Сравнительный анализ налоговой системы России и Японии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 09:36, реферат

Краткое описание

Налоговую систему образуют совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке. Конечно же она должна быть по крайней мере ясной и четкой. У А. Смита мы находим: «налог, который обязывается уплатить каждое отдельное лицо, должен быть точно определен, а не может быть произвольным. Срок уплаты, способ платежа, сумма платежа–все это должно быть ясно и четко определено для плательщика.

Вложенные файлы: 1 файл

РФ и Япония.doc

— 112.00 Кб (Скачать файл)

1. Сравнительный анализ налоговых систем России и Японии

 

Налоговую систему образуют совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке. Конечно же она должна быть по крайней  мере ясной и четкой. У А. Смита  мы находим: «налог, который обязывается уплатить каждое отдельное лицо, должен быть точно определен, а не может быть произвольным. Срок уплаты, способ платежа, сумма платежа–все это должно быть ясно и четко определено для плательщика. Там, где этого нет каждое лицо, облагаемое данным налогом, отдается в большей или меньшей степени во власть сборщика налогов, который может отягощать налог для всякого неугодного ему плательщика или вымогать для себя под угрозой такого отягощения подарок или взятку».

Другие требования–её простота и эффективность и самое главное это конечно справедливость (кто должен платить и в каком количестве). Справедливость понятие сложное и поэтому вокруг этого вопроса идут постоянные трения. Согласно Машиной, величина процентных ставок к налогам делится на прогрессивные (чем выше доход–выше и процент на налоги), пропорциональные (единая ставка для всех субъектов) и регрессивные (чем выше доход–ниже и процентная ставка налогов) (4). С точки зрения тех, кто считает, что «налоги должны платить те, кто могут платить» прогрессивный налог самый справедливый, хотя он может и тормозить развитие предпринимательства.

Современная налоговая система (НС) развитых стран включает прямые и  косвенные налоги. Среди прямых налогов  решающее значение имеет т.н. подоходный налог и налог на прибыль корпораций (корпорационный налог).

Подоходный налог (ПН)–один из важнейших личных налогов, взыскиваемых с дохода любого физического лица. Может быть взимаем как с каждой части (индулы), так и со всей совокупности дохода (глобальный). Вообще, для 80-х годов характерно значительное снижение ставок ПН, связанное с преобладанием в общем налоги других статей и весьма популярной политикой правительств развитых стран. Хотя в среднем ПД составляет 30-40% от всех налоговых поступлений. Люди, стоявшие у истоков введения ПД очень ясно предвидели реакцию граждан–поэтому ПД снимается еще до того, как заработанные деньги попадут в карман работника, а значит и уплата его проходит весьма безболезненно, все принимают его как данность.

Вторым по значению прямым личным налогом является налог на прибыль корпораций, берущий свое начало с первой мировой войны, им облагаются юридические лица по налоговой декларации. Я не нашел информации по России (м.б. он назван по другому), но во всем мире этот налог играет важную часть в местном и государственном бюджете.

Существует и налог на сверхприбыль, которым облагается часть прибыли сверх определенных размеров. Мера эта, в основном, чрезвычайная, хотя им и в мирное время успокаивают некоторые монополии, например «Microsoft», за их весьма агрессивную политику. Среди прямых налогов действуют и налоги на прирост капитала, налог с наследства и дарений, поимущественный и другие.

Помимо прямых, важную роль играют косвенные налоги, которые представляют собой надбавки к цене соответствующих товаров и услуг. Они существуют на данный момент в акцизах на товары и услуги частных предприятий, фискальные монопольные налоги и таможенные пошлины. Сейчас «входит в моду» универсальный акциз–налог на добавленную стоимость НДС. Объектом выступает часть стоимости товара, добавленной на каждой стадии производства или обращения, что составляет около 14%.

Фискальный монопольный налог  представляет собой косвенный налог  на те товары, производство которых  является монополией государства. Это  могут быть табачные изделия, алкоголь, соль и многое другое.

Таможенные пошлины представляют собой налоги, взимаемые при перевозке  товаров через государственную  границу. Посредством механизма  таможенных пошлин государство может  весьма успешно ограничивать импорт тех или иных товаров–вести протекционискую политику, но когда государственные интересы попираются лоббирущими группировками, как в России, эта пошлина приобретает негативную функцию, способствую контрабанде товаров.

