Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 20:51, реферат
Основной смысл репетиции - работа над музыкальным произведением. Логическим завершением работы над произведением дирижера и оркестра является концертное выступление, успех которого в значительной мере будет зависеть от воздействия руководителя на коллектив.Концерту предшествует генеральная репетиция, на которой рекомендуется сыграть все пьесы без остановки с целью проверки их качества, а также психологической подготовки всех участников коллектива к выступлению.
Основной смысл репетиции - работа над музыкальным произведением. Логическим завершением работы над произведением дирижера и оркестра является концертное выступление, успех которого в значительной мере будет зависеть от воздействия руководителя на коллектив.Концерту предшествует генеральная репетиция, на которой рекомендуется сыграть все пьесы без остановки с целью проверки их качества, а также психологической подготовки всех участников коллектива к выступлению.Концерт - это подведение итогов, праздник, пришедший на смену кропотливой репетиционной работе.Концертное выступление активизирует сплочение коллектива, повышает уровень музыкально-эмоционального состояния, обостряет чувство взаимозависимости, внимание, приносит ощущение радости от общения с музыкой, со слушателями, от самого процесса игры.
Успех концерта зависит, прежде всего, от степени подготовки, уровня мастерства дирижера и всего коллектива. В то же время концертное выступление позволит выявить недоработки не только художественного, но и организационно-воспитательного порядка.Каждый концерт для ребенка - праздник и ответственное испытание на организованность, выдержку, собранность и силу воли. Ведь день перед концертом проходит иначе, чем обычный день. Очень важно перед концертом создать хорошее настроение, успокоить ребят, настроить на общение с музыкой.Дети любят концерты - любят делать людям добро, создавать для них праздник в будний день. Зачастую зритель - друг и с благодарностью относится к нашему труду, к выступлению. Но бывает зритель - судья, скупится на аплодисменты, придирчив. Неприятно! Хочется, чтобы наши концерты всегда доброжелательно принимались публикой, приносили людям счастье и улыбки. Очень не хочется иметь на своих концертах равнодушного зрителя.
Хорошая похвала за честный и добросовестный труд всегда приятна. Ребятам важна оценка выступления и слова благодарности. Успех - приятный и важный стимул для творчества, он развивает способность относиться к своей работе, к своему искусству объективно и самокритично. Впечатления от встреч со зрителем дают участникам коллектива возможность сравнивать, сопоставлять, думать главное - вызывают желание стать лучше, оправдать ожидания слушателей и руководителя.
Цель учителя: накопление учениками музыкального опыта. Опыт - это кирпичики творчества. Из этих кирпичиков можно создавать множество различных комбинаций. Как же сделать так, чтобы ребенку хотелось создавать эти комбинации?
Воспитательная работа
Главная цель воспитательной работы - создать сплочённый музыкальный коллектив. Оркестр - это не только группа музыкантов, играющих вместе, а такая форма коллективного исполнительства, где каждый, сохранив индивидуальность, вместе с тем подчиняется общим задачам в воплощении авторского замысла. Не легко ощущать себя частью целого. Оркестр не подавляет индивидуальность музыканта, напротив, при известных обстоятельствах каждая индивидуальность получает новый импульс для своего развития и совершенствования. Чем богаче и ярче творческие индивидуальности оркестрантов, тем богаче и ярче оркестр. Задача состоит в том, чтобы на базе индивидуальных возможностей каждого укрепилось единство всего коллектива; нужно стремиться суммировать эти личностные проявления, образовав на их основе нечто общее - творческую индивидуальность оркестра, коллективную индивидуальность с единым творческим почерком, с единым видением и восприятием музыки. Именно поэтому в работе с детским оркестром нужны и индивидуальные, и групповые занятия. Оркестровые занятия обязывают учеников согласовывать свои действия с действиями других оркестрантов, и не только в творческом аспекте, но и по таким вопросам, как подчинение законам коллектива, строгим правилам дисциплины. С данной точки зрения игра в оркестре несёт в себе не малый воспитательный заряд.
В нашем оркестре поощряется инициатива, самокритика и справедливая критика своих товарищей в их присутствии и тактичной форме. Всем предоставляется возможность проявить свои организаторские способности на благо общего дела.
