Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2012 в 01:53, статья
Знаменный распев - основной вид др.-рус. церк. пения. Название происходит от старослав. слова "знамя", т.е. знак. Знамёнами или крюками назывались безлиней-ные знаки, применявшиеся для записи напевов. З. р. представлял собой монодию, исполнявшуюся в унисон; лишь на позднейших этапах его развития (не ранее сер. 16 в.) в нём появляются элементы многоголосия.
К ВОПРОСУ О ВОЗНИКНОВЕНИИ И ФОРМИРОВАНИИ ЗНАМЕННОГО РАСПЕВА
Н. М. Зайцева
Кафедра музыки и методики преподавания музыки
Научный руководитель:- старший преподаватель Л. А. Слатина
Знаменный распев - основной вид др.-рус. церк. пения. Название происходит от старослав. слова "знамя", т.е. знак. Знамёнами или крюками назывались безлинейные знаки, применявшиеся для записи напевов. З. р. представлял собой монодию, исполнявшуюся в унисон; лишь на позднейших этапах его развития (не ранее сер. 16 в.) в нём появляются элементы многоголосия. Время возникновения З. р. с полной точностью установить не удаётся. Наиболее вероятным является предположение, что З. р., в своих первоначальных основах заимствованный из Византии, сложился как самостоятельный род пения в 12 в., когда христианство распространялось в народных массах и визант. формы стали подвергаться воздействию нар. муз. языка (представители течения: В. М. Металлов и А. В. Преображенский). Знаменный распев, господствовавший на протяжении 700 лет (11-17 вв.); явился одним из источников творчества рус. композиторов 18-19 вв.
В 16 в возник ряд крупных муз. центров, среди которых выделились школы Новгорода и Москвы.
. Он складывался на основе
попевок: каждый глас
В нач. 17 в. Иваном Шайдуром и группой знатоков Церковной музыки введены буквенные киноварные пометы, определявшие высотное положение знамен и позволившие расшифровать знаменную нотацию тогда, когда иск-во пения по крюкам было утрачено. Последний этап развития знаменной нотации отразился в трудах комиссии, которую возглавлял старец звенигородского Саввино-Сторожевского монастыря Александр Мезенец, и в его "Азбуке знаменного пения". Знаменный распев вместе со знаменной нотацией сохранился поныне в пении старообрядцев и у школ знаменного распева (Москва,С.- Петербург).
В середине 17 в. на базе знаменного пения возникли первые образцы культового многоголосия - строчное пение (2-, 3-, иногда 4-голосное), которое записывалось в виде крюковых знаменных партитур, а также демественное пение (на 2, 3, 4 голоса).
Сохранились имена нескольких распевщиков, выдающихся певцов и учителей 16 - нач. 17 вв., среди них - братья Василий и Савва Роговы, Иван Нос, Федор Крестьянин, Маркел Безбородый. На Руси распространились новые одноголосные осмогласные распевы - киевский, болгарский, греческий - с характерными для них симметрич. ритмом, делением на такты одинаковой продолжительности.
Знаменный распев записывался особой идеографической нотацией, в основу которой была положена т.н. палеовизантийская невменная нотация (см. Византийская музыка).
Под влиянием южнорусской культуры в России начало распространяться партесное многоголосие, которое вытеснило знаменное и троестрочное пение.
Многовековая история русского знаменного распева запечатлена в тысячах рукописных певческих памятников XI – XVII веков. Но если рукописи XVII века, называемые пометными, поддаются прочтению, а XV-XVI веков (беспометные) могут быть озвучены лишь по аналогиям с более поздними, то самые древние – XI-XV столетий – пока являются для нас загадкой, которую до сих пор пытаются разгадать.
Вывод: Русский знаменный распев имеет ту же трагическую судьбу в отечественном искусстве, что и древняя икона, сначала отвергнутая и забытая на несколько столетий, но не так давно открытая и реабилитированная. Открытие православной иконы как художественного и духовного феномена ученый Л. А. Успенский назвал "одним из величайших открытий XX века". Хочется предположить, что одним из великих открытий нашего XXI века будет знаменный распев, так как мы являемся наследниками высочайшего средневекового отечественного музыкального искусства. Об этом говорят факты, представленные ученым-подвижником М. В. Бражниковым, посвятившим делу восстановления музыкальной культуры Древней Руси всю свою жизнь. Благодаря его трудам, "Культура великого молчания", каковой много лет объявляли древнерусскую культуру, наконец, зазвучала. Зазвучала необычной и непривычной для нас величественной музыкой, имеющей совсем иные законы и критерии, нежели мажорно-минорная европейская система, на которой мы воспитаны.