В настоящий момент налоги приобретают новое качество, выступая в роли одного из рычагов регулирования экономической активности, оказывая посредством манипуляции налогов на прибыль влияние на процессы накопление капитала.

Введенная с 1 января 1992 года новая налоговая система Российской Федерации включает 4 группы налогов:

1. Общегосударственные налоги  и сборы, определяемые законодательством РФ;

2. Республиканские налоги и сборы республик в составе РФ, национально-государственных и административных образований, устанавливаемые законами этих республик и решениями государственных органов этих образований;

3. Местные налоги  и сборы, устанавливаемые местными  органами государственной власти  в соответствии с законодательством  РФ и республик в составе РФ;

4. Общеобязательные  республиканские налоги и сборы республик в составе РФ и общеобязательные местные налоги и сборы.

Состав налогов и сборов может меняться по решению соответствующих органов. В настоящее время он определен законом "Об основах налоговой системы в РСФСР".

К общегосударственным  налогам, взимаемым на всей территории РФ по единым ставкам, относятся:

1. Налог на  добавленную стоимость.

2. Акцизы.

3. Подоходный  налог с банков.

4. Подоходный  налог со страховой деятельности.

5. Налог с  биржевой деятельности.

6. Налог на  операции с ценными бумагами.

7. Таможенная  пошлина.

8. Подоходный  налог (или налог на прибыль)  предприятий.

9. Подоходный  налог с физических лиц.

10. Налоги и  платежи за использование природных  ресурсов.

11. Налоги на  транспортные средства.

12. Налог с  имущества, переходящего в порядке наследования и дарения и др.

К республиканским налогам и налогам национально-государственным и административно-территориальных образований относятся:

1. Налог на  имущество предприятий.

2. Лесной доход.

3. Плата за  воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем и др.

К местным налогам  и сборам относятся:

1. Налог на  имущество физических лиц.

2. Земельный  налог.

3. Сбор за  право торговли.

4. Налог на  рекламу (до 5% от стоимости услуг  по рекламе)

5. Налог на  перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров.

6. Лицензионный  сбор за право торговли спиртными  напитками.

7. Лицензионный  сбор за право проведения местных  аукционов и лотерей.

8. Сбор со  сделок, произведенных на товарных биржах и при продаже и покупке валюты (по ставке до 0.1% от суммы сделки) и др.

Законы, приводящие к изменению налоговых платежей, обратной силы не имеют. Ответственность за правильность исчисления и уплаты налога несет налогоплательщик.

В первою очередь уплачиваются все поимущественные налоги и пошлины (налог на имущество предприятия и др.), их сумма вычитается из налогооблагаемого дохода или налогооблагаемой прибыли. Затем уплачиваются местные подоходные налоги, после чего с оставшейся суммы рассчитываются и уплачиваются все остальные налоги (налог на прибыль и др.).

 

Особенности налоговой системы  Японии

 

Особый интерес для изучающих  зарубежное налоговое законодательство унитарных стран представляет налоговая  система Японии. Налоговая система  Японии сложилась еще в XIX веке. В  современном виде она функционирует, начиная с послевоенного времени, когда была проведена налоговая реформа, названная по имени профессора Шалпа.

Остановимся на некоторых  аспектах этой системы, поскольку она  имеет специфические особенности  и несколько отличается от налоговой системы США и западноевропейских стран.

В Японии функционируют  государственные налоги и налоги местные. При этом более 64% всех налоговых  поступлений образуется за счет государственных  налогов, а остальные - за счет местных  налогов. Затем значительная часть налоговых средств перераспределяется через государственный бюджет Японии путем отчислений от государственных налогов в местные бюджеты. В стране 47 префектур, объединяющих города, поселки, районы, каждый из которых имеет свой самостоятельный бюджет. Распределение налогов является как бы зеркальным отражением их сбора: примерно 64% финансовых ресурсов расходуются как местные средства, а остальные средства обеспечивают осуществление общегосударственных функций.