Одним из вспомогательных средств в создании нашего сплочённого коллектива является работа с родителями. Для успешной деятельности детского творческого коллектива имеет значение взаимодействие руководителя коллектива с семьёй, родителями учащихся. В основе работы с семьей лежат действия и мероприятия, направленные на повышение авторитета родителей. Нравоучительный, назидательный, категоричный тон в работе нетерпим, т.к. может привести к обидам, раздражению, неловкости. Единственно-верная форма взаимоотношений руководителя коллектива и родителей - взаимоуважение. Тогда и формой контроля становится обмен опытом, совет и совместное обсуждение, единое решение, удовлетворяющее обе стороны, доверие к воспитательным возможностям родителей, повышение уровня их педагогической активности и культуры.
Хороший руководитель в семье не чужой, в поисках помощи родители часто советуются с ним, доверяют, делятся проблемами. Все знания руководитель при этом должен обращать только на помощь родителям, разрешение проблем и конфликтных ситуаций.
Отсутствие в коллективе работы с родителями приводит к обеднению и затруднению учебного процесса, а также к отсеву детей, особенно в начальный период обучения. Главный принцип организации работы с родителями - это единство целей и задач, которые призваны решать руководитель оркестра и семья.
И в заключении хочу повторить, что на практике, работая с детьми, сложно, а иногда и невозможно сказать, где обучение, где творчество, где воспитание. Главное, что ученики замечательные. Хотелось бы и в жизни стать им нужным человеком. Лишь некоторые из них станут профессиональными музыкантами, однако хочется, чтобы все они стали профессиональными любителями музыки, состоявшимися личностями, любящими и умеющими творить вокруг себя прекрасное.
&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&
СД.15 МЕТОДИКА РАБОТЫ С
ОРКЕСТРОМ
1. Цели и задачи дисциплины
Цель дисциплины – формирование
устойчивых компетенций руководителя
в организации работы творческого коллектива
в социально-культурной сфере. В ходе её
достижения формируется система знаний
по методике работы с творческим коллективом;
совершенствуются навыки игры на инструментах;
развивается творческий подход в умении
проведения репетиционных занятий; создаётся
основа для дальнейшей самостоятельной
работы.
Основные задачи курса:
^ 2. Требования к уровню освоения содержания
дисциплины
В результате прохождения программного
материала студенты должны иметь представление о развитии ансамблевого
музицирования в нашей стране и за рубежом;
о многообразии в составах оркестров,
ансамблей; о составах традиционных оркестров:
симфонического, народного, духового,
эстрадного; о роли руководителя творческого
коллектива. Знать основы педагогики и психологии,
необходимые для организации творческого
коллектива и для продолжительной работы
в нём. Уметь применять на практике знания
и умения, полученные в результате обучения;
организовать творческий коллектив и
создать необходимые условия для полноценной
работы участников. Владеть методикой работы с творческим
коллективом, навыками игры на инструментах.
^ 3. Объем дисциплины и виды учебной работы
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
^ 4. Содержание дисциплины
4.1. Разделы дисциплины и виды занятий
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4.2. Содержание разделов дисциплины
Раздел I. История развития инструментальных
оркестров в России.
Состав оркестра. Основные оркестровые
группы
Тема 1.1. Введение в предмет. Основные
жанры профессиональной музыкальной эстрады
в России XIX века. Роль русского народного
оркестра в советской России
Определение цели и задачи курса. Взаимосвязь
практических дисциплин, необходимых
для подготовки руководителя творческого
коллектива в социально-культурной деятельности.
Специфика работы молодого специалиста
в учреждениях системы дополнительного
образования: детские дома творчества,
кружки, школы искусств, музыкальные школы.
История становления и развития музыкальной
эстрады в России:
Первые эстрадные ансамбли и оркестры
в 20-х годах. Пионеры джазового искусства
в СССР. Тесная связь джаза с советской
песней. Советский джаз в военные годы.
Тенденции, направления, этапы в развитии
жанра в 1950 – 1960-е годы. Развитие джаза
в России в 90-е годы.
История развития народного оркестрового
и инструментального исполнительства.
Основные направления развития народной
музыки в 90-е годы и в наше время.
^ Тема 1.2. Теоретико-методические пособия
Создание научно-теоретической базы народного
инструментального творчества. Просветительская
деятельность В.В. Андреева. Андреев В.,
Насонов В., Фомин Н., Бабкин Б. – первые
методические пособия. Дальнейшее развитие
методических пособий.
Теоретико-методические пособия эстрадного
инструментального творчества.
^ Тема 1.3. Инструментальный состав симфонического,
народного и эстрадного оркестров
Возможные варианты инструментальных
составов. Народные и эстрадные инструментальные
ансамбли, их разновидности.
Оркестры. Оркестровые группы, их функции.
