Методика работы с ансамблем русских народных инструментов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 10:47, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - выполнить практико-ориентированный проект: подобрать интересный подход к изучению английского языка через использование песенных материалов на уроках.
Для достижения цели решались следующие задачи:
изучение методической литературы по теме;
выделение базового лексического и грамматического материала в рамках каждой песни и подбор упражнений совместно с руководителем работы;
систематизация отобранного материала;

Содержание

Введение 3
Использование песенных материалов 4
Принцип отбора песенного материала 5
1.2 Последовательность работы над песней 6
1.3 Упражнения к песням 10
2. Разработка урока для первого класса 12
Заключение 17
Список литературы 18

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая Использование песенных материалов заметки.doc

— 120.00 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

Введение           3

  1. Использование песенных материалов      4
    1. Принцип отбора песенного материала      5

1.2 Последовательность работы над песней     6

   1.3  Упражнения к песням        10

2. Разработка урока для первого класса                                                         12

Заключение           17

Список литературы         18

 

 

  Введение. 

 

Задача приобщения учащихся к культуре и духовным ценностям  своего и других народов может  успешно решаться в процессе изучения иностранного языка.

Немаловажную помощь в этом может оказать использование  образцов музыкального (песенного) творчества на уроках.

Песенный жанр как  один из важнейших жанров музыкального творчества благодаря наличию вербального  текста способен наиболее точно и  образно отразить различные стороны социальной жизни тому заслуживает самого пристального внимания. Кроме того песня - это великолепное средство повышения интереса, как к стране изучаемого языка, так и к самому языку, а также весьма эффективный способ повторения языкового материала, особенно на старшем этапе обучения.

Цель исследования - выполнить  практико-ориентированный проект: подобрать  интересный подход к изучению английского  языка через использование песенных материалов на уроках.

Для достижения цели решались следующие задачи:

  • изучение методической литературы по теме;
  • выделение базового лексического и грамматического материала в рамках каждой песни и подбор упражнений совместно с руководителем работы;
  • систематизация отобранного материала;

Новизна исследования заключена в привлечении песенного материала для работы с лексикой и грамматикой на уроках английского языка.

Научность - в опоре  на методические пособия, в использовании  соответствующей терминологии.

Практическая ценность - данный материал может быть рекомендован к использованию на уроках иностранного языка  в начальных классах.

Я руководствовалась методическими рекомендациями С.В. Перкаса, Е.В. Измайловой и др. в выборе интересных заданий. Тексты песен подбирались по аутентичным источникам.

 

1.Использование песенных материалов.

Изучение английского  языка с помощью песен способствует развитию навыков коммуникативной  речи учащихся, даёт возможность овладеть звуковой системой английского языка: его фонемным составом, ритмом, интонацией. Песни ориентируют учеников на высказывание собственного мнения, своего отношения к услышанному. Кроме того, они обогащают лексический запас учащихся, оживляют преподавание, развивают чувство прекрасного, вызывая положительные эмоции, служат лучшему усвоению культуры стран изучаемого языка.

Использование песенного  материала помогает лучшему усвоению языкового материала. Что касается этапов урока, на которых песенный материал может быть применен, то они различны. В зависимости от методической задачи отдельного этапа песенный материал используется:

  • для фонетической зарядки на начальном этапе урока;
  • на этапе введения, первичного закрепления, а также тренировки учащихся в употреблении лексического и грамматического материала;
  • на любом этапе урока как стимул для развития речевых навыков и умений;

- как своего рода релаксация в середине или конце урока, когда 
учащимся необходима разрядка, снимающая напряжение и 
восстанавливающая их работоспособность.

Уроки с применением  песни обычно проводятся в особой, отличной от обычных уроков, обстановке. Например, учащиеся могут сесть в круг, также можно проводить подобные уроки в более просторных помещениях, актовых залах. Песни подбираются по тому же принципу, что и тексты для внеклассного чтения: они должны быть аутентичны, доступны в информационном и языковом планах, проблемны, актуальны, а также мелодичны,    но    главное,    они   должны    соответствовать    возрастным особенностям учеников.

Работа над песней рассматривается как один из самостоятельных  видов учебного процесса. Пение занимает определенное место в обучении подрастающего поколения.

