на тех же основаниях, что и товары отечественных производителей. Это касается вопроса налогообложения, различных государственных стандартов и технических барьеров и так далее. В контексте данного принципа состоит отметить тот факт, что политика ВТО направлена на ликвидацию нетаможенных методов регулирования, среди которых можно отметить квоты, а также экспортные и импортные лицензии.

Третьим принципом ВТО можно  считать поднятие уровня конкуренции  и в особенности конкурентоспособности развивающихся стран, составляющих ¾ от участников организации. Теоретически в рамках соглашения ГАТТ-1994 для некоторых развивающихся стран предусмотрен льготный режим международной торговли. Не менее важными являются такие принципы, как заключение региональных торговых соглашений, предоставление консультаций странам-участницам с целью урегулирования проблем международной торговли и т.д.

Таким образом,  к основным функциям ВТО можно отнести следующие:

    • Установление торговых соглашений и контроль за их соблюдением. Своеобразным  юридическим «четырехугольником» можно считать систему соглашений ГАТТ-1994, ГАТС, ТРИПС, ТРИМС.
    • Рассмотрение заявок потенциальных стран-участниц ВТО и их социально-экономическая оценка.
    • Осуществление взаимодействия в области технологий и инноваций между странами-участницами ВТО
    • Рассмотрение внешнеторговых споров и конфликтов.

Насколько же эффективны принципы, да и сама концепция  ВТО? Как правило, именно этим вопросом и  задаются правительства государств, подающих заявку на вступление в ВТО.

Если рассмотреть цифры, то по некоторым  расчетам доходы от внешней торговли Европейского Союза в 1990-е года увеличились  на 1-1,5%2.

Кроме того, с моей точки зрения, очевиден тот факт, что фактор ВТО, как ничто другое, способствует развитию конкуренции на внутреннем рынке, ведь если продукция национальных производителей не будет отвечать международным стандартам, ее место займет импортируемая продукция.

С точки зрения потребителя, можно  говорить об экономиях на издержках, ведь монополистическая конкуренция, складывающаяся в результате активного  присутствия иностранного сектора, устанавливает куда более низкие цены, чем страны, пропагандирующие политику протекционизма, где превалирующим  типом рынка является олигополия. 

 

Глава 2. Концепция ВТО

2.Критика  политики ВТО

Безусловно, как и любая иная международная  организация подобного уровня, ВТО  подвергается критике.

С одной стороны  страны, не желающие вступать в ВТО, руководствуются своими внутренними  причинами, связанными с особенностями  экономического развития. Очевиден тот  факт, что вступление в ВТО чревато  неблагоприятными последствиями для  отечественных производителей, выпускающих  неконкурентоспособную продукцию. С этой точки зрения так называемый «санирующий эффект», суть которого заключается в том, что конкуренция  со стороны импортных товаров, поможет  избавить национальную экономику от неэффективных производителей, возможно, окажет влияние на все без исключения предприятия.

С другой стороны, существует и несколько общих  критических положений в адрес  ВТО. Рассмотрим некоторые из них.

Очевидным, на мой взгляд, является заблуждение  о том, что ВТО диктует свою политику странам-участницам. Я считаю, что не стоит забывать о том, что Всемирная торговая организация построена на основе подписанных странами-участницами соглашений в области торговли товарами, услугами, интеллектуальной собственности и так далее. Таким образом, именно сами участники ВТО приняли на себя определенные обязательства, касаемые таможенных и нетаможенных методов регулирования внешней торговли. Роль же Секретариата ВТО сводится лишь к контролю за соблюдением этих обязательств.

Информация о работе Принципы деятельности и организационная структура Всемирной торговой организации