Группа духовых инструментов, её значение
в расширении ассортимента художественно-обогатительных
средств.
^ Раздел II. Руководитель любительского
творческого коллектива
Тема 2.1. Профессиональная характеристика
руководителя любительского творческого
коллектива
Функциональные обязанности руководителя
оркестра в современных условиях.
Социально-педагогическая направленность
учебно-воспитательной и творческой деятельности
в коллективе оркестра.
Основные слагаемые деятельности руководителя
творческого коллектива: психолого-педагогические,
организационные, творческие. Его интеллектуально-личная
культура и эрудиция, наличие коммуникативных
качеств.
Психологическая характеристика типов
руководителя.
^ Тема 2.2. Роль руководителя любительского
творческого коллектива как дирижера
оркестра. О технике дирижирования
Руководитель – дирижер оркестра. Техника
дирижирования. Постановка дирижерского
аппарата. Функция правой и левой рук.
О дирижерской палочке. Дирижирование
и тактирование. Работа дирижера над темпом,
ритмом, нюансами. Показ дирижером паузы,
пустого такта, ферматы, вступлений.
^ Раздел III. Организация и методика работы
с творческим коллективом
Тема 3.1. Предрепетиционная подготовка
дирижера оркестра
Структурный анализ произведения. Анализ
формы, определение педагогических и художественно-исполнительских
задач в произведении. Дирижерско-исполнительский
анализ произведения. Выявление технических
трудностей в партитуре и пути их преодоления.
Определение художественной цели произведения.
Исполнительский замысел дирижера. Подготовка
нотного материала к репетиции.
Тема 3.2. Задачи и организация репетиционного
процесса
Оркестровая дисциплина. Планирование
репетиционной работы. Совершенствование
исполнительской культуры оркестра.
Тема 3.3. Основные принципы репетиционного
процесса
Сущность обучения в ходе репетиционного
процесса. Принцип научности и доступности
обучения. Принцип систематического и
последовательного изучения музыкального
произведения. Принцип сознательности
и активности музыкантов на всех этапов
репетиционного процесса. Принцип звуковой
наглядности. Принцип прочности усвоения
знаний и выработки умений и навыков музыкантов.
Принцип индивидуального подхода к участникам
творческого коллектива.
Тема 3.4. Виды оркестровых репетиций
Корректурная репетиция. Рабочая (Основная)
репетиция. Прогонная репетиция. Генеральная
репетиция.
Тема 3.5. Основные методические приёмы
Метод мануального показа, метод объяснения,
метод слуховой наглядности.
Три формы работы с оркестром - индивидуальная,
групповая, общеоркестровая. Контроль
в процессе дирижирования – результат
систематической репетиционной работы.
^ Тема 3.6. Настройка оркестра
Интонационная чистота инструментов оркестра,
его оркестровых групп – важный фактор
исполнительской культуры коллектива
оркестра. Значение качества строя инструментов
в воспитании музыкального слуха у музыканта
– любителя.
Общие правила и способы настройки домрово-балалаечной
группы. Способы проверки строя каждого
инструмента в отдельности и внутри оркестровых
групп. Качество струн и его влияние на
строй инструмента.
Настройка эстрадного оркестра. Знание
дирижером особенностей инструментов.
Способы изменения высоты звучания инструмента.
Воспитание внутреннего и тембрового
слуха у оркестрантов.
^ Раздел IV. Детский творческий коллектив,
особенности работы с детьми
Тема 4.1. Детский творческий коллектив,
стадии его развития
Особенности существования детского музыкального
коллектива. 3 стадии развития детского
коллектива.
Тема 4.2. Методика проведения занятий
в классе ансамбля
Учебно-воспитательная работа и методы
стимулирования творческой активности.
Некоторые проблемы совершенствования
ансамблевого исполнительства.
Тема 4.3. Подбор репертуара для детского
творческого коллектива
Принципы подбора репертуара для детского
творческого коллектива.
Раздел V. Основные этапы работы с начинающим
коллективом
Тема 5.1. Организация и методика работы
на примере начинающего оркестра русских
народных инструментов
Организация оркестрового коллектива.
Отбор кандидатов в оркестровый коллектив.
Распределение участников по инструментам.
Посадка оркестра. Хранение инструментов.
^ Тема 5.2. Первый этап обучения. Овладение
навыками игры на отдельных инструментах.
Второй этап обучения. Переход к занятиям
по школам, самоучителям и азбукам
Особенности обучения игре на оркестровых
инструментах в любительском коллективе.