При отборе содержания национально-культурного  компонента из всего многообразия лингвострановедческого материала выделяется то, что имеет  ценность для педагогической деятельности, то, что способно содействовать простому общению на иностранном языке, а также приобщать учащихся к культуре страны изучаемого языка.

 

1.1 Принцип отбора песенного материала.

 

К принципам отбора песенного  материала можно отнести:

1) принцип аутентичности, обеспечивающий расширение 
лингвострановедческого кругозора учащихся; в соответствии с этим 
принципом исходным пунктом отбора песенного материала служат именно 
народные песни, короткие припевки, рифмовки;

2) принцип воздействия на эмоциональную и мотивационную сферу 
личности с учётом возрастных особенностей и интересов учащихся (это 
позволяет из большого количества песенного материала выделить 
композиции с яркой, запоминающейся мелодией);

3) принцип методической ценности для формирования и 
совершенствования речевых навыков и умений, который обеспечивается 
соответствием песенного материала тематике устной речи и чтения на 
данном этапе обучения.

Иноязычное пение на уроке не должно сводиться к простому разучиванию и исполнению песен. Его эффективность резко возрастает, если содержание песни каким-то образом связано с содержанием изучаемого на уроке материала.

 

 

1.2  Последовательность работы над песней.

Работа над песней может быть условно разделена на несколько аспектов:

  • Грамматический
  • Фонетический
  • Технический (способы запоминания содержания песни)
  • Лексический
  • Социокультурный

Деление очень условно, потому что нет чётких границ между  отработкой данных аспектов по отдельности, один плавно перетекает в другой.

Если в классе не практиковалась ранее работа над песней, то возможно начать её с выяснения мотивации учащихся, их отношения к пению и музыке. Например: "Music is a part of our lives. In their free time people often listen to music and sing. And what about you? Do you like listening to music and singing? Why?"

Ответы учащихся могут быть самыми разнообразными, поскольку причины для прослушивания музыки и пения у каждого свои. Далее учитель может задать вопрос: "Which is more important the music or the lyrics?"

Процесс работы над песней может быть довольно длительным - 3-4 урока, хотя на каждом уроке для этого отводится всего 5-7 минут.

Таким образом, мы можем  для наглядности разбить процесс  работы над песней на 3-4 этапа, разработанный Е.А. Михайловым.

На примере песни "Please Mr.Postman" , которую можно использовать при изучении темы "My friend", разберём цепочку уроков.

 

Урок 1.

Начинать работу над  песней целесообразно с предтекстового этапа. Необходимо записать на доске  название песни, учащиеся дают свои ассоциативные  представления. Каждый называет одно понятие, связанное, по его мнению, с. содержанием песни. Все названные слова записываются на доске. Например: mail, letter, postcard, letter-box.

Далее можно построить  предположения относительно содержания песни. В менее подготовленном классе вместо составления рассказов можно  предложить упражнение с множественным выбором, предложив вопрос с несколькими вариантами ответов на него.

Во время первого  прослушивания песни учащиеся проверяют  обоснованность своих предположений  относительно содержания песни.

Далее идёт работа над  фонетикой. Отрабатывается чтение куплетов: звук - сочетание звуков - слово - словосочетание. Работая над фонетикой, необходимо обращать внимание на мелодику песни, чередование ударных и безударных слогов. Отработав отдельные трудные места, необходимо добиться максимально чёткого произношения.

За этим следуют повторение за диктором всей песни и её исполнение под музыку с диктором.

Урок 2.

Работа над грамматической стороной песни.

На доске или в  распечатке предъявляется текст  песни. Учащиеся 
заполняют пропуски в тексте, употребляя глаголы в правильной форме: 

      I... a long long time                         to wait

Since I... from that girl of mine                    to hear

I... here waiting Mr.Postman so patiently         to stand 
For just a card or just a letter 
Saying she ... home to me.                        to return

Далее, прослушивая песню, учащиеся проверяют правильность выполнения задания.

Для поддержки грамматических навыков учителю рекомендуется  задать к каждой строчке вопросы: общий, специальный, разделительный, альтернативный. Отрабатываются другие грамматические явления: употребление предлогов, словообразование (суффиксы и префиксы), степени сравнения прилагательных и т.п.

