Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2014 в 21:03, доклад
Сергей Михайлович Слонимский родился 12 августа 1932 г. в Ленинграде в семье творческой интеллигенции, его отец был писателем. В доме часто собирались друзья отца - поэты и писатели, и мальчик, слушая их беседы и дискуссии, с детства проникся творческой атмосферой, научился анализировать, сопоставлять и делать собственные выводы.
ОГОБУ ВПО
«Смоленский государственный институт искусств»
Кафедра хорового и сольного пения
Анализ хорового произведения
«Печальное сердце мое»
Слова народные
Музыка С.Слонимского
Класс доцента Гинзбург В. Г.
Студент Акимова Кристина
курс группа 3-06
Смоленск
2014
План анализа хорового произведения
1. Историко-стилистический анализ
1.Сведения
о композиторе:
2.Сведения
о произведении:
3.Анализ литературного текста, сравнение текста, использованного при создании хорового произведения, с литературным оригиналом, возникшие изменения и их причины: стр.6
2. Музыкально-теоретический
анализ
3. Исполнительский
план анализа
4. Вокально-хоровой анализ стр.14
Заключение
Раздел I. Историко-стилистический анализ
1. Историко-стилистический анализ имеет большое значение для общего художественного роста дирижёра, расширяя его кругозор, помогает переосмыслить накопленные знания применительно к изучаемому произведению.
Данное музыкальное произведение стилю музыкально-исторической эпохи XX века.
Сведения о композиторе.
Сергей Михайлович Слонимский
родился 12 августа 1932 г. в Ленинграде в
семье творческой интеллигенции, его отец
был писателем. В доме часто собирались
друзья отца - поэты и писатели, и мальчик,
слушая их беседы и дискуссии, с детства
проникся творческой атмосферой, научился
анализировать, сопоставлять и делать
собственные выводы.
Сергей начинает учиться в музыкальной
школе в Ленинграде, во время войны в Перми
и в ЦМШ Москвы, и снова в Ленинграде. Ещё
в школьные годы, будучи в эвакуации в
Перми, Серёжа переслушал весь классический
оперный репертуар Кировского театра,
и уже тогда пробовал писать сонаты, пьесы,
даже написал романс на стихи М.Лермонтова.
Затем Слонимский заканчивает
консерваторию как композитор (1955г.) и
пианист(1958г.), а позже и аспирантуру.
Как и вся консерваторская молодёжь,
учившаяся после 1948 года, в стенах консерватории
Слонимский обучался лишь на примерах
классической музыки, таковы были директивы
партии. И только после XX съезда появилась
возможность изучения всей мировой культуры
эпохи. Слонимский вместе с молодыми композиторами
- Губайдулиной, Пригожиным, Денисовым,
Шнитке навёрстывали упущенное.
Хорошей школой для молодого
музыканта стали фольклорные экспедиции,
в которых Слонимский не только собирал
старинные песни и обычаи, но и изучал
жизненный уклад русской деревни. Чутко
вслушиваясь в мотивы современного городского
романса, Слонимский сумел почувствовать
его самую суть, затем мотивы бардовских
и авторских песен проявятся в его кантате
`Голос из хора`, в которой композитор сумеет
органично соединить , казалось бы, противоположные
стили. Позднее подобное явление будет
определено А. Шнитке как `полистилистика`.
Широко эрудированный композитор
настолько хорошо изучил стили разных
эпох и народов, что его творения люди
других стран могли принять за произведения
своих земляков. Такова шотландская музыка
в его опере `Мария Стюарт`.
Слонимского в своё время называли
представителем `новой фольклорной волны`,
показательна в этом плане кантата `Песни
вольницы` (1959г., на народные тексты).
В каком бы жанре не сочинял
Слонимский, его произведения поражают
своей подлинностью и яркой индивидуальностью.
Умея соединить фольклорные традиции
с новейшими техническими приёмами композиции
, Слонимский создаёт свои неповторимые
произведения: вокальные пьесы `Прощание
с другом в пустыне` (1966г.), `Монологи` (1967г.),
`Песнь песней` (1975г.), балет `Икар`( 1971г.),
камерную оперу `Мастер и Маргарита` (1972г.).
А в 1973г. возникает его необычный Концерт
для трёх электрогитар, солирующих инструментов
и симфонического оркестра. И вновь композитор
поражает слушателей соединением, казалось
бы, двух диаметрально противоположных
стилей – рок и симфонического.
В своей творческой деятельности
Слонимский проявлял себя не только как
пианист и композитор, но и как прекрасный
музыковед. Им написаны статьи о Р.Шумане,
Г. Малере, Н.Римском-Корсакове, М.Балакиреве,
М.Мусоргском, И.Стравинском и многие статьи
по культуре и искусству, а также книга
«Симфонии С.Прокофьева».
С.М.Слонимский - профессор и
преподаватель Ленинградской консерватории,
создавший свою школу композиции. Его
известные ученики - А.Затин, В.Кобекин,
А.Мревлов и другие, 30 из них члены Союза
композиторов.