Принцип обучения нотной грамоте вместе
с освоением инструмента. Посадка. Постановка
правой и левой рук. Способы приема игры
на инструментах оркестра.
Переход к групповым занятиям. Распределение
инструментов по способам извлечения
правой руки и расположению левой. Балалайка
секунда.
Нотная грамота. Первая позиция.
Тема 5.3. Третий этап обучения. Освоение
технических навыков и разных приёмов
игры на отдельных оркестровых инструментах.
Четвёртый этап обучения. Совместная игра
на инструментах
Освоение технических навыков и разных
приемов игры на отдельных инструментах.
Штрихи. Приёмы звукоизвлечения.
Унисон на два, три, четыре и больше голосов.
Об освоении позиций.
^ Тема 5.4. Пятый этап обучения. Подготовка
к оркестровой игре. Подготовка к первым
выступлениям
Большие и малые составы оркестров. Занятия
с оркестром. Подготовка к первым выступлениям.
Время подготовки. Количество произведений.
Предварительная подготовка к выступлению.
Посадка оркестра. Поведение руководителя
во время выступления. Анализ и разбор
выступления.
^ Раздел VI. Репертуар творческого коллектива.
Принцип подбора
Тема 6.1. Основные педагогические требования,
определяющие методику подбора и применения
репертуара
Подчинение репертуара педагогическим
задачам. Планирование репетиционного
занятия, регламент ведения репетиции
оркестра. Определение и решение учебно-педагогических
и художественно-исполнительских задач
при разучивании музыкального произведения.
^ Тема 6.2. Подбор репертуара для коллективов
начального уровня развития
Необходимость инструментовки для любительских
коллективов. Последовательность в соответствии
с конкретными педагогическими задачами
на первых репетиционных занятиях.
^ Раздел VII. Исполнительский ансамбль.
Способы достижения выразительности
исполнения музыкального произведения
Тема 7.1. Основные типы оркестровой фактуры,
соотношение элементов фактуры
Движение оркестровых голосов и их взаимосвязь.
Основные типы оркестровой фактуры и их
характеристика. Аккордовое сопровождение.
Фигурационное сопровождение. Оркестровая
педаль. Приемы изложения мелодической
линии. Комбинированное изложение музыкального
материала. Соотношение звучания мелодии
и сопровождения. Использование различных
видов фактуры и их сочетаний.
^ Тема 7.2. Ансамбль в работе над штрихами,
исполнительскими приёмами
Музыкальное произношение отдельного
звука. Атака звука и её разновидности.
Основные виды штрихов. Одновременное
сочетание разных штрихов.
^ Тема 7.3. Работа над фразировкой, артикуляцией
Строение и суть музыкальной фразы. Два
принципа музыкальной фразировки (расчленённости
и слитности). Признаки расчленённости
и непрерывности музыкальной фразировки.
Передача мелодической линии от инструмента
к инструменту (от одной группы оркестра
к другой группе). Особенности исполнения
фразировки в джазе. Функции артикуляции.
^ Тема 7.4. Работа над динамикой в творческом
коллективе
Основные виды музыкальной динамики. Дифференциация
оркестровой фактуры. Естественная сила
звучания инструментов, их тембровые и
тесситурные особенности. Динамическая
ретушь. Многоплановость нюансировки.
«Глубина» оркестрового звучания.
^ Тема 7.5. Достижение тембровой выразительности
Тембровая выразительность, её тематическое
разнообразие. Особенности взаимодействия
выразительных средств. «Обмен» тембрами
в непрерывном звуковом потоке. Тесное
взаимодействие многообразия оркестровых
тембров. Изменение функций выразительных
средств. Доминирующее выразительное
средство. Единообразие исполнения выразительных
средств. Соотношение выразительных средств.
^ Тема 7.6. Воспитание художественного
вкуса на занятиях творческого коллектива
Художественный вкус. Коллективистские
качества личности, характеризующие уровень
развития художественного вкуса. Индивидуально-личностные
качества личности, характеризующие уровень
развития художественного вкуса. Педагогические
этапы формирования художественного вкуса.
Доминирующая деятельность во взаимодействии
дирижера и оркестрантов по формированию
художественного вкуса на репетициях
творческого коллектива. Формы учебно-воспитательного
процесса по формированию художественного
вкуса.
Тема 7.7. Концертная деятельность творческого
коллектива
Значение концертных выступлений. Подготовка
концертного выступления. Роль дирижера
в концертном выступлении. Формы концертной
деятельности творческого коллектива.
Информация о работе Методика работа с ансамблем русских народных инструментов