Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 22:12, реферат
Франчайзинг – форма бизнеса, при которой одна сторона (франчайзер) предлагает другой стороне (франчайзи) за определенную стоимость право ведения такой модели бизнеса (франшизы), которая уже успела успешно зарекомендовать себя на мировом, российском, либо региональном рынках. Франчайзи имеет право действовать от имени компании , используя при этом ее товарные знаки и бренд.
1 cл.
Франчайзинг – форма бизнеса, при которой одна сторона (франчайзер) предлагает другой стороне (франчайзи) за определенную стоимость право ведения такой модели бизнеса (франшизы), которая уже успела успешно зарекомендовать себя на мировом, российском, либо региональном рынках. Франчайзи имеет право действовать от имени компании , используя при этом ее товарные знаки и бренд.
2сл.
Для франчайзинга характерны следующие основные черты и признаки:
- франчайзинг предполагает собой наличие двух сторон соглашения (договора) — франчайзера и франчайзи;
- франчайзер является
владельцем исключительных
- франчайзер, являясь
правообладателем, передает свои
права франчайзи на
- франчайзер выступает
в единственном числе;
- для успешного ведения
бизнеса франчайзер
- за пользование правами
франчайзера и оказываемую
3сл.
Франчайзинг в зависимости от направлений бывает
четырех видов:
1.Франчайзинг товара
представляет собой продажу
2. Производственный франчайзинг
— это наиболее эффективная
организация производства
Производственный франчайзинг основывается на общих для сторон целях:
-разделение труда и специализация производства;
- повышение объема производства и расширения производственной программы;
- обеспечение экономичности производства;
- увеличение гибкости
производства и сбыта в
- освоение производства новых изделий в зависимости от изменений на рынке.
Производственный франчайзинг имеет много общего с лицензионным договором, но не ограничивается им. Франчайзинг — не просто договор, это система длительных отношений, детализированная основным договором и специальным Руководством по франчайзингу, которое также является собственностью франчайзера. Условия лицензионного договора являются лишь частью отношений, предусмотренных системой франчайзинга.
3.Сервисный франчайзинг
представляет собой нечто
Сервисный франчайзинг
получил широкое
На российском рынке сервисный франчайзинг активно развивается в туристическом бизнесе, в области недвижимости, трудоустройства и образовательской деятельности.
4. Франчайзинг бизнес-формата
является наиболее комплексным.
4сл.
Плюсы:
1. Привлечение капитала
Бесспорно, в условиях ограниченности финансовых ресурсов актуальна проблема привлечения капитала для открытия новых предприятий. Как правило, большую часть капитальных затрат при создании новых объектов франчайзинговой компании берет на себя франчайзи. Он несет стартовые инвестиционные затраты, самостоятельно приобретает необходимые помещения и делает ремонт в соответствии со стандартами корпоративного стиля. Франчайзи покупает оборудование и инвентарь, обеспечивает бизнес оборотными средствами, оплачивает работу персонала. Помимо первоначального взноса и инвестиций в развитие бизнеса, франчайзи платит головной компании периодические платежи (роялти). Роялти - ежемесячная плата за использование франшизы. В некоторых сетях используется фиксированная плата, в некоторых считается процент от выручки.
2. Скорость развития
Франчайзинг как способ развития бизнеса значительно выигрывает в скорости. Как правило, сравнительно высокие темпы роста сети достигаются благодаря отсутствию необходимости поиска средств на капитальные затраты. Важен и так называемый «эффект травы» (grass effect), когда инициатива развития каждого предприятия идет снизу, от самого франчайзи, кровно заинтересованного в успешности собственного предприятия.
Как показывает практика, открыть франшизное предприятие в новом регионе получается быстрее, чем организовать собственное подразделение.
3. Трудовой ресурс
Менеджеры франшизных предприятий, как правило, работают лучше своих обыкновенных коллег. Объясняется это в первую очередь иной мотивацией: как правило, руководители франшизных предприятий – это их собственники, вложившие в открытие бизнеса немало собственных средств. Люди по существу работают на себя: успех предприятия – их прибыль, неуспех – серьезные потери. Собственники франчайзингового предприятия более критично и объективно относятся к подбору и воспитанию персонала нижнего звена, обеспечивая этим высокий уровень обслуживания клиентов.
4. Удобство управления
Для эффективного управления персоналом собственной сети необходимо выстраивать пирамиду, в которой один начальник управляет командой не более 15 человек. В итоге, при огромном количестве сотрудников пирамида получается громоздкая и неповоротливая, что может затруднить развитие бренда. Во франчайзинговой схеме равноправные партнеры не зависят от головного офиса напрямую.
5сл.
Минусы:
1. Каждый сам за себя
Судя по опыту, можно сказать, что российские предприниматели – и франчайзоры, и франчайзи – коренным образом искажают представление о данной модели бизнеса. Отношения между партнерами у нас характеризуются как «каждый сам за себя». Российская компания при открытии франшизного предприятия стремится не столько даже избежать инвестиций, сколько в принципе не желает рисковать собственным брендом. Практически любой договор о передаче франшизы, как правило, состоит из огромного количества жестких норм, направленных на превращение франчайзи не в партнера, а в зависимое лицо. Правда, винить франчайзоров в этом опрометчиво, ведь и сами франчайзи зачастую пренебрегают стандартами и правилами построения арендованного бренда.
2. Некорректность планирования
Некоторые франчайзоры склонны рассматривать операцию по продаже франшизы как обыкновенную реализацию товара. При этом в качестве наглядных материалов они часто приводят примеры из практики функционирования собственных успешных точек и используют типовые технико-экономические обоснования (ТЭО) эффективности предлагаемого бизнеса. Как правило, подобные ТЭО – обыкновенные рекламные материалы, значительно искажающие реальность. Конечно, все приводимые в них расчетные данные получены на практике, но эти результаты – самые лучшие. Они значительно отличаются от минимальных результатов. Кроме того, в демонстрационных расчетах обычно замалчиваются какие-либо «малозначимые» детали, которые впоследствии становятся дополнительными статьями расходов для франчайзи.
Другой вариант
– ценовая политика демонстрационного
проекта. Построенная на основании
данных по столице, она не учитывает
особенности развития регионов. В
результате франчайзи, вкладывая немалые
средства в построение бизнеса, оказывается
отчасти обманутым, срок окупаемости
проектов растягивается, и франчайзор
теряет доверие своих партнеров.
3. Контроль качества
Классическая
проблема текущей работы – контроль
над франчайзи, который является
независимым хозяйствующим