Далее учитель работает с содержанием песни, задавая  несколько вопросов. Для ответа на них ученики анализируют содержание песни. Все ответы необходимо доказать соответствующими предложениями из песни.

Послетекстовый этап. Исполнение песни под музыку с  диктором, а затем без него. Развитие устной речи: учащимся предлагается описать  место действия песни: город, дом, квартиру главного героя. Работа идёт без предварительной подготовки.

 

Урок 3.

Повторение слов песни  за диктором. Исполнение песни вместе с диктором. Запоминание песни.

Существует несколько  способов запоминания текста:

  • «Неполная фраза» (complete the phrase). Учитель говорит или пишет на доске начало фразы. Учащиеся по памяти заканчивают её. Желательно перед этим разделить учащихся на команды.
  • При небольшой группе так по очереди до конца.
  • Соревнование "Order the lines". Класс делится две группы. Каждая группа получает конверт с разрезанной на отдельные строчки песней. Побеждает та команда, которая быстрее соберёт полный текст песни.

Исполнение песни учащимися  самостоятельно под музыку после  того, как текст выучен. Можно  провести конкурс на лучшее командное исполнение песни.

Развитие устной речи: учитывая исторический фон песни, ученики  могут добавлять воображаемые детали (описание внешности и характера  главного героя, предположительный  возраст, профессия, образ жизни). Для  своих рассказов ученики должны использовать фразы: from my point of view, in my opinion.

Развитие навыков устной речи: составление рассказов от лица героев. Например:

I have a girlfriend. She is far away now, and I miss her. I'm waiting for her letter. Every morning I see Mr.Postman, who gives mail to everyone, except me.

План рассказа обсуждается  и записывается на доску. Это даёт опору для рассказа, облегчая задачу.

Развитие диалогической  речи: составление диалогов между  героями песни. Например: imagine and act out a dialogue between the guy and his girlfriend when she comes back home. Whose dialogue will be the best?

Дополнительные  задания:

Также можно провести конкурс на лучшее исполнение песни.

В качестве домашнего  задания учащиеся могут проиллюстрировать  содержание песни. В нашем случае, на своих рисунках они могут изобразить подобную картину: улица в маленьком городке Англии. Действие происходит в 60-х гг. Герой бежит навстречу почтальону с большой почтовой сумкой. И т.д.

Описание иллюстраций  к песне. В дальнейшем эти творческие работы могут быть использованы в качестве опоры по соответствующим темам («Внешность», «Квартира»). Можно также предложить учащимся рассказать о возможном будущем героев: что произойдёт с ними через несколько лет, как изменятся их привычки, внешность, образ жизни.

Проработанная таким  образом песня может быть исполнена, например, во время Недели английского  языка, на школьных мероприятиях, потому что становится маленьким спектаклем, позволяющим проявить творческие способности  учащихся.

Естественно, что жёстко использовать приведённую схему удаётся не всегда. Это в большей степени зависит от содержания песни.

 

Однако  эффект от использования песни можно  получить и за одно занятие. В этом случае учитель может использовать такую схему:

1) Учитель сообщает краткую информацию о песне, её характере, основном содержании, истории создания и логически связывает работу с ней с предыдущим этапом урока. Для обеспечения понимания каждого слова и грамматической конструкции лучше использовать дословный перевод на русский язык. К этой работе привлекаются учащиеся.

  1.          Перед первым предъявлением песни школьникам предлагается обратить внимание на характер песни (лирическая, шуточная и т. п.) и средства, указывающие на это, на аккомпанемент и манеру исполнения.
  2.          Учащиеся прослушивают песню.
  3.          После первого предъявления учитель с помощью вопросов проверяет степень понимания песни.
  4.           Для обеспечения полного понимания содержания учитель выделяет в тексте песни грамматические явления, новые слова и обеспечивает их закрепление.

6) Фонетическая обработка текста песни: учитель обращает внимание учащихся на темп и правильность произнесения отдельных слов и текста в целом.

Информация о работе Методика работы с ансамблем русских народных инструментов