Мы так привыкли теперь к точному определению высоты звука, к тому, что любой звук напева можно воспроизвести, ударив по клавишам рояля, что уже не представляем себе того, как можно было петь, руководствуясь чутьем, слухом, которые находятся где-то внутри человека и которые были до тонкости развиты у певцов того времени. Вряд ли исследователям удалось бы заставить звучать древние песнопения, сокрытые за непонятными знаками, если бы не были обнаружены совершенно особого вида певческие рукописи, так называемые "двоезнаменники". В них напевы изложены параллельно двумя видами нотации – крюковой и квадратной пятилинейной. Они и были тем основным источником, который позволил понять музыкальное значение знамен.
В настоящее
время можно говорить о
Прежде всего, знаменный распев часто связывают со старообрядческой церковью, называя его пением раскольников. Это неверно. Знаменное пение — это пение единой Русской Церкви, звучавшее в ней 7 веков. У его истоков стояли такие подвижники, как прп. Феодосий Печерский, такое пение слышал прп. Сергий Радонежский. Богослужебное пение рассматривалось как продолжение монашеского молитвенного делания. Только знаменный распев обладает полнотой — дошедшие до нас крюковые книги включают полный круг песнопений, которые удивительно соответствуют богослужению по ритму, характеру, продолжительности, так как складывался распев в нерасторжимом единстве с богослужением.
Второе заблуждение: знаменный распев считают одним из стилей музыки, включенным в линию эволюционного развития музыкальных стилей. Как будто знаменный распев имеет предшественником какой-то музыкальный стиль и со временем естественно переходит в более развитые формы, например, в многоголосие. Это также неверно. В основе смены стилей в светской музыке стоит прежде всего смена содержания. Но для богослужебного пения содержание неизменно, вечно, а во времени происходит не развитие, а выявление, приближение к Истине в периоды духовных подъемов, или искажение, замутнение при спадах. Вершинные точки, связанные с молитвенным подвигом русских православных людей, отпечатались, закрепились в знаменном распеве. Это и есть Предание — собранный опыт великих подвижников Церкви, становящийся достоянием всей Церкви, всех ее членов.
Отличие
богослужебного пения от
Еще один неверный уклон в отношении к знаменному распеву — музейный. Знаменный распев с такой точки зрения — явление исторически локализованное, к современной практике никакого отношения не имеющее. Исследователями ставится задача точно реконструировать исполнение прошлых веков. Но при этом упускается из виду, что богослужебное пение есть лишь один план в сложной целостности богослужения, определяется этой целостностью и несет на себе ее отпечаток.
При «музейном» взгляде теоретикам трудно отличить принципиальные черты от случайных и неважных, а практики начинают искать архаичную «манеру», впадают в стилизацию, убивающую знаменный распев как средство богообщения. Музейный подход совершенно исключает продолжение живой традиции русского богослужебного пения, возможность появления новых знаменных песнопений, какими, например, являются сегодня канонично распетые службы новопрославленным святым...
C 1990 года, когда в Спасском соборе бывшего Андроникова монастыря стали регулярно совершаться богослужения, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия здесь была восстановлена прерванная местная традиция - использование знаменного пения. С тех пор уже 9 лет богослужения в Спасском соборе отправляются строго уставным одноголосным знаменным распевом. Результаты нашего опыта возрождения традиционного знаменного пения в живой церковной практике представляются нам исключительно важными.
Первое и, пожалуй, самое главное - живой опыт знаменного пения на церковных службах непреложно свидетельствует о полном соответствии знаменного распева самому духу русского православного богослужения. Знаменный распев неверно характеризовать лишь как украшение богослужения (хотя художественно-эстетический уровень его чрезвычайно высок), он по природе своей литургичен, неотъемлем от церковной молитвы, точнее, он сам является молитвой на интонационно-музыкальном уровне.
Можно
сказать, что знаменный распев
- это эффективное орудие
Знаменный
распев - церковное искусство того
же эстетико-художественного