Необходимо также отметить, что доходная часть бюджета страны и бюджетов префектур строится не только на налогах. В Японии по сравнению с рядом других стран довольно высока доля неналоговых поступлений. Так, в государственном бюджете налоги составляют 84% и неналоговые средства - 16%, местные органы управления имеют до четверти неналоговых поступлений. Сюда входят арендная плата, продажа земельных участков и другой муниципальной недвижимости, пени, штрафы, продажа облигаций, доходы от лотерей, займы и др. В неналоговые статьи дохода включается также остаток предыдущего года.

Налоговая система Японии, характеризуется множественностью налогов. Их имеет право взимать  каждый орган территориального управления. Но все налоги страны зафиксированы  в законодательных актах. Каждый вид государственного налога регулируется законом. Закон о местных налогах определяет их виды и предельные ставки, в остальном установление ведется местным парламентом. Всего в стране 25 государственных и 30 местных налогов. Их можно классифицировать по трем крупным группам:

Первая - это прямые подоходные налоги на юридических и физических лиц.

Вторая - прямые налоги на имущество.

Третья - прямые и косвенные потребительские налоги.

Налоговая политика Японии предусматривает укрепление финансов местных органов власти: префектур, городов, районов, поселков и т.д. В Японии платят три вида местных налогов, взимаемых муниципалитетами. Это предпринимательский, корпоративный муниципальный и уравнительный налоги.

Предпринимательский налог начисляется на облагаемую налогами прибыль и взимается по трем ставкам, величина каждой из которых может незначительно колебаться в зависимости от префектуры.

Корпоративный муниципальный налог представляет собой совокупность двух налогов: префектурального и городского или соответственно городского и районного. Налоговые ставки могут различаться в зависимости от места, но предельная ставка для префектурального налога — 6%, городского (районного) — 4,7% (рассчитывается от суммы общенационального налога).

Уравнительный налог представляет собой подлежащую уплате фиксированную сумму, величина которой (от 50 тыс. до 3750 тыс. иен) определяется по соответствующей таблице, зависит от размера капитала юридического лица и числа работающих на нем, и распределяется между городом и префектурой в соотношении 4:1.

 

Прямые  налоги на доходы физических и юридических  лиц

 

Самый высокий доход  государству приносят подоходный налог  с юридических и физических лиц. Он превышает 56% всех налоговых поступлений.

Значение налога на доходы физических лиц для государственного бюджета Японии огромно. Физические лица уплачивают государственный подоходный налог по прогрессивной шкале, имеющей пять ставок: 10, 20, 30, 40 и 50%. Кроме того, есть подоходный префектурный налог по трем ставкам: 5, 10 и 15%. Помимо этого существуют местные подоходные налоги.

Подоходным налогом  облагаются заработная плата, жалованье, доходы крестьян, лиц свободных профессий, доходы от недвижимости (сдача в  аренду), а также дивиденды, проценты, случайные заработки, пенсии и т. д. Все налогооблагаемые доходы в Японии делятся на десять категорий:

1. Проценты по вкладам.

2. Дивиденды.

3. Доходы от недвижимости.

4. Доходы от предпринимательской  деятельности.

5. Заработная плата.

6. Бонусы.

7. Выходные пособия, пенсии.

8. Случайные доходы.

9. Смешанные, разносторонние доходы.

10. Доходы от капитала.

Для большинства из них (кроме процентов  и дивидендов) установлены налоговые  льготы или освобождения от уплаты налогов. Кроме того, независимо от величины дохода каждый житель Японии обязан уплачивать налог на проживание.

В деловой практике Японии часто  возникает вопрос о том, не слишком  ли тяжелое налоговое бремя несет  рядовой японский налогоплательщик. Однако необходимо учитывать и тот  факт, что подоходное налогообложение  физических лиц предусматривает  существенные льготы.

Основными налоговыми льготами, которыми пользуется средний налогоплательщик, являются “базовая льгота” (необлагаемый минимум дохода налогоплательщика, равный 350 тыс. иен) и аналогичные льготы на супругу (супруга) и на каждого иждивенца. Кроме того, такие виды доходов, как заработная плата, пенсии и выплаты социального страхования имеют специальные налоговые освобождения. Министерство финансов Японии при подсчете налогооблагаемой базы для каждого налогоплательщика предоставляет пять льгот и освобождений.

Информация о работе Сравнительный анализ налоговой системы России и Японии