Также Слонимским проделана
большая работа по сохранению, редактированию
и исполнению незаслуженно забытых сочинений
Р.Шумана, М. Мусоргского, В.Щербачёва.
Сергей Михайлович Слонимский
- один из авторитетных музыкантов современности.
Творчество композитора.
Опора на традиции и собственное
"я" у Слонимского не исключают друг
друга. Но к единству этих двух противоположностей
добавляется третья - умение достоверно
творить в музыкальных стилях разных времен
и народов, будь то русская деревня дореволюционного
времени в опере "Виринея" (1967 г., по
мотивам повести Л. Сейфуллиной) или старая
Шотландия в опере "Мария Стюарт"
(1980 г.), поразившая даже шотландских слушателей
глубиной проникновения.
Такое же свойство подлинности лежит на
его "античных" сочинениях: балете
"Икар" (1971 г.); вокальных пьесах "Песнь
песней" (1975 г.), "Прощание с другом
в пустыне" (1966 г.), "Монологи" (1967
г.); опере "Мастер и Маргарита" (1972
г., "Новозаветные сцены"). При этом
автор стилизует старину, сочетая музыкальные
принципы фольклора, новейших композиционных
техник XX в. с собственной индивидуальностью.
Автор многих сочинений, Слонимский непредсказуем
в каждом новом из них. Вслед за кантатой
"Песни вольницы" (1959 г., на народные
тексты), в которой удивительное претворение
русского фольклора позволило говорить
о Слонимском как об одном из вдохновителей
"новой фольклорной волны", появилась
Соната для скрипки solo - опус предельной
современной экспрессии и сложности.
После камерной оперы "Мастер и Маргарита"
возник Концерт для трех электрогитар,
солирующих инструментов и симфонического
оркестра (1973г.) - оригинальнейший синтез
двух жанров и форм музыкального мышления:
рок и симфонического. Такая амплитуда
и резкая смена образно-сюжетных интересов
композитора поначалу многих шокировала,
не давая понять: каков же подлинный Слонимский?
Постепенно обнаружилось неразрывное
единство разных стилей Слонимского, например
умение даже додекафонии придавать черты
фольклорного мелоса.
Оказалось, что такие ультрановаторские
приемы, как использование нетемперированного
строя (треть- и четвертитоновых интонаций),
свободной импровизационной ритмики без
штилей, свойственны фольклору. А при тщательном
исследовании его гармонии выявилось,
как своеобразно использует автор принципы
старинной гармонии и народного многоголосия,
конечно, наряду с арсеналом средств романтической
и современной гармонии. Именно поэтому
в каждой из девяти своих симфоний он создал
некие музыкальные драмы, часто связанные
между собой образами - носителями главных
идей, олицетворяющих разные проявления
и формы добра и зла. Столь же ярко, богато,
симфонично раскрыты именно в музыке сюжеты
всех четырех его музыкально-сценических
сочинений - балета и трех опер. В этом
одна из главных причин непрерывного исполнительского
и слушательского интереса к музыке Слонимского,
широко звучащей в СССР и за рубежом.
2. Определение вида хорового сочинения, как хорового жанра, обусловлено следующими характеристиками:
Хоровая песня, как правило, написана в куплетной форме, отличается конкретностью и простотой содержания, несложной фактурой, может быть для хора с сопровождением и без сопровождения.
3.Анализ литературного текста.
содержание – в его основу положен разговор лирического героя со своим сердцем, душой о несчастной судьбе, жизни в неволе без любви.
тема – тема несвободы, неволи, тема любви.
идея - показать всю трагичность, безысходность героя, его тоску и боль.
характер произведения как драматический, жалобный, тоскливый, безысходный, взволнованный, но напевный, задушевный, сердечный.
Некоторые черты взаимосвязи музыки и литературного текста:
Раздел II. Музыкально-теоретический анализ
Музыкально-теоретический анализ проводится на основе взаимосвязи музыки и литературного текста, выявляет музыкально-выразительные средства, при помощи которых возможно глубже проникнуть в авторский замысел.
Анализ мелодии, гармонии, метроритма, фактуры помогает понять, какими средствами музыкальной выразительности переданы художественный образ, содержание и характер произведения.
1. Жанровые особенности произведения
Песня – наиболее распространённый жанр, вокальное произведение для одного или нескольких голосов. Она представляет собой основной вид народного творчества и является основой всего музыкального искусства. В народной песне её мелодия – это простое и мудрое высказывание народа, отражение его мыслей, чувств и всей жизни, воплощение духа и характера того народа, которому она принадлежит.
2. Музыкальная форма произведения непосредственно связана с выражением идей и чувств композитора и объединяет все музыкальные средства. Музыкальная фразировка зависит от структурного строения, от деления на предложения, фразы, мотивы и важна для логического и выразительного исполнения произведения. Для ясности музыкальной речи важную роль играют исполнительские «знаки препинания»: цезуры, дыхание, паузы.
Информация о работе Анализ хорового произведения «Печальное сердце мое»